Слайд 1Эволюция энергетической дипломатии КНР
Слайд 2Содержание лекции
Правовые основания политики энергобезопасности КНР
Особенности энергетической политики Китая
Проблемы тарификации
энергетического сырья
Положения об энергосбережении и развитии альтернативных источников энергии
Стратегия КНР
по обеспечению энергобезопасности за рубежом
Стратегия обеспечения надежности морских коммуникаций и проблема Малаккского пролива
Стратегия «привлечения к себе»
Стратегия «выхода во вне»
Слайд 3Понятие «Энергетическая безопасность»
возможности топливно-энергетического комплекса поддерживать достаточный уровень обеспеченности энергоносителями
внутренних потребностей и внешнего спроса по адекватным тарифам и надлежащего
качества;
возможности потребительского сектора правильно и продуктивно расходовать энергоресурсы, экономно использовать ресурсы на энергетическое обеспечение населения и ТЭК в целях сохранения энергобаланса;
стабильность и стойкость ТЭК к антропогенным и техногенным факторам, внутренним и внешним вызовам, возможность уменьшать и оптимизировать потери и урон от всевозможных деструктивных факторов.
Источник: Энергетическая безопасность России / В.В. Бушуев, Н.И. Воропай, А.М. Масцепанов, Ю.К. Шафраник и др. – Новосибирск: Сибирская издательская фирма «Наука», 2010.
Слайд 4Принципы обеспечения энергобезопасности государства
стабильность и обеспеченность энергоресурсами жителей страны
и хозяйственной части в должном объёме и привычном состоянии при
опасности или экстренных положениях всевозможного рода;
возобновляемость исчерпаемых ресурсов (необходим баланс темпов расходования исчерпаемого топлива и освоения заменяющих его энергоресурсов);
разнообразие потребляемых видов энергоисточников и топлива (в отличие от зависимости экономики страны от одного конкретного вида источника);
Слайд 5
соответствие ТЭК современным мировым антропогенным и экологическим стандартам охраны окружающей
среды;
политика эффективности и разумного расходования топлива и энергоресурсов;
– импортозамещение
и оптимизация на всех технологических уровнях экономики импортного оборудования, которое способно заменить оборудование отечественное;
– формирование экономической среды, обеспечивающей здоровую конкуренцию импорта и экспорта энергетических ресурсов средствами таможенных и налоговых мер.
Слайд 6Ценообразование на рынке газа и нефти, тарификация по реальной стоимости
цен на ресурсы на принципах разумного баланса предложения и спроса
отвечает интересам и стран-производителей, и стран-потребителей. Спекуляции на мировом нефтегазовом рынке выгодны только отдельным её субъектам. Для КНР в перспективе важным считается наличие договоров гарантированных поставок по стабильным ценам минимум на 10 лет вперёд.
Слайд 7Положения об энергосбережении и развитии альтернативных источников энергии
Проблема снабжения восточных
регионов Китая (основные энергодобывающие мощности расположены на западе)
Положения об энергосбережении
и развитии альтернативных источников энергии были включены в 11-й Пятилетний план социально-экономического развития.
Финансовые инвестиции в продвижение программ энергосбережения размещают крупнейшие нефтяные корпорации КНР: CNPC, CNOOC и Sinopec.
Проблема диверсификации импорта энергоносителей.
Источник: План социально-экономического развития КНР в 11-й пятилетке 2006-2010 гг. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gov.cn/ztzl/2006-03/16/content_228841.htm – 21.11.2016.
Слайд 8Стратегия КНР по обеспечению энергобезопасности за рубежом
выстраивание отношений и
прочных связей со странами-соседями, а также государствами-поставщиками для обеспечения непрерывных
поставок нефтегазовых ресурсов;
выстраивание рынков нефтяных фьючерсов для страхования ценовых рисков китайских компаний, а также создание внутри страны стратегических запасов нефти;
поощрение национальных компаний к инвестированию в зарубежные проекты по добыче нефтегазовых ресурсов;
снижение зависимости импорта сырья посредством экономии и сокращения потребления энергии;
разработка и внедрение альтернативных видов топлива.
Слайд 9Стратегия «выхода во вне»
В 2001 г., в рамках десятого пятилетнего
плана, была провозглашена стратегии «выхода вовне». С этого времени резко
возросла инвестиционная активность китайских компаний в нефтегазовых проектах иностранных компаний. И хотя многие из них не были крупными, три из них всё же имеют право претендовать на весомую роль в обеспечении нефтяных потребностей Китая. Таковыми являются приобретение месторождения Ядаваран в Иране, ещё одного в Анголе, а также компании PetroKazakhstan.
На сегодняшний день Китай проводит изыскания в Африке и Персидском заливе. Компании Китая работают в 30 странах, в более 65 нефтегазовых проектах, стоимость которых доходит до 7 млрд долларов США.
Источник: План социально-экономического развития КНР в 10-й пятилетке 2001-2005 гг. [Электронный ресурс]. URL: http://news.xinhuanet.com/zhengfu/2001-10/18/content_51471.htm. – 21.11.2016.
Слайд 10Крупнейшие нефтегазовые китайские компании, задействованные в зарубежных проектах за рубежом
Китайская
морская нефтяная корпорация CNOOC (The China National Offshore Oil Corporation).
Ведёт порядка 70 проектов нефтегазовой отрасли в 25 странах мира.
Китайскую национальную нефтегазовую корпорацию (CNPC). Она задействована в 18 проектных работах в 5 странах.
Китайская нефтехимическая корпорация Sinopec (China Petroleum & Chemical Corporation). Проводит работу в четырнадцати странах и задействована в 36 проектах.
Источники:
Understanding Energy in China 2008. Asia Pacific Energy Research Centre. Institute of Energy Economics. Tokyo, Japan, 2011. 156 p. [Электронный ресурс]. URL: www.ieej.or.jp/aperc. – 21.11.2016.
CHINA PETROLEUM AND CHEMICAL CORP. Skadden electronic edgar proof. [Электронный ресурс]. URL: http://english.sinopec.com/investor_center/reports/.– 21.11.2016.
Слайд 11Стратегию по обеспечению надёжности морских коммуникаций
обеспечение социальной и политической
стабильности внутри страны посредством предотвращения проявлений национализма;
пресечение стремлений Соединённых Штатов
контролировать азиатские морские пространства;
снижение беспокойства стран Юго-Восточной Азии по вопросам возрастающей мощи Китая, его претензий и целей
[1] ам же.
Слайд 12Среди политических приоритетов, помимо решения внутренних проблем и вопросов экономического
развития, остаются вопросы расширения географии торговых контактов, упрочения авторитета Китая
в мире.
Что касается защиты национальных интересов, куда входит и вопрос обеспечения энергетической безопасности, КНР развивает мощный военно-морской флот для обеспечения национальной и региональной стабильности, а именно – для защиты новых портов и таких стратегических объектов, как трубопроводы в Пакистане и Мьянме.
КНР обеспечивает стабильность энергетических поставок средствами экономического влияния, многосторонних и двусторонних переговоров. Таким образом, проблема обеспечения энергетической безопасности в КНР трансформировалась из категории «внутренней проблемы» государства в «глобальную».
Слайд 13Основные направления деятельности КНР по выходу на мировой энергетический рынок
Стратегия «привлечения к себе». В период с 1979 г. в
КНР велась работа по привлечению в страну компаний и предприятий с иностранным капиталом. Была выстроена система уставов, регламентов, правил и законов. Из них главные три: «Закон о предприятиях зарубежного капитала», «Закон Китайской Народной Республики о хозяйствовании предприятий китайско-зарубежного сотрудничества», «Закон Китайской Народной Республики о хозяйствовании предприятий смешанного китайско-зарубежного капитала».
С 1982 г. энергетическая промышленность КНР, в том числе нефтяная, стали доступны для международных взаимодействий. В частности, разрешено привлечение иностранных инвестиций, средств и технологического обеспечения для разработки газа и нефти. КНР придерживается политики открытости: предпринимаются дальнейшие кампании для развития межгосударственного взаимодействия и совершенствования инвестиционной среды в энергетической сфере страны.
Источник: Белая книга: Ситуация и политика Китая в сфере энергетики. – Пекин: Пресс-канцелярия Госсовета КНР, 2007.
Слайд 14Для проведения изысканий, сопряжённых с риском, КНР позволила привлекать иностранные
компании к поиску, разработке и добыче ископаемых на своей территории
как в кооперации с национальными компаниями, так и самостоятельно. Данное положение было закреплено в октябре 2000 г. в документе под названием «Некоторые соображения о дальнейшем поощрении зарубежных инвестиций в поиск и добычу полезных ископаемых, не относящихся к нефти и газу».
Источник: Фан Тинтин, Энергетическая политика Китая на современном этапе. – М.: МАКС Пресс, 2012. – С. 97.
Слайд 15Стратегия «выхода вовне»
В процессе формирования внешней политики КНР в сфере
энергетики целесообразно выделить три этапа, охватывающие период 1992–2011 гг.
На первом
этапе (1992–1997 гг.) шло накопление резервов, поиск возможностей для выхода на иностранные рынки и площадки по осуществлению изысканий и добычи. Китай начал выходить на международные рынки для развития энергосотрудничества с другими странами с 1993 г. Это же время характеризуется становлением КНР как нетто-импортера сырой нефти.
Второй этап, датируемый 1997–2002 гг., характеризуется выходом энергетических ТНК Китая на новые рубежи.
Третий этап стратегии «выхода вовне» (2003–2011 гг.) ознаменовался тем, что в это время крупнейшие нефтегазовые компании Китая начинают вкладывать капитал в поиск, разработку нефти и газа, геологоразведочные работы в России, в Центральной Азии, Африке, Латинской Америке и, конечно, на Ближнем и Среднем Востоке.
Слайд 16Третий этап стратегии «выхода вовне» (2003–2011 гг.) ознаменовался тем, что
в это время крупнейшие нефтегазовые компании Китая начинают вкладывать капитал
в поиск, разработку нефти и газа, геологоразведочные работы в России, в Центральной Азии, Африке, Латинской Америке и, конечно, на Ближнем и Среднем Востоке.
Четвёртый этап стратегии «выхода во вне» (2011-по настоящее время).