Слайд 1
Психологические предпосылки наркотизации подростков
Психолог ЛОНД
Воронина Т.Г.
Г.Луганск
2011 г.
Слайд 2Среди многих социальных проблем, стоящих сегодня перед обществом, на одно
из первых мест выходит проблема наркотизации.
Наркомания
– социально опасное психическое заболевание, в основе которого – есть неудержимое стремление индивида к искусственной стимуляции так называемых «зон комфорта» в ЦНС, путем приема тех или иных химических соединений.
При наркомании происходит деформация, а затем и разрушение системы мотивации, разрыв прежних социальных связей и формируется поведение, характерными чертами которого является готовность больного к любым противоправным поступкам ради получения наркотического вещества.
Сегодня мы столкнулись с таким размахом потребления наркотических веществ среди детей и подростков , которое невозможно было представить во времена наших родителей.
Слайд 3У детей первые пробы наркотиков, как правило, происходит на фоне
потребления алкогольных напитков и курения.
Данные социологического исследования, проведенного ЛОНД среди
учащихся средних школ г.Луганска:
- Потребляют алкогольные напитки каждый третий школьник в средних классах и более половины- в старших.
- Среди детей 5-8 классов курит каждый третий, 9-11 классов каждый второй.
- Средний возраст начала употребления алкоголя среди мальчиков снизился до 12,6 лет, а среди девочек- до 13 лет.
- Выпивка стала символом объединения подростков или молодых людей в неформальные группы, обязательным условием признания новичка ее членом.
«Курящая тусовка»
Слайд 4Употребление алкоголя и табака – серьезное основание для перехода к
наркотикам.
Среди наркоманов практически не бывает некурящих.
При возникновении наркомании возрастает
интенсивность курения.
Слайд 5Причины наркотизации
Главная причина – особенности характера человека.
Особенности подросткового возраста:
вспыльчивость,
грубость, непослушность, обидчивость;
-повышенная психологическая и физическая утомляемость, неусидчивость, застенчивость, резкие
смены настроения.
Подростковый возраст-это период активного поиска способов самоутверждения.
При отсутствии направленной работы со стороны родителей и педагогов подросток начинает стихийно ориентироваться на группу сверстников и нередко выходит так, что отношение друга к той или иной проблеме приобретает для него больший вес, чем мнение родителей или педагогов.
Слайд 6Причины наркотизации
Влияние актуально значимой группы сверстников.
От ориентации, направленности той или
иной группы, в которой находится подросток, от ее духовных ценностей,
форм самоутверждения, зависит положительное или отрицательное ее влияние на подростка.
Особенно опасно, если речь идет о компаниях с асоциальной направленностью, для которых характерны пьянство, грубость, хулиганство, правонарушения.
Слайд 7Причины наркотизации
Недостатки семейного воспитания:
-гиперопека со стороны родителей;
-гипоопека со стороны родителей;
Слайд 8Гиперопека как один из факторов, обуславливающий возникновение наркотизации подростков
Гиперопека
со стороны родителей, попытка оградить ребенка от трудностей, окружить его
сверхвниманием, направленным на удовлетворение всех его потребностей приводят к тому, что сын или дочь не приучены к преодолению трудностей.
Обычно такие дети не умеют сдерживать свои импульсивные порывы, ожидают от окружающих немедленного выполнения их желаний.
Естественно такая позиция вызывает отпор в коллективе сверстников и педагогов. Так возникает ситуация затрудненности достижения цели, которая воспринимается подростком как ситуация невозможности.
Стремление снять возникший психический дискомфорт приводит либо к включению защитных механизмов личности, либо побуждает несовершеннолетнего к прямому «уходу» их психотравмирующей ситуации путем «отключения» от нее с помощью наркотизации.
Слайд 9Гипоопека как один из факторов, обуславливающий возникновение наркотизации подростков
Гипоопека со
стороны родителей, т.е. отсутствие любви и заботы о детях, равнодушие
и даже жестокость к ним, встречающиеся в неблагополучных семьях, также создает для ребенка психотравмирующую ситуацию (но теперь уже не кажущуюся, а действительную).
В этих случаях дети еще раньше и с большей вероятностью прибегают к поискам выхода, который нередко находят в употреблении средств, позволяющих снять эмоциональное напряжение.
Слайд 10Степень вероятности употребления наркотиков возрастает среди тех подростков, чья нервная
система ослаблена (патология беременности и родов, ЧМТ, интоксикации и т.п.),
либо те, кто в силу своих природных особенностей эмоционально неустойчив, невротичен, с психастеническим складом характера и т.п.
Значительную часть «группы риска» наркоманией представляют подростки, которым свойственны акцентуации характера, и , тем более, психопатии.
Статистически чаще употребление наркотических веществ встречается при гипертимной, неустойчивой, эпилептоидной, истероидной акцентуациях.
Слайд 11Гипертимная акцентуация
Чрезмерная подвижность;
Неугомонность;
Крикливость;
Стремление командовать;
Находчивость и сообразительность;
Склонность к риску и приключениям;
Стремление
к самостоятельности и независимости, нетерпимость к мелочной опеки;
Легкая возбудимость (в
определенных ситуация –агрессивность);
Умение быстро сходиться с незнакомыми людьми.
Слайд 12Причины наркотизации подростков с гипертимной акцентуацией
Отсутствие интересного занятия;
«От скуки»;
«От нечего
делать»;
В качестве « отдушины» для выхода их кипучей энергии;
Подобным ,
не требующим ни труда, ни знаний наиболее « приятным» способом удовлетворить свою потребность в познании нового, ярких и необычных впечатлениях.
Слайд 13Истероидная акцентуация
Демонстративное поведение;
Стремление привлечь к себе внимание любой ценой;
Повышенная лживость,
фантазирование;
Театральность и неестественность в поведении;
Поверхностность и непостоянство чувств;
Претензии на роль
лидера и исключительное положение в группе.
Слайд 14Причины наркотизации подростков с истероидной акцентуацией.
Бахвальство;
Стремление к необычному, запрещенному;
Желание любой
ценой выделиться из группы.
Слайд 15Эпилептоидный тип акцентуации.
Педантичность;
Бережливость;
Чрезмерная аккуратность в одежде, оформлении и ведении тетрадей,
дневников
Слайд 16Причины наркотизации подростков эпилептоидного типа акцентуации.
Желание снять («разрядиться ») состояние
злобно - тоскливого настроения.
Алкогольное опьянение
протекает
тяжело. Подростки становятся агрессивными, злобными , драчливыми. Для них характерны самокалечения, нарушение влечений (сексуальные извращения и т.п.).
Слайд 17Неустойчивый тип акцентуации
Патологическая слабость воли;
Стремление к легким развлечениям и удовольствиям;
Нерешительность;
Безынициативность;
Податливость
случайным влияниям;
Подчиняемость;
Зависимость от лидера;
Внушаемость.
Неспособность к самоанализу и трезвой оценке
собственных действий;
Равнодушное отношение к своему будущему;
Слайд 18Причины наркотизации подростков с неустойчивым типом акцентуации.
Стремление к развлечениям и
удовольствиям;
Любопытство;
Возможность достижения состояния эйфории.
Слайд 19Поводом к приему наркотических веществ выступают:
Любопытство;
Желание испытать новые, предположительно
приятные впечатления, отделяющие от всего будничного;
Стремление избежать насмешек «товарищей»;
Стремление не
отстать от более опытных друзей;
Бравада;
Рисовка перед окружающими.
Слайд 20Признаки и симптомы, которые могут свидетельствовать о потреблении наркотических веществ:
Изменение
характера и поведения в худшую сторону;
Снижение успеваемости;
Появление лживости, ничем не
мотивированной отчужденности, грубости и даже неприязни к родителям и педагогам;
Резкое сужение круга интересов;
Исчезновение денег и вещей из дома;
Изменение внешнего вида или утрата интереса к своему внешнему виду и личной гигиене.
Слайд 21Как уберечь подростков от знакомства с наркотическими веществами:
Говорить с подростком
о границах его личности, о самоуважении и самоутверждении.
Вникать в круг
интересов подростков, интересоваться их окружением;
Способствовать формированию у подростков активной жизненной позиции;
Препятствовать влиянию на подростков отрицательных лидеров;
Не допускать вовлечения подростков в неблагополучные компании;
Обеспечить им гармоничное развитие и воспитание;
Прививать им любовь к спорту, труду, умению вести здоровый образ жизни, быть полезным себе и обществу.
Слайд 22Пока еще не поздно обратите внимание на своих детей!!!