Слайд 1ИУДАИЗМ
Происходит от названия «иудеи» - это название одного из племенных
объединений
Со временем стало использоваться как синоним слова «еврей»
Слайд 2ВРЕМЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
Рубеж 2/1 тысячелетия до н.э.
Достаточно продолжительный период с 13
до 2 века до н.э.
Датировка связана с библейскими текстами
Слайд 3ИДЕИ ИУДАИЗМА
Строгий монотеизм
Бог ЯХВЕ
Внутренние и внешние источники формирования
Слайд 4Влияние других религиозных традиций
Египет
Месопотамия
Персия (зороастризм)
Слайд 5ИДЕИ ИУДАИЗМА
Священное писание - ТАНАХ
ТаНаХ — это сокращение, составленное из
начальных букв еврейских названий трех составляющих его частей:
Тора -
Пятикнижие ("Закон")
Невиим - Пророки
Кетувим - Писания
Слайд 6ДОГОВОР
Патриархи – Авраам, Исаак, Иаков, Иосиф
Значение слова «Завет»
«Ветхий Завет»
Слайд 7МОИСЕЙ
Моисей - Моше́, «взятый (спасённый) из воды»
Пророк и законодатель
Моисею приписывается
авторство Торы. Письменное оформление «договора»
Слайд 8Избранный народ
Этническая замкнутость
Запрет межконфессиональных браков
Статус Прозелитов (неевреев, принявших иудаизм)
Слайд 9Предопределение судьбы человека
Книга Иова
Показатели благополучия еврея в древности
Отсутствие загробного спасения
Слайд 10Появление исторического времени
Начало и конец мира
Эсхатология (знание и конце времен)
Исторические
хроники в Ветхом Завете
Слайд 11МЕССИАНСТВО
Мессия - букв. «помазанник». Помазание особым маслом (елеем) было частью
церемонии, проводившейся в древности при возведении царей на престол и
посвящении священников в сан.
Слово «машиах» иносказательно означает «царь». Иудеи верят, что идеальный царь, потомок царя Давида, будет послан Богом, чтобы осуществить «избавление» (духовное и/или физическое) народа Израиля.
Слайд 13Диаспора
Захват Иудеи войсками Римской империи («Иудейская война») и разрушение Храма
(70 год н.э.)
Восстание Бар-Кохбы (135 г.)
Массовая депортация евреев из Палестины
Формирование
диаспоры (греч. diasporá – расселение) - евреи, расселившиеся вне Палестины
Постепенно термин стал применяться и к другим религиозным и этническим группам, живущим в новом районе своего расселения
Слайд 15ТАЛМУД
Талмуд («учение»)- свод правил и предписаний, составленный на основе толкований
еврейских священных книг и регламентирующий религиозно-правовые отношения и быт верующих
евреев
Состоит из Мишны (собрание законов) и Гемары (обсуждения и толкования Мишны)
Сложился в конце 2 – начале 3 веков н.э.
Слайд 16Раввинистическая эпоха
Раввин (от древнеевр. рабби — мой учитель), служитель культа
в иудаизме. Раввин разъясняет догматы вероучения, разрешает вопросы, связанные с
ритуалом, совершает некоторые обряды, произносит в синагоге проповеди религиозно-нравственного содержания
Слайд 17Праздники в иудаизме
У евреев есть еженедельный праздник - это суббота
(шаббат), день, посвященный Богу, выполнение одной из 10 главных заповедей
(запрещение работать в седьмой день недели). Тора указывает две причины установления субботы: во-первых, это память о сотворении мира, когда Бог 6 дней создавал все, что есть в мире, а "в седьмой день пребывал в покое.
Одно из главных занятий в субботу - изучение Торы, других религиозных книг
Слайд 18МОАДИМ
Песах - праздник весны и свободы, в память о массовом
исходе евреев из Египта - одном из важнейших, значительнейших событий
еврейской истории. Традиция связывает название "песах" с тем, что Бог "прошел" ("пасах", ивр.) мимо домов евреев в то время, когда Он наказывал египтян за отказ фараона отпустить еврейский народ. Тора именует его "праздник опресноков", ибо главная особенность Песаха - заповедь есть пресный хлеб - (мацу)
Праздник начинается 15 числа месяца нисана (март-апрель) и длится 7 дней
Слайд 19МОАДИМ
Шавуот "(недели", ивр.) - праздник в память и в честь
великого события - дарования евреям всевышним Торы - и 10
заповедей. Оно произошло на 50-й день после Песаха
В Шавуот принято есть молочные блюда. Объяснение этому некоторые комментаторы видят в том, что до обретения Торы у евреев не существовало никаких пищевых запретов; после же Синайского откровения оказалось, что вся ранее приготовленная еда - некошерная, кроме молочных продуктов.
Шавуот называют также праздником жатвы урожая. В библейские времена евреи со всех концов страны приходили в Иерусалим, чтобы в Храме совершить жертвоприношение первых плодов.
Слайд 20МОАДИМ
Суккот. Через 4 дня после Йом-Киппура наступает праздник Суккот (от
"сукко" - шалаш, хижина, ивр.) За эти дни верующий еврей
должен соорудить временное жилище, крыша которого делается из растений (камыш, бамбук, еловые ветви) - в память о тех укрытиях, в которых жили евреи в период 40-летних странствий после исхода из Египта. 8 дней (в диаспоре 9) положено находиться в сукко. В Израиле время праздника совпадает с последней жатвой, поэтому является и праздником сбора урожая.
Слайд 21Праздники
Рош-Гашана ("глава года", ивр.) - Новый год по еврейскому календарю
(первые два дня месяца Тишрей, - обычно в сентябре, иногда
октябре по еврейскому календарю). С этого дня начинается 10 - дневный период духовного самоуглубления и покаяния. Считается, что в Рош-Гашана решается судьба каждого человека на год вперед
Слайд 22Праздники
Йом-Киппур ("День искупления", ивр.), "Судный день" - самый важный и
торжественный день в году, один из главных праздников. Отмечается 10
числа месяца Тишрей (сентябрь, октябрь). В этот день, согласно Торе и Талмуду, Бог судит дела каждого человека, оценивает его грехи, "отпускает" их (или нет).
Это день полного поста: с вечера накануне нельзя есть, пить, натираться маслами и кремами, носить кожаную обувь; запрещена интимная близость; исключается всякая работа. Принято одеваться во все белое; просить прощение у обиженных тобой за год людей; давать больше обычного милостыни (в канун праздника).