Слайд 1
ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД
В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ
1
Слайд 2ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
КЛИЕНТ-ЦЕНТРИРОВАННАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ
(К. РОДЖЕРС)
ЛОГОТЕРАПИЯ (В. ФРАНКЛ)
ПОЗИТИВНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ
(Н. ПЕЗЕШКИАН)
ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИЯ (Ф. ПЕРЛЗ)
ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ПОДХОД В КОНСУЛЬТИРОВАНИИ.
2
Слайд 33
МЕТАПОТРЕБНОСТИ
Стремление к основным ценностям:
истине, красоте, самоактуализации.
МЕТАПАТОЛОГИИ
Формируется в результате подавления
метапотребностей, возникающего из-за проживания среди лжи и утраты доверия к
миру.
ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
Слайд 4Консультирование в теории А. Маслоу направлено
на преодоление Д-мотивов и
достижение Б-мотивов
Д-мотивы
(дефицитарные мотивы)
Отсутствие их удовлетворения вызывает болезнь;
2. Их удовлетворение предотвращает
болезнь;
3. Их восстановление излечивает;
4. При определенных обстоятельствах выбор будет сделан в пользу удовлетворения именно этих потребностей;
5. У здорового человека эти потребности находятся в неактивном состоянии.
Приводят к метапатологии:
неверию
цинизму
вульгарности
безрадостности
утрате собственного «Я»
гневу
бессмысленности
Б-мотивы
(мотивы роста)
Направлены на достижение метапотребностей:
целостность
совершенство
закон
активность
простота
красота
доброта
богатство
уникальность
расслабленность
игра
честь
опора на себя
Слайд 5В процессе консультирования консультант помогает клиенту двигаться в направлении самоактуализации,
не фиксируясь на проблеме.
Консультант выступает в качестве «старшего брата».
Консультант помогает
клиенту:
раскрываться,
преодолеть собственные защиты,
узнать себя истинного.
4
Слайд 6Качества, присущие самоактуализированной личности:
эмоциональная включенность в деятельность;
выбор прогресса;
способность принимать решения
как на основе анализа, так и в результате интуиции;
испытывать ощущение
интеграции личностных ресурсов, их реализации и критической оценки себя.
5
Слайд 7Диагностические методики оценки степени самоактуализации:
POI (Опросник личностной ориентации) К. Роджерс,
Э. Шостром
Опросник личностной ориентации (А. Маслоу)
Список личностных предпочтений (А. Эдвард)
МАТ
(тест Мотивации анализа) Р. Кетелл и Д. Чайлдон
Опросник САТ (Самоактуализационный тест) Л. Гозман, М. Кроз
Тест «Индекс надежды»
Методика «Распределение времени» С.Я. Рубинштейн
Слайд 8
КЛИЕНТ-ЦЕНТРИРОВАННАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ
(К. РОДЖЕРС)
Основное направление – оказание клиенту помощи в
уменьшении разницы между реальностью и сформированным представлением человека о себе
и мире.
7
Слайд 9Постулаты клиент-центрированной психотерапии:
Человек – это единое и уникальное смысловое целое,
не сводимое к частям, а предъявляемый клиентом симптом или проблема
не передают качества этого целого. Поэтому терапия должна быть направлена на личность клиента, а не на его проблему.
Каждый человек обладает врожденным стремлением к самоактуализации, т.е. внутренним ресурсом и стремлением изменить изменять себя и свою жизнь к лучшему. В задачи психолога входит пробуждение этой потребности.
Доступ к ресурсу самоактуализации может быть заблокирован вследствие пережитого ранее негативного опыта.
В процессе терапевтических отношений клиент обретает доступ к своим ранее заблокированным возможностям, преодолевает свои затруднения и личностно растет.
Условием эффективного процесса изменения является доверительная эмоциональная атмосфера, которая создается между консультантом и клиентом, служащая стимулом для осознания себя клиентом и развития. В этом контексте терапевтические отношения выступают как опыт роста. Главная задача консультанта – создание и поддержание отношений, способствующих изменениям и личностному росту клиента.
8
Слайд 10Условия поддержания отношений:
Клиент и консультант находятся в контакте, в рамках
которого осуществляются остальные пять условий.
Клиент испытывает неконгруэнтность, что приводит к
переживанию им тревоги, напряжения, дискомфорта.
Психолог является конгруэнтным, т.е. способен полностью присутствовать в отношениях, его внутренние переживания соответствуют внешнему поведению и осознаны.
Психолог испытывает безусловное положительное принятие и уважительное отношение к клиенту, признает его уникальность.
Психолог находится в состоянии эмпатии к клиенту, его системе ценностей, смыслов и переживаний.
Клиент ощущает на себе безусловное положительное отношение и эмпатическое понимание терапевта.
Слайд 11Условия, способствующие процессу психотерапии:
Сохранение безусловного позитивного отношения к выражаемым клиентом
чувствам (отсутствие осуждения);
Эмпатийное восприятие жизненного опыта клиента;
Аутентичность терапевта;
Терапевт находится в
функциональном состоянии «зеркала», отражающего мысли и эмоции клиента. В задачи консультанта входит их понимание и переформулирование, без подсказок и советов.
10
Слайд 12Задача психолога – максимально полно понять мир клиента, организовать его
эмоциональную поддержку; создать соответствующий «психологический климат».
Задача клиента – вовремя принять
ответственное решение.
Психотерапевтические отношения:
доверие
открытость
принятие
дозволенность и теплота
Основная цель работы – достижение состояния конгруэнтности с собой и миром, открытость новому опыту и реалистический баланс между «Я-реальным» и «Я-идеальным».
11
Слайд 13Алгоритм процесса оказания психотерапевтической помощи:
Встреча клиента, пришедшего за помощью.
Определение проблемной
ситуации.
Поощрение свободного выражения эмоций, мыслей, поведения.
Психолог принимает и проясняет для
клиента его проблемную ситуацию.
В процессе общения с психологом происходит постепенное выражение позитивных чувств.
Обнаружение позитивных импульсов к новому действию.
Появление инсайта.
Прояснение выбора.
Позитивные действия.
Возрастание инсайта.
Растущая независимость.
Уменьшение потребности в помощи.
Клиент определяет собственный путь при одобрении и поддержке психолога.
12
Слайд 14Средства:
открытые и закрытые вопросы
отражение чувств, эмоций
самораскрытие
вербализация
молчание
внесение психологом в интервью
собственного мировоззрения
Ошибки:
навязывание своей точки зрения клиенту вместо выслушивания клиента может
разрушить ситуацию взаимодействия;
наличие у консультанта идей о том, как должен быть устроен мир клиента, нарушает ситуацию взаимодействия и приводит к невидению индивидуальности клиента.
Слайд 15ЛОГОТЕРАПИЯ (В. ФРАНКЛ)
Логотерапия (от греч. logos - смысл) стремится к
сознанию духовного в человеке.
Психотерапевтическое воздействие направлено на помощь клиенту в
нахождении утраченного смысла жизни и избавление от ноогенных неврозов, возникших в результате этого.
Для обретения смысла жизни необходимо:
достигнуть осознания настоящего момента, включая осознание себя, своих возможностей и ограничений;
сделать выбор способа существования;
взять на себя ответственность за произведенный выбор.
Слайд 16Цель практики – поиск смысла и цели жизни человека, которая
рассматривается в контексте смысла жизни вообще, и конкретного смысла.
Средства (техники):
перемена
отношений
парадоксальные намерения
переключения
метод убеждения
Профессиональные навыки консультанта:
красноречие
умение делать точные словесные формулировки
ориентация на мироощущение клиента
Слайд 17Достоинства метода: метод опирается на духовную сущность человека.
Недостатки метода: метод
является сложной системой представлений о природе и сущности человека.
Логотерапия показана
при:
неврозах
чувстве блокированности жизни
несостоятельности
сексуальных расстройствах
зависимости
Слайд 18ПОЗИТИВНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ
(Н. ПЕЗЕШКИАН)
Краткосрочный метод психотерапии, в центре которого находится
динамика личности с ее транскультурными особенностями.
От терапевта требуется – стимулирование
резервных возможностей клиента, активизация его психологических возможностей.
Слайд 19Основные положения позитивной психотерапии:
все люди обладают способностью к любви и
способностью к познанию;
показателем здоровья человека является умение распределять свою энергию
по четырем сферам: телесной, ментальной, социально-коммуникативной, духовной;
транскультурный подход.
Цель практики – научить преодолевать возникающие конфликты.
Слайд 20
Практика:
Наблюдение и дистанцирование.
Инвентаризация.
Ситуативное одобрение.
Вербализация.
Расширение цели.
Слайд 21Средства (техники):
Позитивное толкование симптома как проявления определенной способности.
Определение актуального конфликта.
Обучение
релаксации по Джекобсону.
Интервальный тренинг (активная саморегуляция).
Планирование будущего (на ближайшие 5
лет).
Восточные истории.
Осмысление первичных и вторичных способностей.
Результат:
Гармонизация личности, умеющей разрешать конфликты и равномерно распределять энергию жизни; оптимистичное восприятие себя, близких и жизни вообще.
Слайд 22Профессиональные требования к психологу:
Знание различных культур (западной и восточной).
Знание и
владение техниками терапевтической помощи различных теоретических направлений.
Позитивная ориентация в конфликте.
Достоинства
метода:
доступность для всех социальных и возрастных групп
простота языка
системный подход
краткосрочность
Слайд 23ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИЯ (Ф. ПЕРЛЗ)
Психические нарушения обусловлены нарушением гештальта, связанным с потерей
равновесия с самим собой (нарушения саморегуляции) и со средой.
Основная характеристика
гештальт- подхода: гештальт-терапевт и его клиент остаются партнерами, участвующими в аутентичных отношениях.
Слайд 24Консультативный процесс:
Цели психологической помощи – организация условий для научения творческой
реализации актуальных потребностей в активном взаимодействии со средой.
Данная цель разделятся
на вспомогательные:
формирование актуального самопознания, способного опознавать актуальные потребности
сдвиг локус контроля в интернальную сторону, поощрение независимости
выявление незавершенных гештальтов и создание условий для их завершения.
Слайд 25Позиция психолога: Психолог является «фасилитатором» процессов и при этом временно
становится интегрированным в гштальт процессы клиента.
Необходимо определенное количество времени для
отработки скопившихся чувств и выработки новых паттернов для адекватного удовлетворения потребности.
Задачи психолога: облегчение выражения этих чувств и активация личностных резервов клиента, ведущих к личностному росту.
Слайд 26Позиция клиента: Клиенту отводится активная роль.
Задачи клиента:
осознавание собственных паттернов
поведения
активная интерпретация
научение находиться в ситуации «здсь-и-сейчас»
переживание чувств,
их вербализация
Слайд 27Средства (техники и процедуры):
восприятие «здсь-и-сейчас»
гештальт-эксперимент, его подготовка и проведение в
процессе консультирования
речевые изменения
диалоговые упражнения («техника пустого стула», ролевые игры и
др.)
беседы с частью своего «Я»
диалог «верхней собаки» (авторитарной, директивной) и «нижней собаки» (пассивной, с чувством вины, ищущей поощрения)
директивы
«делание кругов»
принятие на себя ответственности
проективные игры
обращение в противоположное
преувеличение/преуменьшение
фиксированное ощущение
техника «побудьте с Вашим чувством»
работа со сновидениями и др.
Слайд 28Техники в гештальт-терапии
(гештальт-эксперименты или игры):
«Пустой стул» («гештальт-диалог», «экспериментальный диалог»,
«диссоциированный диалог»)
на ее основе разработаны методы «Беседа с
частью своего «Я»», «Собак сверху-собака снизу».
Основой техники является психодраматическое разыгрывание диалога двух, часто противоположных, позиций клиента.
«Хождение по кругу» применяется при групповой работе, для активизации членов группы, повышения энергии в группе, снижения неадекватной проекции и ретрофлексии.
Слайд 29«Перевертыш». Направлена на расширение поведенческого диапазона клиента.
«Экспериментальное преувеличение». Направлено на
самосознание через гиперболизацию любых телесных и эмоциональных процессов, происходящих с
клиентом.
«Принятие ответственности». Техника направлена на принятие ответственности за происходящие события.
«Бег по кругу» - используется в ситуации нехватки энергии клиента для осуществления действия или осознания потребности либо когда возникает ощущение пробуксовывания процесса консультирования, хождения по кругу.
Слайд 30Вспомогательные средства в гештальт-терапии:
техники психодраматического разыгрывания
арт-средства
работа с игрушками
аудио- и видеотехники
работа
с фотографией и др.
Слайд 31Результат: Человек завершает незаконченные ранее гештальты, т.е. научается удовлетворять собственные
потребности, принимает себя целиком, достигает целостности.
Признаки завершения гештальта:
Повышение общей энергии
жизни, наличие позитивной энергии возбуждения.
Высокий уровень качества энергии. вовлеченной в деятельность.
Принятие всего многообразия собственных качеств.
Позитивная оценка всех своих качеств и проявлений.
Слайд 32Профессиональные требования к консультанту:
аутентичность
конгруэнтность
умение находиться в диалоге
личностная автономия
открытость
Достоинства:
Помогает человеку
объединить все аспекты жизни, разрешать прошлые проблемы.
Подход делает упор
на действие и активность.
Применим при определенных аффективных расстройствах.
Гибок в использовании методов.
Недостатки:
Недостаток надежной теоретической базы, неопределенность.
Подход не принимает во внимание пассивное научение, сторонится тестирования и диагностики.
Эгоцентричность подхода.
Слайд 33ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ПОДХОД В КОНСУЛЬТИРОВАНИИ.
Экзистенциальные беспокойства:
смерть
свобода
изоляция
бессмысленность
Психологическое воздействие: направлено не на проблему,
а на исследование субъективных личностных смысловых структур клиента.
Задачи консультирования: исследование
помогающих и препятствующих явлений системы конструктов «Я-и-Мир» клиента.
Слайд 34Методы:
столкновение клиента с изоляцией
эксперименты
анализ чувств
навык принятия решений
вопросы на актуализацию чувств
развитие
реальных отношений с клиентами
Слайд 35Правила экзистенциального консультирования:
безусловное принятие личности клиента и его
субъективного образа мира уникальным и ценным.
Позиция психолога состоит:
а) в понимании
клиента с позиции его субъективности (образ «Я», образ мира)
б) в концентрации внимания на текущем моменте жизни клиента и его переживаниях
в) в том, что взаимоотношения консультанта и клиента являются самоценными и способствуют изменению позиции клиента, «бытия в мире»
Слайд 36Достоинства:
Изменение системы конструктов «Я-и-Мир». приводящая к снижению эмоционального дистресса и
повышению адаптивных способностей клиента «бытия в мире»
Работа с субъектностью клиента
Недостатки:
Слабая
теоретическая база
Отсутствие разработанных методов консультирования.