Слайд 1Этические проблемы
политических технологий
Слайд 2Термин “технологии” (от греч. “techne” – искусство, мастерство, умение; “logos”
– понятие, знание).
Политические технологии – совокупность
приемов, методов, способов, процедур,
используемых
политическими субъектами
для достижения политических целей, для
решения политических управленческих
задач.
Слайд 3Главным объектом воздействия в политическом технологическом процессе всегда являются люди.
Именно
они создают партии, проводят митинги и забастовки, голосуют за кандидатов,
воспроизводят или разрушают политические и экономические системы.
Именно от людей зависит достижение политических целей
Слайд 4Первая этическая проблема – это
проблема соотнесения выбранных
форм политической борьбы
с
существующими в обществе
нравственными принципами и
нормами морали.
Слайд 5Вторая этическая проблема – это
проблема принципов, па которых
должно строиться
взаимодействие
политических технологов с
политиками, которых они
консультируют.
Слайд 6Третья этическая
проблема – это
проблема
отношений между
самими политическими
технологами.
Слайд 7Четвертая этическая проблема –
проблема критериев выбора
клиентов. Жесткая конкуренция на
рынке политико-технологических
услуг может подтолкнуть менее
удачливых политических
технологов к
работе с политиками,
чьи идеологические взгляды и
ценностные ориентации в
принципе противоречат их
собственным.
Слайд 8Пятая этическая
проблема – это проблема
степени допустимости
вторжения в сознание
и
подсознание человека.
Политическим технологам
при формировании имиджа
политика, электоральных
предпочтений населения,
решении других задач
приходится прибегать
нередко к скрытому
психологическому
воздействию, к
манипуляции.
Слайд 9
Черный PR - это целенаправленная деятельность, имеющая целью разрушение или
ухудшение имиджа конкретного лица или организации
Слайд 10Ключевые особенности черного пиара .
несет заведомо ложную информацию, а если
она правдива, то добыта, как правило, нечестным путем (подкуп, шпионаж
и прочее);
может привести к полному уничтожению организации или разрушению репутации человека (проще начать работу над чем-то новым, чем попытаться "отмыться" от черного пиара);
информация, представляемая на всеобщее обозрение, часто не соответствует морально-этическим нормам, принятым в обществе;
Слайд 11целью черного пиара не является улучшение собственной репутации, а речь
идет о "потоплении" конкурентов;
публикация компрометирующей информации в СМИ происходит
платно;
компрометирующая информация, как правило, содержит какую-то новую завуалированную идею, которую нужно навязать аудитории;
Слайд 12в некоторых случаях, может быть полезен для объекта, на который
он направлен (повышается узнаваемость);
компрометирующая информация практически всегда распространяется анонимно;
подготовка черной пиар-кампании требует значительных материальных вложений.
Слайд 13
Технологии черного PR .
Компромат.
"Плохая похвала".
Двойная аудитория.
«Крючок и
наживка».
Общественное возмущение
Административный ресурс.
Слайд 14
Способы противодействия черному PR
Дезорганизация атаки
Метод вспышки
Контратака
Усиление
белого пиара
Слайд 15
Разноцветный пиар
Белый - выстраивание тесных связей межу субъектом и
общественностью с целью формирования положительного отношения к его личности или
деятельности.
Черный - полная противоположность предыдущего вида пиара. Направлен на то, чтобы сформировать негативный образ конкурента в глазах общественности.
Серый - положительный или отрицательный пиар, в котором используются данные из скрытых источников. Часто подразумевает воздействие на подсознание аудитории.
Розовый - основан на легендах и мифах, которые удовлетворяют потребность аудитории в иллюзиях. Происходит выработка социального оптимизма и ощущения грядущего благополучия.
Желтый - скандальные оскорбительные сведения, которые привлекают внимание общественности и вызывают бурные дискуссии.
Зеленый - демонстрируется социальная ответственность и забота об окружающей среде.
Золотой - создание имиджа организации на основе ценовой политики.
Слайд 16Нормы и правила служебного поведения государственных гражданских и муниципальных служащих.
Слайд 17Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ (ред. От 27.12.2018)
«О
муниципальной службе в Российской Федерации».
Слайд 18Гражданская и муниципальная служба исполняет роль рулевого в практическом исполнении
полномочий, в движении государства к достижению определенных политическим руководством страны
целей. Вступление в должность службы предполагает достойное поведение, развитое чувство чести, честности и долга, поэтому требование о соблюдении служащим норм морали представляется весьма важным.
Слайд 19В соответствии с установленной обязанностью служащий должен самоотверженно, бескорыстно и
добросовестно выполнять профессиональный долг, служебные обязанности.
Его поведение на службе
и вне ее должно быть таково, чтобы оно не наносило ущерба уважению и доверию со стороны общества и граждан, которых требует его профессия.
Слайд 20Профессиональная этика гражданской службы как научное направление изучает влияние морали
на работу аппарата органов публичной власти и ищет ответы на
вопросы, что является правильным, а что ошибочным в поведении служащих и что необходимо предпринять для формирования у них высоких моральных принципов. Профессиональная этика службы наряду с психологическими, педагогическими, экономическими, управленческими и другими компонентами только одна, хотя и очень важная, составляющая в профессиональной культуре гражданских и муниципальных служащих. Следует иметь в виду, что этические нормы службы являются более строгими, чем обычные моральные нормы.
Слайд 21Особенностью профессиональной этики гражданской и муниципальной службы можно считать тот
факт, что она приобретает некоторые черты формализованного состояния, при этом
обучение моральным принципам деятельности все более актуализируется. Более того, современный высокий уровень осведомленности общественности об управлении требует от гражданской и муниципальной службы разработки этических кодексов, которые становятся обязательной составной частью самой системы управления
Слайд 22Самая большая сложность описания этики гражданской и муниципальной службы состоит
в том, что она включает не только поддающиеся рациональному описанию
нормы профессионального поведения и стиля деятельности служащих, но и стереотипы групповых мифов, верований, носящих иррациональный характер.
Слайд 23Сущность профессиональной этики гражданской и муниципальной службы может быть понята
и изучена на основе анализа трех уровней:
1) общенационального уровня государственной гражданской
службы и муниципальной службы как публично-правовых институтов и носителей специфической корпоративной культуры;
2) уровня органа государственной власти, органа местного самоуправления, стиль работы которого нормируется из совокупности устойчивых образцов ценностей и правовых норм, накопленных традиций, прошлого опыта и современных ориентаций;
3) уровня личности государственного и муниципального служащего, индивидуальная культура которого вмещает совокупность профессиональных качеств и свойств, убеждений, знаний и навыков.
Слайд 24Проявление корпоративного сознания в виде следования принципам профессиональной этики является
благоприятным условием совершенствования работы аппаратов органов власти, направленной на добросовестное
и эффективное исполнение служащими должностных обязанностей. Однако массовая удовлетворенность служащих работой и своим положением может трактоваться и по-иному. Вполне возможно, что многие чиновники склонны смотреть на работу в аппарате не столько как на профессиональное призвание, сколько как на наиболее предпочтительный вариант своего жизнеустройства. Вопрос состоит в том, как именно может проявиться в их служебной деятельности симбиоз профессиональной этической обособленности и должностного приспособления к действительности.
Слайд 25Служащий наделен полномочиями проводить в жизнь политику власти, т. е. представлять
лицо этой власти и прогрессивное чиновничество во все времена в
разных государствах всегда видело свое предназначение в «пользе государственной», что стало основой традиции воспринимать службу не только как долг и обязанность, но и как честь и счастье служения Родине и Отечеству
Слайд 26Чиновники на Руси появились тогда, когда возникло государство.
Лица, отправлявшие
управленческие функции, известны еще во времена «Русской Правды» Ярослава Мудрого (вирники
и тиуны.)
Слайд 27В последующие столетия их численность увеличивалась, а функции усложнялись, формировались
специфические нормы поведения.
До определенного этапа в Московском царстве канцелярская
работа была сконцентрирована в руках дьяков и подьячих, служивших в приказах. Большое значение чиноположению и отношению к службе придавал царь Алексей Михайлович, который в книге «Урядник» (изложение правил, распорядка, «уряда», 1656 г.) расписал чины .
Слайд 28Со временем за словом «чин» закрепилось значение «должность, служебное место».
Этому способствовало утверждение первым российским императором Петром I «Генерального регламента»
(1720 г.) и «Табели о рангах» (1722 г.). При Петре I был установлен единый текст присяги императору всех чинов ( от рядовых канцелярские служителей до сенатора).
Слайд 29Во времена Екатерины II чин стал своеобразной меркой служащего. Поскольку
чины давали множество различных льгот, погоня за чинами и чинопочитание
для многих стали своеобразной нормой поведения, образом жизни.
Для названия канцелярских служителей в середине XVIII в. некоторое время употреблялось определение «субстантивист», но затем «воскресло» старое русское слово «чиновник» как собирательное для лиц, наделенных чином.
Слайд 30Чиновники в России зарплату за службу не получали, а кормились
за счет подношений просителей. Лишь после пугачевского бунта Екатерина II
решила этот вопрос
Слайд 31При этом доходы высших и низших чиновников различались в несколько
раз. «Мелкий чиновник» часто был высокомерен с просителем, чем возмещал
то унижение, которое терпел от нужды и начальства. Постоянная боязнь доноса делала доверительные отношения между чиновниками почти невозможными, поскольку, попав под увольнение, чиновник лишался права на пенсию и возможности трудоустройства в государственных учреждениях.
Слайд 32Российское чиновничество лишь к концу царствования Николая I сформировалось как
профессиональное сословие.
Его можно разделить на столичное и провинциальное
Слайд 33В среде первого в 30–70-е гг. XIX в. стал складываться слой
прогрессивно мыслящих, интеллигентных людей – так называемая либеральная бюрократия, ставшая
вдохновителем и реальной силой реформ 1861 г. и модернизации России в начале ХХ в. (С. Ю. Витте, П. А. Столыпин). Очагами ее формирования были министерства. Это чиновничество формировалось из среды образованной части дворянства, духовенства и купечества в содружестве с либеральными общественными деятелями, литераторами, учеными. Их этические идеалы – развитое чувство чести и долга ( в среде чиновников в разное время служил М. Е. Салтыков-Щедрин ).
Слайд 34Но в аристократической среде чиновной службе всегда давали пренебрежительный эпитет:
«приказный», «крапивное семя», «чернильная душа», «канцелярское племя».
Слайд 35Провинциальное чиновничество представляется нам таким, каким описали его классики российской
литературы XVIII–XIX вв. (Д. И. Фонвизин, А. С. Грибоедов, Н. В.
Гоголь, М. Е. Салтыков-Щедрин, А. Н. Островский, Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов и др.), высмеивавшие быт и нравы тогдашнего провинциального чиновничества. В литературе господствовали образы чиновников-казнокрадов, взяточников, бездушных разорителей народа, чинодралов, ничтожных напыщенных сановников и столоначальников. Эти гротескные персонажи уже второе столетие служат для россиян олицетворением государственных служащих. Конечно, нельзя судить обо всем сословии по литературным преувеличенным образам, которые демонстрировали ограниченность чиновничества. Но постепенно у слова «чиновник» появилось устойчивое значение: «человек, относящийся к делу с казенным равнодушием». А в самом начале XIX в. у русского слова «чиновник» появился иностранный синоним с уничижительной характеристикой – «бюрократ».
Слайд 36
Чиновничество, привыкшее к бумагам, письменной речи, печатному слову, было (и
до сих пор остается) наиболее образованной частью населения России, костяком
читающей публики. Гоголя и Салтыкова-Щедрина читали акакии акакиевичи башмачкины, о чем и рассказал Ф. М. Достоевский. Его Макар Девушкин в «Бедных людях» читает гоголевскую «Шинель» с таким чувством, как будто это про него написано. Тут вовсе не насильственный литературный прием, а символический образ безысходности российской жизни. Чиновничество было носителем этических идеалов и ценностей в России, но при этом далеко не идеально в своей массе.
Чиновников осуждали низшие слои населения, видевшие в них главных притеснителей, обманывающих «добрых царей», которые пекутся о народе, но ничего не могут сделать поверх голов искажающих их приказы «злых царевых слуг». Покритиковать их не упускала случая и сама высшая власть, что позволяло ей таким образом снять с себя ответственность за те или иные непопулярные действия. На них беспрестанно жаловалось и купечество, при этом развращая их взятками и всевозможными подношениями.
Слайд 37
Профессиональная культура возникшего сословия была достаточно противоречивой. Либералы-западники видели в
развращенном, невежественном и корыстолюбивом чиновничестве едва ли не главное из
зол всего государственного и общественного порядка, одно из самых безобразных проявлений российской «азиатчины». Славянофилы бичевали чиновничество с диаметрально противоположных позиций – как разносчика тлетворных, убийственных для русской самобытности европейских влияний и традиций.
Чиновники в России прославились тем, что имели очень большую власть и брали взятки, при этом сама государственная машина отличалась неповоротливостью и косностью. Взятка в среде российского чиновничества выполняла полезную социальную функцию – помогала чиновникам, которые в массе были небогатыми людьми, справиться с материальными трудностями и заставляла их хорошо работать, чтобы угодить начальству и обществу. В административной деятельности были выработаны особые критерии качества службы: блестящий литературный слог, каллиграфический почерк и педантичное соблюдение формальностей. Этой канцелярской этики оказалось достаточно для воспроизводства бюрократической реальности. Не случайно искусство «отписаться» всегда высоко ценилось у российских чиновников.
Слайд 38Чин требовал почтения, доходившего порой до заискивания, переходившего в унижение,
которое становилось стилем жизни. В сознании россиянина начальник представлялся как
старший, сильный, правый, а подчиненный – как слабый, младший, ошибающийся. Для подкрепления и образного обозначения этого неравенства были введены специальные отличия – ордена как награды-знаки. Они были введены Петром I вместо наград-вещей. Со временем ордена перестали обозначать реальные достижения и заслуги чиновника, а определяли благосклонность вышестоящего начальства. Их можно было получить за умеренное вознаграждение или же по протекции, приурочить к юбилею. Во второй половине XIX в. появляются похвальные листы (тексты-награды).
Этот знак, отделенный от причины, приобретал самостоятельную социальную ценность. Его условность и немотивированность превращала бюрократическое событие – награждение – в особый ритуал чиновничьей жизни
Слайд 39Нормой служебного поведения в России всегда считалось формально беспрекословное подчинение
начальству: первые статьи Свода законов Российской империи возводят повиновение власти
на уровень божественного закона, предписывая «повиноваться власти императора не только за страх, но и за совесть, как Бог повелевает». Чиновник действовал как бы от Божьего имени, и потому с ним было бесполезно спорить.
Вместе с тем неформальной, но общепринятой нормой поведения были обход закона, уклонение от его фактического исполнения. Одной из форм такого уклонения служила «договоренность» с чиновником. Это открывало «моральный» простор для обоснования взяточничества как почти легитимного способа решения любых проблем.
Слайд 40Атмосфера вседозволенности по принципу «рука руку моет», освободившая чиновника от
ответственности, создала в России совершенно особую чиновничью касту, образовавшую «государство
в государстве», имевшую собственную мораль, обособившую свои интересы от интересов всей страны и превратившуюся в сильный своей сплоченностью социальный слой, о который разбивались все направленные против него меры. Указы о суровых наказаниях за взяточничество издавали все цари – от Петра I до Николая II.
Слайд 41Стереотип «государева» чиновника, жадного до власти и наград, пережил все
исторические катаклизмы. В советский период власть канцелярии оказалась настолько живучей,
что даже внешнее реформирование страны практически не сломало основ чиновничье-бюрократического аппарата, лишь превратив его в новое историческое явление – партийно-советскую НОМЕНКЛАТУРУ – (правящий класс в странах Восточной Европы).
Советская бюрократия создала особую, «двойную мораль» группового эгоизма. Не исчезли такие взаимосвязанные явления, как барство и лакейство с присущими им качествами, стилем поведения и образом жизни.
Слайд 42Управленческая практика, основанная на приказных методах, создала административно-командную систему, ставшую
источником абсолютизации роли государства в жизни общества. К характерным чертам
этой системы относилось скрупулезное соблюдение инструкций, методик, схем, шаблонов, что не оставляло места гибким решениям. Авторитарная система власти породила слияние государственной власти с системой управления, отождествила управленческую деятельность и политико-властные отношения, позволив номенклатуре самостоятельно устанавливать моральные стандарты для общества и отдельно для себя. Бюрократизм с присущими для него этическими чертами – моральной нечистоплотностью, извращенным представлением о чести, достоинстве, совести создавал условия для подмены содержательных целей формой выполнения («план любой ценой» за счет ухудшения качества выпускаемой продукции, приписок, обмана).
Слайд 43Государственная традиция в России брать на себя кроме политического руководства
миссию интеллектуального, духовного руководства народом уходит корнями в прошлое. Роль
высшего судьи, благодетеля, знающего, как вести к счастью народ, – эта традиция, отнюдь не гуманная, создавала обстановку, в которой сформировалась профессиональная культура государственной службы
Слайд 44Антропоцентризм, возникший в Античности, получает свое новое звучание, как ГАМУНИЗМ
ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ.
Гуманизм – ренессансный гуманизм -европейское интеллектуальное движение (возник во
Флоренции в середине14 века и продлился до середины 16 века) – принятие человека таким, какой он есть. Перенесение человека в «центр мира» - Антропоцентризм.
(Петрарка, Леонардо да Винчи, Микеланджело)
Слайд 45Для гуманистов была важна мудрость (изучали Античность, переводили античные тексты).
Подражание Античности.
Основной жанр произведений гуманистов – эпистолярный (письмо).
Слайд 46Условия для ученых знаний:
Изобилие книг;
Удобное место для работы;
Свободное время;
Душевный покой.
Слайд 47Долг человека учувствовать в мире, а не уходить от него;
Улучшать мир, а не аскетически взирать на него
Слайд 48Золотое правило
« Поступай по отношению к другим так, как
ты хотел бы чтобы другие поступали по отношению к тебе»