Слайд 1Физическое воспитание детей старшего школьного возраста
Старший школьный возраст (юношеский) охватывает
детей с 16 до 18 лет (IX – XI классы).
К этому возрасту относятся и учащиеся средних специальных учебных заведений
Домашние задание. Учебник «Теория и методика физической культуры»
Глава 10. № 11.6 Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста . Стр. 198-203. Вопросы и задания в лекции.
Слайд 2Возрастные особенности физического развития детей старшего школьного возраста
Замедляются
рост тела в длину и увеличение его размеров в ширину,
а также прирост в массе.
Почти заканчивается процесс окостенения большей части скелета. Рост трубчатых костей в ширину усиливается, а в длину замедляется. Интенсивно развивается грудная клетка, особенно у юношей. Скелет способен выдерживать значительные нагрузки.
Увеличивается мышечная масса и растет сила.
В этом возрасте появляются благоприятные возможности для развития силы и выносливости мышц.
Слайд 3 Завершается половое созревание. Четко проявляются половые и индивидуальные различия
как в строении, так и в функциях организма.
Различия
между юношами и девушками в размерах и формах тела достигают максимума. Юноши (в среднем) выше девушек на 10 – 12 см и тяжелее на 5 – 8 кг. Масса их мышц по отношению к массе всего тела больше на 13%, а масса подкожной жировой ткани меньше на 10%, чем у девушек. Туловище юношей немного короче, а руки и ноги длиннее, чем у девушек.
Слайд 4 У девушек в отличие от юношей наблюдается значительно меньший
прирост мышечной массы, заметно отстает в развитии плечевой пояс, но
зато интенсивно развиваются тазовый пояс и мышцы тазового дна.
Грудная клетка, сердце, легкие, ЖЕЛ, сила дыхательных мышц, МЛВ и объем потребления кислорода также менее развиты, чем у юношей. В силу этого функциональные возможности органов кровообращения и дыхания у них оказываются гораздо ниже.
Слайд 5 Сердце юношей на 10 – 15% больше по объему
и массе, чем у девушек; пульс реже на 6 –
8 уд./мин, сердечные сокращения сильнее, что обусловливает больший выброс крови в сосуды и более высокое кровяное давление.
Девушки дышат чаще и не так глубоко, как юноши; жизненная емкость их легких примерно на 100 см3 меньше.
Слайд 6 Старшеклассники могут проявлять достаточно высокую волевую активность, способность к
терпению на фоне усталости и утомления. Однако у девушек снижается
смелость, что создает определенные трудности в физическом воспитании.
В старшем школьном возрасте наблюдается снижение прироста в развитии кондиционных и координационных способностей.
Слайд 7Задачи физического воспитания
детей старшего школьного возраста
1. Содействие гармоничному физическому
развитию, выработка умений использовать средства ФВ для укрепления здоровья, формирование
личностных представлений о престижности высокого уровня здоровья и разносторонней физической подготовленности.
2. Приобретение двигательного опыта посредством овладения новыми ДД и формирование умений применять их в различных условиях.
Слайд 8 Дальнейшее развитие двигательных способностей.
Формирование знаний: о закономерностях двигательной
активности, спортивной тренировке; о значении занятий ФУ для будущей трудовой
деятельности; о выполнении функций отцовства и материнства, о подготовке к службе в армии.
Слайд 9 Закрепление навыков в систематичных и регулярных занятиях ФУ и
избранными видами спорта;
Формирование адекватной самооценки личности, нравственного самосознания, мировоззрения,
коллективизма; развитие целеустремленности, уверенности, выдержки, самообладания;
Дальнейшее содействие в развитии психических качеств личности и обучение основам психической регуляции.
Слайд 10Средства физического воспитания
Гимнастические и акробатические упражнения
1) общеразвивающие упражнения без предметов
на месте и в движении;
2) общеразвивающие упражнения с предметами:
юноши — с набивными мячами 3—5 кг, гантелями до 8 кг, гирями 16 и 24 кг; упражнения на тренажерах; девушки — с обручами, булавами, скакалкой, большими мячами;
3) упражнения на параллельных брусьях и перекладине (юноши), упражнения на бревне и разновысоких брусьях (девушки);
4) опорные прыжки через гимнастического коня;
Слайд 115) акробатические упражнения: юноши — длинный кувырок через препятствие высотой
до 90 см, стойка на руках, переворот боком с места
и с разбега: девушки — сед углом, стоика на лопатках, «мост», кувырки вперед и назад;
6) ритмическая гимнастика;
7) эстафеты, игры, полосы препятствий с использованием гимнастического инвентаря и др.
Слайд 12Легкоатлетические упражнения
I) беговые упражнения;
2) бег с ускорением;
3)
бег с высокого и низкого старта до 40 м;
4)
бег на 60 и 100 м с максимальной скоростью;
5) эстафетный бег; 6) бег в равномерном и переменном темпе: юноши — 20—25 мин; девушки — [5—20 мин;
7) кросс: юноши — 3—5 км, девушки — 2—3 км;
8) прыжки в длину с 13—15 шагов разбега;
9) прыжки в высоту с 9—10 шагов разбега;
Слайд 1310) метание малого мяча и гранаты в цель с расстояния
18—20 м (юноши) и 12—14 м (девушки) и на дальность
с разбега;
11) челночный бег 10x10 м (юноши) и др.
Слайд 14Спортивные игры
В качестве базовых игр рекомендуются баскетбол, ручной мяч
(гандбол), волейбол, футбол (для юношей).
Регулярное использование спортивных игр в
старших классах значительно повышает интерес к занятиям физической культурой.
Физическая подготовленность.
Юноши и девушки старшего школьного возраста должны показывать результаты не ниже показателей среднего уровня развития основных физических качеств (см. табл. 13).
Слайд 15Особенности методики физического воспитания
Анатомо-физиологические и психические особенности юношей
и девушек требуют различного подхода к организации занятий, подбору средств
и методов обучения двигательным действиям и развития двигательных способностей, к дозировке физической нагрузки.
Слайд 16 При организации занятий с юношами надо помнить, что они
должны быть готовы к службе в армии. Поэтому с ними
следует предусмотреть занятия на местности, в нестандартных условиях, с различными помехами, в условиях дефицита времени, при максимальных физических и волевых нагрузках.
Слайд 17 В старшем школьном возрасте в первую очередь следует уделить
внимание развитию силовых и скоростно-силовых возможностей, различным видам выносливости.
Среди
координационных способностей необходимо обратить внимание на развитие быстроты перестроения и согласование двигательных действий, способности произвольно расслаблять мышцы и вестибулярной устойчивости.
Слайд 18 Повышение тренировочной направленности уроков. Доля игрового метода сокращается, а
соревновательного – увеличивается.
В работе со старшеклассниками рекомендуется шире, чем
в предыдущих возрастах, применять метод индивидуальных заданий, дополнительных упражнений с учетом типа телосложения, наклонностей, физической и технико-тактической подготовленности.