Разделы презентаций


Экстремальные ситуации природного характера

Содержание

Чрезвычайная (экстремальная) ситуация (ЧС) природного характера – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате опасного природного явления, стихийного бедствия, которые могут повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Экстремальные (чрезвычайные) ситуации природного характера
Выполнила: Терехина Ольга гр. 20830

Экстремальные (чрезвычайные) ситуации природного характераВыполнила: Терехина Ольга гр. 20830

Слайд 2Чрезвычайная (экстремальная) ситуация (ЧС) природного характера – это обстановка на

определенной территории, сложившаяся в результате опасного природного явления, стихийного бедствия,

которые могут повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

По причине (условиях) возникновения бывают: -  Геологические: землетрясения, извержения вулканов, оползни, сели, снежные лавины. -  Метеорологические: ураганы, бури, бураны, смерчи и т.д. -  Гидрологические: наводнения, заторы, зажоры, нагоны, цунами. -  Природные пожары: лесные, торфяные, степные. -  Массовые заболевания: эпидемии, эпизоотии, эпифитотии.
По степени внезапности: внезапные (непрогнозируемые)
По скорости распространения: стремительный, быстрораспространяющийся, умеренный характер.
По продолжительности действия: могут иметь затяжное течение.
По характеру: непреднамеренные (неумышленные).

Чрезвычайная (экстремальная) ситуация (ЧС) природного характера – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате опасного природного

Слайд 3В условиях стихийных бедствий нервно - психические нарушения у значительной

части населения проявляются в диапазоне от состояния дезадаптации и невротических,

неврозоподобных реакций до реактивных психозов.

Их тяжесть зависит от факторов:
возраст , пол , уровень исходной социальной адаптации;
индивидуальных характерологических особенностей;
дополнительных факторов к моменту катастрофы (одиночество, наличие на попечении детей, больных родственников, собственная беспомощность: беременность, болезнь и т.д. ).

В условиях стихийных бедствий нервно - психические нарушения у значительной части населения проявляются в диапазоне от состояния

Слайд 4Фазы или стадии в динамике состояния людей, подвергшихся воздействию стихийных

бедствий (Решетников М.М):
1.«Острый эмоциональный шок». Развивается вслед за состоянием оцепенения

и длится от 3 до 5 ч; общее психическое напряжение, предельной мобилизацией психофизиологических резервов, обострением восприятия и увеличением скорости мыслительных процессов, проявлениями безрассудной смелости (особенно при спасении близких) при одновременном снижении критической оценки ситуации, но сохранении способности к целесообразной деятельности.

2. «Психофизиологическая демобилизация». Длительность до 3 суток. Наступление этой стадии связано с первыми контактами с теми, кто получил травмы, с телами погибших, с пониманием масштабов трагедии («стресс осознания»).

3. «Стадия разрешения». 3–12 суток после стихийного бедствия. По данным субъективной оценки, постепенно стабилизируется настроение и самочувствие.

4. «Стадия восстановления». Начинается приблизительно с 12-го дня после катастрофы и наиболее отчетливо проявляется в поведенческих реакциях: активизируется межличностное общение, начинает нормализоваться эмоциональная окраска речи и мимических реакций, впервые после катастрофы могут быть отмечены шутки, вызывавшие эмоциональный отклик у окружающих, восстанавливаются нормальные сновидения.
Фазы или стадии в динамике состояния людей, подвергшихся воздействию стихийных бедствий (Решетников М.М):1.«Острый эмоциональный шок». Развивается вслед

Слайд 5Психологическая помощь
Главными принципами оказания помощи перенесшим психологическую травму в результате

влияния экстремальных ситуаций являются:

• безотлагательность: чем больше времени пройдет с

момента травмы, тем выше вероятность возникновения хронических расстройств, в том числе и посттравматического стрессового расстройства.

• приближенность к месту событий: в привычной обстановке и социальном окружении, а также в минимизации отрицательных последствий «госпитализма».

• ожидание, что нормальное состояние восстановится: обращаться не как с пациентом, а как с нормальным человеком.

•единство и простота психологического воздействия: источником психологического воздействия должно выступать одно лицо, либо процедура оказания психологической помощи должна быть унифицирована.
Необходимо отвести пострадавшего от источника травмы, предоставить пищу, отдых, безопасное окружение и возможность быть выслушанным.

Психологическая помощьГлавными принципами оказания помощи перенесшим психологическую травму в результате влияния экстремальных ситуаций являются:• безотлагательность: чем больше

Слайд 6Особенности работы психолога в экстремальных условиях (Ловелле, Малимонова, 2003):
• Работа

с группами. Группы жертв не создаются психологом (психотерапевтом) искусственно, исходя

из нужд психотерапевтического процесса, они были созданы самой жизнью в силу ситуации катастрофы.

• Пациенты часто пребывают в остром аффективном состоянии. Жертвы находятся еще под эффектом травмирующей ситуации, что не совсем обычно для нормальной психотерапевтической работы.

• Нередко низкий социальный и образовательный статус многих жертв.

• Разнородность психопатологии у жертв.

• Наличие почти у всех пациентов чувства потери, ибо поскольку часто жертвы теряют близких людей, друзей, любимые места проживания и работы и пр., что вносит вклад в нозологическую картину травматического стресса, особенно в депрессивную составляющую данного синдрома.

• Отличие посттравматической психопатологии от невротической патологии. «Чисто» травматический стресс, и сложное переплетение травматического стресса с другими патогенными факторами внутреннего или внешнего происхождения.

Особенности работы психолога в экстремальных условиях (Ловелле, Малимонова, 2003):• Работа с группами. Группы жертв не создаются психологом

Слайд 7Психологическая помощь
Цель и задачи психотерапевтической коррекции:
профилактика острых панических реакций,

психогенных нервно - психических нарушений;
повышение адаптационных возможностей индивида;
психотерапия

возникших пограничных нервно психических нарушений.

Направления проведение психотерапии и психопрофилактики: Первое - со здоровой частью населения в виде профилактики: а) острых панических реакций; б) отсроченных "отставленных " нервно - психических нарушений.
Второе направление - психотерапия и психопрофилактика лиц с развившимися нервно- психическими нарушениями.
Характерной особенностью терапии в таких ситуациях является то, что она должна будет проводиться в экстремальных условиях: на месте происшествия, в приспособленных помещениях, палатках.
Психологическая помощьЦель и задачи психотерапевтической коррекции: профилактика острых панических реакций, психогенных нервно - психических нарушений; повышение адаптационных

Слайд 8Информационная психотерапия
На первом этапе наиболее оптимальной формой психотерапевтической помощи пострадавшим

является информационная психотерапия ( Л.П. Яцков, Н.Д. Белокобыльский, М.А. Глушков,

П.Л. Яцков).

Она применяется в экстренном порядке.

Её целью является психологическое поддержание жизнеспособности тех, кто жив, но находится в полной изоляции от окружающего мира (землетрясения, разрушение жилищ в результате аварий, взрывов и т.д.).

Целью информационной терапии является также нивелировка и уменьшение чувства страха у пострадавших , т.к. известно, что в кризисных ситуациях от страха погибает больше, чем от воздействия реального разрушительного фактора.

Сеансы информационной терапии реализуются через систему звукоусилителей.
Рекомендации, которые должны услышать пострадавшие (см. Приложение 1).

Информационная психотерапияНа первом этапе наиболее оптимальной формой психотерапевтической помощи пострадавшим является информационная психотерапия ( Л.П. Яцков, Н.Д.

Слайд 9Субъекты психологической помощи в условиях ЧС
Жертвы. Пострадавшие, изоли­рованные в очаге

чрезвычайной ситуации (люди под завалами, на крышах затопленных домов и

т.д.).

Пострадавшие (материально или физи­чески). Потерявшие своих близких или не имеющие информации об их судьбе, лишившиеся своих домов, иму­щества.

Специалисты. Люди, оказывающие помощь пострадавшим, принимающие участие в ликви­дации последствий ЧС.

Очевидцы или свидетели. Люди, про­живающие или оказавшиеся в непосредственной близос­ти к зоне ЧС.

Наблюдатели (или зеваки). Люди, по­лучившие информацию о происходящем и прибывшие на место.

Телезрители. Люди, получающие ин­формацию о ЧС и следящие за развитием ситуации с по­мощью средств массовой информации (СМИ).


Субъекты психологической помощи в условиях ЧСЖертвы. Пострадавшие, изоли­рованные в очаге чрезвычайной ситуации (люди под завалами, на крышах

Слайд 10При осуществлении экстренной психологической помощи необходимо помнить, что жертвы стихийных

бедствий страдают от следующих факторов, вызванных экстремальной ситуацией:

Внезапность.
Отсутствие подобного

опыта.
3. Длительность.
4. Недостаток контроля.
6. Постоянные изменения.
7. Экспозиция смерти.
8. Моральная неуверенность.
9. Поведение во время события.
10. Масштаб разрушений.
При осуществлении экстренной психологической помощи необходимо помнить, что жертвы стихийных бедствий страдают от следующих факторов, вызванных экстремальной

Слайд 11Комплекс психотерапевтических мероприятий
1. Рациональная терапия -метод выведения клиента в условия

обыденной жизни.
2. Суггестивная терапия в контексте управления деятельностью людей.


3. Включения пострадавших в деятельность по оказанию помощи ближним.
4. Работа с родственниками людей находящихся под завалами, живыми и погибшими.
5.Поведенческие приёмы и методы направлены на снятие психоэмоционального возбуждения, тревоги, панических реакций.
6. Экзистенциальные приёмы и методы направленных на принятие ситуации утраты, устранения душевной боли, поиск ресурсных психологических возможностей для дальнейшей жизни.
7. На госпитальном этапе, в дополнение к названным приемам и методам может подключаться психоаналитически ориентированная психотерапия.
8. Телесно-ориентированная психотерапия. Аутогенные тренировки. Метод психической саморегуляции. Методы активной и пассивной мышечной релаксации. Методы В. Райха с телесными зажимами.
9. Стратегическая психотерапия М. Эриксона
10. Массаж и психомассаж. Психомануальная терапия (В.С. Мухина).

 

Комплекс психотерапевтических мероприятий1. Рациональная терапия -метод выведения клиента в условия обыденной жизни. 2. Суггестивная терапия в контексте

Слайд 12Комплекс психотерапевтических мероприятий
12. Проективные методы символических замещений:
Психодрама. Куклотерапия. Игротерапия.


Зеркало рефлексии (В.С.Мухина) как проективный метод диагностики и коррекции Я

идентичности личности жертвы чрезвычайных ситуаций.
Метод рефлексиотерапии. Знаковое обозначение и изображение лица и тела: автопортрет (рисунок, лепка); макияж как техника коррекции Я-идентичности. Массаж лица как техника релаксации и коррекции Я-идентичности. Боди-арт как метод коррекции чувства личности.
Маски как средство диагностики и коррекции Я идентичности личности жертвы чрезвычайных ситуаций.
Зоотерапия. Эффективность взаимодействия человека с животными: реальная релаксация от телесного соприкосновения с некоторыми видами животных; компенсация проблем жертвы при восприятии животного и символическом взаимодействии с ним.
Продуктивные виды деятельности. Материалы для настольных игр. Материалы для рисования и лепки. Книжки для раскраски. Сказки. Детские стишки, считалки, бормоталки и др.
Графические методы («Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур», «Дом-дерево-человек», «Моя семья», «Автопортрет», «Мой страх», «Рисунок на свободную тему» и др.).

Комплекс психотерапевтических мероприятий12. Проективные методы символических замещений: Психодрама. Куклотерапия. Игротерапия. Зеркало рефлексии (В.С.Мухина) как проективный метод диагностики

Слайд 13ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Рекомендации, которые должны услышать пострадавшие
Информация о том,

что окружающий мир устремился к ним на помощь и делает

все, чтобы она пришла к ним как можно быстрее.
Находящиеся в изоляции должны сохранять полное спокойствие , т.к. это одно из главных средств к их спасению.
Оказать себе в случае необходимости и по возможности самопомощь.
Пострадавшие не должны принимать каких - либо физических усилий к самоэвакуации, что может привести к опасному для них смещению обломков.
Максимально экономить свои силы.
Находиться с закрытыми глазами, что позволит приблизить себя к состоянию легкой дремоты и большей экономии физических сил.
Дышать медленно, неглубоко и через нос, что позволит экономить влагу и кислород в организме и кислород в окружающем воздухе.
Мысленно повторять фразу : "Я совершенно спокоен (а)" 5 - 6 раз через промежутки счета между ними до 15 - 20 ,что позволит снять внутреннее напряжение и добиться нормализации пульса и артериального давления , самодисциплины.
Высвобождение из "плена" может занять времени больше, чем хочется потерпевшим. Будьте мужественными и терпеливыми. Помощь прорывается к Вам.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1  Рекомендации, которые должны услышать пострадавшиеИнформация о том, что окружающий мир устремился к ним на

Слайд 14ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Список Робинзона

1. Достигается разрядка.
2. Прерывается эффект

самовнушения.
3. Записав на бумаге травмирующее событие, человек делает первые умозаключения, первые выводы.
4. Совершается акт принятия беды.
5. Начинается анализ положения.
6. Попавший в беду может уже начинать действовать.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2               Список

Слайд 15Список использованной литературы:
Антипов В. В. Психологическая адаптация к экстремальным си­туациям.

М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004.
Малкина-Пых И.Г. Экстремальные ситуации. – М.: Изд-во Эксмо,

2005.- 960с.
Осипова А. А. 0-74 Справочник психолога по работе в кризисных си­туациях / А. А. Осипова. — Ростов н/Д : Феникс, 2005. — 315 с.
Психотерапия в очаге чрезвычайной ситуации // Психосфера, 1998, № 4.
Решетников М.М. и др. Психофизиологические аспекты состояния, поведения и деятельности пострадавших в очаге стихийного бедствия // Психологический журнал, М., 1989. Т. 10. №4.
Сельчёнок К.В., Тарас А.Е. Психология экстремальных ситуаций. Хрестоматия
Соловьева С.Л. Психология экстремальных состояний. СПб., ЭЛБИ, 2003.
Солошенко Д.В. Экстренная психологическая помощь. Консультирование (телефон доверия). Харьков: Торсинг, 2001. - 192с.
Шойгу Ю.С. Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных. М.: Смысл, 2007. - 319 с.

Список использованной литературы:Антипов В. В. Психологическая адаптация к экстремальным си­туациям. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004.Малкина-Пых И.Г. Экстремальные ситуации. –

Слайд 16Благодарю за внимание

Благодарю за внимание

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика