Слайд 1Этика руководителя
Выполнили студентки группы 12М2 (ВШЭ)
Кобозева Кристина и Проволоцкая Ольга
Студенты
группы ЭУ-14 (НГПУ)
Лексакова Елизавета
Казакова Любовь
Немова О.А.
Слайд 2Этика руководителя - разновидность профессиональной (служебной) этики; система принципов, норм
и правил нравственного поведения руководителя.
Этика руководителя заключается в необходимости совмещать
основные управленческие принципы (сугубо профессиональные) с общечеловеческими нравственными требованиями и предполагает знание основных норм взаимоотношений между людьми, между личностью и группой, коллективом, между коллективами.
Слайд 3Служебная этика предписывает руководителю быть объективным и справедливым в отношении
всех подчиненных равным в обращении с ними, быть принципиальным в
деле, требовательным и вместе с тем терпимым к людям, тактичным, заботиться о создании благоприятного морально-психологического климата в коллективе.
Слайд 4Этика руководителя
- система норм нравственного поведения управленца (начальника), основанная
на:
понимании и учете психологии работников (подчиненных);
формировании и развитии личности;
культуре управления
(комплекс требований, предъявляемых к внешней стороне процесса управления и личным качествам руководителя);
умении управлять своими чувствами в процессе личностных взаимоотношений с подчиненными, коллегами, вышестоящим руководством
Слайд 5На авторитет руководителя оказывает огромное влияние наличие высокой культуры общения,
которая выражается в нормах профессиональной этики.
К ним относятся:
демократизм общения
руководителя с подчиненными, коллегами по работе;
его доступность, внимательность;
умение создать товарищескую атмосферу доверия;
вежливость и корректность в обращении;
точность и ответственное отношение к данному слову.
Слайд 6Немалое значение играют подтянутость и аккуратность, четкость и организованность в
манере поведения. Но внешняя сторона поступков должна соответствовать внутренним нравственным
убеждениям руководителя. Только при этом условии нормы служебного этикета может помочь руководителю общаться с людьми более эффективно. Постоянное общение руководителя с подчиненными поднимает его авторитет и уровень доверия к нему. Примерно 3/4 времени руководителя уходит на общение с исполнителями, а также свыше и ниже стоящими руководителями.
Слайд 7Общительность личности характеризуется легкостью вхождения в контакт с другими людьми,
отсутствие замкнутости, изолированности. Причем общительность как качество личности обязательно должно
сопровождаться эмоционально-положительным "планом" общения. Человек, легко вступающий в контакт, в деловую связь с другими людьми, но при этом вызывающий у партнеров эмоционально-отрицательный "план" общения, может быть назван контактным, но не может быть назван общительным. В отличие от общительного, контактный человек общается по необходимости, в зависимости от условий и обстоятельств конкретного производства, его общение обязательное, вынужденное.
Слайд 8Противоположным качеством общительности является замкнутость, или не общительность. По результатам
проведенных исследований психологи установили, что неправомерным является требование к личности
руководителя, сформулированные в общем виде. Например, "руководитель должен быть высоко общительным человеком". Исследования показали, что только конкретные уровни проявления общительности сопровождаются высокими результатами эффективности руководства. Такой эффективности могут добиваться как высоко общительные, так и низко общительные руководители - в зависимости от индивидуальных способностей подчиненных.
Слайд 9Там, где уровень организованности, сработанности коллектива достаточно высок, низкая общительность
его руководителя является не только допустимой, но и даже желательной.
Недостаточно высокий уровень развития организованности и сработанности коллектива потребует от руководителя проявление высокой общительности, постоянных организаторских усилий. Поэтому низкая общительность сама по себе не может рассматриваться как отрицательный фактор в деятельности руководителя, тем более что сверх общительность руководителя мешает работе коллектива, отвлекая большим числом контактов.
Слайд 10Таким образом, руководитель должен следовать следующим правилам:
Создавать структуру и определять
задачи.
Подбирать замов, соответствующих своими деловыми и личностными качествами целям
подразделения и способных стать единомышленниками.
Контролировать деятельность подразделения. Но не создать доносчиков. Это отдельная тема.
Вмешивается в деятельность работников подразделения только с целью обучения и пресечения вредоносных действий.
Слайд 115. Не унижать подчинённых, а беречь честь и достоинство каждого
из них независимо от статуса. Замы, как руководители так же
следуют этому положению. Ведь униженный и оскорблённый сотрудник работает гораздо хуже, чем это необходимо и, мало того, у него провоцируется желание отомстить. А это уже опасность!
6. Руководитель помнит: нет страшнее для деятельности фирмы сплетника и клеветника. Он пресекает их деятельность или увольняет.
7. Не заводить "любимчиков". Ведь именно они чаще всего становятся предателями. Кто, как не они владеют информацией о вашей скрытой деятельности.
8. Относится к каждому работнику, как к члену своей семьи. То есть заботится о его настроении, здоровье, соблюдении правил взаимодействия, во время поощряет и наказывает.
Слайд 129. Руководитель помнит: его святая обязанность - создавать атмосферу радостного
ожидания в коллективе. Эмоциональная привлекательность труда основа жизнеспособности системы.
10. Уважение
подчинённых обязательная норма руководителя любого уровня. Это одно из обязательных условий сохранения производственной дисциплины.
Слайд 13Этические нормы хорошего руководителя
Слайд 14Этические нормы поведения руководителя
Корректность, выдержка, ровное отношение вне зависимости от
личных симпатий и антипатий
Руководитель, не компетентный в каких-либо специальных
вопросах, не должен стесняться того, что знает меньше подчиненного
Не отметать чужие взгляды лишь потому, что они чужие
Руководитель обязан принимать решения, требовать их выполнения от подчиненных, но в то же время не перекладывать ответственность за принятие нужного решения на подчиненных
Доверие к человеку следует сочетать со строгим контролем исполнения порученных заданий, должностных обязанностей
Умение признавать ошибку перед людьми — это качество сильного и умного руководителя, который много знает, умеет, но — ничто человеческое ему не чуждо — он может ошибаться
Не допускать раздражительности, грубости и равнодушия к людям
Не приписывать себе заслуги подчиненных
Уметь слушать людей
Слайд 15Этические нормы поведения руководителя
Обращайтесь с подчиненными как с подчиненными, а
не как с маленькими детьми, которым нужно неоднократно повторять, как
и когда нужно выполнить поручение
Использовать определенную долю юмора и шутки осторожно, в меру, не по отношению к людям старшего возраста и к своим подчиненным
Непримиримость к лести
Без особой необходимости не отдавать распоряжения "через голову" нижеследующего руководителя, подрывая его авторитет
Недопустимо сквернословие
За любыми достойными действиями исполнителей, способствующими достижению целей организации должна следовать похвала (положительная оценка работника и результатов его деятельности)
Критика должна носить конструктивный характер
Слайд 16Этические нормы поведения руководителя
Не обрастайте любимчиками. Относитесь к сотрудникам как
к равноправным членам и ко всем с одинаковыми мерками
Никогда не
давайте сотрудникам возможность заметить, что вы не владеете ситуацией, если вы хотите сохранить их уважение
Соблюдайте принцип распределительной справедливости: чем больше заслуги, тем больше должно быть вознаграждение
Поощряйте свой коллектив даже в том случае, если успех достигнут главным образом благодаря успехам самого руководителя
Привилегии, которые вы делаете себе, должны распространяться и на других членов коллектива
Защищайте своих подчиненных и будьте им преданными. Они ответят вам тем же
Выбирайте правильную форму распоряжения, учитывая прежде всего два фактора: 1) ситуацию, наличие времени для нюансов, 2) личность подчиненного
Слайд 18Важнейшие правила мотивирования и стимулирования подчиненных
У подчиненных должна быть возможность
открытого и отзывчивого общения с руководителем.
Сотрудник должен быть уверен в
возможностях профессионального и карьерного роста.
Работники должны участвовать в составлении графика работ и представлять, каких результатов от них ожидают.
Поддерживать обратную связь - давать информацию о положительных и отрицательных результатах работы сотрудника.
Результаты труда работника должны оцениваться, а трудовые достижения — поощряться.
Каждый работник должен сам отвечать за эффективность, результативность своего труда.
Слайд 20Чтобы слова поощрения стимулировали работу сотрудников
Они должны быть конкретными, указывать
на то или иное действие, задание, выполненную работу.
Они должны быть
сказаны своевременно: непосредственно за успешно завершенной работой.
Заслуживают поощрения любые успехи подчиненных независимо от степени их значимости.
Большое значение имеет правильная формулировка слов поощрения.
Публичное поощрение в присутствии коллег, уважение которых для человека особенно важно, часто оказывается более ценным, чем материальное вознаграждение.
Слайд 21Слова поощрения
То, что надо!
У вас получилось!
Вы на правильном пути.
Ход ваших
мыслей мне нравится.
Вы близки к истине.
Это намного лучше.
Сегодня вы сделали
гораздо лучше.
Это уже успех.
Никогда не видел ничего лучше.
Поздравляю вас с успехом!
Теперь вы видите ваши возможности.
Вы быстро учитесь.
Как много вы сделали.
Еще немного времени и у вас это получится.
Вы легко справитесь с этим.
Серьезная работа.
Сегодня вы превзошли себя.
У вас хорошо получилось.
Я надеюсь, что и дальше дела пойдут также.
Много лучше.
Осталось закрепить успех.
Не зря я на вас надеялся.
Запомним этот день.
Отличный результат!
Первое место за вами.
Как вам это удалось?
Ваш опыт будет очень полезен.
Слайд 23Конструктивная критика
недопустимость критики без нужды;
конфиденциальность;
доброжелательность (создается путем ослабления обвинительного акцента;
внесения элементов похвалы, уважительного отношения к личности критикуемого, сопереживания ему,
самокритики);
высказывание замечаний иносказательно, в косвенной форме;
аргументированность, исключение общих выражений;
отсутствие категоричного требования признания ошибок и правоты критикующего;
подчеркивание возможности устранения недостатков и демонстрация готовности прийти на помощь;
недопустимость критики опытного сотрудника, который может исправить ошибку сам (лучше дать такую возможность, оказать помощь, тактично предотвратить оправдания, попытки скрыть промах)
Слайд 24Конструктивная критика
критикуйте действия и поступки, а не личность человека
тогда, когда
это уместно, используйте прием «бутерброда» — спрячьте критику между двумя
комплиментами
Не следует преследовать критикующих
За конструктивную критику снизу, помогающую избежать ошибок и упущений, будьте благодарны, даже если подчиненные и задевают вашу личность
Откровенная самокритика не подорвет авторитет руководителя, несамокритичных руководителей вряд ли будут уважать подчиненные
Любая критика "в лоб" бесполезна; высказываться следует косвенно, с элементами самокритики, одновременно призывая к совместным действиям по улучшению ситуации
Слайд 25Примеры конструктивной критики
Что вы думаете по поводу случившегося?
Почему так получилось?
Я
хотел бы выслушать ваше объяснение.
Объясните, как такое могло случиться?
Объясните ваши
намерения.
Объясните ваше решение.
Чем вы руководствовались, когда...?
Как вы будете действовать дальше?
Как будете исправлять ошибку?
Это было хорошо вчера, но не сегодня.
Сегодня получилось хуже, чем раньше.
На таких ошибках нужно учиться, чтобы не повторять их.
Вы должны сделать серьезные выводы из случившегося.
Скажу честно, не ожидал от вас такого.
Я не принимаю такого объяснения.
Эту работу придется переделать.
Нельзя действовать так и дальше.
Чего вам не хватило, чтобы получить нужный результат?
Давайте вместе подумаем, где вы ошиблись.
Слайд 26Недопустимые качества руководителя
злоупотребление властью,
взяточничество,
рукоприкладство,
грубость,
несправедливость,
необъективный подбор кадров,
безответственность
пристрастность, то есть публичное выражение
симпатии и антипатии к подчиненным;
мстительность, то есть стремление сводить личные
счеты с подчиненными;
неуравновешенность, то есть неумение держать себя в руках;
высокомерие, то есть нецелесообразное подчеркивание своего превосходства;