Слайд 1Изображение пространства
Перспектива (от латинского perspicere) означает насквозь видеть.
Слайд 2Перспектива – наука, изучающая законы линейного построения изображения предметов при
разном их удалении от наблюдателя.
Линейная перспектива.
Перспективой называют и само изображение,
построенное по этим законам.
Слайд 3Кроме линейной перспективы, существует еще так называемая воздушная перспектива.
Слайд 4Научные основы линейной перспективы заложил архитектор Раннего Ренессанса Брунеллески в
сотрудничестве с математиком Тосканелли.
Слайд 5Итальянские и немецкие художники Леон Баттиста Альберти, Пьерро делла Франческа,
Паоло Уччелло, Леонардо да Винчи, Альбрехт Дюрер и другие в
своих научных трудах и произведениях искусства развили открытые ранее законы.
Слайд 6В последующее время было разработано немало методов и приемов перспективного
построения, позволяющих точно воспроизвести на плоскости любой предмет в любом
повороте, на любом удалении и с любой точки зрения.
Слайд 7Известно, что параллельные линии на ровной местности, удаляясь от нас,
в конце концов зрительно сойдутся в одной точке на горизонте,
то есть на той условной линии, где сходятся земля и небо.
Слайд 8Резкое понижение горизонта, скрадывание происходящего на дальних планах, снятие всего
второстепенного позволяло художнику возвеличить центральный персонаж, который таким образом возвышался
над всем окружающим, вырастая на фоне голубого неба.
Слайд 9Поднимая горизонт, художник как бы поднимает зрителя, дает ему возможность
охватить взглядом как можно большее пространство, разглядеть участников массовой сцены
или ощутить земной простор со множеством планов и деталей.
Слайд 10Иногда, разворачивая какую-нибудь сцену в помещении, художник изображает его строго
фронтально, когда все уходящее в глубь, в перспективе линии сошлись
бы в одной центральной точке как в некоем фокусе. Эти линии архитектуры направляют наш взгляд где находится главный элемент изображающего лица
Слайд 11Здесь главный элемент – пучок мечей.
Эти примеры не надо принимать
как единственно возможные способы выделения главного в композиции. Это один
из путей – путь творческого использования перспективных построений.
Слайд 12Эта система изображения по-своему цельно выражала восприятие мира художником.
Слайд 13Средневековая фреска изображает неподвижные фигуры, пространство как бы опрокинуто на
зрителя, и вы часто ловите себя на мысли, что все
эти устремившиеся на вас плоскости и линии имеют точкой схода ваш глаз.
Слайд 14Культура Ренессанса с его высокоразвитым индивидуальным сознанием, независимым взглядом на
мир, тягой к научному познанию явлений природы, выдвинула иную систему
пространства.
Ренессансная картина – как бы взгляд на мир через окно. Мир для него целиком познаваем и трактуется им как законченное гармоническое целое.
Слайд 15Барокко 17 и 18 столетий окончательно театрализовало итальянскую перспективу. Сдержанность
уступала место экзальтации, иногда такой естественной в картинах испанских мастеров,
с их тягой к драматизму и патетике, а часто наигранной.
Слайд 16Даже архитектура стала пониматься как эффектная декорация.
Слайд 17Вывод.
То, что пространство в изобразительном искусстве – вопрос кардинальный,
вопрос его бытия, редко вызывает сомнения.
Время – одна из форм
существования художественного пространства, и мы жизнь во времени чувствуем через ритм, ритмическое решение и организацию пространства. И от ритма и будет зависеть его течение, то созерцательно замедленное в картинах Тициана, или скульптурах А.Майоля и его последователей, то бурное, динамичное в скульптурах эпохи барокко. Оно зависит от ритма линий, цветовых плоскостей, объемов, повторов контрастов форм. Ритм помогает нам почувствовать эмоциональность пространства, жизнь идеи в этом пространстве.
Задание: выполнить рисунок в карандаше с использованием приемов линейной перспективы (примеры на слайдах 2, 3, 7, 14,16) прислать фото рисунка