Разделы презентаций


Эмпиризм и рационализм

Содержание

Уровни чувственного познания: от простого к сложномуОщущение – отражение отдельного свойства предмета (вкус, шероховатость)Восприятие – отражение целостности предмета (яблоко)Представление – воспроизведение целостности предмета без его непосредственного влияния на органы чувств

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Чувства в познании мира
Разум в познании мира

Чувства в познании мираРазум в познании мира

Слайд 2Уровни чувственного познания: от простого к сложному
Ощущение – отражение отдельного свойства

предмета (вкус, шероховатость)
Восприятие – отражение целостности предмета (яблоко)
Представление – воспроизведение

целостности предмета без его непосредственного влияния на органы чувств
Уровни чувственного познания: от простого к сложномуОщущение – отражение отдельного свойства предмета (вкус, шероховатость)Восприятие – отражение целостности

Слайд 3Слабые стороны индуктивного метода
Ограниченность полной индукции

Возможность ошибки в непосредственном восприятии

кафедра

философии УГТУ-УПИ
Лекция Философия Нового времени

Слабые стороны индуктивного методаОграниченность полной индукцииВозможность ошибки в непосредственном восприятиикафедра философии УГТУ-УПИЛекция Философия Нового времени

Слайд 4Идеи и понятия
Абстрактные
Конкретные
Понятия – это ярлыки на вещах, они

условны
Абстрактные идеи – комбинация конкретных идей

Идеи и понятияАбстрактныеКонкретные Понятия – это ярлыки на вещах, они условныАбстрактные идеи – комбинация конкретных идей

Слайд 5Дж. Локк – из опыта в разум
"Все, что ум воспринимает

в себя и что есть непосредственный объект восприятия, мышления или

понимания, я называю "идеею"; силу, вызывающую в нашем уме какую-нибудь идею, я называю качеством предмета, которому эта сила присуща. Так, снежный ком способен порождать в нас идеи белого, холодного и круглого. Потому силы, вызывающие эти идеи в нас, поскольку они находятся в снежном коме, я называю качествами, а поскольку они суть ощущения, или восприятия в процессах нашего разумения (understanding), я называю их идеями"
Дж. Локк – из опыта в разум

Слайд 6Дж. Локк: идеи соответствуют качествам вещей
Первичные (находятся в телах) -

величина, фигура (форму), количество, протяжение, движение, длительность, размеры, структура частиц

и их сцепление
Вторичные - цвет, звук, запах, вкус, тепло, боль
«душа и ее идеи, как тело и его протяженность, начинают существовать в одно и то же время» (Дж. Локк).
Дж. Локк: идеи соответствуют качествам вещейПервичные (находятся в телах) - величина, фигура (форму), количество, протяжение, движение, длительность,

Слайд 7Чувства доставляют разуму элементы

Чувства доставляют разуму элементы

Слайд 8РАЗУМ - tabula rasa – чистая доска

РАЗУМ - tabula rasa – чистая доска

Слайд 9рефлексия
Ум принимает на себя ощущения и строит идеи
Переосмысливает идеи отдельно

от ощущений
Простые – ум принимает идеи
Сложные – создает идеи (красота,

Вселенная, человек): 1) соединение нескольких простых идей в одну сложную; 2) сведение вместе двух идей; 3) обособление, или абстрагирование общих идей от других (так образуются все общие и всеобщие идеи). Они не имеют прямого отношения к реальности, не имеют независимого соуществования!!
рефлексияУм принимает на себя ощущения и строит идеиПереосмысливает идеи отдельно от ощущенийПростые – ум принимает идеиСложные –

Слайд 10комбинирование
идея свинца: мы получаем ее, соединяя идею беловатого цвета с

идеями определенного веса, ковкости и плавкости.

комбинированиеидея свинца: мы получаем ее, соединяя идею беловатого цвета с идеями определенного веса, ковкости и плавкости.

Слайд 11Эмпиризм. Чувственное познание и реальность
Фрэнсис Бэкон – эксперимент, опыт, идолы
Джон

Локк – простые и сложные идеи,
Джордж Беркли – реальность

– это восприятие меток бога
Дэвид Юм – я – это пучок восприятий, впечатления более яркие чем идеи, нет реальности вне сознания
Эмпиризм. Чувственное познание и реальностьФрэнсис Бэкон – эксперимент, опыт, идолыДжон Локк – простые и сложные идеи, Джордж

Слайд 12Научные открытия и рост знания
«нет ничего в разуме, чего бы

не было в чувствах» – Дж. Локк
кумулятивизм

Научные открытия и рост знания«нет ничего в разуме, чего бы не было в чувствах» – Дж. Локккумулятивизм

Слайд 13Рационализм как теория познания: Р. Декарт, Г. Лейбниц, Б. Спиноза
«Нет

ничего в разуме, чего бы не было в чувствах, кроме

самого разума»
Разум (душа) – это не чистая доска
Проблема реальности
Проблема ясности и достоверности наших знаний
Рационализм как теория познания: Р. Декарт, Г. Лейбниц, Б. Спиноза«Нет ничего в разуме, чего бы не было

Слайд 14Декарт – мышление и есть реальность – общее понятие –

более очевидно

Декарт – мышление и есть реальность – общее понятие – более очевидно

Слайд 15Декарт – цель науки (21 правило)
«Целью научных занятий должно быть

направление ума таким образом, чтобы он мог выносить твердые и

истинные суждения обо всех тех вещах, которые ему встречаются»
Декарт – цель науки (21 правило)«Целью научных занятий должно быть направление ума таким образом, чтобы он мог

Слайд 16мышление
«Под словом мышление (cogitatio) я разумею все то, что происходит

в нас таким образом, что мы воспринимаем его непосредственно сами

собою; и поэтому не только понимать, желать, воображать, но также чувствовать означает здесь то же самое, что мыслить».
Достоверность мысли, при ощущении: «Я - касаюсь», «Я - вижу»
мышление«Под словом мышление (cogitatio) я разумею все то, что происходит в нас таким образом, что мы воспринимаем

Слайд 17Врожденные идеи
Способность создавать идеи из деятельности самого ума
Идеи звуков и

цветов врождены

Врожденные идеиСпособность создавать идеи из деятельности самого умаИдеи звуков и цветов врождены

Слайд 18Сомнение как средство достижения достоверности
В достоверности чувственных вещей
Вне мышления нет

ничего подлинного
Истину познает скорее один человек, чем целый народ
Доказательство бытия

Бога
Сомнение как средство достижения достоверностиВ достоверности чувственных вещейВне мышления нет ничего подлинногоИстину познает скорее один человек, чем

Слайд 19Радикальное сомнение Декарта
Сомнение в достоверности данных органов чувств
Сомнение в идеях

почерпнутых из воспитания и обучения
Сомнение в достоверности и существовании внешнего

мира
Радикальное сомнение ДекартаСомнение в достоверности данных органов чувствСомнение в идеях почерпнутых из воспитания и обученияСомнение в достоверности

Слайд 20Вывод – только мышление!!
COGITO ERGO SUM


«МЫСЛЮ,

СЛЕДОВАТЕЛЬНО

СУЩЕСТВУЮ»
Вывод – только мышление!!COGITO ERGO SUM«МЫСЛЮ,

Слайд 21Врожденные идеи – это аксиомы (форма)
понятия

Разум
Число
Воля
Бог
суждения

Из ничего нет ничего
Две параллельные

прямые не пересекаются
Нельзя одновременно и быть и не быть

Врожденные идеи – это аксиомы (форма)понятияРазумЧислоВоляБогсужденияИз ничего нет ничегоДве параллельные прямые не пересекаютсяНельзя одновременно и быть и

Слайд 22дедукция
Интеллектуальная интуиция
От общего (врожденная идея) к частному
От более очевидного (мышление)

к менее очевидному (материальные вещи)

дедукцияИнтеллектуальная интуицияОт общего (врожденная идея) к частномуОт более очевидного (мышление) к менее очевидному (материальные вещи)

Слайд 23дуализм
Духовные субстанции – душа
Материальные субстанции – тело
Человек как тело –

машина
Человек как душа – целесообразная деятельность и речь

дуализмДуховные субстанции – душаМатериальные субстанции – телоЧеловек как тело – машинаЧеловек как душа – целесообразная деятельность и

Слайд 24Уровни рационального познания
Понятие - форма мысли, обобщенно отражающая предметы и

явления посредством фиксации их существенных свойств
Суждение - форма мышления, в

которой что-либо утверждается или отрицается о предмете, его свойствах или отношениях между предметами
Умозаключение - простейший вид рассуждения, представляющий собой непосредственный переход от одного или нескольких высказываний посылками, к высказыванию, называемому заключением
Уровни рационального познанияПонятие - форма мысли, обобщенно отражающая предметы и явления посредством фиксации их существенных свойствСуждение -

Слайд 25Эмпиризм и рационализм: совпадение целей познания
Польза
Расширение сферы познанного
Господство над природой
Достоверность

знания
Проблема научных открытий

Эмпиризм и рационализм: совпадение целей познанияПользаРасширение сферы познанногоГосподство над природойДостоверность знанияПроблема научных открытий

Слайд 26Уровни научного познания
Чувственный – эмпирический
Рациональный – теоретический

Уровни научного познанияЧувственный – эмпирический Рациональный – теоретический

Слайд 27Уровни научного познания
Эмпирический: наблюдение-эксперимент-теория
Теоретический: гипотеза-теория-эксперимент
кафедра философии УГТУ-УПИ
Теория познания

Уровни научного познанияЭмпирический: наблюдение-эксперимент-теорияТеоретический: гипотеза-теория-эксперименткафедра философии УГТУ-УПИТеория познания

Слайд 28Какие науки важнее
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ
ФИЗИКА
МАТЕМАТИКА
ФИЛОСОФИЯ

ПРИКЛАДНЫЕ
ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА
ГЕНЕТИКА
ИНФОРМАТИКА

кафедра философии УГТУ-УПИ
ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ

Какие науки важнееФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕФИЗИКАМАТЕМАТИКАФИЛОСОФИЯПРИКЛАДНЫЕИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКАГЕНЕТИКАИНФОРМАТИКАкафедра философии УГТУ-УПИТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ

Слайд 29Какие науки важнее
Фундаментальные (открытия)
Новое знание
Осуществляют прогресс
Совершенствуют знание
Расширяют горизонт познанного
Прикладные

(изобретения)
Польза человеку и обществу
Делают жизнь человека легче
Способствуют общественному прогрессу
Делают мир

цивилизованнее

кафедра философии УГТУ-УПИ

Теория познания

Какие науки важнееФундаментальные (открытия)Новое знаниеОсуществляют прогресс Совершенствуют знаниеРасширяют горизонт познанногоПрикладные (изобретения)Польза человеку и обществуДелают жизнь человека легчеСпособствуют

Слайд 30И.П. Павлов – «нервы» (ВНД)

И.П. Павлов – «нервы» (ВНД)

Слайд 31Современная философия науки
Нет абсолютной истины
Отсутствие окончательного эксперимента
Ограниченность индукции
Научно-исследовательские программы, парадигмы
Опровержимость

Современная философия наукиНет абсолютной истиныОтсутствие окончательного экспериментаОграниченность индукцииНаучно-исследовательские программы, парадигмыОпровержимость

Слайд 32выводы
Теория познания становится ведущей областью знания
Знание оценивается по критериям достоверности,

точности, объективности, полезности
Необходимость метода
Обнаружение соответствия знания и действительности

кафедра философии УГТУ-УПИ
Теория

познания
выводыТеория познания становится ведущей областью знанияЗнание оценивается по критериям достоверности, точности, объективности, полезностиНеобходимость методаОбнаружение соответствия знания и

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика