Разделы презентаций


Есть ли жизнь после супружеского развода или как пережить развод и сохранить

Содержание

Социологический аспект- развод сегодняВ России в среднем распадается чуть больше половины от 100 заключаемых браков (некоторые области вокруг 60)Лидируют по количеству разводов некоторые страны Восточной Европы (Венгрия, Белоруссия), Швеция, США (

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Есть ли жизнь после супружеского развода или как пережить развод и

сохранить семью?

Г.Л. Будинайте, к.п.н. доцент департамента психологии ФСН НИУ-ВШЭ
Академ. руководитель

- Магистерская программа «Системная семейная психотерапия», департамент психологии НИУ-ВШЭ
Член правления Общества семейных терапевтов и консультантов
Есть ли жизнь после супружеского развода или как пережить развод и сохранить семью?Г.Л. Будинайте, к.п.н. доцент департамента

Слайд 2Социологический аспект- развод сегодня
В России в среднем распадается чуть больше

половины от 100 заключаемых браков (некоторые области вокруг 60)
Лидируют по

количеству разводов некоторые страны Восточной Европы (Венгрия, Белоруссия), Швеция, США ( 2ой и 3ий браки), Португалия, Бельгия
Средний возраст вступления в брак увеличился в России, но на 5-7 лет меньше, чем в других странах ( уменьшение в последние годы?)
Причины развода Россия – плохие жилищные условия, жизнь с родственники супруга, «необдуманное решение» , измены (младшее поколение), алкоголизм, материальные трудности ( старшее поколение)
Социологический аспект- развод сегодняВ России в среднем распадается чуть больше половины от 100 заключаемых браков (некоторые области

Слайд 3Социологический аспект- развод сегодня-2
Развитые страны – социальные условия позволяют многие

задачи ( в том числе воспитания детей) решать вне брака,

значение эмоционально –личностных запросов возрастает
Россия -27% развод допустим, 50% – надо подходить индивидуально, однозначно против разводов -10%
Две тенденции и в России – проблемы «выживания» - запросы личностно-эмоционального плана, качества супружеской жизни
Расставания незарегистрированных супругов
Социологический аспект- развод сегодня-2Развитые страны – социальные условия позволяют многие задачи ( в том числе воспитания детей)

Слайд 4Институт развода – история
Долгий путь становления института развода. Во всех

христианских странах был до Нового времени запрещен – завоевание относительно

недавнего времени
Есть во всех странах в той или иной соответствующей культуре форме
Одновременно достижение больших свобод и социально проблемный феномен - как всегда, когда задействованы интересы многих людей, много «воль» и интересов
Есть институт сопровождения и помощи- институт психотерапии в том числе ( юридическая помощь, суд, медиаторы)
Институт развода – история Долгий путь становления института развода. Во всех христианских странах был до Нового времени

Слайд 5Супружеский развод - история
Когда был легализован?
Существовал в Древней Греции и

Риме
Англия - Генрих VШ (1529?),1857
Италия, Испания, Португалия- 1970, 1981,1974
Франция -1792,

1884
Россия - 1917, 1944
Пруссия - 1782
США – «дикий, дикий запад» - 1890
Мусульманские страны - Коран (7 в. нашей эры)

Супружеский развод - историяКогда был легализован?Существовал в Древней Греции и РимеАнглия - Генрих VШ (1529?),1857Италия, Испания, Португалия-

Слайд 6Развод в России - две разнонаправленные тенеденции

Развод в России - две разнонаправленные тенеденции

Слайд 7Россия - Советская республика
Передовые идеи свободы и равенства женщин, развод

легитимизирован, процедура стала очень простой, легкой (революционный период, расцвет феминистких

идей)

Россия - Советская республикаПередовые идеи свободы и равенства женщин, развод легитимизирован, процедура стала очень простой, легкой (революционный

Слайд 8СССР
1930 - развод резко ограничен и практически запрещен
1930-1950-ые:
Развод фактически

рушил карьеру ( партийные люди, руководители) коммунист должен быть “хорошим

семьянином”
Можно пожаловаться на неверного мужа в партком
Для выезда за границу нужно быть женатым (замужем)
Специально регулировался постановлением 1944 г.
СССР 1930 - развод резко ограничен и практически запрещен1930-1950-ые:Развод фактически рушил карьеру ( партийные люди, руководители) коммунист

Слайд 9СССР-Российская Федерация
Ситуация стала более свободной в 60-ые годы
1990-ые –

новая либерализация, резкое возрастание числа разводов ( много фактров)
2000 ые

- возрастание роли православной церкви, развод – скорее проступок (на фоне постоянного очень значительного числа разводов).
СССР-Российская ФедерацияСитуация стала более свободной в 60-ые годы 1990-ые – новая либерализация, резкое возрастание числа разводов (

Слайд 10Культурные и исторические аспекты - страшее поколение, «послание»
Травмированность общество в

России - последствия: любая сепарация воспринимается как опасная, вместе выживать

(в том числе, растить «поднимать» ребенка) легче, не так трудоемко
Много убитых мужчин за две мировые войны реперессии, травматизм, ранняя смертность, зависимости–демографичские «ямы» – потери мужского населения в поколениях
Не всегда есть место для таких “специальных”, тонких аспектов жизни как эмоциональный контакт супругов, степень удовлетворенности разными сторонами супружеских отношений
Культурные и исторические аспекты - страшее поколение, «послание»Травмированность общество в России - последствия: любая сепарация воспринимается как

Слайд 11Развод в России сегодня
Развод законен и вместе с тем как

бы неодобряем – (россияние выступают против запрета разводов)
Развод часто

все еще стоит в одном ряду с другими социально неодобряемыми явлениями - алкоголизмом, педагогической запущенностью детей,”неполными семьями”( вместе с тем 27% в России считают развод допустимым)
Прекращение супружеских отношений все еще часто “маскируется”, получает особые формы (так называемые параллельные семьи у российских мужчин)
Развод - легко и плохо одновременно
На фоне статистики – больше половины поженившихся разводятся
Развод в России сегодняРазвод законен и вместе с тем как бы неодобряем –  (россияние выступают против

Слайд 12Психологические последствия «идеологизации» развода
Развод “поляризует бывших супругов – один

выступает как “жертва”, “пострадавший”, другой - как “насильник”, нарушитель; (психологически

часто – оба видят себя жертвой, другого- обидчиком)
Люди переживающие развод часто видят себя как социально неуспешных, как совершившие социальный проступок;
Дети оказыватися вторично травматизируемы, пережи-вая “стыд” за свою “неправильную” девиантную семью ( часто в ситуации нарушенного эмоционального контакта с кем-то из родителей, умолчания и пр)
Психологические последствия «идеологизации» развода Развод “поляризует бывших супругов – один выступает как “жертва”, “пострадавший”, другой - как

Слайд 13Личный психологический аспект -ассоциации, коннотация понятия “развод”
События в жизни близкое

к - смерть, потеря, разочарование, переезд на новое место, обновление,

возрождению
Случаи в практике – потеря, жизненный перелом, кризис,
Явления природы - ураган, стихийное бедствие,землетрясение, гроза и солнце после
Чувства - разочарование, отчаянье, злость, горе, риск, новое в жизни, пиковые переживания…
Личный психологический аспект -ассоциации, коннотация понятия “развод”События в жизни близкое к - смерть, потеря, разочарование, переезд на

Слайд 14Ситуация развода -линии напряжения в системах
Внутри супружеский – внутри-семейный конфликт

(бывшие супруги, родители и дети)
Напряжение между семьей и «расширенной» семьей,

окружением
Семья – Общество – отношение в разводам,
Семья – помогающие специалисты
Новая «двуядерная» система – новые задачи
-
Ситуация развода -линии напряжения в системахВнутри супружеский – внутри-семейный конфликт (бывшие супруги, родители и дети)Напряжение между семьей

Слайд 15Развод «внутри» семьи
Редко взаимное решение. Если это решение одного из

супругов – второй травмирован, его тревога резко растет
Часто нарастание острой

конфликтной ситуации или отчуждения между супругами
Развод «внутри» семьиРедко взаимное решение. Если это решение одного из супругов – второй травмирован, его тревога резко

Слайд 16Развод «внутри» семьи-2
Неэффективные стратегии поведения с детьми родителей в этой

ситуации - депрессивное или отчужденное поведение, низко ресурсное состояние, «коалиция»

ребенка с одним из родителей ( или обоими)
Запрет на открытое обсуждение ситуации с семье, «секреты», замалчивание происходящего на фоне тревожных признаков («Нелюбовь», А Звягинцев, 2016)
Часто - сокращение общесемейных контактов с внешним миром
Социальные страхи и тревога за будущее, личное, финансовое благополучие - у всех членов семьи

Развод «внутри» семьи-2Неэффективные стратегии поведения с детьми родителей в этой ситуации - депрессивное или отчужденное поведение, низко

Слайд 17Семья в разводе и ее окружение
Часто неприятие ситуации развода родительскими

семьями, сокрытие «до последнего» от «большой расширенной семьи», разнообразные внутрисемейные

коалиции
Поляризация окружения, часто – страх у одного из супругов потери привычного круга общения

Семья в разводе и ее окружениеЧасто неприятие ситуации развода родительскими семьями, сокрытие «до последнего» от «большой расширенной

Слайд 18Семья с супружеским разводом-помогающие специалисты
Семейный психотерапевт по определению ориентирован на

сохранение семьи и супружества
Но юридическая ситуация часто вынуждает психолога занять

непродуктивную позицию “союзника” одного или другого родителя

Семья с супружеским разводом-помогающие специалистыСемейный психотерапевт по определению ориентирован на сохранение семьи и супружестваНо юридическая ситуация часто

Слайд 19Семья с супружеским разводом-помогающие специалисты-2
Профессиональная позиция адвокатов –достижение «выигрыша» одной

из разводящихся сторон противоречит – с точки зрения системных терапевтов

– интересам семьи и прежде всего детей
Судебное решение о том, с «кем будет проживать ребенок» – одно из самых психологически травмирующих («Развод Надера и Симин», А.Фархади, 2011)
Семья с супружеским разводом-помогающие специалисты-2Профессиональная позиция адвокатов –достижение «выигрыша» одной из разводящихся сторон противоречит – с точки

Слайд 20Личные убеждения, идеи и семейная история психотерапевта
У семейного психотерапевта есть

своя собственная семейная история и история родительской семьи…
Собственные идеи –

«брак должен быть один на всю жизнь», «верность, преданность - самые большие ценности в семейной жизни», «развод –это социальный и личный провал», «семья должна быть сохранена во что бы то ни стало во имя детей», «их развод –мой профессиональный проигрыш» и т.п…
Личные убеждения, идеи и семейная история психотерапевтаУ семейного психотерапевта есть своя собственная семейная история и история родительской

Слайд 21Профессиональная позиция для психотерапевтической работы с разводом
Мы не можем

отрицать право людей на развод. Это право - результат долгого

культурного и социального развития и развития института брака. Юридически развод законен.
Помогающий профессионал должен прояснить для себя свое отношение к разводом. Оно может быть любым, но профессионал не может работать с разводом будучи «против» и не может быть эффективен занимая «двойственную» позицию
Необходима соответствующая тренинговая работа и постоянная супервизия «трудных случаев»

Профессиональная позиция для психотерапевтической работы с разводом Мы не можем отрицать право людей на развод. Это право

Слайд 22Профессиональная позиция для психотерапевтической работы с разводом -2
Ситуация развода -

так или иначе - результат “вклада” в нее обоих супругов.

Сложный пункт. Имеет много измерений.
Нежелание одно из супругов имеет решающее значение. Брак невозможно сохранить, если к этому больше не стремятся оба
Взрослые люди в семье имеют обычно две роли –супружескую и родительскую, но эти роли можно и необходимо разделить при супружеском разводе, если есть дети
Можно перестать быть супругами, нельзя – родителями




Профессиональная позиция для психотерапевтической работы с разводом -2Ситуация развода - так или иначе - результат “вклада” в

Слайд 23Профессиональная позиция для психотерапевтической работы с разводом -3
Мы должны исходить

из возможности людей пережить развод- прежде всего детям - без

необратимых последствий и они не должны пониматься как “девиантные”
Окружение не должно выбирать между бывшими супругами как «правыми» и «виноватыми» – формат общения поменяется, но при желании его можно сохранить с обоими бывшими супругами
Можно сохранить семью, но завершить супру-жество. Можно вступить в новое супружество и тогда возникнет «двуядерная семья»



Профессиональная позиция для психотерапевтической работы с разводом -3Мы должны исходить из возможности людей пережить развод- прежде всего

Слайд 24Появление идеи «хорошего развода»
Констанс Аронс ( Constance Ahrons, ‘Good divorce”)

– с конца 70-ых годов 20в, лонг-этюдное исследование разведенных семей
Г.

Фигдор – идея влияния на протекание развода сохранения или не сохранения отношений с родителями
Исследования более позднего времени, подтверждающие эту идею в разных аспектах, психотерапия – практические задачи и опыт (А.Варга)
Особенности восприятия ребенком структуры совей семьи в разных ситуациях развода (Будинайте, Коган-Лернер,, 2011)
Появление идеи «хорошего развода»Констанс Аронс ( Constance Ahrons, ‘Good divorce”) – с конца 70-ых годов 20в, лонг-этюдное

Слайд 26Завершенный-незавершенный развод

Завершенный-незавершенный развод

Слайд 27Завершенный-незавершенный развод -2

Завершенный-незавершенный развод -2

Слайд 28Корректировка профессиональных ориентиров – реалистичные ожидания от семьи в работе

специалиста сегодня
Сохранение отношений ребенка с каждым из родителей – главный

ориентир в работе
Установление регулярного и продуктивного очного сотрудничества родителей не всегда возможно
Нейтральность по отношение к бывшему супругу – сложный комплекс личностных изменений и изменений взаимоотношений, не всегда можно и нужно рассматривать как исходное основание продуктивной работы
Корректировка профессиональных ориентиров – реалистичные ожидания от семьи в работе специалиста сегодняСохранение отношений ребенка с каждым из

Слайд 29Основные составляющие психологической помощи семье
Выявление степени психологической готовности к разводу
Работа

с психологической травмой
Сопровождение сообщения о разводе (coming out):
Дети (

разного возраста)
Расширенная семья
Друзья и знакомые семьи
Основные составляющие психологической помощи семьеВыявление степени психологической готовности к разводуРабота с психологической травмой Сопровождение сообщения о разводе

Слайд 30Основные составляющие психологической помощи семье -2
По возможности – работа на

достижение нейтральности в пост-супружеских отношениях
Новый семейный контракт
Работа с последствиями не

удачно протекавшего и не сопровождавшегося развода ( прерванные отношения, коалиции)
Задачи, связанные с новой «двуядерной системой»
Основные составляющие психологической помощи семье -2По возможности – работа на достижение нейтральности в пост-супружеских отношенияхНовый семейный контрактРабота

Слайд 31Развод –это не плохо и легко, развод –это допустимо, но

трудно, это процесс, усилия всех…

Развод –это не плохо и легко, развод –это допустимо, но трудно, это процесс, усилия всех…

Слайд 32О супружеском разводе

О супружеском разводе

Слайд 33Возможность принять участие в исследовании и создании опросника завершенности супружеского

развода в семье

https://issledovanie-semi.testograf.ru

https://issledovanie-semi-ch2.testograf.ru

Возможность принять участие в исследовании и создании опросника завершенности супружеского развода в семье https://issledovanie-semi.testograf.ruhttps://issledovanie-semi-ch2.testograf.ru

Слайд 34Просмотр эпизода
Эпизод 2. фильма «Развод Надера и Семин», режиссер Асгар

Фархади, 2011, Иран

Мин 1.57 мин

Просмотр эпизодаЭпизод 2. фильма «Развод Надера и Семин», режиссер Асгар Фархади, 2011, ИранМин 1.57 мин

Слайд 35Показ эпизода
Эпизод 1. фильма «Развод Надера и Семин», режиссер Асгар

Фархади, 2011, Иран

Мин

Показ эпизодаЭпизод 1. фильма «Развод Надера и Семин», режиссер Асгар Фархади, 2011, ИранМин

Слайд 36На что направлен тренинг и обучение в программе
Формирование адекватной профессиональ-ной

позиции помогающего специалиста
При стремлении работать с разводом – «деконструкция» идей,

принципов, личных историй, не позволяющих занять нейтраль-ную позицию или позицию «свидетеля», формирование «богатой концепции» развода
Умение «диагностировать» готовность к разводу


На что направлен тренинг и обучение в программеФормирование адекватной профессиональ-ной позиции помогающего специалистаПри стремлении работать с разводом

Слайд 37Работая над достижением нейтральной позиции
Назовите убеждение, принцип, идею, которую Вы

находите важной, на которую опираетесь в подходе к ситуации развода.

Например – «брак –это на всю жизнь», «жена у человека должна быть одна» и т.п.
Какие, как Вам кажется за ней стоят ценности, нормы?
Как это убеждение влияет (может влиять) на Ваше восприятие историй клиентов, на конкретный клиентский случай?
Как эти убеждения получили место в Вашей жизни? С какими историями, эпизодами из личной жизни они связаны? С какими влияниями, мнениями каких людей, может быть профессиональными эпизодами?
Когда Вы обнаруживаете это, как теперь Вы воспринимаете это убеждение, принцип? Считаете ли Вы, что его необходимо придерживаться и дальше? Или Вы полагаете, что оно нуждается в более глубоком продумывании?

Работая над достижением нейтральной позицииНазовите убеждение, принцип, идею, которую Вы находите важной, на которую опираетесь в подходе

Слайд 38Работая над достижением нейтральной позиции -2
Кто здесь виноват больше?
Кому Вы

больше сочувствуете, симпатизируете?
Кто был бы лучшим родителем для девочки?
Попробуйте найти

5 «противоположных аргументов»
Почему можно посочувствовать «виновнику проблемы»? В чем все же вклад в возникшую проблему «пострадавшего»?...

Работая над достижением нейтральной позиции -2Кто здесь виноват больше?Кому Вы больше сочувствуете, симпатизируете?Кто был бы лучшим родителем

Слайд 39На что направлен тренинг и обучение в программе-2
Умение обеспечить завершенный

развод (он часто остается «незавершенным»)
Развод на разных этапах жизненного цикла

семьи
Знание основных этапов работы с разводом и терапевтическая адекватность на каждом из них
Особенности сопровождающей работы с детьми разного возраста
Представление о «би-нуклеарной семье» (Constance Ahrons) и психотерапевтическая работа с ней.
На что направлен тренинг и обучение в программе-2Умение обеспечить завершенный развод (он часто остается «незавершенным»)Развод на разных

Слайд 40Training: The Neutral Position
Exercises - clear up one’s “emotional

perception” of the phenomena ( see the slide 2.)
What are

one’s dominating belief’s, values, attitudes?
How they influence one’s perception and reactions on clients’ stories, particular clients’ case? How one assesses this influence?
How they have became dominating? What, which stories and situations from the psychotherapist’s own life have influenced this? When one knows about their “origin”, what changes in his personal attitude toward one’s divorce?

Training: The Neutral Position Exercises - clear up one’s “emotional perception” of the phenomena ( see the

Слайд 41The Neutral Position Exercise
Who is guiltier here?
Who do you

sympathize with more?
Who would be a better parent for the

girl? (film episode)
Try to find 5 opposite arguments
Why would you sympathize with the “offender”?

The Neutral Position ExerciseWho is guiltier here? Who do you sympathize with more?Who would be a better

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика