Слайд 1Этика.
Мораль и нравственность.
Слайд 2ПОНЯТИЕ ЭТИКИ
Этика — философское учение, предметом которого является мораль, а
центральной проблемой – Добро и Зло. Она дает ответ на
вопрос как должно правильно жить.
ЭТИКА – это:
- наука нормативная;
- учение о нравственности;
- система правил, осуществляющих контроль и коррекцию поведения людей;
- «социальный регулятор» поведения и отношений между людьми.
Слайд 3Как термин и особая систематизированная дисциплина этика восходит к Аристотелю
(IV в. до н.э.).
Впервые она встречается в названии всех
трех его сочинений, посвященных проблемам нравственности «Никомахова этика»,
«Эвдемова этика»,
«Большая этика».
Слайд 4ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ЭТИКИ:
описывать мораль – ее историю, сегодняшние нормы,
принципы и идеалы — то, что называется нравственной культурой общества;
объяснять мораль — анализировать сущность, структуру, механизмы функционирования морали в ее «должном» и «сущем» вариантах;
учить морали - давать людям необходимые знания о добре и зле, способствуя самосовершенствованию человека и выработке им собственной стратегии и тактики «правильной жизни».
Слайд 5Первоначально понятия
«этика»=«мораль»=«нравственность»
были тождественны и обозначали сферу нравов, обычаев,
общепризнанных
правил поведения.
Позже они получили собственное содержание: этика – это
теория, наука; а мораль и нравственность – реальные явления в жизни человека и общества.
Слайд 6
НРАВСТВЕННОСТЬ
-происходит от слова «нравы» и подразумевает поведение человека, соответствующее
общепринятым обычаям, традициям, ценностям и нормам, но со степенью личной
оценки и осознанности.
Слайд 7Мораль является основным предметом этики, осмыслением которого она занималась на
протяжении всей истории своего развития.
Мораль - это особый способ
регуляции взаимоотношений между людьми, основанный на общепринятом различении добра и зла.
Слайд 8Мораль – это исторический продукт социального опыта поколений.
Слайд 9Чем отличается
нравственность
от морали?
Мораль – это категория общественная,
нравственность
- степень личного освоения норм морали и понимания категорий добра
и зла, «хорошо» и «плохо».
Слайд 10Мир сущего
Мир должного
принципы реального практического поведения людей
степень усвоения личностью моральных
ценностей общества и практическое следование им в повседневной жизни
специфическая сфера
культуры, в которой концентрируются и обобщаются высокие идеалы и строгие нормы поведения, регулирующие поведение и сознание человека в различных областях общественной жизни
Нравственность
Мораль
Слайд 11СТРУКТУРА МОРАЛИ
ПОВЕДЕНИЕ
ОТНОШЕНИЯ
ПРИНЦИПЫ, НОРМЫ, ИДЕАЛЫ
МОРАЛЬ
СОЗНАНИЕ
Слайд 12МОРАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ
это субъективный способ бытия нравственных отношений.
Моральное сознание
включает два уровня:
эмоциональный и рациональный.
Слайд 13Структура морального сознания
Эмоциональный уровень
Рациональный уровень
Нравственные эмоции
Нравственные чувства
Нормы
Ценности
Нравственные суждения и
идеалы
Категории морали (логический кодекс): принципы, установки, убеждения
потребности
совесть
Слайд 14МОРАЛЬНЫЕ НОРМЫ
— конкретные правила поведения, определяющие, как человек должен
вести себя по отношению к обществу, другим людям, самому себе.
Слайд 15НРАВСТВЕННЫЙ ИДЕАЛ
- это целостный образец нравственного поведения, к которому люди
стремятся, считая его наиболее разумным, полезным, красивым.
Идеал заключает в себе
образ нравственно совершенной личности, обладающей положительными моральными качествами.
Слайд 16МОРАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ
это фундаментальные представления
о должном
поведении человека.
Слайд 17
МОРАЛЬ
(лат. mōrālis, mōrālitas – нрав, характер, обычай)
– это
форма общественного сознания, вид общественных отношений, регулятор поведения человека во
всех сферах общественной жизни.
Предельно обобщенные принципы морали имеют социально-всеобщее значение и распространяются на всех людей без исключения.
Слайд 18Дилеммы морали
Разумное
начало
Чувственное
начало
Слайд 20Дилеммы морали
Свобода
воли
всеобщность
Слайд 21Дилеммы морали
Моя личная
свобода
Запрет для
другого человека
Слайд 22МОРАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
- это результат становления личности и ее свободного выбора.
Опирается на нравственное сознание личности и нравственные отношения.
Если морально-нравственное сознание
– это субъективная форма отношений, то моральное поведение – это их объективация, материализация.
Слайд 23Сущность морали в том, чтобы обеспечить баланс личного и общественного
блага, внести гармонию в процесс человеческого общения.
Слайд 24Факторы, определяющие уровень нравственной культуры:
Общая культура
Социальные интересы
Цели жизни и деятельности
Степень
нравственных переживаний, сопереживания
Богатство и разнообразие жизненных связей и интересов личности
…
Слайд 25Этапы формирования
нравственной культуры личности
Совесть
«Что я сам о себе
подумаю?»
Саморегуляция
автономная
Взрослые
люди
Стыд, честь
«Что обо мне подумают?»
Общественное мнение
конвенциональ-ная
Дети
Инфантильные взрослые
Страх,
боязнь наказания
«Что со мной сделают?»
Послушание и подражание
элементарная
Для кого характерна
Главный мотив нравственного поведения
На чем основана
Формируемая нравственность
Слайд 26Теория нравственного развития личности Л.Кольберга
Преднравственный уровень (4–10 лет – психологический
возраст). На этом уровне поступки определяются внешними обстоятельствами и точка
зрения других людей в расчет не принимается.
Слайд 27Теория нравственного развития личности Л.Кольберга
2. Конвенциональный уровень (10–13 лет –
психологический возраст). Человек находящийся на этом уровне нравственного развития придерживается
условной роли, ориентируясь при этом на принципы других людей, группы, с которой он себя идентифицирует.
Слайд 28Теория нравственного развития личности Л.Кольберга
3. Постконвенциональный уровень (с 13 лет
– психологический возраст). По мнению Кольберга истинная нравственность достигается только
на этом уровне развития. Именно здесь человек судит о поведении, исходя из своих собственных критериев что предполагает высокий уровень рассудочной деятельности.
Слайд 29Проверьте свои знания.
1.Основателем науки этика был:
а) Аристотель,
б) Аристофан,
в) Рафаэль,
г) Геродот.
2. Понятие
«мораль» обозначает:
а) правила поведения,
б) верны все ответы,
в) нравы общества,
г) обычаи.
Слайд 30Проверьте свои знания.
3. Этика
изучает:
а) мораль,
б) нравственность,
в) природу,
г) законы.
4. Этика помогает человеку:
а) самостоятельно совершать поступки,
б) становиться лучше,
в) строить отношения,
г) верны все ответы.
Слайд 31Вставьте пропущенное слово.
5. ___________________ - это наука о поступках и
отношениях между людьми с точки зрения представлений о добре и
зле.
6. Мораль и ____________________ означают привычки, обычаи, правила поведения людей с точки зрения представлений о добре и зле.
Слайд 32Проверьте свои знания.
7. Выберите из предложенного списка те вопросы, на
которые отвечает этика.
А) Как корректно взаимодействовать с людьми?
Б) Как развивается
человек?
В) Как было создано общество?
Г) Какие поступки хорошие?
Слайд 33Проверьте свои знания.
8. Выберите из предложенного списка элементы эмоционального уровня
нравственного сознания.
А) Правила и нормы поведения в обществе
Б) эмоции и
чувства
В) установки и ценности
Г) потребности
Слайд 34Проверьте свои знания.
9. Выберите из предложенного списка элементы чисто рационального
уровня нравственного сознания.
А) Правила и нормы поведения в обществе
Б) суждения
и идеалы
В) совесть
Г) потребности
Слайд 35Проверьте свои знания.
10. Целостное нравственное сознание личности выражается в следующем
поведении
А) человек в состоянии оценить свое поведение с точки зрения
моральных принципов принятых в его окружении.
Б) поступки человека ориентированы на получение вознаграждения. Он поступает правильно ради получения выгоды.
В) поведение строго контролируется, однако безнравственные поступки все еще могут совершаться
Г) человек формирует собственные нравственные принципы, которые соблюдаются независимо от обстоятельств