Слайд 1Орфоэпическая разминка
ФЕНОМЕН, ПОЗВОНИТ, ИСЧЕРПАТЬ, ПО СРЕДАМ, ХОДАТАЙСТВО, ШАРФЫ, СВЕКЛА, ВЕРОИСПОВЕДАНИЕ,
ЗАВИДНО, ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Слайд 2Синтаксическая разминка
Дед заж…г серную спичку (1) осв…тив синим огнём своё
лицо хорька (2) измазан(н)ое сажей (3) и (4) высм…трев св…чу
на столе (5) пр…сел рядом с бабушкой.
Слайд 5Правописание проверяемых согласных
Правописание звонких и глухих согласных устанавливается путем подбора
проверочного слова, где этот согласный находится перед гласным или согласными
л, м, н, р:
низкий – низок
близкий – близок
просьба – просить
В случае, если нельзя подобрать проверочное слово, написание устанавливается по орфографическому словарю:
асбест, ветчина, зигзаг, вокзал
Для некоторых слов нельзя в качестве проверочных использовать родственные слова. Их рекомендуется запомнить:
абстракция, НО абстрагировать
транскрипция, НО транскрибировать
Слайд 6Правописание непроизносимых согласных
Чтобы проверить написание слов с сочетанием согласных вств,
здн, лвств, л нц, ндск, нтск, рд ц, стб, стн,
стл, необходимо подобрать проверочное слово, в котором после первого или второго согласного оказался бы гласный:
сердце – сердечный,
крестный – перекресток,
здравствуй – здравие,
безмолвствовать – безмолвие
Нельзя вставлять лишних букв:
вкусный – вкусен, искусный - искусен
Слайд 7Примечание
Написание некоторых слов в современном русском языке не проверяется исходным
корнем:
Блеснуть, НО блеск, блестеть
Плеснуть, НО плеск, плескать
Лестница, НО лесенка
Склянка, НО
стекло
Необходимо запомнить слова:
Ровесник, яства, инцидент, компрометировать, констатировать, прецедент, шествовать, чувство, сверстник, участвовать и др.
Слайд 8Важно!
Сочетания сч, зч, шч, жч, стч, здч, обозначающие долгий мягкий
шипящий звук [ш,], пишутся на стыке двух морфем:
корня и
суффикса (объездчик, писчик);
корня и приставки (считать, бесчестный).
Буквой щ звук [ш,] передается в том случае, если он входит в состав одной морфемы, например:
щелочь, вощаной.
Слайд 9Правописание двойных согласных
В исконно русских словах:
жж: жжёт, зажжёт, жужжать, жужжание,
жужжалка и др. однокоренных словах;
вожжи, дрожжи, можжевельник и др.
производных от этих слов.
Примечание:
В словах жужелица, брыжи пишется одна ж.
нн: одиннадцать и его производных
Слайд 10Правописание двойных согласных
сс: ссора и в его производных: поссориться, перессориться,
при сочетании трех букв пишутся две: рассориться (хотя рас-ссор-и-ть-ся); а
также в словах Россия, великоросс, российский
Примечание:
В корне –рус- пишется одна буква с: русистика, обрусеть и т.д. В словах русский, белорусский согласные сс принадлежат разным морфемам – корню и суффиксу.
Запомните:
Белорус, белоруска, Беларусь, НО Белоруссия
Слайд 11Важно!
Двойные согласные пишутся в русских словах на стыке приставки и
корня: рассердить – раззадорить, бессовестный – беззаветный, на стыке корня
и суффикса и в суффиксах: черкесский, воспитанный, избранный и т.п. (См. правописание различных частей речи)
Слайд 12Заимствованные слова
Двойные согласные характерны для заимствованных слов:
Аббревиатура, аккордеон, атташе,
каллиграфия и др.
В производных от этих слов двойные согласные
сохраняются:
масса – массовый, касса – кассовый
Исключения составляют некоторые русифицированные образования: кристалл – кристальный, колонна – колонка, манна – манка и др.
Примечание.
Перед -чит- пишется сс: рассчитать, рассчитывать; перед -чет- - с: расчет, расчетливый. Исключение: бессчетный.
Слайд 15Правильно распределите слова по столбикам
Слайд 16Вставьте пропущенные буквы
Проверьте себя
Слайд 18Вставьте, где нужно, пропущенные буквы
Проверьте себя
Слайд 20Вставьте, где нужно, пропущенные буквы
Проверьте себя
Слайд 22Вставьте, где нужно, пропущенные буквы
Проверьте себя
Слайд 251. В каком ряду в каждом слове пропущена буква?
лес.ница, вкус.ный
рес.ницы,
сверс.ник
грус.ный, праз...ничный
чу...ство, преж...ний
2. В каком ряду все сомнительные согласные можно
проверить?
гребцы, робкий, анекдот
окрестный, усадьба, устный
наследство, блеснуть, баскетбол
свиснуть, автограф, разведчик
Слайд 263. В каком ряду все буквы в скобках не должны
быть удвоены?
криста(л)ьный, гу(м)анный
те(р)ор, э(ф)ект
ма(с)а, ко(м)унизм
кла(с)ик , импре(с)арио
4. В каком
варианте ответа указаны все слова, где пропущены лл?
А) ко..егия Б) ба..ада В) а..ея Г) а..юминий
А,Б,В
А,Б
В,Г
А,В,Г
Слайд 275. В каком ряду все буквы в скобках должны быть
удвоены?
га(л)ерея, те(р)аса
ре(с)урсы, коми(с)ия
гости(н)ая, ко(л)ектив
ба(л)ада, ди(с)ертация
6. В каком ряду в
каждом слове не пропущена буква?
счас.ливый, блес.нуть
я...ства, ровес.ник
кос.ный (мозг), доблес.ный
опас.ный, по.черк
Слайд 28Ответы
3
2
1
2
4
4
Если вы допустили много ошибок, вернитесь к правилам и пройдите
весь путь ещё раз!
Если все правильно, смело отправляйтесь на экзамен!
Слайд 29Литература
Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Болотник Л.В.
Тематические тесты для подготовки к итоговой аттестации
и ЕГЭ. Русский язык. - М.: «Баласс», Изд. Дом РАО,
2004. - 208 с. (Образовательная система «Школа 2100»)
Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - PC», 2007
Козловская Н.В., Сергеева Е.В. Тестовые задания по русскому языку для старшеклассников.- Санкт-Петербург: «Паритет», 2000
Картинки из инфотеки «Интеруру»