Слайд 1ФБГОУ ВО ЧГУ
к пс.н., доцент кафедры дефектологического образования,
Поникарова
Валентина Николаевна
Инклюзивное образование детей с ОВЗ: опыт,
проблемы, перспективы развития
Слайд 2Основные вопросы темы:
Проблемы
Перспективы развития
Опыт
Слайд 3Понятие «инклюзивное образование» (от франц.inclusif – включающий в себя) вошло
в обиход в конце 90-х годов ХХ века.
В Федеральном
Законе № 273 – ФЗ от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации» (статья 2)
инклюзивное образование обозначено как обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Слайд 4Термин «инклюзивное образование» отражает новый взгляд не только на систему
образования, но и на место человека в обществе.
Инклюзия предполагает
включение детей со специальными образовательными потребностями в массовые учреждения, где считается важным снять все барьеры на пути к полному участию каждого ребенка в образовательном процессе.
Таким образом, для детей с особыми образовательными потребностями будут обеспечена социализация средствами образования.
Слайд 5Инклюзивное образование выступает как образовательное пространство, т.е. как система взаимодействия
участников образовательного процесса, обеспечивающая полноценное включение ребенка с ОВЗ в
процесс обучения за счет реализации образовательных и межличностных отношений между всеми субъектами и уровнями образовательного пространства.
Слайд 6Основными характеристиками ИОП выступают:
содержательность,
организованность, структурированность,
доступность,
вариативность,
полисубъектность
Слайд 7Особое значение для функционирования инклюзивного образовательного пространства имеет такая характеристика
как полисубъектность.
Слайд 8Она проявляется во множественности субъектов образовательного пространства: ребенок с ОВЗ,
класс,
другие учащиеся школы,
педагоги,
родители ребенка с ОВЗ,
родители
других детей и т.д.
Слайд 9В данное взаимодействие включаются
специалисты сопровождения:
учителя-дефектологи,
педагоги-психологи,
социальные
педагоги,
учителя-логопеды,
инструкторы ЛФК и др.
Слайд 10Инклюзивная готовность
Под инклюзивной готовностью мы понимаем специфическое психическое новообразование
личности, осуществляющего взаимодействие с другими субъектами ИОП.
Инклюзивная готовность включает
ряд взаимодополняющих компонентов: ценностно-мотивационный, когнитивный, поведенческий и аффективный.
Они отражают общие и специфические особенности личности, которые возникают в процессе образовательной деятельности в пространстве инклюзивного образования.
Слайд 14Псевдоучебный тип школьной зрелости
Дети характеризуются некоторой интеллектуальной робостью. При
самостоятельной работе они могут решать предлагаемые задачи, но если взрослый
захочет помочь ему, ребенок просто прекратит работу. От педагога ребенок ожидает конкретных указаний, он отказывается глубоко анализировать содержание и стремится лишь копировать готовые образцы.
Слайд 15Незрелый стиль школьной адаптации
Дети неспособны координировать свое поведение в соответствие
с правилами и нормами школьной жизни. Недостаточно развита волевая регуляция
поведения.
Слайд 16Уровни адаптации
Адаптация.
Будущий первоклассник положительно относится к школе, предъявляемые требования
воспринимает адекватно; учебный материал усваивает легко; глубоко и полно овладевает
программным материалом; решает усложненные задачи, прилежен, внимательно слушает указания, объяснения педагога, выполняет поручения без внешнего контроля; проявляет большой интерес к самостоятельной работе; занимает в группе благоприятное статусное положение.
Слайд 17Уровни адаптации
Возможная дезадаптация
Будущий первоклассник положительно относится к школе, переход в
школу не вызывает отрицательных переживаний, понимает учебный, материал, если педагог
излагает его подробно и наглядно, усваивает основное содержание учебных программ, самостоятельно решает типовые задачи, сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но при его контроле; бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным
Слайд 18Уровни адаптации
Дезадаптация
Будущий первоклассник отрицательно или индифферентно относится к школе;
нередки жалобы на нездоровье; доминирует подавленное настроение; наблюдаются нарушения дисциплины;
объясняемый педагогом материал усваивает фрагментарно; самостоятельная работа затруднена; при выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса; необходимы постоянный контроль, систематические напоминания и побуждения со стороны педагога и родителей; сохраняет работоспособность и внимание при удлиненных паузах для отдыха, для понимания нового и решения задач по образцу требуется значительная помощь педагога и родителей
Слайд 21Уровни адаптации
Дезадаптация
Школьник отрицательно или индифферентно относится к школе; нередки
жалобы на нездоровье; доминирует подавленное настроение; наблюдаются нарушения дисциплины; объясняемый
педагогом материал усваивает фрагментарно; самостоятельная работа затруднена; при выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса; необходимы постоянный контроль, систематические напоминания и побуждения со стороны педагога и родителей; сохраняет работоспособность и внимание при удлиненных паузах для отдыха, для понимания нового и решения задач по образцу требуется значительная помощь педагога и родителей.
Слайд 22 У 40% детей отмечен дошкольный тип школьной зрелости.
Характерным диагностическим признаком этих детей является их отношение к совершенным
ошибкам - они не замечают своих ошибок.
Дети дошкольного типа осложняют проведение урока. Мотивация у детей дошкольного типа преимущественно игровая, внутренняя позиция при общем положительном отношении к школе еще «дошкольная» (ребенок стремится сохранить дошкольный образ жизни).
Слайд 2335% детей имеют ассимиляционный тип адаптации. Дети игнорируют
новые для них школьные правила или же выполняют их только
в присутствии учителя, оказываются, как правило, дезадаптированными в отношении принятия учебной деятельности, требований школы.
Типичные в таких случаях негативные оценки учителя в присутствии одноклассников ведут, как правило, к еще большему снижению их авторитета, статуса в классе, затрудняя тем самым их социальную адаптацию.
Относительно слабая ориентация детей на авторитет учителя предохраняет их от сильного занижения самооценки.
Слайд 35Проблемы
Отсутствие координации
Недостаточность первичной помощи
Дефицит специалистов
Ограничение прав родителей в выборе
образовательной организации
Недостаточное количество специальных школ и классов
Недостаточная готовность ОО
Слайд 36Проблемы
Недостаточная преемственность
Отсутствие системы профессиональной ориентации
Отсутствие универсального дизайна ОС
Отсутствие единой системы
повышения квалификации
Слайд 37Перспективы развития
Стратегия развития образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в
Российской Федерации на период до 2030
Слайд 38Основные направления
1. Для образовательных организаций в целом и педагогических работников
в частности
2.Для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью
3. Для родителей (законных
представителей) и других членов семей обучающихся с ОВЗ и инвалидностью
Слайд 41Механизмы реализации
Правовые
Организационно-управленческие
Кадровые
Научно-методические
Финансово-экономические
Информационные
Слайд 42Опыт
Нормативно-правовое обеспечение реализации стратегии – работа в органах Законодательной
и исполнительной власти, участие в работе Комитета ГД по образованию
Слайд 43Опыт
Совершенствование и разработка нового содержания образования обучающихся с
ОВЗ и инвалидностью на разных уровнях образования
Воспитание и обучение детей
с нарушениями в развитии: Учеб. пособие / Н.А. Борисова, И.А. Букина, Г.М. Галактионова и др.; под ред. Н.А. Борисовой. Череповец: Череп. гос. ун-т, 2017. 236 с.
Слайд 44Опыт
Разработка и реализация адаптированных программ дошкольного образования для детей с
ограниченными возможностями здоровья: методические рекомендации. Ч. 1 / Под ред.
В.В. Заболтиной, Т.В. Захаровой; науч. ред. О.А. Денисова. Череповец: Череповец. гос. ун-т, 2018. 357 с.
Слайд 45Модельные комплексы базовых предметов общеобразовательных программ для детей-инвалидов и детей
с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования: методические рекомендации:
Ч. 1 и 2/ Под ред.: И.А. Букиной, О.Л. Лехановой, Т.В. Гудиной, Г.М. Галактионой, В.Н. Поникаровой, Р.А. Самофала; науч. ред. О.А. Денисова. Череповец: Череповец. гос. ун-т, 2018. 127 с.
Слайд 46Разработка моделей инклюзивного профессионального образования в рамках ТОП-50 И ТОП-60:
методические рекомендации / Под ред. Н.А. Борисовой, Л.А. Пепик; науч.
ред. О.А. Денисова. Череповец: Череповец. гос.
ун-т, 2018. 261 с.
Слайд 47Инклюзивное образование в ВУЗе: учеб. пособие / Сост. О.Л. Леханова;
под ред. О.А. Денисовой. Череповец: Череповецкий государственный университет, 2018. 259
с.
Слайд 48Формирование доступной среды
Разработка научно-практического инструментария профориентации, образования и содействия
трудоустройству инвалидов и лиц с ОВЗ для регионального портала «ПЕРСПЕКТИВА-PRO».
Слайд 50Программа
Волонтер образовательной и социальной инклюзии
Направлена на реализацию формирования, расширения
и углубления профессиональных компетенций волонтеров, взаимодействующих с лицами с инвалидностью
и ОВЗ.
Слайд 51Программа разработана в соответствии с действующей нормативно-правовой базой дополнительного профессионального
образования: Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.
N 273-ФЗ в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011–2020 годы.
Слайд 52Широкое обсуждение в профессиональной и общественной среде закона «Об образовании
в Российской Федерации» и федеральных государственных стандартов позволило качественно иначе
рассматривать роль образовательных организаций в формировании личности детей с ОВЗ и инвалидностью в ВУЗе;
по-новому сформулировать государственные требования к содержанию социализации и адаптации детей с ОВЗ и инвалидностью.
На государственном уровне определены требования к организации получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, где создание специальных условий для получения образования указанными учащимися является обязательным.
Слайд 53Реализуется в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации № 499 от 1 июля 2013 г. «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» и в соответствии с требованиями Министерства образования и науки РФ (заказчик).
Данная образовательная программа предназначена для повышения квалификации волонтеров образовательной и социальной инклюзии
Слайд 54Кадровое обеспечение реализации Стратегии
Участие в разработке профессионального стандарта «Педагог-дефектолог»
Курсы повышения
квалификации
Профессиональная переподготовка
Слайд 55Бакалавриат
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование (Дошкольная дефектология
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование (Логопедия)
Слайд 56Магистратура
44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование (Инклюзивное образование)
Слайд 57Сопровождение
понимают как деятельность, обеспечивающую создание условий для принятия субъектом развития
оптимального решения в различных ситуациях жизненного выбора
Слайд 60ФОРМЫ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ
Слайд 61Психолого-педагогический практикум
Метод и форма организации обучающихся.
Включает два этапа: просветительский и
прикладной.
Просветительский этап направлен на формирование знаний о
готовности к инклюзивному образованию.
Прикладной этап практикума представляет собой комплекс тренинговых занятий, в ходе которых формировались продуктивные паттерны копинг-поведении и его стилевые особенности, закреплялись теоретические знания.
Слайд 63 Семинар-практикум, как правило, предполагает соединение теории и практики и
содержит теоретическую и практическую часть. Теоретическая часть включает
освоение теории в виде мини-лекции, а практическая часть подразумевает освоение определенных приемов разрешения проблемных ситуаций.
Слайд 65Деловая игра предполагает моделируются взаимоотношения между участниками, посвященные процедуре
оценки и защиты каких-либо разработок.
Слайд 67Мастер-класс – это особый способ передачи методического опыта.
В процессе
его проведения идет непосредственное обсуждение предлагаемого методического продукта и поиск
творческого решения педагогической проблемы.
Центральным звеном мастер-класса является демонстрация оригинальных методов освоения определенного содержания.
Слайд 71Рабочая тетрадь
Дидактический комплекс, позволяющий выполнять функции обучения, образования, контроля.
Включает задания,
упражнения, информацию, методические рекомендации, литературу.
Слайд 72Заключение
В настоящее время достигнуто четкое понимание того, что современная
образовательная практика нацелена на инклюзивное образование как социальный проект.
Не
вызывает споров и сомнения тот факт, что обеспечение равных возможностей в получении образования для лиц с ОВЗ и инвалидов является важной составной частью реализации принципов независимой жизни, доступа к образованию и социально-трудовой адаптации.
Слайд 73Современная ситуация развития общества ставит перед региональным образованием новые задачи
и бросает новые вызовы, связанные с необходимостью обеспечения инвалидам не
просто дошкольного, школьного, среднего или высшего, а инклюзивного образования.
Решение данной проблемы связано с необходимостью анализа существующего в регионе опыта образования особых групп населения, а также с определением основных проблемных сфер реализации практики образования лиц с ОВЗ.
Слайд 74
ПОНИКАРОВА ВАЛЕНТИНА НИКОЛАЕВНА
Кандидат психологических наук, доцент
Доцент кафедры дефектологического образования
ФГБОУ
ВО
«Череповецкий государственный университет»
ponikarovavn@rambler.ru
vk
Слайд 76Телефон:
8 (8202) 518-123
CALL-центр:
8-800-550-19-35
E-mail:
rumts_szfo_chgu@mail.ru
https://www.chsu.ru/rumc-szfo-cgu