Разделы презентаций


ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ

Содержание

ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯКЛИЕНТ-ЦЕНТРИРОВАННАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ (К. РОДЖЕРС)ЛОГОТЕРАПИЯ (В. ФРАНКЛ)ПОЗИТИВНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ (Н. ПЕЗЕШКИАН) ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИЯ (Ф. ПЕРЛЗ)ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ПОДХОД В КОНСУЛЬТИРОВАНИИ.2

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1   ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ  
1

  ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД  В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ     1

Слайд 2ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
КЛИЕНТ-ЦЕНТРИРОВАННАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ
(К. РОДЖЕРС)
ЛОГОТЕРАПИЯ (В. ФРАНКЛ)
ПОЗИТИВНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

(Н. ПЕЗЕШКИАН)
 ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИЯ (Ф. ПЕРЛЗ)
ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ПОДХОД В КОНСУЛЬТИРОВАНИИ.

2

ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯКЛИЕНТ-ЦЕНТРИРОВАННАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ (К. РОДЖЕРС)ЛОГОТЕРАПИЯ (В. ФРАНКЛ)ПОЗИТИВНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ (Н. ПЕЗЕШКИАН) ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИЯ (Ф. ПЕРЛЗ)ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ПОДХОД В КОНСУЛЬТИРОВАНИИ.2

Слайд 33

МЕТАПОТРЕБНОСТИ
Стремление к основным ценностям:
истине, красоте, самоактуализации.

МЕТАПАТОЛОГИИ
Формируется в результате подавления

метапотребностей, возникающего из-за проживания среди лжи и утраты доверия к

миру.

ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

3МЕТАПОТРЕБНОСТИСтремление к основным ценностям: истине, красоте, самоактуализации.МЕТАПАТОЛОГИИФормируется в результате подавления метапотребностей, возникающего из-за проживания среди лжи и

Слайд 4Консультирование в теории А. Маслоу направлено
на преодоление Д-мотивов и

достижение Б-мотивов
 

Д-мотивы
(дефицитарные мотивы)
Отсутствие их удовлетворения вызывает болезнь;
2. Их удовлетворение предотвращает

болезнь;
3. Их восстановление излечивает;
4. При определенных обстоятельствах выбор будет сделан в пользу удовлетворения именно этих потребностей;
5. У здорового человека эти потребности находятся в неактивном состоянии.

Приводят к метапатологии:
неверию
цинизму
вульгарности
безрадостности
утрате собственного «Я»
гневу
бессмысленности

Б-мотивы
(мотивы роста)

Направлены на достижение метапотребностей:
целостность
совершенство
закон
активность
простота
красота
доброта
богатство
уникальность
расслабленность
игра
честь
опора на себя

Консультирование в теории А. Маслоу направлено на преодоление Д-мотивов и достижение Б-мотивов Д-мотивы(дефицитарные мотивы)Отсутствие их удовлетворения вызывает болезнь;2.

Слайд 5В процессе консультирования консультант помогает клиенту двигаться в направлении самоактуализации,

не фиксируясь на проблеме.

Консультант выступает в качестве «старшего брата».
 
Консультант помогает

клиенту:
раскрываться,
преодолеть собственные защиты,
узнать себя истинного.






4

В процессе консультирования консультант помогает клиенту двигаться в направлении самоактуализации, не фиксируясь на проблеме.Консультант выступает в качестве

Слайд 6Качества, присущие самоактуализированной личности:

эмоциональная включенность в деятельность;
выбор прогресса;
способность принимать решения

как на основе анализа, так и в результате интуиции;
испытывать ощущение

интеграции личностных ресурсов, их реализации и критической оценки себя.
 

5

Качества, присущие самоактуализированной личности:эмоциональная включенность в деятельность;выбор прогресса;способность принимать решения как на основе анализа, так и в

Слайд 7Диагностические методики оценки степени самоактуализации:

POI (Опросник личностной ориентации) К. Роджерс,


Э. Шостром
Опросник личностной ориентации (А. Маслоу)
Список личностных предпочтений (А. Эдвард)
МАТ

(тест Мотивации анализа) Р. Кетелл и Д. Чайлдон
Опросник САТ (Самоактуализационный тест) Л. Гозман, М. Кроз
Тест «Индекс надежды»
Методика «Распределение времени» С.Я. Рубинштейн
 

 



 






 
Диагностические методики оценки степени самоактуализации:POI (Опросник личностной ориентации) К. Роджерс, Э. ШостромОпросник личностной ориентации (А. Маслоу)Список личностных

Слайд 8
КЛИЕНТ-ЦЕНТРИРОВАННАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ
(К. РОДЖЕРС)



Основное направление – оказание клиенту помощи в

уменьшении разницы между реальностью и сформированным представлением человека о себе

и мире.
 
 




7

КЛИЕНТ-ЦЕНТРИРОВАННАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ (К. РОДЖЕРС)Основное направление – оказание клиенту помощи в уменьшении разницы между реальностью и сформированным представлением

Слайд 9Постулаты клиент-центрированной психотерапии:

Человек – это единое и уникальное смысловое целое,

не сводимое к частям, а предъявляемый клиентом симптом или проблема

не передают качества этого целого. Поэтому терапия должна быть направлена на личность клиента, а не на его проблему.

Каждый человек обладает врожденным стремлением к самоактуализации, т.е. внутренним ресурсом и стремлением изменить изменять себя и свою жизнь к лучшему. В задачи психолога входит пробуждение этой потребности.

Доступ к ресурсу самоактуализации может быть заблокирован вследствие пережитого ранее негативного опыта.

В процессе терапевтических отношений клиент обретает доступ к своим ранее заблокированным возможностям, преодолевает свои затруднения и личностно растет.

Условием эффективного процесса изменения является доверительная эмоциональная атмосфера, которая создается между консультантом и клиентом, служащая стимулом для осознания себя клиентом и развития. В этом контексте терапевтические отношения выступают как опыт роста. Главная задача консультанта – создание и поддержание отношений, способствующих изменениям и личностному росту клиента.

8

Постулаты клиент-центрированной психотерапии:Человек – это единое и уникальное смысловое целое, не сводимое к частям, а предъявляемый клиентом

Слайд 10Условия поддержания отношений:

Клиент и консультант находятся в контакте, в рамках

которого осуществляются остальные пять условий.

Клиент испытывает неконгруэнтность, что приводит к

переживанию им тревоги, напряжения, дискомфорта.

Психолог является конгруэнтным, т.е. способен полностью присутствовать в отношениях, его внутренние переживания соответствуют внешнему поведению и осознаны.

Психолог испытывает безусловное положительное принятие и уважительное отношение к клиенту, признает его уникальность.

Психолог находится в состоянии эмпатии к клиенту, его системе ценностей, смыслов и переживаний.

Клиент ощущает на себе безусловное положительное отношение и эмпатическое понимание терапевта.


Условия поддержания отношений:Клиент и консультант находятся в контакте, в рамках которого осуществляются остальные пять условий.Клиент испытывает неконгруэнтность,

Слайд 11Условия, способствующие процессу психотерапии:

Сохранение безусловного позитивного отношения к выражаемым клиентом

чувствам (отсутствие осуждения);
Эмпатийное восприятие жизненного опыта клиента;
Аутентичность терапевта;
Терапевт находится в

функциональном состоянии «зеркала», отражающего мысли и эмоции клиента. В задачи консультанта входит их понимание и переформулирование, без подсказок и советов.


10

Условия, способствующие процессу психотерапии:Сохранение безусловного позитивного отношения к выражаемым клиентом чувствам (отсутствие осуждения);Эмпатийное восприятие жизненного опыта клиента;Аутентичность

Слайд 12Задача психолога – максимально полно понять мир клиента, организовать его

эмоциональную поддержку; создать соответствующий «психологический климат».
 
Задача клиента – вовремя принять

ответственное решение.
 
Психотерапевтические отношения:
доверие
открытость
принятие
дозволенность и теплота
 
Основная цель работы – достижение состояния конгруэнтности с собой и миром, открытость новому опыту и реалистический баланс между «Я-реальным» и «Я-идеальным».
 

11

Задача психолога – максимально полно понять мир клиента, организовать его эмоциональную поддержку; создать соответствующий «психологический климат». Задача клиента

Слайд 13Алгоритм процесса оказания психотерапевтической помощи:

Встреча клиента, пришедшего за помощью.
Определение проблемной

ситуации.
Поощрение свободного выражения эмоций, мыслей, поведения.
Психолог принимает и проясняет для

клиента его проблемную ситуацию.
В процессе общения с психологом происходит постепенное выражение позитивных чувств.
Обнаружение позитивных импульсов к новому действию.
Появление инсайта.
Прояснение выбора.
Позитивные действия.
Возрастание инсайта.
Растущая независимость.
Уменьшение потребности в помощи.
Клиент определяет собственный путь при одобрении и поддержке психолога.


12

Алгоритм процесса оказания психотерапевтической помощи:Встреча клиента, пришедшего за помощью.Определение проблемной ситуации.Поощрение свободного выражения эмоций, мыслей, поведения.Психолог принимает

Слайд 14Средства:
открытые и закрытые вопросы
отражение чувств, эмоций
самораскрытие
вербализация
молчание
внесение психологом в интервью

собственного мировоззрения

Ошибки:
навязывание своей точки зрения клиенту вместо выслушивания клиента может

разрушить ситуацию взаимодействия;
наличие у консультанта идей о том, как должен быть устроен мир клиента, нарушает ситуацию взаимодействия и приводит к невидению индивидуальности клиента.
 
 




Средства: открытые и закрытые вопросыотражение чувств, эмоцийсамораскрытиевербализациямолчаниевнесение психологом в интервью собственного мировоззренияОшибки:навязывание своей точки зрения клиенту вместо

Слайд 15ЛОГОТЕРАПИЯ (В. ФРАНКЛ)
Логотерапия (от греч. logos - смысл) стремится к

сознанию духовного в человеке.
 
Психотерапевтическое воздействие направлено на помощь клиенту в

нахождении утраченного смысла жизни и избавление от ноогенных неврозов, возникших в результате этого.




Для обретения смысла жизни необходимо:
достигнуть осознания настоящего момента, включая осознание себя, своих возможностей и ограничений;
сделать выбор способа существования;
взять на себя ответственность за произведенный выбор.





 



ЛОГОТЕРАПИЯ (В. ФРАНКЛ)Логотерапия (от греч. logos - смысл) стремится к сознанию духовного в человеке. Психотерапевтическое воздействие направлено на

Слайд 16Цель практики – поиск смысла и цели жизни человека, которая

рассматривается в контексте смысла жизни вообще, и конкретного смысла.

Средства (техники):
перемена

отношений
парадоксальные намерения
переключения
метод убеждения

Профессиональные навыки консультанта:
красноречие
умение делать точные словесные формулировки
ориентация на мироощущение клиента






Цель практики – поиск смысла и цели жизни человека, которая рассматривается в контексте смысла жизни вообще, и

Слайд 17Достоинства метода: метод опирается на духовную сущность человека.

Недостатки метода: метод

является сложной системой представлений о природе и сущности человека.

Логотерапия показана

при:
неврозах
чувстве блокированности жизни
несостоятельности
сексуальных расстройствах
зависимости
 





Достоинства метода: метод опирается на духовную сущность человека.Недостатки метода: метод является сложной системой представлений о природе и

Слайд 18ПОЗИТИВНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ
(Н. ПЕЗЕШКИАН)
 
Краткосрочный метод психотерапии, в центре которого находится

динамика личности с ее транскультурными особенностями.
 
От терапевта требуется – стимулирование

резервных возможностей клиента, активизация его психологических возможностей.





ПОЗИТИВНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ (Н. ПЕЗЕШКИАН) Краткосрочный метод психотерапии, в центре которого находится динамика личности с ее транскультурными особенностями. От терапевта

Слайд 19Основные положения позитивной психотерапии:
все люди обладают способностью к любви и

способностью к познанию;
показателем здоровья человека является умение распределять свою энергию

по четырем сферам: телесной, ментальной, социально-коммуникативной, духовной;
транскультурный подход.

Цель практики – научить преодолевать возникающие конфликты.
 




Основные положения позитивной психотерапии:все люди обладают способностью к любви и способностью к познанию;показателем здоровья человека является умение

Слайд 20
Практика:
Наблюдение и дистанцирование.
Инвентаризация.
Ситуативное одобрение.
Вербализация.
Расширение цели.




Практика:Наблюдение и дистанцирование.Инвентаризация.Ситуативное одобрение.Вербализация.Расширение цели.

Слайд 21Средства (техники):
Позитивное толкование симптома как проявления определенной способности.
Определение актуального конфликта.
Обучение

релаксации по Джекобсону.
Интервальный тренинг (активная саморегуляция).
Планирование будущего (на ближайшие 5

лет).
Восточные истории.
Осмысление первичных и вторичных способностей.

Результат:
Гармонизация личности, умеющей разрешать конфликты и равномерно распределять энергию жизни; оптимистичное восприятие себя, близких и жизни вообще.
 




Средства (техники):Позитивное толкование симптома как проявления определенной способности.Определение актуального конфликта.Обучение релаксации по Джекобсону.Интервальный тренинг (активная саморегуляция).Планирование будущего

Слайд 22Профессиональные требования к психологу:
 
Знание различных культур (западной и восточной).
Знание и

владение техниками терапевтической помощи различных теоретических направлений.
Позитивная ориентация в конфликте.

Достоинства

метода:
доступность для всех социальных и возрастных групп
простота языка
системный подход
краткосрочность
 




Профессиональные требования к психологу: Знание различных культур (западной и восточной).Знание и владение техниками терапевтической помощи различных теоретических направлений.Позитивная

Слайд 23ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИЯ (Ф. ПЕРЛЗ)

Психические нарушения обусловлены нарушением гештальта, связанным с потерей

равновесия с самим собой (нарушения саморегуляции) и со средой.
 
Основная характеристика

гештальт- подхода: гештальт-терапевт и его клиент остаются партнерами, участвующими в аутентичных отношениях.





ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИЯ (Ф. ПЕРЛЗ)Психические нарушения обусловлены нарушением гештальта, связанным с потерей равновесия с самим собой (нарушения саморегуляции) и

Слайд 24Консультативный процесс:
 
Цели психологической помощи – организация условий для научения творческой

реализации актуальных потребностей в активном взаимодействии со средой.
 
Данная цель разделятся

на вспомогательные:
формирование актуального самопознания, способного опознавать актуальные потребности
сдвиг локус контроля в интернальную сторону, поощрение независимости
выявление незавершенных гештальтов и создание условий для их завершения.
 



Консультативный процесс: Цели психологической помощи – организация условий для научения творческой реализации актуальных потребностей в активном взаимодействии со

Слайд 25Позиция психолога: Психолог является «фасилитатором» процессов и при этом временно

становится интегрированным в гштальт процессы клиента.

Необходимо определенное количество времени для

отработки скопившихся чувств и выработки новых паттернов для адекватного удовлетворения потребности.
 
Задачи психолога: облегчение выражения этих чувств и активация личностных резервов клиента, ведущих к личностному росту.



Позиция психолога: Психолог является «фасилитатором» процессов и при этом временно становится интегрированным в гштальт процессы клиента.Необходимо определенное

Слайд 26Позиция клиента: Клиенту отводится активная роль.

Задачи клиента:
осознавание собственных паттернов

поведения
активная интерпретация
научение находиться в ситуации «здсь-и-сейчас»
переживание чувств,

их вербализация





Позиция клиента: Клиенту отводится активная роль.Задачи клиента: осознавание собственных паттернов поведения активная интерпретация научение находиться в ситуации

Слайд 27Средства (техники и процедуры):

восприятие «здсь-и-сейчас»
гештальт-эксперимент, его подготовка и проведение в

процессе консультирования
речевые изменения
диалоговые упражнения («техника пустого стула», ролевые игры и

др.)
беседы с частью своего «Я»
диалог «верхней собаки» (авторитарной, директивной) и «нижней собаки» (пассивной, с чувством вины, ищущей поощрения)
директивы
«делание кругов»
принятие на себя ответственности
проективные игры
обращение в противоположное
преувеличение/преуменьшение
фиксированное ощущение
техника «побудьте с Вашим чувством»
работа со сновидениями и др.




Средства (техники и процедуры):восприятие «здсь-и-сейчас»гештальт-эксперимент, его подготовка и проведение в процессе консультированияречевые изменениядиалоговые упражнения («техника пустого стула»,

Слайд 28Техники в гештальт-терапии
(гештальт-эксперименты или игры):
 
«Пустой стул» («гештальт-диалог», «экспериментальный диалог»,

«диссоциированный диалог»)
на ее основе разработаны методы «Беседа с

частью своего «Я»», «Собак сверху-собака снизу».
Основой техники является психодраматическое разыгрывание диалога двух, часто противоположных, позиций клиента.
 
«Хождение по кругу» применяется при групповой работе, для активизации членов группы, повышения энергии в группе, снижения неадекватной проекции и ретрофлексии.




Техники в гештальт-терапии (гештальт-эксперименты или игры): «Пустой стул» («гештальт-диалог», «экспериментальный диалог», «диссоциированный диалог»)  на ее основе разработаны

Слайд 29«Перевертыш». Направлена на расширение поведенческого диапазона клиента.

«Экспериментальное преувеличение». Направлено на

самосознание через гиперболизацию любых телесных и эмоциональных процессов, происходящих с

клиентом.
 
«Принятие ответственности». Техника направлена на принятие ответственности за происходящие события.
 
«Бег по кругу» - используется в ситуации нехватки энергии клиента для осуществления действия или осознания потребности либо когда возникает ощущение пробуксовывания процесса консультирования, хождения по кругу.




«Перевертыш». Направлена на расширение поведенческого диапазона клиента.«Экспериментальное преувеличение». Направлено на самосознание через гиперболизацию любых телесных и эмоциональных

Слайд 30Вспомогательные средства в гештальт-терапии:
техники психодраматического разыгрывания
арт-средства
работа с игрушками
аудио- и видеотехники
работа

с фотографией и др.




Вспомогательные средства в гештальт-терапии:техники психодраматического разыгрыванияарт-средстваработа с игрушкамиаудио- и видеотехникиработа с фотографией и др.

Слайд 31Результат: Человек завершает незаконченные ранее гештальты, т.е. научается удовлетворять собственные

потребности, принимает себя целиком, достигает целостности.

Признаки завершения гештальта:
Повышение общей энергии

жизни, наличие позитивной энергии возбуждения.
Высокий уровень качества энергии. вовлеченной в деятельность.
Принятие всего многообразия собственных качеств.
Позитивная оценка всех своих качеств и проявлений.
 




Результат: Человек завершает незаконченные ранее гештальты, т.е. научается удовлетворять собственные потребности, принимает себя целиком, достигает целостности.Признаки завершения

Слайд 32Профессиональные требования к консультанту:
аутентичность
конгруэнтность
умение находиться в диалоге
личностная автономия
открытость
 
Достоинства:
Помогает человеку

объединить все аспекты жизни, разрешать прошлые проблемы.
Подход делает упор

на действие и активность.
Применим при определенных аффективных расстройствах.
Гибок в использовании методов.
 
Недостатки:
Недостаток надежной теоретической базы, неопределенность.
Подход не принимает во внимание пассивное научение, сторонится тестирования и диагностики.
Эгоцентричность подхода.
 



Профессиональные требования к консультанту:аутентичностьконгруэнтностьумение находиться в диалогеличностная автономияоткрытость Достоинства: Помогает человеку объединить все аспекты жизни, разрешать прошлые проблемы.

Слайд 33ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ПОДХОД В КОНСУЛЬТИРОВАНИИ.

Экзистенциальные беспокойства:
смерть
свобода
изоляция
бессмысленность

Психологическое воздействие: направлено не на проблему,

а на исследование субъективных личностных смысловых структур клиента.

Задачи консультирования: исследование

помогающих и препятствующих явлений системы конструктов «Я-и-Мир» клиента.





ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ПОДХОД В КОНСУЛЬТИРОВАНИИ.Экзистенциальные беспокойства:смертьсвободаизоляциябессмысленностьПсихологическое воздействие: направлено не на проблему, а на исследование субъективных личностных смысловых структур

Слайд 34Методы:
столкновение клиента с изоляцией
эксперименты
анализ чувств
навык принятия решений
вопросы на актуализацию чувств
развитие

реальных отношений с клиентами




Методы:столкновение клиента с изоляциейэкспериментыанализ чувствнавык принятия решенийвопросы на актуализацию чувствразвитие реальных отношений с клиентами

Слайд 35Правила экзистенциального консультирования:
безусловное принятие личности клиента и его

субъективного образа мира уникальным и ценным.

Позиция психолога состоит:
а) в понимании

клиента с позиции его субъективности (образ «Я», образ мира)
б) в концентрации внимания на текущем моменте жизни клиента и его переживаниях
в) в том, что взаимоотношения консультанта и клиента являются самоценными и способствуют изменению позиции клиента, «бытия в мире»




Правила экзистенциального консультирования:  безусловное принятие личности клиента и его субъективного образа мира уникальным и ценным.Позиция психолога

Слайд 36Достоинства:
Изменение системы конструктов «Я-и-Мир». приводящая к снижению эмоционального дистресса и

повышению адаптивных способностей клиента «бытия в мире»
Работа с субъектностью клиента

Недостатки:
Слабая

теоретическая база
Отсутствие разработанных методов консультирования.
 




Достоинства:Изменение системы конструктов «Я-и-Мир». приводящая к снижению эмоционального дистресса и повышению адаптивных способностей клиента «бытия в мире»Работа

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика