Слайд 1ЕВРОПЕЙСКАЯ
ФИЛОСОФИЯ
17-19 ВЕКОВ
Слайд 2Социокультурная обусловленность гносеологической направленности новоевропейской философии.
Философские идеи эпохи Просвещения.
Основные
проблемы немецкой классической философия.
Причины возникновения и направленность неклассической философии.
Иррационализм
в неклассической философии.
Позитивизм как одна из стратегий неклассической философии.
Марксистская философия.
Слайд 3
Социокультурная обусловленность гносеологической направленности новоевропейской философии:
- специфика
капиталистического способа производства
- наука как производительная
сила общества
- проблема истинности знания
Слайд 4Фундаментом является промышленность, основанная на машинном производстве.
Эффективность промышленности зависела
от постоянного совершенствования и изобретения новых технических средств.
Задачу совершенствования
и изобретения новых технических средств невозможно было решить без широкой системы научных знаний, способных обеспечить успех в практической деятельности.
Новый тип экономики требовал вовлечения в производственную сферу разнообразных природных материалов с целью их преобразования, что было так же невозможно было без науки о природе.
СПЕЦИФИКА КАПИТАЛИСТИЧЕСКОГО
СПОСОБА ПРОИЗВОДСТВА
Слайд 5 Научное знание является определяющим фактором развития капиталистического производства.
От прогресса науки зависит прогресс экономики.
НАУКА
КАК ПРОИЗВОДИТЕЛЬНАЯ СИЛА
Слайд 6Натурфилософия трансформируется в естествознание.
Онтология, по причине ее умозрительного характера, вытеснена
на второй план.
Ориентация на практический опыт стимулировала познание не единичных
фактов, а целых систем, стремление к выявлению взаимосвязей и закономерностей.
На этом фоне обнажается актуальность гносеологической проблематики:
- проблема познаваемости мира
- сущности и характера самого познания
- источников и методов получения истинного знания.
ПРОБЛЕМА ИСТИННОСТИ ЗНАНИЯ
Слайд 8Френсис Бэкон
(1561-1626)
Человек – истолкователь природы, который столько совершает
и
понимает, сколько постиг в ее порядке делом и размышлением,
и
свыше этого он не знает и не может.
Слайд 9Френсис Бэкон
(1561-1626)
НОВЫЙ ОРГАНОН
Индукция получает знание из окружающего мира через
эксперимент, наблюдение и проверку гипотез.
Слайд 10Френсис Бэкон
(1561-1626)
КРИТИКА АРИСТОТЕЛЯ:
Исходные общие понятия , лежащие в
основе дедукции, в конечном итоге представляют собой результат опытного знания.
Но знания слишком поспешного.
Общие понятия – фундамент знания. Тем более важно их правильно образовывать.
Если понятия, составляющие основу, образованы поспешно, необдуманно, то нет ничего прочного и в том, что на них построено.
Слайд 11ИДОЛЫ ПОЗНАНИЯ
«Призраки рода» проистекают из самой человеческой природы, они не
зависят ни от культуры, ни от индивидуальности человека.
«Призраки пещеры»
— это индивидуальные ошибки восприятия, как врожденные, так и приобретённые.
«Призраки площади (рынка)» — следствие общественной природы человека, — общения и использования в общении языка.
«Призраки театра» — это усваиваемые человеком от других людей ложные представления об устройстве действительности.
Слайд 12Рене Декарт
(1596-1650)
РАССУЖДЕНИЯ О МЕТОДЕ
ЧЕТЫРЕ ПРАВИЛА ДЕДУКЦИИ
Слайд 13Рене Декарт
(1596-1650)
Первое - никогда не принимать за истинное то,
что я не признал бы таковым с очевидностью.
Слайд 14Рене Декарт
(1596-1650)
…Второе - делить каждую из рассматриваемых мною трудностей
на столько частей, сколько потребуется, чтобы лучше их разрешить.
Слайд 15Рене Декарт
(1596-1650)
…Третье - располагать свои мысли в определенном порядке,
начиная с предметов простейших и легкопознаваемых, и восходить мало-помалу, как
по ступеням, до познания наиболее сложных, допуская существование порядка даже среди тех, которые в естественном ходе вещей не предшествуют друг другу.
Слайд 16Рене Декарт
(1596-1650)
…И последнее –
делать всюду перечни настолько полные
и обзоры столь всеохватывающие, чтобы быть уверенным, что ничего не
пропущено.
Слайд 17СЕНСУАЛИЗМ
направление в теории познания, согласно которому ощущения и восприятия —
основная и главная форма достоверного познания.
Слайд 18Джон Локк
(1632-1704)
Только чувственные данные обладают качеством непосредственной истинности.
Душа человека –
«чистая доска», на которой опыт посредством единичных восприятий пишет свои
знаки.
Слайд 19Джон Локк
(1632-1704)
Истинным можно назвать только то знание, которое представляет собой
мыслительную форму, которое обработано с помощью разума.
Ибо разум без
чувственных восприятий слеп, а а чувственные восприятия, не прошедшие обработки разумом, пусты и бессмысленны.
Слайд 20СОЛИПСИЗМ
философская позиция, характеризующаяся признанием собственного индивидуального сознания в качестве единственно-несомненной
реальности и отрицанием объективной реальности окружающего мира.
Слайд 21Джордж Беркли
(1685-1753)
…единственной субстанцией является либо дух, либо то, что воспринимает.
иметь
идею значит то же самое, что и воспринимать: цвет, форму..
из этого ясно следует, что не могут существовать немыслящая субстанция или немыслящий субстрат этих идей .
Слайд 22Джордж Беркли
(1685-1753)
Все вещи лишь комплексы наших ощущений.
Я утверждаю так же,
как и вы (материалисты), что раз на нас оказывает действие
нечто извне, то мы должны допустить существование сил, находящихся вне (нас), сил, принадлежащих существу, отличному от нас.
Но здесь мы расходимся по вопросу о том, какого рода это могущественное существо.
Я утверждаю, что это дух, вы — что это материя или какая-то третья природа...
Слайд 23ФИЛОСОФСКИЕ ИДЕИ
ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ
Слайд 24
Эпоху Просвещения чаще всего привязывают двум революциям:
«Славной революции» в
Англии (1688 г.)
и
Великой французской революции (1789 г.)
Слайд 25
приоритет разума в решении всех проблем: от уверенности в том,
что с помощью разума и науки можно обеспечить счастливую жизнь
человека и общества, до полной абсолютизации разума, когда онтологические основания мира оказываются зависимыми от логических оснований мышления
Слайд 26механико-материалистическая
картина мира
Слайд 27
атеистическая направленность,
отрицание любых внешних авторитетов в какой бы то
ни было сфере действительности
Слайд 28
осознание культуры как специфически человеческого способа бытия
Слайд 29Жан-Жак Руссо
(1712-1778)
Дени ДИДРО
(1713— 1784)
ЛАМЕТРИ
(1709-1751)
Слайд 30Дени ДИДРО
(1713— 1784)
Остаётся признать существование только одной субстанции
во
вселенной,
в человеке,
в животном.
Слайд 31Дени ДИДРО
(1713— 1784)
В начале времен находящаяся в брожении материя
породила Вселенную и различных живых существ, - это "брожение как
внутренняя активность материи "продолжает и будет продолжать комбинировать массы материи, пока из них не получится какая-нибудь жизнеспособная комбинация.
Слайд 32Дени ДИДРО
(1713— 1784)
все связано в природе,
и кто в
своих построениях предполагает какое-нибудь новое явление или вводит один из
моментов прошлого, тот воссоздает новый мир.
Слайд 33ЛАМЕТРИ
(1709-1751)
Человека отличает от животного только большое количество потребностей
и, значит, большее количество ума, поскольку потребности тела являются мерой
ума.
Слайд 34ЛАМЕТРИ
(1709-1751)
Если душа ощущает воздействие тела, то и сама
она имеет ту же природу, а, значит, телесна.
Душа материальна, но
она представляет особый вид материи, которая обладает способностью саморазрушения.
Слайд 35ЛАМЕТРИ
(1709-1751)
Я не ошибусь, утверждая, что человек представляет часовой
механизм, но больших размеров и построенный с великим мастерством и
точностью.
Гордые и тщеславные существа, гораздо более отличающиеся от животных своей спесью, чем именем людей, в сущности являются животными и перпендикулярно ползающими машинами.
Человек – просвещенная машина, искусный механизм, живое олицетворение беспрерывного движения.
Слайд 36Жан-Жак Руссо
(1712-1778)
Изначально человеческая природа склонна к добру.
Люди по своей
природе все равны, имеют одинаковое право на счастье.
В каждом заложена способность к развитию разума.
Слайд 37Жан-Жак Руссо
(1712-1778)
Культура противоположна природе. Культура связана с разделением труда, которое
толкает человека к неравенству как источнику всех бед.
Сказав, -
«Это мое!» - человек разрушает счастливую гармонию с природой…
Следует только сожалеть о распространении образования…
Слайд 38Жан-Жак Руссо
(1712-1778)
Исправьте мнения людей, и нравы их сами собой сделаются
чище.
Воспитание – это развитие природной индивидуальности, но не разума.
Во
избежание ошибок, воспитание должно быть публичным, открытым.
Слайд 39 Просвещение— одна из ключевых эпох в истории европейской культуры,
связанная с развитием научной, философской и общественной мысли.
Начавшись в
Англии, это движение распространилось на Францию и Германию, а далее на всю Европу.
Особенно влиятельными были французские просветители.
Принципы Просвещения были положены в основу американской Декларации независимости и французской Декларации прав человека и гражданина.
Интеллектуальное и философское движение этой эпохи оказало большое влияние на последовавшие изменения в этике и социальной жизни Европы и Америки, борьбу за национальную независимость американских колоний европейских стран, отмену рабства, формирование прав человека.
Кроме того, оно поколебало авторитет аристократии и влияние церкви на социальную, интеллектуальную и культурную жизнь.
ФЕЙЕРБАХ
(1724-1804) (1770-1831)
(1804-1872)
Слайд 42Имануил Кант
Цель трансцендентального идеализма состоит только лишь в том, чтобы
понять возможности нашего априорного познания предметов опыта.
Трансцендентальным является то, что
хотя и носит доопытный характер, но делает возможным познание опыта.
В нашем знании всегда присутствуют априорные и апостериорные элементы.
Априорное – знание, предшествующее опыту и независящее от него, оно лишь оформляет чувственность.
Нельзя принимать деятельность разума без всяких условий, необходимо постоянно устанавливать границы.
Существует мир, независящий от наших ощущений и мышления – мир «вещей в себе». Этот мир, будучи трансцендентным, т.е. находящимся за пределами всякого возможного опыта, открывается только практическому разуму.
Рассудок всегда направлен на чувственно воспринимаемый материал. Благодаря наличию в рассудке априорных форм чувственно воспринимаемое многообразие мира подводится под единство понятий, т.е. мир воспринимается как нечто упорядоченное.
Деятельностью рассудка руководит разум. Он задает рассудку идеи о высших безусловных реальностях, к познанию которых должен стремиться рассудок.
Слайд 43Георг Вильгельм Фридрих
ГЕГЕЛЬ
Все действительное разумно, разумное – действительно!
Первоосновой мира является
самопознающая Абсолютная Идея. Она есть тождество субъекта и объекта, бытия
и мышления.
Абсолютная Идея пребывает в состоянии постоянного развития, содержанием которого и является самопознание.
В своем развитии Абсолютная Идея проходит три этапа:
- на первом она находится в лоне чистого бытия, а именно, мышления, развивающегося по законам и в категориях диалектической логики;
- на втором она отчуждается в природу, т.е. природа – это ее инобытие;
- на третьем Абсолютная Идея как бы пробуждается, освобождается от природных уз и находит свое выражение в Абсолютном Духе.
Саморазвитие Духа идет по трем ступеням:
«субъективный дух» - индивидуальное человеческое сознание;
«объективный дух» - человеческое общество и три его формы: право, нравственность и государство;
«абсолютный дух» - искусство, религия, философия.
Слайд 44Людвиг ФЕЙЕРБАХ
Моей первой мыслью был бог, второй – разум, а
третьей и последней – человек.
Теизм неприемлем, ибо не бог творит
человека, а человек создает бога.
Идеализм необходимо отвергнуть, так как он упразднил конкретного человека.
Идеализм – это ничто иное как рационализированная религия, а философия и религия по самому их существу противоположны друг другу. В основе религии лежит вера в догматы. Тогда как в основе философии – стремление раскрыть действительную природу вещей.
Религия и близкий к ней по духу идеализм возникают из отчуждения человеческой сущности, посредством приписывания богу тех атрибутов, которые в действительности принадлежат самому человеку.
Человек – не творение бога, а часть – и притом наиболее совершенная – вечной природы.
Духовное начало в человеке не может быть отделено от телесного, дух и тело – две стороны той реальности, которая называется организмом.
Первый объект познания для всякого ччеловека – это другой человек, «Ты». Именно любовь к другому человеку есть путь к признанию его объективного существования.
Слайд 45События 18-19 ст. обнажили бессилие человеческого разума в объяснении и
предотвращении дисгармонии и хаоса, которые стали содержанием общественной жизни.
Крах
наполеоновской Франции в начале 19 ст. поставил под сомнение идеалы эпохи Просвещения.
в 30-40-е годы в Германии и Франции резко обострилась классовая борьба, обозначившая непримиримые позиции в обществе, что вылилось в попытку коренного переустройства самих основ экономической и общественной жизни (Парижская Коммуна в 1871 г.).
Франко- Прусская война 1870- 1871г. г. также дискредитировала духовные ценности эпохи разума.
Триумф химии, создание теории сохранения энергии, открытие Фарадеем электро-магнитной индукции, Ампером- теории магнетизма, открытие радиоактивности, рентгеновских лучей и др. И все это на фоне активного применения знаний для модернизации производства и технических новаций. Мир менялся на глазах: первая железная дорога, первый автомобиль, первые опыты воздухоплавания, электрический телеграф и электрическая лампочка, затем- телефон, радиосвязь и многое другое. Наука и техника становились более ценной "философией", ибо их использование обещало новые блага.
Демографический взрыв: если в период с 6 в по 1800 г. население Европы не смогло превысить 180млн. человек, то начиная с 1800г. по 1914г. оно достигло 460 млн., то есть выросло более, чем в 2, 5 раза. Приход массы на арену истории ознаменовал одновременно и смещение акцентов в культуре.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ
НЕКЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ
Слайд 46СЦИЕНТИЗМ
АНТИСЦИЕНТИЗМ
ПОЗИТИВИЗМ
МАРКСИЗМ
ИРРАЦИОНАЛИЗМ
Слайд 47АНТИСЦИЕНТИЗМ
направление в неклассической философии, отрицающее за разумом и наукой статус
единственно достоверного орудия познания.
Антисциентизм настаивает на том, что разум и
наука ограничивают или подавляют человека.
Слайд 48СЦИЕНТИЗМ
- направление в неклассической философии, ориентированное на рациональное познание, идеалом
которого полагается наука.
Слайд 49ФИЛОСОФЫ-ИРРАЦИОНАЛИСТЫ
Ф. Ницше
(1844-1900)
Слайд 52МАРКСИЗМ
- определение места и революционной роли пролетариата в истории явилось
приоритетной задачей этого направления.
Основоположниками направления, выступившего в качестве идеологии пролетариата,
были немецкие мыслители
Карл Маркс Фридрих Энгельс
(1818—1883) (1820— 1895)
Слайд 53ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ МАРКСИЗМА В СФЕРЕ ОБЩЕСТВЕННОГО БЫТИЯ
Четко обозначилось выделение
пролетарского движения как самостоятельного отряда трудящихся отстаивающих свои права. Завершилось
формирование ряда авторитетных политических и профессиональных организаций пролетариата. Классовая борьба пролетариев стала принимать все более развитые формы.
ПОЛИТИЧЕСКИЕ
Отмечается значительная пролетаризация населения, исчезновение промежуточных социальных групп. Избыток на рынке труда рабочей силы привел к ужесточению ее эксплуатации, что способствовало резкому обострению классовых противоречий между пролетариатом и буржуазией.
СОЦИАЛЬНЫЕ
Стремительный рост материального производства на основе эксплуатации наемного труда. Бурно развивающаяся капиталистическая экономика стала ощущать на себе значительные проявления несоответствия между производительными силами и производственными отношениями: давала о себе знать анархия производства, кризисы перепроизводства.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ
Слайд 54ПРЕДПОСЫЛКИ В СФЕРЕ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ
Слайд 55Основные принципы марксистской философии
Для реализации своей приоритетной задачи
марксисты выработали ряд принципов, на первом месте среди которых находится
диалектический материализм с идеей материального единства мира. На основе этого принципа было сделано (по оценке самих марксистов) великое открытие, заключающееся в материалистическом понимании истории.
Материалистическое понимание истории исходит из того, что условия человеческой жизнедеятельности, общественное бытие определяют взгляды людей, их целевые установки, ценностные ориентиры, теоретические концепции.
Общественное бытие определяет общественное сознание – этот вывод стал главной предпосылкой для материалистического решения основного вопроса философии в применении к обществу. Весь строй жизнедеятельности людей зависит, в конечном счете, от способа, каким люди в каждую конкретно-историческую эпоху производят материальные блага. Способ производства обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще.
Слайд 56Основные понятия марксистской философии
Общественное бытие есть реальный процесс жизни людей,
своего рода социальная материя, которая отражается в общественном сознании.
Общественное
сознание – осознание обществом самого себя, своего общественного бытия и окружающей действительности.
Способ производства представляет собой единство производительных сил и производственных отношений.
Производительные силы – это орудия труда, средства труда и люди, участвующие в производстве.
Производственные отношения – это отношения между людьми в процессе производства, определяющими среди которых являются отношения к собственности на средства производства.
Общественно-экономическая формация – это исторический тип общества, в основе которого лежит тот или иной способ материального производства, определяемый совокупностью производственных отношений, соответствующих уровню и характеру развития производительных сил.
ИТОГ:____________________
1. Новоевропейскую философию отличает повышенный
интерес к гносеологической проблематике, что было
обусловлено спецификой капиталистического способа
производства и бурно развивающейся наукой.
2. Решение вопросов гносеологии привело к появлению в
философии таких направлений как эмпиризм и рационализм.
3. В философии эпохи Просвещения рационализм достигает
кульминационной точки развития и определяется как главная
черта всей классической философии.
4. В первой половине 19 века классическая философия
переживает кризис, рационализм которой становится главным
предметом критики, что в конечном итоге привело к появлению нового типа философии – неклассической философии.
5. Неклассическая философия развивается в двух направлениях: сциентистском и антисциентистском. Первое ориентировано на науку и разум, второе отвергает разум и науку как главные орудия познания.