Слайд 1Эпигенетическая теория
развития личности
Э. Эриксона
Слайд 21. Основные понятия теории Э. Эриксона
2. Психосоциальные стадии развития личности
План
Слайд 3Литература:
1. Марцинковская Т Д. История детской психологии: учеб. для студ.
пед. вузов. – М.: ВЛАДОС, 1998.
2. Хьелл Л., Зиглер
Д. Теории личности. – СПб., 1997.
3. Шаповаленко И. В. Возрастная психология. – М: Гардарики, 2005.
4. Эриксон Э. Детство и общество. – М., 1963.
Слайд 5Основные понятия теории Э. Эриксона
Слайд 6Различия в концепциях З.Фрейда и Э.Эриксона
В центре внимания
Э. Эриксона - структура Эго и ее развитие, у Фрейда
в фокусе находятся структуры Ид (Оно) и Супер-Эго(Сверх-Я);
Слайд 7 Фрейд представляет отношения «ребенок - общество» как антагонистические,
враждебные, история которых – трагическое противостояние личности и общества, борьба
двух миров – мира детства и мира взрослых. Эриксон рассматривает отношения личности и общества как отношения сотрудничества, обеспечивающие гармоничное развитие личности;
Слайд 8 Фрейд решающую роль отводил сексуальности. Э. Эриксон, признавая
ее значение, возражает против постулата о примате инфантильной детской сексуальности.
Он полагал, что последнее не является основным источником развития;
Слайд 9 Концепция 3. Фрейда замыкается в парадигме двух факторов
как детерминант развития. Э. Эриксон предлагает более сложную систему причин,
условий и факторов развития личности, включающих ее активность и общение. Активность личности имманентно предполагается в признании двух вариантов прохождения психосоциального кризиса и соответственно двух вариантов развития - конструктивного и деструктивного.
Слайд 10Развитие личности
определяется единством и
взаимодействием 3 основных
линий:
соматической,
психосоциальной ,
психосексуальной
Слайд 11Идентичность –
это набор черт или индивидуальных
характеристик, который делает
человека подобным
самому себе и
отличным от других людей .
Слайд 12Эго-идентичность –
это субъективное чувство
целостности собственной
личности, непрерывности и
устойчивости собственного Я.
Слайд 13Групповая идентичность
определяет чувство
принадлежности к данной
социальной группе.
Слайд 14Эпигенетический принцип
Человек в своем развитии проходит
через неизменную последовательность
стадий, универсальных для
человечества.
Каждая стадия сопровождается
кризисом, обусловленным
биологическим созреванием и
социальными требованиями,
предъявляемыми личности на
данной
стадии.
Слайд 15Кризис –
поворотный момент в жизни
индивидуума, который возникает как
следствие достижения
определенного
уровня
психологической зрелости и
социальных требований,
предъявляемых к индивидууму на
этой стадии.
Слайд 16Механизмы, помогающие выйти из кризиса
Ритуализации – устойчивые социокультурные формы взаимодействия
личности и ее социального окружения, создающие необходимые условия для благополучного
разрешения кризиса.
Ритуализмы – формы взаимодействия, приводящие к воспроизведению негативного сценария развития личности.
Слайд 17Особенности ритуализации
Ритуальные действия имеют общее значение, понятное и разделяемое всеми
участниками (выпускной, аттестат);
Слайд 18Ритуальные действия сочетают устойчивость и повторяемость взаимодействия с определенной новизной.
Психологический смысл сочетания стабильности и новизны ритуала состоит в создании
оптимальных условий для развития личности ребенка.
Слайд 19Ритуальные действия не только сохраняются на протяжении всей жизни человека,
но преобразуются и приобретают новые формы, вбирая в себя опыт
и растущую компетентность ребенка.
Слайд 202. Психосоциальные стадии развития личности
Слайд 211 стадия: Младенчество, орально-
сенсорная стадия (от рождения до 1 года).
Психосоциальный
кризис: базисное доверие-
базисное недоверие.
Позитивное новообразование: надежда
(вера в разумность и надежность
мира).
Деструктивное новообразование: уход
(отказ от общения, деятельности, познания
мира).
Ритуализация: обожествляющая.
Слайд 222 стадия: Раннее детство, мышечно-
анальная стадия (от 1 года до
3-х лет).
Психосоциальный кризис: автономия - стыд
и сомнение.
Позитивное новообразование: воля
(способность преодолевать
сомнения и
трудности в достижении цели).
Деструктивное новообразование:
слабоволие, навязчивость.
Ритуализация: рассудительная (закон и
порядок).
Слайд 23 Идентичность выступает в форме «Я есть то, что
я могу свободно желать».
Слайд 243 стадия: Возраст игры, локомоторно -
генитальная стадия (от 3 до
6 лет).
Психосоциальный кризис: инициатива –
вина.
Позитивное новообразование: целеустремленность.
Деструктивное новообразование: заторможенность.
Ритуализация: драматическая.
Слайд 25Может быть феномен «выученной беспомощности» как отказ от достижения целей,
отказ от активности в достижении целей при столкновении с малейшими
трудностями, причем любые задачи, которые стоят перед ребенком, воспринимаются им как трудные.
Слайд 264 стадия: Школьный возраст, латентная
стадия (от 6 до 12 лет).
Психосоциальный
кризис: трудолюбие –
неполноценность.
Позитивное новообразование: компетентность, умение.
Деструктивное новообразование: инертность.
Ритуализация: формальная
(технологическая).
Слайд 27 Эго-идентичность выступает в форме «Я - то, чему
могу научиться». .
Слайд 285 стадия: Подростковый возраст,
юность, пубертатная стадия (12 - 19 лет).
Психосоциальный
кризис:эго-идентичность
- смешение идентичности .
Позитивное новообразование: верность
(как способность быть верным своим
привязанностям
и обещаниям).
Деструктивное новообразование:
отрицание (отказ от роли и смешение
ролей, принятие негативной идентичности).
Ритуализация: идеологическая.
Слайд 29Механизмы обретения идентичности могут быть:
1. Интроекция (Фрейд) - это
вложение извне внутрь. В гештальттерапии интроекты называют непереваренными конструктами, некритически
перенесенными извне вовнутрь. Это самый примитивный механизм, не обеспечивающий обретения истинной идеи идентичности.
Слайд 302. Идентификация - механизм, в основе которого лежит подражание, моделирование
ролевого поведения значимых фигур. У подростков обычно имеет место идентификация
с родителями, героями, актерами, музыкантами, спортсменами и т. д. У каждого поколения свои герои, представляемые культурой общества.
Слайд 313. Механизм ролевого экспериментирования, обеспечивающий достижение эго-идентичности. Подросток принимает на
себя роль, примеривает ее на себя, проигрывает (н-р; в течение
дня или нескольких часов может играть роль то «души компании», то «непризнанного гения», то изгоя).
Слайд 32Специфические черты подросткового и юношеского кризиса становления эго-идентичности.
1. Размывание чувства времени, в форме утраты временной перспективы, в
подростковой амнезии - забывании событий при сохранении чувства очень напряженной внутренней жизни
Слайд 33 2. Относительная, частичная утрата продуктивности творческой, учебной деятельности.
В подростковом возрасте происходит стагнация прежних достижений в спорте, подросток
начинает хуже учиться.
Слайд 34 3.Уход от близких отношений, стремление к одиночеству, изоляции,
стремление остаться наедине со своими чувствами и переживаниями (ведение дневника
характерное для этого возраста, - это возможность саморефлексии наедине с собой).
Слайд 35 4. Формирование негативной идентичности. Это принятие системы ценностей, прямо
противоположное той, которую предлагает общество. При нарушении доверия между ребенком
и родителями часто формируется негативная идентичность.
Слайд 36Статусы идентичности
1) предрешение - кризиса не было, выбор сделан;
2) мораторий кризис актуален, исследование продолжается, окончательный выбор не сделан;
Слайд 373) достигнутая идентичность - кризис пройден, выбор сделан;
4) диффузная
идентичность - кризиса не было, или он состоялся, но выбор
не сделан.
Слайд 386 стадия: Ранняя зрелость, молодость,
генитальная стадия (от 20 до 25
лет).
Психосоциальный кризис: интимность –
изоляция.
Позитивное новообразование: любовь
(как умение вверять себя другому,
не боясь
себя потерять).
Деструктивное новообразование:
исключительность (излишняя
поглощенность собой).
Ритуализация: группирования.
Слайд 397 стадия: Средняя зрелость (от 26 до 64
лет).
Психосоциальный кризис: генеративность,
продуктивность
– инертность, застой.
Позитивное новообразование: забота.
Деструктивное новообразование:
отвержение, поглощенность собой.
Ритуализация: наставничество,
воспитание.
Слайд 408 стадия: Поздняя зрелость (от 65 лет до
смерти).
Психосоциальный кризис: эго-интеграция
–
отчаяние.
Позитивное новообразование: мудрость
(как осознание безусловного значения жизни
перед лицом смерти).
Деструктивное новообразование:
презрение.
Ритуализация: философская.
Слайд 41Значение теории Э.Эриксона
1. Развитие личности рассматривается в целостном
жизненном цикле, охватывающем весь онтогенез человека;
2. Развитие рассматривается
как диалектический процесс преодоления кризисов, разрешения возникающих противоречий;
Слайд 42 3. Развитие понимается как процесс, в значительной степени
обусловленный активностью самой личности. Выделено, как минимум, два различных сценария
развития. Развитие не есть линейный и изначально запрограммированный процесс;
Слайд 43 4. Отношения личности и общества выступают как отношения
сотрудничества, в которых позитивное развитие личности невозможно вне социальных отношений;
5. Выделение двух типов новообразований - деструктивных и позитивных- определяет пространство возможных траекторий развития личности.