Слайд 1Чувства в познании мира
Разум в познании мира
Слайд 2Уровни чувственного познания:
от простого к сложному
Ощущение – отражение отдельного свойства
предмета (вкус, шероховатость)
Восприятие – отражение целостности предмета (яблоко)
Представление – воспроизведение
целостности предмета без его непосредственного влияния на органы чувств
Слайд 3Слабые стороны индуктивного метода
Ограниченность полной индукции
Возможность ошибки в непосредственном восприятии
кафедра
философии УГТУ-УПИ
Лекция Философия Нового времени
Слайд 4Идеи и понятия
Абстрактные
Конкретные
Понятия – это ярлыки на вещах, они
условны
Абстрактные идеи – комбинация конкретных идей
Слайд 5Дж. Локк – из опыта в разум
"Все, что ум воспринимает
в себя и что есть непосредственный объект восприятия, мышления или
понимания, я называю "идеею"; силу, вызывающую в нашем уме какую-нибудь идею, я называю качеством предмета, которому эта сила присуща. Так, снежный ком способен порождать в нас идеи белого, холодного и круглого. Потому силы, вызывающие эти идеи в нас, поскольку они находятся в снежном коме, я называю качествами, а поскольку они суть ощущения, или восприятия в процессах нашего разумения (understanding), я называю их идеями"
Слайд 6Дж. Локк: идеи соответствуют качествам вещей
Первичные (находятся в телах) -
величина, фигура (форму), количество, протяжение, движение, длительность, размеры, структура частиц
и их сцепление
Вторичные - цвет, звук, запах, вкус, тепло, боль
«душа и ее идеи, как тело и его протяженность, начинают существовать в одно и то же время» (Дж. Локк).
Слайд 7Чувства доставляют разуму элементы
Слайд 8РАЗУМ - tabula rasa – чистая доска
Слайд 9рефлексия
Ум принимает на себя ощущения и строит идеи
Переосмысливает идеи отдельно
от ощущений
Простые – ум принимает идеи
Сложные – создает идеи (красота,
Вселенная, человек): 1) соединение нескольких простых идей в одну сложную; 2) сведение вместе двух идей; 3) обособление, или абстрагирование общих идей от других (так образуются все общие и всеобщие идеи). Они не имеют прямого отношения к реальности, не имеют независимого соуществования!!
Слайд 10комбинирование
идея свинца: мы получаем ее, соединяя идею беловатого цвета с
идеями определенного веса, ковкости и плавкости.
Слайд 11Эмпиризм. Чувственное познание и реальность
Фрэнсис Бэкон – эксперимент, опыт, идолы
Джон
Локк – простые и сложные идеи,
Джордж Беркли – реальность
– это восприятие меток бога
Дэвид Юм – я – это пучок восприятий, впечатления более яркие чем идеи, нет реальности вне сознания
Слайд 12Научные открытия и рост знания
«нет ничего в разуме, чего бы
не было в чувствах» – Дж. Локк
кумулятивизм
Слайд 13Рационализм как теория познания: Р. Декарт, Г. Лейбниц, Б. Спиноза
«Нет
ничего в разуме, чего бы не было в чувствах, кроме
самого разума»
Разум (душа) – это не чистая доска
Проблема реальности
Проблема ясности и достоверности наших знаний
Слайд 14Декарт – мышление и есть реальность – общее понятие –
более очевидно
Слайд 15Декарт – цель науки (21 правило)
«Целью научных занятий должно быть
направление ума таким образом, чтобы он мог выносить твердые и
истинные суждения обо всех тех вещах, которые ему встречаются»
Слайд 16мышление
«Под словом мышление (cogitatio) я разумею все то, что происходит
в нас таким образом, что мы воспринимаем его непосредственно сами
собою; и поэтому не только понимать, желать, воображать, но также чувствовать означает здесь то же самое, что мыслить».
Достоверность мысли, при ощущении: «Я - касаюсь», «Я - вижу»
Слайд 17Врожденные идеи
Способность создавать идеи из деятельности самого ума
Идеи звуков и
цветов врождены
Слайд 18Сомнение как средство достижения достоверности
В достоверности чувственных вещей
Вне мышления нет
ничего подлинного
Истину познает скорее один человек, чем целый народ
Доказательство бытия
Бога
Слайд 19Радикальное сомнение Декарта
Сомнение в достоверности данных органов чувств
Сомнение в идеях
почерпнутых из воспитания и обучения
Сомнение в достоверности и существовании внешнего
мира
Слайд 20Вывод – только мышление!!
COGITO ERGO SUM
«МЫСЛЮ,
СЛЕДОВАТЕЛЬНО
СУЩЕСТВУЮ»
Слайд 21Врожденные идеи – это аксиомы (форма)
понятия
Разум
Число
Воля
Бог
суждения
Из ничего нет ничего
Две параллельные
прямые не пересекаются
Нельзя одновременно и быть и не быть
Слайд 22дедукция
Интеллектуальная интуиция
От общего (врожденная идея) к частному
От более очевидного (мышление)
к менее очевидному (материальные вещи)
Слайд 23дуализм
Духовные субстанции – душа
Материальные субстанции – тело
Человек как тело –
машина
Человек как душа – целесообразная деятельность и речь
Слайд 24Уровни рационального познания
Понятие - форма мысли, обобщенно отражающая предметы и
явления посредством фиксации их существенных свойств
Суждение - форма мышления, в
которой что-либо утверждается или отрицается о предмете, его свойствах или отношениях между предметами
Умозаключение - простейший вид рассуждения, представляющий собой непосредственный переход от одного или нескольких высказываний посылками, к высказыванию, называемому заключением
Слайд 25Эмпиризм и рационализм: совпадение целей познания
Польза
Расширение сферы познанного
Господство над природой
Достоверность
знания
Проблема научных открытий
Слайд 26Уровни научного познания
Чувственный – эмпирический
Рациональный – теоретический
Слайд 27Уровни научного познания
Эмпирический: наблюдение-эксперимент-теория
Теоретический: гипотеза-теория-эксперимент
кафедра философии УГТУ-УПИ
Теория познания
Слайд 28Какие науки важнее
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ
ФИЗИКА
МАТЕМАТИКА
ФИЛОСОФИЯ
ПРИКЛАДНЫЕ
ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА
ГЕНЕТИКА
ИНФОРМАТИКА
кафедра философии УГТУ-УПИ
ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
Слайд 29Какие науки важнее
Фундаментальные (открытия)
Новое знание
Осуществляют прогресс
Совершенствуют знание
Расширяют горизонт познанного
Прикладные
(изобретения)
Польза человеку и обществу
Делают жизнь человека легче
Способствуют общественному прогрессу
Делают мир
цивилизованнее
кафедра философии УГТУ-УПИ
Теория познания
Слайд 31Современная философия науки
Нет абсолютной истины
Отсутствие окончательного эксперимента
Ограниченность индукции
Научно-исследовательские программы, парадигмы
Опровержимость
Слайд 32выводы
Теория познания становится ведущей областью знания
Знание оценивается по критериям достоверности,
точности, объективности, полезности
Необходимость метода
Обнаружение соответствия знания и действительности
кафедра философии УГТУ-УПИ
Теория
познания