Слайд 1Энциклопедия танков курской дуги
Слайд 2Цель работы
Изучить технические данные танков Курской битвы.
Сравнить советскую и немецкую
бронетехнику
к периоду лета 1943 года.
Слайд 3 Методы исследования
1. Объект исследования –
Курская дуга
2. Предмет исследования –
бронетехника (танки)
Слайд 4Методы работы
Сравнительный анализ броне-техники противоборствующих сторон
Моделирование танков Курской
битвы
Слайд 5Введение
5 июля 1943 года стартовала операция «Цитадель». Немецкие войска начали
крупное наступление в районе города Курска. Это была самая масштабная
операция с использованием бронетанковых войск, о которых пойдет сегодня речь.
Слайд 6Panzerkampfwagen-VI Tiger
«Грозный зверь Вермахта»
«Тигр»- самый известный танк второй мировой войны.
Он разрабатывался как противовес советским КВ и Т-34. Появление этого
зверя на поле боя вызвало настоящий шок.
«Тигр» был защищен 100мм во лбу и 80мм в бортах поверхностно закаленной хромомолибденовой броней, которая защищала экипаж от любых попаданий.
Слайд 7Огневая мощь
«Тигр» был вооружен длинноствольным 88мм орудием KwK
36 L/56. Это орудие было разработано на базе зенитного 88мм
орудия Flak 88. Скорость полета снаряда составляла 600-930 м/с.
В боекомплекте находились бронебойные Pz.Gr. 39 c пробитием 140 мм/500м, подкалиберные Pz.Gr. 40 с пробитием 156 мм/500м и кумулятивные Hl.Gr. 39 с 90мм/500м.
Слайд 8Мобильность
На момент Курской дуги на «Тиграх» были установлены двигатели 12
цилиндровые «Майбах» HL 210 P30 и HL 230 P45 мощностями
в 619 л.с. Они позволяли разгоняться до 44-38 км/ч по шоссе и 20-25 км/ч по пересеченной местности.
Также на большинстве немецких танков использовалась шахматная система постановки катков.
Из положительных качеств можно выделить плавность хода, а из минусов сложность ремонта катков среднего и дальнего ряда.
Слайд 9Panzerkampfwagen-V Panter
«Немецкий ответ на Т-34»
Немецкие конструкторы хотели воплотить в «Пантере»
лучшие черты советского Т-34. У них это получилось, но имелся
один существенный недостаток- танк был слишком сложен в производстве.
Катанная гомогенная 100мм и 80мм (Лоб башни и корпуса) броня средней и низкой твердости так же хорошо защищала танк от советских орудий .
Слайд 10Огневая мощь
Пантера вооружалась длинноствольным 75мм орудием. Скорость полета снаряда,
выпушенного из этой пушки составляла диапазон 700-1120 м/с.
В боекомплекте были
бронебойные Pz.Gr . 39/42
(пробитие 124мм/500м) и
подкалиберные Pz.Gr. 40/42
( 174мм/500м) .
Слайд 11Мобильность
Пусть «Пантера» и была тяжелее Т-34, но по
скорости не чуть не уступала конкуренту. Двигатель мощностью 700 л.с.
позволял развивать «Пантере» скорость в 55 км/ч по шоссе и 20-30 км/ч по пересеченной местности.
Слайд 12Ferdinand
«Слон»
Перед демонстрацией своего прототипа «Тигра», Фердинанд Порше заказал несколько своих
корпусов для «Тигров», т.к. был уверен, что его прототип победит.
Победил прототип фирмы Хеншель, но у Порше уже было изготовлено несколько десятков своих корпусов. Их было решено переделать в истребитель танков, названный в честь создателя.
«Фердинанд» имел катанную и кованную броню толщиной во внушительные 200мм (Лоб рубки и корпуса)
Слайд 13Огневая мощь
На «Фердинанде» было установлено 88мм противотанковое длинноствольное орудие Pak
43 , которое позволяло развивать снарядам скорость в 600-1200 м/с.
Боекомплект
состоял из бронебойных Pz.Gr.39/43 (219мм/500м), подкалиберных Pz.Gr. 40/43 (250мм/500м) и кумулятивных Hl.Gr. 39/43
(110мм/500м).
Слайд 14Мобильность
У «Фердинанда» было два двигателя, мощностью в 265 л.с. Эти
двигатели не могли обеспечить «Фердинанду» хорошую мобильность, поэтому он мог
разогнаться до 35км/ч по шоссе и 10-15км/ч по пересеченной местности.
Слайд 15КВ-1
«Танк-призрак»
КВ-1 стали выпускать еще до войны. В ранний период войны
он являлся в кошмарах немецким танкистам.
Его 75 мм катанная
гомогенная броня, расположенная под углами в 25-70 градусов, защищала этого монстра от любых танковых орудий имевшихся на тот момент у Вермахта. Но к моменту курской дуги он морально устарел и его броня уже с могла сдерживать мощные попадания «Тигров» и «Пантер».
Слайд 16Огневая мощь
На КВ-1 и Т-34 помимо Ф-34 устанавливали орудие Л-11.
Оно было не такое хорошее как Ф-34, но также
не плохо справлялась с Pz-III и Pz-IV. Из-за короткого ствола скорость полета снаряда была ниже, чем у Ф-34 и тот же БР-350А пробивал не 71 мм а только 65 мм.
Слайд 17Подвижность и скорость
Главным недостатком КВ была его трансмиссия. Она постоянно
ломалась из-за через мерной массы танка .На танк устанавливали дизельные
двигатели В-2К и М-17Т, мощностями в 500 л.с, позволявшие танку разгоняться до 30-34 км/ч.
Слайд 18 Т-34
«Оружие победы»
Т-34 является одним из самых известных и массовых
в производстве машин. Во время и после курской дуги являлся
основной машиной войск РККА.
Броня Т-34 состояла из 45мм катанной гомогенной стали высокой твердости под углами наклона от 42 до 60 градусов, которая выдерживала попадания немецких 37 и 57 мм орудий, но после появления «Тигров» и модификаций Pz-IV с 75 мм орудиями она уже не составляла особой преграды для немецких снарядов .
Слайд 19Огневая мощь
Т-34 мог похвастаться своим 76
мм орудием Ф-34.Оно имело не плохую баллистику и скорость полета
снаряда (950-662 м/с). Бронебойные каморные снаряды БР-350 А и Б оказывали хорошее за броневое воздействие и пробивали 71мм (БР-350А) и 87мм (БР-350Б). Также в наличии был бронебойно-подкалиберный БР-354П, способный пробивать до 92 мм брони на расстоянии 500 метров.
Слайд 20Подвижность и скорость
На Т-34 был установлен дизельный 12 цилиндровый
двигатель В-2-34 мощностью 500 лошадиных сил, который позволял
танку разгоняться до 54 км/ч по шоссе и 36 км/ч по пересеченной местности.
Слайд 21Производство
С 1940 началось производство Т-34. Всего к концу 1943
года было произведено более 30000 танков. Только УВЗ №183 (Урал
Вагон Завод) произвел 13175 танков.
Слайд 22Советская тактика ведения танкового боя
Из-за преимущество немецких танковых орудий
и брони этих танков, по предложению генерал-лейтенанта Катукова, было решено
размешать танки в засадах, подпуская неприятеля на расстояние до 300-400 метров, а затем открывая прицельный огонь.
Слайд 23Советский танкист-ас
В.А.Бочковский
(28.06.1923-07.09.1999)
Слайд 25Выводы
Советским танкам удалось одержать победу над немецкими машинами в Курской
битве:
массового производства;
простоты ремонта;
грамотно поставленной тактики и стратегии советского командования.
Слайд 26Используемая литература и интернет-ресурсы
https://ru.wikipedia.org/wiki/Бочковский,_Владимир_Александрович#Участие_в_Великой_Отечественной_войне
https://ru.wikipedia.org/wiki/Т-34
https://www.youtube.com/watch?v=BvdK7EMIQDs
https://www.youtube.com/watch?v=vdoDujfCnVM&index=2&list=PLs4a4zI4QyfHPKVacdaJeQlujlntwdR4Q&t=460s
https://www.youtube.com/watch?v=F4VyMr9drjY&list=PLs4a4zI4QyfHPKVacdaJeQlujlntwdR4Q&index=2
https://ru.wikipedia.org/wiki/Тигр_(танк)
https://ru.wikipedia.org/wiki/Пантера_(танк)
https://ru.wikipedia.org/wiki/Фердинанд_(САУ)
https://ru.wikipedia.org/wiki/КВ-1
Архивные документы музея истории школы №168
СМИ:
военные журналы, газеты.
Артем Драбкин,«Я дрался на Т-34»:© ООО Издательство «Эксмо»,
2015
История СССР в документах 1917-1980 : Москва «Просвещение» 1981