Слайд 1Этические проблемы трансплантологии
Выполнили студентки
П-203 группы
Абдулова Камилла
Зиннурова Камилла
Слайд 2Этические проблемы трансплантологии
Проблемы сохранения физической и психической
целостности при
медико-биологических
вмешательствах:
трансплантология.
Трансплантация (от лат. transplantare –
«пересаживать») -
замещение поврежденных
или отсутствующих тканей или органов
собственными тканями либо тканями и
органами, взятыми из другого организма.
Слайд 3История трансплантации
Упоминание о трансплантации некоторых органов и
тканей
встречается еще в греческой мифологии и христианских представлениях.
Научная трансплантология
развивается с начала 19 века (1804 результаты клинических исследований Дж.Баронио, в 1823 году – К. Бюнгера).
Расцвет экспериментальных исследований направленных на развитие трансплантологии приходится на конец ХIХ начало ХХ века - В.П.Демихов, Б. В.Петровский, Ю.Вороной.
1954 год - начало развития трансплантологии как практического направления медицины (первая успешная пересадка почки). До начала 60-х годов трансплантология оставалась областью экспериментальной хирургии.
До середины 90 годов ХХ века- «время трансплантационной эйфории».
Слайд 4Правовая База
1996 г. “Конвенция о правах человека и биомедицине”;
1992
г. "Закон Российской Федерации о трансплантации органов и (или) тканей
человека« (изменения и дополнения 2000 г. и 2007г.)
Слайд 51992 г. "Закон Российской Федерации о
трансплантации органов и (или) тканей
человека"
Закон определяет условия и порядок трансплантации органов и тканей:
Трансплантация
органов и (или) тканей от живого донора или трупа может быть применена только в случае, если другие медицинские средства не могут гарантировать сохранения жизни больного (реципиента) либо восстановления его здоровья.
Изъятие органов и (или) тканей у живого донора допустимо только в случае, если его здоровью по заключению консилиума врачей -специалистов не будет причинен значительный вред.
Трансплантация органов и (или) тканей допускается исключительно с согласия живого донора и, как правило, с согласия реципиента.
Органы и (или) ткани человека не могут быть предметом купли -продажи. Купля - продажа органов и (или) тканей человека, а также реклама этих действий влекут уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Операции по трансплантации органов и (или) тканей реципиентам производятся на основе медицинских показаний в соответствии с общими правилами проведения хирургических операций.
Слайд 6Виды источников органов и/или
тканей для трансплантации
трупное донорство;
живые доноры;
искусственные органы и ткани;
органы животных (ксенотрансплантаты)
фетальные ткани.
Слайд 7Типы этических проблем
трансплантологии:
Оправданность перераспределения медицинских ресурсов
в пользу развития трансплантологии.
Коммерческие отношения при проведении трансплантологических операций.
Проблемы
конкретных этапов технологии трансплантации:
проблемы, связанные с констатацией смерти человека по критериям смерти мозга;
эксплантация (изъятие) органов и (или) тканей у трупа или живого донора;
распределение уже имеющихся донорских органов или тканей реципиента.
Слайд 8Этико-правовое регулирование
посмертной эксплантации органов и
(или) тканей человека
В мировой практике используется
три типа забора органов от трупа,которые имеют различное моральное содержание:
1) рутинный забор (изъятие);
2) забор, основанный на презумпции согласия;
3) забор, основанный на
«презумпции несогласия».
Слайд 9Принцип рутинного забора
тело после смерти человека согласно этому
принципу становится собственностью государства.
решение об изъятии органов принимается исходя из
интересов и потребностей государства.
Слайд 10Принцип презумпции согласия
Предполагается, что каждый россиянин изначально согласен, что его
органы после смерти будут использованы для пересадки.
Закон «О трансплантации органов
и (или)тканей человека» раздел II , статья 8 : если на момент смерти человека у врачей не будет документа от пациента, что он против или не придут и не заявят об этом родственники, то органы могут быть забраны. Отсутствие выраженного отказа трактуется данным законом как согласие.
Слайд 11Принцип презумпции несогласия
Каждый человек заранее не согласен с тем, что
его органы будут пересажены другому человеку.
Органы можно изъять только в
случае получения прижизненного согласия от самого человека, либо согласия родственников после его смерти.
Слайд 12Проблемы, связанные с констатацией смерти
человека по критериям смерти мозга
Должна
быть исключена неясность в определение момента смерти.
Условиями этически корректной диагностики
«смерти мозга» является соблюдение трех принципов:
1) принципа единого подхода,
2) принципа коллегиальности,
3) принципа финансово-организационной независимости бригад.
Слайд 13Проблема справедливости в
распределении
-утилитаристический принцип;
-принцип равноправия:
1.
максимальная совместимость донора и
реципиента,
2. длительность
ожидания,
3. экстренность ситуации,
4. удаленность реципиента от донорского
органа.
Слайд 14Моральные проблемы получения
органов от живых доноров
В России изъятие органов и
тканей у живого донора для трансплантации реципиенту согласно ст.11 Закона
РФ «О трансплантации» допускается при соблюдении следующих условий:
если донор свободно и сознательно в письменной форме выразил согласие на изъятие своих органов или тканей;
если донор предупрежден о возможных осложнениях для его здоровья в связи с предстоящим оперативным вмешательством по изъятию органов или тканей;
если донор прошел всестороннее медицинское обследование и имеется заключение консилиума врачей- специалистов о возможности изъятия у него органов или тканей для трансплантации;
если донор находится с реципиентом в генетической связи.
Забор органа или его части у донора является отступлением в отношении донора от этического принципа - "не навреди".
Слайд 15Проблема принятия трансплантологии
традиционным религиозным мировоззрением
Христианство: позитивно оценивает факт изъятия и
переноса органа умершего в тело живого человека. Римско-католическая церковь: донорство
в трансплантологии - это акт милосердия и нравственный долг. Протестантизм: законность существования человека, получившего орган от другого, однако, продажа органов считается аморальной.
ПЦ четко не обозначила своих позиций в проблеме оправданности изъятия и пересадки органов, однако в Основах православия нет повода к появлению запретительных тенденций.
Иудаизм: допускает пересадку органов, если речь идет о спасении человеческой жизни.
Конфуцианство: тело считается неприкосновенным, принадлежащим всей генеалогической ветви – предкам и потомкам.
Слайд 16Медико-этические проблемы
ксенотрансплантации
Ксенотрансплантациями называются пересадки органов и тканей от животных
человеку.
Ксенотрансплантация ставит фундаментальную этическую проблему - является ли человек высшей
моральной ценностью, во имя которой можно причинять страдания и боль, а также вызывать смерть других живых существ?
Ксенотрансплантация создает возможность размывания границ между видами.
Ксенотрансплантация покушается на идентичность личности и восприятие человеком собственного тела.