Слайд 1Эрик Г. Эриксон
формирование личностной идентичности человека
Работу выполнили студенты
группы СЦГ-17,18-2017
философско-социологического факультета
Чистяков
Иван, Филимонова Настя
Руководитель: Прокофьева Алёна Викторовна
Слайд 2
Эрик Г. Эриксон
Эрик Г. Эриксон (15 июня 1902 – 12
мая 1994) был психологом в сфере психологии развития и психоаналитиком.
Проблема кризиса идентичности во многом связана с собственным жизненным опытом Эриксона: информация о биологическом отце от него в детстве скрывалась, в еврейской религиозной школе его дразнили за «нордичекую» внешность, а в обычной школе – за еврейское вероисповедание.
Слайд 3Идентичность – типичная характеристика индивидов, оставляющих общество
Основная цель развития личности
в формировании психосоциальной идентичности
Человек – субъект социализации
Слайд 4Развитие личности по Эриксону
Есть целостный, неделимый процесс, включающий 8 стадий.
Предполагает,
что каждая стадия развития здоровой личности систематически связана с другими
стадиями.
Постоянное обретение идентичности, которое есть не только цель, но и условие дальнейшего полноценного развития.
Происходит посредством критических шагов – «нормативных кризисов идентичности», то есть путем преодоления внутренних противоречий.
Протекает в соответствии с этапами, предопределенными в готовности человеческого организма побуждаться расширяющимся кругом значимых индивидов и институтов, осознавать их, взаимодействовать с ними.
Подразумевает, что на каждой стадии могут складываться свойственные каждому возрасту «ритуализации».
Слайд 5Ритуализации – это модели поведения, посредством которых передаются культурные смыслы
и значения.
Ритуализмы – это ритуально выглядящие типы поведения, для которых
характерно механическое повторение и бездушный автоматизм.
Слайд 6Идентичность - продукт межличностного взаимодействия и одновременно условие его слаженного
протекания, а также результат и условие нормального полного жизненного цикла
отдельного человека и целых поколений.
Эго-идентичность - это вера в то, что собственная способность поддерживать внутреннюю тождественность и непрерывность соответствует тождественности и непрерывности того значения и образа, которые человек вызывает у других.
Слайд 7Аспекты личностной идентичности
Личностный аспект
Органический аспект
Групповая идентичность
Психосоциальная идентичность
Экзистенциальная идентичность
Отражает жизненный опыт,
организующийся в целостное Я
Восприятие непреложной данности физического внешнего облика, задатков
Образуется
в результате участия индивида в соц.общностях
Дает человеку ощущение значимости своего бытия с точки зрения общества
Результат решения проблемы конечных смыслов существования
Слайд 8Таким образом, личностную идентичность Эриксона можно назвать связующим звеном между
субъективной реальностью и объективной реальностью социального мира.
Слайд 9Стадии развития
1 стадия – младенчество. Происходит выбор между чувством базисного
доверия и чувством базисного недоверия
2 стадия – раннее детство. Конфликт
между чувством автономии и чувством стыда.
Слайд 103 стадия – игровой возраст. Инициатива выступает против чувства вины.
4
стадия – школьный возраст. Эта стадия отмечена противостоянием трудолюбия и
чувства неполноценности.
Слайд 115 стадия – подростковый возраст. Выбор между идентичностью и ее
смешением, неопределенностью.
6 стадия – юность. Близость против изоляции.
Слайд 127 стадия – стадия зрелости. Генеративность против стагнации.
8 стадия –
старость. Целостность Эго против отчаяния.
Слайд 13
Зная типичную траекторию жизненного пути и особенности половозрастной стратификации данного
общества, мы можем достаточно точно сказать, в каком именно возрасте
человеку предстоит столкнуться с определенными проблемами, и как эти проблемы переплетаются друг с другом, каковы типичные варианты их разрешения и т.д.
Слайд 14«Детство и общество». Основные идеи.
«Детство и общество» - первая книга,
опубликованная Эриксоном в 1950 году. Она появилась благодаря практике психоанализа.
Автор в данной книге рассматриваются взаимосвязь детства с социальной жизнью, приводит исследования детства у пары племен африканских индейцев сиу и юрок, говорит о развитии ЭГО, кризисах, конфликтах и рассматривает юность и идентичность.
Слайд 15
Эриксон находит свой интерес в особой зависимости кризиса идентичности исторической
личности от социально-психологического и идеологического кризиса ее эпохи.
Харизматический лидер,
благодаря своему особому складу характера, является «двигателем» социально-исторического процесса.
Этот особый склад определяется не только незаурядными индивидуальными характеристиками, но и чрезвычайно острым переживанием кризиса идентичности.
Слайд 16По мысли Эриксона, исторические лидеры подразделяются на два типа
Истинные герои
выживания, способные дать своим современникам новое и более широкое видение
мира. Их отличают преждевременные и крайне острые возрастные кризисы
Лидеры другого типа – политические, военные деятели, сужающие картину мира в рамках догматизма. Это лидеры деструктивного типа.
Слайд 17Мартин Лютер - лидер первого типа
Адольф Гитлер - лидер второго
типа