Слайд 1Современные проблемы ТПИ. Современные исследования в области ТПИ и роль
Высшей
школы народных искусств (академии)
Слайд 2Вопросы по теме:
Какие меры по сохранению и поддержке очагов традиционного
прикладного искусства могут быть предложены и реализованы на современном этапе?
Что
может помочь сделать произведения традиционного прикладного искусства востребованными в условиях современного быта?
Какова роль профессионального образования художников для преодоления сложившихся противоречий в народных промыслах?
Что можете сделать лично Вы, как гражданин страны, студент, будущий художник для сохранения традиционного прикладного искусства?
Слайд 3Какие проблемы стоят перед современными центрами ТПИ?
Слайд 4Современные проблемы ТПИ
• Проблема художественной традиции (традиция и современность, традиция
и индивидуальность, канон, «миграция» мастеров);
• научное изучение теории ТПИ (размытость
терминологического поля);
• вопрос профессионального образования;
• незначительная роль народного искусства в стратегических документах государственной культурной политики;
• бытование предприятий ТПИ (слабая государственная поддержка; недостаточное обеспечение кадрами; незаинтересованность руководства в обновлении ассортимента; сложности с реализацией продукции);
правовой аспект (проблема авторского права; определение предприятий как предприятий «народных художественных промыслов»).
Слайд 5Проблема художественной традиции
Слайд 7Проблема территориального бытования промысла
Хохломская роспись / Липецкая роспись (липецкая хохлома)
Слайд 8Проблема миграции мастеров
Черникович П.П.
Лоток «Стадо оленей и волки», 1961 г.
(Холмогоры)
Лоток «Поморы», 1989-1991 гг. (Варнавино)
Слайд 10Проблема традиции и индивидуальности
Классический тагильский поднос и поднос с авторской
росписью Геннадия Бабина
Слайд 11Тагильские подноcы XVIII в. и
поднос с авторской росписью Геннадия
Бабина (XX в.)
Слайд 12Тагильские подносы Ирины Смыковой
Слайд 14Существо художественной системы ТПИ
Слайд 15Проблема профессионального образования в ТПИ
Слайд 16Проблема профессионального образования в ТПИ
Неразработанность педагогического аспекта теории народного искусства;
отсутствие
концепции непрерывного воспитания средствами народного искусства на всех ступенях образования;
нескоординированность
системы профессионального образования в области традиционного прикладного искусства.
Слайд 17Проблема бытования предприятий ТПИ
Слайд 19Распределение ответов респондентов на вопрос:
«Были ли (будет) достаточен ли
кадровый ресурс (количество и квалификация персонала) на предприятии?»
(% от общего
числа опрошенных)
Слайд 20Основные факторы, препятствующие решению кадровых проблем
на предприятиях НХП (%
от общего числа опрошенных)
Слайд 22Кислина А.И. Наволочка «Аленький цветочек».
1980 г. Владимирский шов, редина.
Владимирская область, МХМ.
Современный ассортимент произведений
ООО «Мстерская вышивка»
Слайд 23Высшая школа народных искусств (институт)
Ювелирное искусство
Резьба по кости
Художественная вышивка
Художественное кружево
Роспись
ткани
Декоративная роспись
ЛМЖ
Церковно-историческая живопись
Теория и история искусств
Слайд 25Императрица Александра Федоровна на закладке здания Школы Народного Искусства
Слайд 29Московский филиал ВШНИ
Ювелирное искусство
Роспись ткани
Художественная вышивка
Роспись металла
Слайд 30Федоскинский филиал ВШНИ
Федоскинская ЛМЖ
Художественная роспись по эмали (ростовская финифть)
Слайд 31Сергиево-Посадский филиал ВШНИ
Реклама и связи с общественностью
Дизайн (проектирование,
моделирование и оформление игрушки)
Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (роспись по
дереву)
Теория и история искусств
Слайд 32Богородский филиал ВШНИ
Богородская резьба по дереву
Слайд 33Мстерский и Холуйский филиалы ВШНИ
Художественная вышивка
ЛМЖ
Слайд 34Омский филиал ВШНИ
Художественная керамика
Художественная обработка кожи
Художественный металл
Художественная роспись по
дереву
Реклама
Театрально-декорационная живопись
Слайд 35Рязанский филиал ВШНИ
Художественная вышивка
Художественное кружево
Художественная роспись ткани
Художественный металл (ювелирное
искусство)
Слайд 37Проблема неосведомленности о центрах ТПИ
Слайд 38Выставка работ студентов ВШНИ
в Союзе художников в 2010 году
Слайд 40Творческое задание – эссе
Махатма Ганди говорил: «Мы сами должны стать
теми переменами, которые хотим увидеть в мире».
Подумайте, какие действия
можете предпринять именно Вы (как студент, будущий художник, гражданин) для сохранения и развития традиционного прикладного искусства, преодоления существующих проблем?
Объем – ок. 1000 слов (2-3 печатных листа, шрифт Times New Roman 14, интервал 1.5 пт / 3-5 рукописных страниц)
Слайд 41Вопросы для повторения:
Охарактеризуйте современное состояние одного из центров традиционного прикладного
искусства (по вашему выбору). С какими проблемами он столкнулся? Какие
меры предпринимаются на муниципальном, региональном, федеральном уровне для их преодоления? Свой ответ аргументируйте, подтвердив конкретными фактами.
Проанализируйте проблему профессионального образования в области традиционного прикладного искусства в современной социокультурной ситуации и роль Высшей школы народных искусств в разрешении существующих противоречий.
Попробуйте спрогнозировать перспективы развития конкретного центра традиционного прикладного искусства, опираясь на анализ фактического материала. Свою позицию обоснуйте.