Слайд 1 ЭЛЕМЕНТЫ МАШИНОВЕДЕНИЯ
(электронное учебное пособие)
Автор: Первитская И.В
учитель обслуживающего
труда Макушинской СОШ
Слайд 2Первитская И.В. учитель обслуживающего труда Макушинской СОШ
СОДЕРЖАНИЕ
История создания швейной машины
Виды швейных машин.
Правила безопасности.
Устройство швейной машины.
Приводы швейной машины.
Схема образования машинного стежка
Намотка нитки на шпульку
Заправка верхней и нижней нитки.
Устройство и установка швейной иглы.
Регуляторы швейной машины
Уход за швейной машиной.
Приспособления к швейной машине.
Современное швейное производство.
Слайд 3Первитская И.В. учитель обслуживающего труда Макушинской СОШ
Швейные машины
Швейные
машины служат для стачивания деталей из ткани при пошиве различных
изделий.
Применение швейных машин позволяет ускорить и облегчить труд, повысить качество работы.
Швейная машина выполняет работу в 50 раз быстрее, чем это можно сделать в ручную.
Слайд 4Первитская И.В. учитель обслуживающего труда Макушинской СОШ
Швейные машины подразделяют на
классы:
2М ПМЗ
2М – класс;
ПМЗ – завод изготовитель
ПМЗ- Подольский механический завод;
ОЗЛМ – Оршанский завод «Легмаш».
Слайд 5Первитская И.В. учитель обслуживающего труда Макушинской СОШ
История создания швейной машины
Леонардо
да Винчи
предложил первый проект
швейной машины в конце
15 века.
Слайд 6Первитская И.В. учитель обслуживающего труда Макушинской СОШ
1755 г Карл Вейзенталь изобрел швейную машину, в которой использовалась
игла с ушком посередине.
1808 г Д. Пири изобрел машину, в основе работы которой лежал принцип получения однониточного цепного стежка.
1834 г Уолтер Хант изобрел иглу с ушком
на заостренном конце и челночное устройство.
1844-1845 г Элиот Хоу создал стабильно работающую швейную машину
Слайд 7Первитская И.В. учитель обслуживающего труда Макушинской СОШ
1850-1851 Ален
Вильсон и Исаак Зингер
создали современную швейную машину
Слайд 8Первитская И.В. учитель обслуживающего труда Макушинской СОШ
1900 г
в России И.Зингер основал завод в
г. Подольске, который
после 1917 г был переименован в Подольский механический
завод ( ПМЗ)
Слайд 9Первитская И.В. учитель обслуживающего труда Макушинской СОШ
Вопросы для закрепления
Кто предложил
первый проект швейной машины?
Кто и в каком году изобрел двухниточную
швейную машину?
В каком году и где был основан в России первый завод по сборке швейных машин?
Каково различие по внешнему виду первых машин и современных?
Слайд 10Первитская И.В. учитель обслуживающего труда Макушинской СОШ
Виды швейных
машин
Слайд 11Первитская И.В. учитель обслуживающего труда Макушинской СОШ
Универсальные бытовые
Предназначены для выполнения
стачивающих и отделочных строчек, петель, вышивки тканей различных структур.
2М ПМЗ,
«Чайка 143»
«NEW HOME»
«JANOME»
Слайд 12Первитская И.В. учитель обслуживающего труда Макушинской СОШ
Универсальные бытовые
2М ПМЗ
«Чайка
143»
«NEW HOME»
«JANOME»
Слайд 13Первитская И.В. учитель обслуживающего труда Макушинской СОШ
Специализированные
швейные машины
Выполняют одну или несколько технологических операций одновременно:
Стачивание деталей
Обрезку края и обметывание срезов
Втачивание рукавов в пройму с посадкой верхнего слоя материала
Обметывание петель
Пришивание пуговиц
97-А класса ОЗЛМ,
85 класса ПМЗ, 51 класс ПМЗ, «Merry Lock»
Слайд 14Первитская И.В. учитель обслуживающего труда Макушинской СОШ
Специализированные
«Merry Lock»
51 класс
ПМЗ
97-А класса ОЗЛМ
Слайд 15Первитская И.В. учитель обслуживающего труда Макушинской СОШ
Вопросы для закрепления
Какие
универсальные машины вы знаете?
Почему швейные машины называют универсальными?
Какие операции могут
выполнить специализированные швейные машины?
Для чего применяют краеобметочные швейные машины?
Слайд 16Первитская И.В. учитель обслуживающего труда Макушинской СОШ
Правила безопасности
Перед работой:
Уберите волосы, проверьте, не остались ли в изделии иглы или
булавки стул поставьте напротив иглы.
Слайд 17Первитская И.В. учитель обслуживающего труда Макушинской СОШ
До начала работы:
Уберите волосы под головной убор
Проверить состояние электрического шнура
и вилки (отсутствие оголенных мест)
Проверить состояние машины
Проверить заземление машины
Убрать посторонние предметы.
Проверить, не осталось ли в изделиях булавки.
Опробуйте машину на холостом ходу
Слайд 18Первитская И.В. учитель обслуживающего труда Макушинской СОШ
При шитье:
-
не кладите на машину посторонние предметы;
- следите за
правильным положением рук и ног;
не наклоняйтесь низко к движущимся частям машины
Слайд 19Первитская И.В. учитель обслуживающего труда Макушинской СОШ
При шитье:
не
держите руки близко к игле,
не касайтесь ремня
Слайд 20Первитская И.В. учитель обслуживающего труда Макушинской СОШ
Во
время работы:
Не отвлекайтесь и не отвлекайте других разговорами
Не наклоняйтесь близко
к головке машины
Не держите пальцы рук на уровне лапки ( иначе они попадут под иголку)
Не допускайте, чтобы во время работы на её платформе оказывались металлические предметы
Не допускайте передавать через обучающихся, работающих на швейных машинах, какие-либо предметы
Слайд 21Первитская И.В. учитель обслуживающего труда Макушинской СОШ
Слайд 22Первитская И.В. учитель обслуживающего труда Макушинской СОШ
Во время работы (продолжение)
Не
допускать работу на машине при ощущении электротока на её корпусе.
Не
устраняйте неисправности без учителя
Отключите шнур машины
Уберите рабочее место
Протрите швейную машину мягкой фланелью
Сдайте швейную машину дежурному
Слайд 23Первитская И.В. учитель обслуживающего труда Макушинской СОШ
Швейная мастерская
Слайд 24Первитская И.В. учитель обслуживающего труда Макушинской СОШ
Вопросы для закрепления
Что необходимо выполнить перед началом работы
на швейной машине?
Какие правила надо соблюдать при работе на швейной машине?
Что необходимо выполнить по окончании работы на швейной машине?
Какие меры предосторожности надо соблюдать чтобы не поранить руки иглой?
Как поступить, если почувствуешь действие тока при прикосновении к корпусу машины?
Слайд 25Первитская И.В. учитель обслуживающего труда Макушинской СОШ
Основные части швейной машины
Слайд 26Первитская И.В. учитель обслуживающего труда Макушинской СОШ
Платформа.
На платформе
имеются:
Задвижная пластинка;
Игольная пластинка.
Под платформой расположено:
Челночное устройство;
Зубцы двигателя ткани.
На рукаве расположены:
-
Маховое колесо;
- Моталка;
Регулятор натяжения верхней нити
Ручки регулирования длины стежка;
Стержень для катушки;
Нитенаправители;
Под рукавом крепятся:
Прижимная лапка;
Игла.
Слайд 27Первитская И.В. учитель обслуживающего труда Макушинской СОШ
Основные механизмы
швейной машины 2 М ПМЗ
Слайд 28Первитская И.В. учитель обслуживающего труда Макушинской СОШ
Схема швейной машины
Ручной привод
Механизм
главного вала
Механизм нитепритягивателя
Механизм лапки
Механизм иглы
Платформа
7.Механизм зубчатой рейки
(двигателя ткани).
Челночный механизм
Слайд 29Первитская И.В. учитель обслуживающего труда Макушинской СОШ
Назовите основные механизмы швейной машины
Слайд 30Первитская И.В. учитель обслуживающего труда Макушинской СОШ
1.Ручной привод
2.Механизм главного вала
3.Механизм
нитепритягивателя
4.Механизм лапки.
5.Механизм иглы.
6.Платформа.
7.Механизм зубчатой рейки
(двигателя ткани).
8. Челночный
механизм.
Слайд 31Первитская И.В. учитель обслуживающего труда Макушинской СОШ
Для чего служит механизм
нитепритягивателя?
Какую роль выполняет челночный механизм?
Назовите основные рабочие механизмы швейной машины?
Вопросы
для закрепления
Слайд 32Первитская И.В. учитель обслуживающего труда Макушинской СОШ
Виды
приводов для
швейной машины
ПРИВОД
– это устройство, с помощью которого машина приводится в движение
Швейные машины бывают:
- с ручным;
- ножным;
- электрическими ПРИВОДАМИ.
Слайд 33Первитская И.В. учитель обслуживающего труда Макушинской СОШ
С РУЧНЫМ
ПРИВОДОМ
Слайд 34Первитская И.В. учитель обслуживающего труда Макушинской СОШ
С НОЖНЫМ ПРИВОДОМ
Слайд 35Первитская И.В. учитель обслуживающего труда Макушинской СОШ
С ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ
ПРИВОДОМ
Слайд 36Первитская И.В. учитель обслуживающего труда Макушинской СОШ
Виды
приводов для
швейной машины
Ручной привод
Электрический
привод
Ножной привод
Слайд 37Первитская И.В. учитель обслуживающего труда Макушинской СОШ
Вопросы для закрепления
1.
Как различаются швейные машины в зависимости от привода?
2. В каком
направлении вращается маховое колесо в разных видах машин?
3. С помощью каких деталей передается движение от рукоятки к маховому колесу в машине с ножным приводом?
4. На какой машине, с каким приводом добнее работать и почему?
Слайд 38Первитская И.В. учитель обслуживающего труда Макушинской СОШ
ПРЯМАЯ
СТРОЧКА
Слайд 39Первитская И.В. учитель обслуживающего труда Макушинской СОШ
ЗИГЗАГООБРАЗНАЯ
ПЕТЛИ
Слайд 40Первитская И.В. учитель обслуживающего труда Макушинской СОШ
ТЕРМИНЫ
СТЕЖОК – это повторяющийся элемент ниточной строчки между проколами
иглы.
СТРОЧКА – это последовательно повторяющийся ряд стежков.
ШОВ – это соединение строчкой двух или нескольких слоев материала.
Ширина шва – это расстояние от строчки до среза детали
Слайд 41Первитская И.В. учитель обслуживающего труда Макушинской СОШ
Схема
образования
стежка
Слайд 42Первитская И.В. учитель обслуживающего труда Макушинской СОШ
СТРОЧКА СТАЧИВАНИЯ
образуется переплетением
в ткани верхней (игольной) и нижней (челночной) ниток.
В
её выполнении участвуют механизмы машины:
Игла
Лапка
Двигатель ткани
Челнок
Нитепритягиватель
Слайд 43Первитская И.В. учитель обслуживающего труда Макушинской СОШ
Машинная строчка
Правильная строчка
Петляние сверху (верхняя нитка перетягивает нижнюю)
Петляние снизу (нижняя
нитка перетягивает верхнюю)
Слайд 44Первитская И.В. учитель обслуживающего труда Макушинской СОШ
Вопросы
для закрепления
Как называется место соединения двух или нескольких деталей?
Как
называется расстояние от строчки до среза деталей?
Какими нитками выполняют все внутренние машинные швы?
Что обеспечивает выполнение требований, предъявляемых к машинным работам?
Что нужно делать с временными строчками после выполнения машинной работы?
Слайд 45Первитская И.В. учитель обслуживающего труда Макушинской СОШ
Намотка нитки
на шпульку:
- Поставить машину на свободный ход.
- Надеть катушку на
катушечный стержень.
- Намотать на катушку несколько витков нитки
- Надеть шпульку на шпиндель моталки.
- Передвинуть моталку до упора.
- Привести в движение маховое колесо и нитка начнет наматываться на шпульку
Слайд 46Первитская И.В. учитель обслуживающего труда Макушинской СОШ
Вопросы для закрепления
Что нужно
сделать до начала работы на швейной машине?
Как будете наматывать нитки
на шпульку?
Для чего необходимо переключать машину на холостой ход?
Объясните, как это сделать.
Слайд 47Первитская И.В. учитель обслуживающего труда Макушинской СОШ
Заправка верхней нитки
Слайд 48Первитская И.В. учитель обслуживающего труда Макушинской СОШ
Последовательность заправки
1. Поставьте машину на рабочий ход и поднимите
иглу в верхнее положение
2. Поставьте катушку с нитками на катушечный стержень и пропустите нитку через прорезь нитенаправителя.
3.Заведите нитку между шайбами регулятора натяжения верхней нитки, протянув ее за оба конца вверх, а затем в петлю компенсационной пружины.
4. Вденьте нитку в ушко рычага нитепритягивателя и заведите ее за крючок нитенаправителя на фронтовой доске за крючок нитенаправителя на иглодержателе
5. Вставьте нитку в ушко иглы со стороны нитенаправителя, оставив свободный конец нитки длиной 10-15 см.
Слайд 49Первитская И.В. учитель обслуживающего труда Макушинской СОШ
Заправка нижней нитки
Устройство
челночного механизма
Слайд 50Первитская И.В. учитель обслуживающего труда Макушинской СОШ
Слайд 51Первитская И.В. учитель обслуживающего труда Макушинской СОШ
Последовательность заправки
1.Вставте
шпульку с намотанной ниткой в шпульный колпачок.
2. Заправьте нитку под
пружинку натяжения нитки шпульного колпачка, оставив конец длиной 10-15 см.
3. Вставьте шпульный колпачок в челночное устройство. Палец шпульного колпачка должен войти в прорезь челночного устройства. Если при этом послышится щелчок, то, значит, колпачок со шпулькой установлен правильно.
4. Закройте задвижную пластинку и выведите нижнюю нитку наверх через отверстие игольной пластинки
5. Концы обеих ниток заведите назад, под лапку
Слайд 52Первитская И.В. учитель обслуживающего труда Макушинской СОШ
Вопросы для
закрепления
1.Что представляет собой рабочее место для выполнения машинных работ?
2. С
чего следует начать подготовку машины к работе?
3. Как установить нипепритягиватель и игловодитель?
4. Как нужно вынимать шпульку?
5. Объясните, как будете заправлять нитку.
6. Сколько ниток должно оказаться под лапкой?
7. Расскажите последовательность заправки верхней нитки.
8.Расскажите последовательность заправки нижней нити.
9. Для чего необходимо выполнять пробные строчки?
Слайд 53Первитская И.В. учитель обслуживающего труда Макушинской СОШ
Регуляторы
швейной
машины
Регулятор
натяжения верхней нити
Регулятор натяжения нижней нити
Регулятор длины стежка
Слайд 54Первитская И.В. учитель обслуживающего труда Макушинской СОШ
Регулятор верхней нити
Слайд 55Первитская И.В. учитель обслуживающего труда Макушинской СОШ
Слайд 56Первитская И.В. учитель обслуживающего труда Макушинской СОШ
Регулятор нижней нити
Слайд 57Первитская И.В. учитель обслуживающего труда Макушинской СОШ
Регулятор длины стежка
Слайд 58Первитская И.В. учитель обслуживающего труда Макушинской СОШ
Регулятор длины стежка
Длина стежка
машинной строчки зависит от места расположения положения рычага регулятора на
шкале.
Обратный ход машины используют при выполнении машинной закрепки
Слайд 59Первитская И.В. учитель обслуживающего труда Макушинской СОШ
Вопросы для закрепления
Где
расположен регулятор натяжения верхней нитки?
Где расположен регулятор натяжения нижней нитки?
Где
расположен регулятор длины стежка на швейной машине?
Для чего применяют обратный ход швейной машины?
Слайд 60Первитская И.В. учитель обслуживающего труда Макушинской СОШ
Устройство и установка
швейной иглы
Слайд 61Первитская И.В. учитель обслуживающего труда Макушинской СОШ
Подбор номеров машинной
иглы и швейных ниток в зависимости от вида ткани
Слайд 62Первитская И.В. учитель обслуживающего труда Макушинской СОШ
Вопросы для закрепления
Какие
части имеет швейная игла?
Почему конец иглы должен быть острым?
Для чего
необходимо ушко иглы?
Как подбирают иглу и нитки для выполнения машинных работ?
Для чего служит винт на иглодержателе?
Слайд 63Первитская И.В. учитель обслуживающего труда Макушинской СОШ
Уход за швейной машиной
Уход
за швейной машиной заключается в своевременной её чистке, смазке и
наладке
Чистка и смазка сохраняют детали от поломки и быстрого износа, способствуют устранению ряда неполадок.
Машину сначала чистят от обрывок ниток и пыли
Слайд 64Первитская И.В. учитель обслуживающего труда Макушинской СОШ
Смазывают 2 - 3
каплями из специальной масленки чистым, прозрачным машинным маслом
( смотри схему смазки швейной машины)
Слайд 65Первитская И.В. учитель обслуживающего труда Макушинской СОШ
Вопросы для закрепления
В чем заключается уход за швейной машиной?
Каким маслом смазывают детали
швейной машины?
Почему к швейной машине надо относится бережно?
Для чего по окончании работы необходимо подложить под лапку ткань и опустить лапку?
Слайд 66Первитская И.В. учитель обслуживающего труда Макушинской СОШ
Приспособления
Ограничи-
тельная линейка
Слайд 67Первитская И.В. учитель обслуживающего труда Макушинской СОШ
ДЛЯ ПАРАЛЛЕЛЬНЫХ
СТРОЧЕК
Слайд 68Первитская И.В. учитель обслуживающего труда Макушинской СОШ
Лапка –запошиватель
Слайд 69Первитская И.В. учитель обслуживающего труда Макушинской СОШ
Лапка - рубильник
Слайд 70Первитская И.В. учитель обслуживающего труда Макушинской СОШ
Лапка для
пришивания
молнии
Слайд 71Первитская И.В. учитель обслуживающего труда Макушинской СОШ
Лапка для выполнения сборок
(сборочник)
Слайд 72Первитская И.В. учитель обслуживающего труда Макушинской СОШ
Лапка для настрачивания
тесьмы
Слайд 73Первитская И.В. учитель обслуживающего труда Макушинской СОШ
ЛАПКА
ДЛЯ ПЕТЕЛЬ
Слайд 74Первитская И.В. учитель обслуживающего труда Макушинской СОШ
Вопросы для закрепления
Для чего применяют приспособления для швейных машин?
Для
чего применяют направляющие линейки?
Для чего применяют лапку-запошиватель?
Для какого шва применяют лапку-рубильник?
Слайд 75Первитская И.В. учитель обслуживающего труда Макушинской СОШ
Современное швейное
производство
Складирование тканей
Контроль с помощью
разбраковочных машин
Слайд 76Первитская И.В. учитель обслуживающего труда Макушинской СОШ
Настилание тканей с помощью
настилочных машин
Рассекание настила на части с помощью электрораскройных машин.
Окончательное вырезание
деталей на ленточных раскройных машинах
Слайд 77Первитская И.В. учитель обслуживающего труда Макушинской СОШ
Транспортировка готовых изделий
Шитье одежды: обработка деталей, узлов и их соединение
в целое изделие
Зона влажно-тепловой обработки швейных изделий на гладильных прессах
Слайд 78Первитская И.В. учитель обслуживающего труда Макушинской СОШ
Окончательная отделка готовых изделий
в паровоздушных камерах
Слайд 79Первитская И.В. учитель обслуживающего труда Макушинской СОШ
Хранение готовой продукции
Слайд 80Первитская И.В. учитель обслуживающего труда Макушинской СОШ
Рабочие
профессии
ОПЕРАТОР ШВЕЙНОГО ОБОРУДОВАНИЯ (швея)
ПОРТНОЙ
ЗАКРОЙЩИК
КОНТРОЛЕР ТКАНИ
Рабочие этих специальностей должны знать:
- устройство и назначение швейных машин,
- выполнять правила безопасного труда,
- владеть приемами современной технологической обработки деталей и швейных узлов,
- знать последовательность изготовления швейных изделий.
Слайд 81Первитская И.В. учитель обслуживающего труда Макушинской СОШ
Вопросы для закрепления
Какие предприятия
выполняют массовый пошив ткани?
Какие предприятия занимаются индивидуальным производством одежды?
Чем отличается
массовый пошив от индивидуального?
Какие виды работ выполняют в цехах?
Какие виды швейных машин используются на швейном производстве?
Слайд 82Первитская И.В. учитель обслуживающего труда Макушинской СОШ
Вопросы для закрепления
Рабочие профессии
Люди каких профессий трудятся на швейном
производстве?
Назовите профессии швейного производства.
Что должны знать рабочие швейных специальностей?