Слайд 1Файлы с оцифрованным звуком
Иванов П.
Гр.125
Колледж «Угреша»
Слайд 2Определение
Файлы с оцифрованным звуком (digitized sound files) — звуковые файлы,
в которых исходная непрерывная («аналоговая») форма сигнала записана в виде
последовательности коротких дискретных значений амплитуд звукового сигнала, измеренных («выбранных») через одинаковые промежутки времени и имеющих между собой весьма малый интервал.Прдеставляет собой
Слайд 3процесс замены непрерывного сигнала последовательностью его значений называют дискретизацией (sampling),
а такую форму записи — импульсно-кодовой (pulse code). Аппаратная реализация
обработки оцифрованного звука состоит в том, что аналого-цифрового преобразователь (АЦП) преобразует аналоговый сигнал в множество цифровых замеров, а при воспроизведении цифро-аналоговый преобразователь (ЦАП) осуществляет обратный процесс — преобразование цифрового сигнала в аналоговый. Файлы с оцифрованным звуком бывают двух видов: с заголовком и без заголовка.
Слайд 4Основные понятия и термины, связанные с оцифровкой звука:
Выборка, отсчет звукового
сигнала (sample) — дискретное («мгновенное») значение, соответствующее минимальному фрагменту исходного
звукового сигнала, который подается на вход аналого-цифрового преобразователя (АЦП) при записи звука или получается с использованием цифро-аналогового преобразователя (ЦАП) при его воспроизведении.
Слайд 5Разрядность дискретизации (sample size) — величина, определяющая количество бит на
один канал. Разрядность дискретизации определяет точность замера и качество записи
звука. В частности, она влияет на величину отношения сигнала к шуму (signal-to-noise-ratio). Чем выше разрядность дискретизации, тем выше качество записи и воспроизведения звука. Однако при увеличении ее значения растет и объем записи.
Слайд 6Файлы с заголовком (files with heading) — один из двух
видов файлов с оцифрованным звуком. В заголовке указываются параметры, которые
характеризуют оцифрованный звук, включая: частоту дискретизации; количество битов на отсчет (8 или 16); количество каналов — моно (1) или стерео (2); ASCII-символы, описывающие тип файла; длину записанных данных в байтах; номер версии формата; метод компрессии; величину смещения блока данных относительно начала файла.
Слайд 7Перечень и области применения наиболее распространенных форматов звуковых файлов с
заголовком
*.aiff, *.aif — формат AIF (AIFF, Audio Interchange File Format),
распространен в системах Apple Macintosh и Silicon Graphics; заключает в себе сочетание MOD и WAV. Формат AIFC (AIFF-С, Audio Interchange File Format-Compressed) — AIFF с заданными параметрами сжатия (компрессии); используется в ПК фирмы Apple.
*.au*.snd — формат AU, предназначен для работы со звуком в рабочих системах SUN, NeXT, DEC, Linux, FreeBSD; обеспечивает экономию памяти, нашел широкое распространение в Интернете. Структура файла проще, чем wav, где указан метод кодирования данных. Наиболее часто используются параметры m-Law 8 кГц – моно, но существуют 16-битные стереофайлы с частотами 22050 и 44100 Гц. SND бывает двух видов: один — AU для SUN и NeXT; другой — восьмибитный монофайл для РС и ПК фирмы Apple с различной частотой дискретизации.
Слайд 8*.avr — предложен фирмой Audio Visual Research (заголовок — 128
байтов).
*.hcom — ПК фирмы Apple.
*.iff — формат IFF (Interchange File
Format), имеет сходство с RIFF (Resource Interchange File Format), являющимся универсальным для записи любых структурированных данных. Основное отличие заключается в поддержке программно-сэмплерной эмуляции музыкальных инструментов. Звук в файле делится на две части: то, что должно звучать вначале, и элемент того, что идет за началом. В результате вторая часть звукового фрагмента повторяется за начальной столько раз, сколько нужно пользователю и нота может звучать сколь угодно долго. IFF используется в системах типа IFF/8SVX на компьютерах фирмы Amiga.
*.mp3 — формат MР3, в котором использованы параметры сжатия, имеющие сходство с форматом jpeg для изображений. Коэффициент сжатия составляет 10-12, однако специалистами он считается сложным («навороченным») и не обеспечивающим высокое качество звука. Основным недостатком является эффект контурности звука. При отсутствии строгих требований к качеству звучания его потери считаются неощутимыми.
Слайд 9*.nsp — формат для записи на аппаратуре CSL Model 4300B
(фирма Kay Elemetrics).
*.sf — IRCAM Sound Files; программы CSound, MixView.
*.smp
— программа SampleVision (фирма Turtle Beach).
*.snd — компьютеры Sun, NeXT.
*.voc — восьмибитный моноформат VOC (Voice File) семейства звуковых карт SoundBlaster фирмы Creative Labs; используется в старых немузыкальных программах. HСОМ — то же самое, что и VOC (8 бит, моно), но для ПК фирмы Apple Macintosh.
*.vqf — формат записи звуковых файлов VQF — альтернативы МР3. К недостаткам VQF относят длительность кодирования и малое число бесплатных программ-приложений, что стало причиной его незначительного распространения.
Слайд 10*.wav — формат WAVE (Waveform Audio File), разработанный фирмой Microsoft;
один из простейших для записи и хранения дискретных данных. WAVE
относится к одному из вариантов файлов семейства RIFF (Resource Interchange File Format) и является жестко структурированным. В заголовке помимо обычных значений (разрядность, уровни громкости) в WAV могут быть указаны и другие параметры (метки позиций для синхронизации, общее количество дискретных значений, порядок воспроизведения частей звукового файла, текстовая информация). PCM WAVE — версия WAVE формата данных PCM.