Слайд 1Выпускное сочинение
в 11 классе
2017 ГОД
Слайд 2Комментарий разработчиков
Итоговое сочинение, с одной стороны, носит надпредметный характер, то
есть нацелено на проверку общих речевых компетенций обучающегося, выявление уровня
его речевой культуры, оценку умения выпускника рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию.
С другой стороны, оно является литературоцентричным, так как содержит требование построения аргументации с обязательной опорой на литературный материал.
Слайд 3Время написания – 3 часа 55 минут.
Объём сочинения –
не менее 350 слов (2 – 2,5 страницы размера А4).
Менее 250 слов – работа считается невыполненной.
Выбор текстов – не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по выбору (количество привлечённых произведений не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал).
Слайд 4Оценка сочинения
Оценка: зачёт/ незачёт. Для получения зачёта за сочинение
в целом необходимо получить зачёт по критериям 1 и 2,
а также дополнительно зачёт хотя бы по одному из критериев 3, 4, 5.
Критерии оценивания:
Соответствие теме;
Аргументация. Привлечение литературного материала;
Композиция;
Качество речи;
Грамотность.
Слайд 5Направления и темы сочинений 2015 года
«Недаром помнит вся Россия…» (к
200-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова).
Вопросы, заданные человечеству войной.
Человек и природа
в отечественной и мировой литературе.
Спор поколений: вместе и врозь.
Чем люди живы?
Как противостоять ударам судьбы (по одному или нескольким произведениям М.Ю.Лермонтова).
Произведение о войне, которое Вас взволновало.
Способна ли природа воспитывать человека?
Почему тема «отцов и детей» присутствует во многих произведениях литературы?
Чем опасно равнодушие?
Слайд 6Направления и темы сочинений 2016 года
Любовь
Путь
Дом
Время
Год литературы
Что такое «любовь к
жизни»?
На пути к благородной цели все ли средства хороши?
Как связаны
понятия «дом» и «отечество»?
Какие вопросы волнуют человека в любую эпоху?
Почему некоторые книги люди перечитывают?
Слайд 7Тематические направления сочинения 2017 года:
Разум и чувство
2. Честь и бесчестие
3.
Победа и поражение
4. Опыт и ошибки
5. Дружба и вражда
Слайд 8«Разум и чувство»
Важнейшие составляющие внутреннего мира человека, влияющие на его
устремления и поступки
гармоничное
единство
Герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором между
велением чувства и подсказкой разума.
сложное противоборство
или
Слайд 9Какие литературные герои чувствовали, что «ум с сердцем не в
ладу»?
Кого из литературных героев можно назвать «разумным человеком»? Насколько он
интересен как личность?
Кто из литературных героев жил по велению сердца?
Кто из литературных героев живое течение жизни пытался объяснить разумными доводами, теориями, утверждениями? К чему это привело?
Слайд 10«Честь и бесчестие»
нравственный выбор
Быть верным голосу совести, следовать моральным принципам
Идти
путём предатель-ства, лжи, лицемерия
Слайд 11Кого из литературных героев можно назвать честным, а кого -
бесчестным?
Как соотносятся понятия «честь» и «совесть»? Какие литературные произведения
позволяют об этом поразмышлять?
Кто из литературных героев с горечью понял, к чему приводит потеря чести?
Слайд 12«Победа и поражение»
социально-исторический аспект
нравственно-философский аспект
психологический аспект
Неоднозначность и относительность понятий «победа»
и «поражение» в разных исторических условиях и жизненных ситуациях.
Слайд 13Почему на жизненном пути человеку иногда трудно отличить победу от
поражения? Кто из литературных героев это испытал?
В каких произведениях писатели
размышляют о цене победы – страны, человека?
Кто из литературных героев понял, что самая трудная победа – это победа над собой?
Слайд 14«Опыт и ошибки»
Ценность духовного и практического опыта отдельной личности, народа,
человечества
опыт, предотвра-щающий ошибки
цена ошибок
ошибки непоправи-мые, трагические
ошибки, без которых невозможно движение
по жизненному пути
Слайд 15Кто из литературных героев умел осознавать свои ошибки и в
этом осознании обогащать свой духовный опыт?
Кто из литературных героев умел
понять и простить ошибки другого человека?
Для кого из литературных героев ошибки оказались непоправимыми?
Как литературные герои «проживали» свои ошибки, преодолевали их?
Слайд 16«Дружба и вражда»
пути достижения взаимопонимания между людьми
теплота человеческих отношений или
неприязнь людей
перерастание дружбы во вражду или наоборот
человек, способный ценить дружбу
или сеющий вражду
Слайд 17Кого из литературных героев можно назвать человеком, сеющим вражду?
Кого из
литературных героев можно назвать настоящими друзьями? Как проявлялась их дружба?
Кто
из литературных героев пережил превращение дружбы во вражду, а кто - наоборот?
Слайд 18Вступление:
основной вопрос сочинения;
основная мысль сочинения;
определение основного понятия тем
Заключение (вывод): обобщающая
мысль, которая еще не звучала в сочинении
Общая структура сочинения-рассуждения
аргумент: мысль по поводу прочитанного текста и её развёртывание на основе анализа
аргумент: мысль по поводу прочитанного текста и её развёртывание
аргумент: мысль по поводу прочитанного текста и её развёртывание
Основная часть
…
Слайд 19Варианты вступления к сочинению
аналитическое вступление
биографическое
историческое
основной вопрос (вопросы) сочинения
основная мысль сочинения
выражение
своего отношения, мнения
определение основного понятия темы
личностное
Слайд 21Любое вступление может начинаться с цитаты
Вступление
ЦИТАТА
Слайд 22Пример аналитического вступления
с цитатой
Тема «Личность Печорина»
Поразительно, как это
верно! Зачастую человек оказывается тайной для самого себя, перелистывает«страницы своей
души» как увлекательную и неизвестную книгу. Один из наиболее загадочных героев русской литературы, несомненно, Григорий Александрович Печорин
«Я знаю всё, но только не себя…» - сказал средневековый поэт Франсуа Вийон.
Слайд 23Структура аргумента
Мысль, идея по поводу прочитанного.
Развёртывание этой мысли в процессе
обращения к тексту: размышление над текстом литературного произведения, но не
пересказ.
Слайд 24Варианты привлечения текста
Прямое цитирование
Непрямое цитирование (косвенная речь)
Упоминание имён персонажей
Упоминание значимых
деталей
Упоминание событий
Эпизодическое использование сжатого пересказа
Слайд 25Алгоритм написания сочинения на литературную тему
Слайд 261. Выбор и анализ темы сочинения
О чём писать?
Какие слова (понятия)
в теме определяют её своеобразие? Каковы границы темы?
Слайд 27Способы анализа темы сочинения:
Задать вопрос к теме или тему переформулировать
в виде вопроса.
Возможно, тема сформулирована в виде вопроса –
это и есть основной вопрос сочинения.
Найти опорные слова (понятия) в теме и разобраться в их смысле.
Слайд 282. Определение основной мысли сочинения (главного тезиса)
Какой будет
основная мысль моего сочинения (главный тезис, который я буду доказывать,
разворачивать, иллюстрировать)?
Слайд 29Главная мысль сочинения – это ответ на основной вопрос:
Тема семьи
в отечественной или мировой литературе
Основной вопрос сочинения: Что есть семья
в и какую роль играет сила семейного единения в человеческой жизни?
Основная мысль (главный тезис): Семья – духовная взаимосвязь людей, лад как воплощение гармонии, любви и заботы. Сила семейного единения даёт чувство защищенности от любых невзгод и превратностей судьбы.
Слайд 303. Отбор литературного материала
Какие произведения я выберу для раскрытия темы?
Что
в этих произведениях непосредственно связано с темой сочинения?
Слайд 314. Создание структуры сочинения как его смысловой основы
Какие микротемы
(аргументы) будут в основной части?
В какой последовательности их расположить?
Слайд 32«Смысловое древо»
Основной вопрос сочинения
Частный вопрос, связанный с
основным вопросом.
Ответ
на него.
Частный вопрос, связанный с
основным вопросом.
Ответ на него.
Частный вопрос,
связанный с
основным вопросом.
Ответ на него.
Слайд 34Кластер
Основное понятие темы, или основной вопрос, или основная мысль сочинения
Слайд 375. Создание текста сочинения
Как развить каждую микротему на основе рассуждения
над текстом литературного произведения?
Слайд 38Человек подчиняется времени или противостоит ему?
Смысловая основа сочинения
Слайд 436. Самопроверка
Насколько сочинение соответствует особенностям жанра сочинения-рассуждения и критериям
оценивания?