Разделы презентаций


ФБГОУ ВО ЧГУ к пс.н., доцент кафедры дефектологического

Содержание

Основные вопросы темы:ПроблемыПерспективы развитияОпыт

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ФБГОУ ВО ЧГУ
к пс.н., доцент кафедры дефектологического образования,

Поникарова
Валентина Николаевна
Инклюзивное образование детей с ОВЗ: опыт,

проблемы, перспективы развития
ФБГОУ ВО ЧГУ к пс.н., доцент кафедры дефектологического образования, Поникарова Валентина Николаевна Инклюзивное образование детей с ОВЗ:

Слайд 2Основные вопросы темы:
Проблемы
Перспективы развития
Опыт

Основные вопросы темы:ПроблемыПерспективы развитияОпыт

Слайд 3Понятие «инклюзивное образование» (от франц.inclusif – включающий в себя) вошло

в обиход в конце 90-х годов ХХ века.
В Федеральном

Законе № 273 – ФЗ от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации» (статья 2)
инклюзивное образование обозначено как обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Понятие «инклюзивное образование» (от франц.inclusif – включающий в себя) вошло в обиход в конце 90-х годов ХХ

Слайд 4Термин «инклюзивное образование» отражает новый взгляд не только на систему

образования, но и на место человека в обществе.
Инклюзия предполагает

включение детей со специальными образовательными потребностями в массовые учреждения, где считается важным снять все барьеры на пути к полному участию каждого ребенка в образовательном процессе.
Таким образом, для детей с особыми образовательными потребностями будут обеспечена социализация средствами образования.
Термин «инклюзивное образование» отражает новый взгляд не только на систему образования, но и на место человека в

Слайд 5Инклюзивное образование выступает как образовательное пространство, т.е. как система взаимодействия

участников образовательного процесса, обеспечивающая полноценное включение ребенка с ОВЗ в

процесс обучения за счет реализации образовательных и межличностных отношений между всеми субъектами и уровнями образовательного пространства.
Инклюзивное образование выступает как образовательное пространство, т.е. как система взаимодействия участников образовательного процесса, обеспечивающая полноценное включение ребенка

Слайд 6Основными характеристиками ИОП выступают:
содержательность,
организованность, структурированность,
доступность,
вариативность,
полисубъектность

Основными характеристиками ИОП выступают: содержательность, организованность, структурированность, доступность, вариативность, полисубъектность

Слайд 7Особое значение для функционирования инклюзивного образовательного пространства имеет такая характеристика

как полисубъектность.

Особое значение для функционирования инклюзивного образовательного пространства имеет такая характеристика как полисубъектность.

Слайд 8Она проявляется во множественности субъектов образовательного пространства: ребенок с ОВЗ,

класс,
другие учащиеся школы,
педагоги,
родители ребенка с ОВЗ,
родители

других детей и т.д.
Она проявляется во множественности субъектов образовательного пространства: ребенок с ОВЗ, класс, другие учащиеся школы, педагоги, родители ребенка

Слайд 9В данное взаимодействие включаются
специалисты сопровождения:
учителя-дефектологи,
педагоги-психологи,
социальные

педагоги,
учителя-логопеды,
инструкторы ЛФК и др.

В данное взаимодействие включаются специалисты  сопровождения:учителя-дефектологи, педагоги-психологи, социальные педагоги, учителя-логопеды, инструкторы ЛФК и др.

Слайд 10Инклюзивная готовность
Под инклюзивной готовностью мы понимаем специфическое психическое новообразование

личности, осуществляющего взаимодействие с другими субъектами ИОП.
Инклюзивная готовность включает

ряд взаимодополняющих компонентов: ценностно-мотивационный, когнитивный, поведенческий и аффективный.
Они отражают общие и специфические особенности личности, которые возникают в процессе образовательной деятельности в пространстве инклюзивного образования.
Инклюзивная готовность Под инклюзивной готовностью мы понимаем специфическое психическое новообразование личности, осуществляющего взаимодействие с другими субъектами ИОП.

Слайд 11Дети с ОВЗ

Дети с ОВЗ

Слайд 12Дети с ОВЗ

Дети с ОВЗ

Слайд 13Уровни адаптации детей с ОВЗ

Уровни адаптации детей с ОВЗ

Слайд 14Псевдоучебный тип школьной зрелости
Дети характеризуются некоторой интеллектуальной робостью. При

самостоятельной работе они могут решать предлагаемые задачи, но если взрослый

захочет помочь ему, ребенок просто прекратит работу. От педагога ребенок ожидает конкретных указаний, он отказывается глубоко анализировать содержание и стремится лишь копировать готовые образцы.
Псевдоучебный тип школьной зрелостиДети  характеризуются некоторой интеллектуальной робостью. При самостоятельной работе они могут решать предлагаемые задачи,

Слайд 15Незрелый стиль школьной адаптации
Дети неспособны координировать свое поведение в соответствие

с правилами и нормами школьной жизни. Недостаточно развита волевая регуляция

поведения.
Незрелый стиль школьной адаптацииДети неспособны координировать свое поведение в соответствие с правилами и нормами школьной жизни. Недостаточно

Слайд 16Уровни адаптации
Адаптация.
Будущий первоклассник положительно относится к школе, предъявляемые требования

воспринимает адекватно; учебный материал усваивает легко; глубоко и полно овладевает

программным материалом; решает усложненные задачи, прилежен, внимательно слушает указания, объяснения педагога, выполняет поручения без внешнего контроля; проявляет большой интерес к самостоятельной работе; занимает в группе благоприятное статусное положение.
Уровни адаптацииАдаптация. Будущий первоклассник положительно относится к школе, предъявляемые требования воспринимает адекватно; учебный материал усваивает легко; глубоко

Слайд 17Уровни адаптации
Возможная дезадаптация
Будущий первоклассник положительно относится к школе, переход в

школу не вызывает отрицательных переживаний, понимает учебный, материал, если педагог

излагает его подробно и наглядно, усваивает основное содержание учебных программ, самостоятельно решает типовые задачи, сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но при его контроле; бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным
Уровни адаптацииВозможная дезадаптацияБудущий первоклассник положительно относится к школе, переход в школу не вызывает отрицательных переживаний, понимает учебный,

Слайд 18Уровни адаптации
Дезадаптация
Будущий первоклассник отрицательно или индифферентно относится к школе;

нередки жалобы на нездоровье; доминирует подавленное настроение; наблюдаются нарушения дисциплины;

объясняемый педагогом материал усваивает фрагментарно; самостоятельная работа затруднена; при выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса; необходимы постоянный контроль, систематические напоминания и побуждения со стороны педагога и родителей; сохраняет работоспособность и внимание при удлиненных паузах для отдыха, для понимания нового и решения задач по образцу требуется значительная помощь педагога и родителей
Уровни адаптацииДезадаптация Будущий первоклассник отрицательно или индифферентно относится к школе; нередки жалобы на нездоровье; доминирует подавленное настроение;

Слайд 19Школьники с ОВЗ

Школьники с ОВЗ

Слайд 20Школьники с ОВЗ

Школьники с ОВЗ

Слайд 21Уровни адаптации
Дезадаптация
Школьник отрицательно или индифферентно относится к школе; нередки

жалобы на нездоровье; доминирует подавленное настроение; наблюдаются нарушения дисциплины; объясняемый

педагогом материал усваивает фрагментарно; самостоятельная работа затруднена; при выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса; необходимы постоянный контроль, систематические напоминания и побуждения со стороны педагога и родителей; сохраняет работоспособность и внимание при удлиненных паузах для отдыха, для понимания нового и решения задач по образцу требуется значительная помощь педагога и родителей.
Уровни адаптацииДезадаптация Школьник отрицательно или индифферентно относится к школе; нередки жалобы на нездоровье; доминирует подавленное настроение; наблюдаются

Слайд 22 У 40% детей отмечен дошкольный тип школьной зрелости.

Характерным диагностическим признаком этих детей является их отношение к совершенным

ошибкам - они не замечают своих ошибок.
Дети дошкольного типа осложняют проведение урока. Мотивация у детей дошкольного типа преимущественно игровая, внутренняя позиция при общем положительном отношении к школе еще «дошкольная» (ребенок стремится сохранить дошкольный образ жизни).
У 40% детей отмечен дошкольный тип школьной зрелости.  Характерным диагностическим признаком этих детей является их

Слайд 2335% детей имеют ассимиляционный тип адаптации. Дети игнорируют

новые для них школьные правила или же выполняют их только

в присутствии учителя, оказываются, как правило, дезадаптированными в отношении принятия учебной деятельности, требований школы.
Типичные в таких случаях негативные оценки учителя в присутствии одноклассников ведут, как правило, к еще большему снижению их авторитета, статуса в классе, затрудняя тем самым их социальную адаптацию.
Относительно слабая ориентация детей на авторитет учителя предохраняет их от сильного занижения самооценки.
35% детей имеют ассимиляционный тип адаптации. Дети   игнорируют новые для них школьные правила или же

Слайд 24Родители

Родители

Слайд 25Родители

Родители

Слайд 26Родители

Родители

Слайд 27Родители

Родители

Слайд 28Педагоги

Педагоги

Слайд 29Педагоги

Педагоги

Слайд 30Педагоги

Педагоги

Слайд 31Педагоги

Педагоги

Слайд 32Педагоги

Педагоги

Слайд 33Педагоги

Педагоги

Слайд 34Педагоги

Педагоги

Слайд 35Проблемы
Отсутствие координации
Недостаточность первичной помощи
Дефицит специалистов
Ограничение прав родителей в выборе

образовательной организации
Недостаточное количество специальных школ и классов
Недостаточная готовность ОО

Проблемы Отсутствие координацииНедостаточность первичной помощиДефицит специалистовОграничение прав родителей в выборе образовательной организацииНедостаточное количество специальных школ и классовНедостаточная

Слайд 36Проблемы
Недостаточная преемственность
Отсутствие системы профессиональной ориентации
Отсутствие универсального дизайна ОС
Отсутствие единой системы

повышения квалификации

ПроблемыНедостаточная преемственностьОтсутствие системы профессиональной ориентацииОтсутствие универсального дизайна ОСОтсутствие единой системы повышения квалификации

Слайд 37Перспективы развития
Стратегия развития образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в

Российской Федерации на период до 2030

Перспективы развитияСтратегия развития образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в Российской Федерации на период до 2030

Слайд 38Основные направления
1. Для образовательных организаций в целом и педагогических работников

в частности
2.Для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью
3. Для родителей (законных

представителей) и других членов семей обучающихся с ОВЗ и инвалидностью
Основные направления1. Для образовательных организаций в целом и педагогических работников в частности2.Для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью3.

Слайд 39Этапы реализации

Этапы реализации

Слайд 40Этапы реализации

Этапы реализации

Слайд 41Механизмы реализации
Правовые
Организационно-управленческие
Кадровые
Научно-методические
Финансово-экономические
Информационные

Механизмы реализацииПравовыеОрганизационно-управленческиеКадровыеНаучно-методическиеФинансово-экономическиеИнформационные

Слайд 42Опыт
Нормативно-правовое обеспечение реализации стратегии – работа в органах Законодательной

и исполнительной власти, участие в работе Комитета ГД по образованию

Опыт Нормативно-правовое обеспечение реализации стратегии – работа в органах Законодательной и исполнительной власти, участие в работе Комитета

Слайд 43Опыт
Совершенствование и разработка нового содержания образования обучающихся с

ОВЗ и инвалидностью на разных уровнях образования
Воспитание и обучение детей

с нарушениями в развитии: Учеб. пособие / Н.А. Борисова, И.А. Букина, Г.М. Галактионова и др.; под ред. Н.А. Борисовой. Череповец: Череп. гос. ун-т, 2017. 236 с.

Опыт  Совершенствование и разработка нового содержания образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью на разных уровнях образованияВоспитание

Слайд 44Опыт
Разработка и реализация адаптированных программ дошкольного образования для детей с

ограниченными возможностями здоровья: методические рекомендации. Ч. 1 / Под ред.

В.В. Заболтиной, Т.В. Захаровой; науч. ред. О.А. Денисова. Череповец: Череповец. гос. ун-т, 2018. 357 с.
ОпытРазработка и реализация адаптированных программ дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья: методические рекомендации. Ч. 1

Слайд 45Модельные комплексы базовых предметов общеобразовательных программ для детей-инвалидов и детей

с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования: методические рекомендации:

Ч. 1 и 2/ Под ред.: И.А. Букиной, О.Л. Лехановой, Т.В. Гудиной, Г.М. Галактионой, В.Н. Поникаровой, Р.А. Самофала; науч. ред. О.А. Денисова. Череповец: Череповец. гос. ун-т, 2018. 127 с.
Модельные комплексы базовых предметов общеобразовательных программ для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного

Слайд 46Разработка моделей инклюзивного профессионального образования в рамках ТОП-50 И ТОП-60:

методические рекомендации / Под ред. Н.А. Борисовой, Л.А. Пепик; науч.

ред. О.А. Денисова. Череповец: Череповец. гос. ун-т, 2018. 261 с.
Разработка моделей инклюзивного профессионального образования в рамках ТОП-50 И ТОП-60: методические рекомендации / Под ред. Н.А. Борисовой,

Слайд 47Инклюзивное образование в ВУЗе: учеб. пособие / Сост. О.Л. Леханова;

под ред. О.А. Денисовой. Череповец: Череповецкий государственный университет, 2018. 259

с.
Инклюзивное образование в ВУЗе: учеб. пособие / Сост. О.Л. Леханова; под ред. О.А. Денисовой. Череповец: Череповецкий государственный

Слайд 48Формирование доступной среды
Разработка научно-практического инструментария профориентации, образования и содействия

трудоустройству инвалидов и лиц с ОВЗ для регионального портала «ПЕРСПЕКТИВА-PRO».

Формирование доступной среды Разработка научно-практического инструментария профориентации, образования и содействия трудоустройству инвалидов и лиц с ОВЗ для

Слайд 49«ПЕРСПЕКТИВА-PRO».

«ПЕРСПЕКТИВА-PRO».

Слайд 50Программа
Волонтер образовательной и социальной инклюзии
Направлена на реализацию формирования, расширения

и углубления профессиональных компетенций волонтеров, взаимодействующих с лицами с инвалидностью

и ОВЗ.
Программа Волонтер образовательной и социальной инклюзииНаправлена на реализацию формирования, расширения и углубления профессиональных компетенций волонтеров, взаимодействующих с

Слайд 51Программа разработана в соответствии с действующей нормативно-правовой базой дополнительного профессионального

образования: Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.

N 273-ФЗ в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011–2020 годы.

Программа разработана в соответствии с действующей нормативно-правовой базой дополнительного профессионального образования: Федеральный закон Российской Федерации от 29

Слайд 52Широкое обсуждение в профессиональной и общественной среде закона «Об образовании

в Российской Федерации» и федеральных государственных стандартов позволило качественно иначе

рассматривать роль образовательных организаций в формировании личности детей с ОВЗ и инвалидностью в ВУЗе;
по-новому сформулировать государственные требования к содержанию социализации и адаптации детей с ОВЗ и инвалидностью.
На государственном уровне определены требования к организации получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, где создание специальных условий для получения образования указанными учащимися является обязательным.
Широкое обсуждение в профессиональной и общественной среде закона «Об образовании в Российской Федерации» и федеральных государственных стандартов

Слайд 53Реализуется в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской

Федерации № 499 от 1 июля 2013 г. «Об утверждении

Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» и в соответствии с требованиями Министерства образования и науки РФ (заказчик).
Данная образовательная программа предназначена для повышения квалификации волонтеров образовательной и социальной инклюзии

Реализуется в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 499 от 1 июля 2013

Слайд 54Кадровое обеспечение реализации Стратегии
Участие в разработке профессионального стандарта «Педагог-дефектолог»
Курсы повышения

квалификации
Профессиональная переподготовка

Кадровое обеспечение реализации СтратегииУчастие в разработке профессионального стандарта «Педагог-дефектолог»Курсы повышения квалификации Профессиональная переподготовка

Слайд 55Бакалавриат
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование (Дошкольная дефектология
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование (Логопедия)






Бакалавриат44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование (Дошкольная дефектология44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование (Логопедия)

Слайд 56Магистратура
44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование (Инклюзивное образование)

Магистратура 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование (Инклюзивное образование)

Слайд 57Сопровождение
понимают как деятельность, обеспечивающую создание условий для принятия субъектом развития

оптимального решения в различных ситуациях жизненного выбора

Сопровождениепонимают как деятельность, обеспечивающую создание условий для принятия субъектом развития оптимального решения в различных ситуациях жизненного выбора

Слайд 58Сопровождение

Сопровождение

Слайд 59Сопровождение

Сопровождение

Слайд 60ФОРМЫ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ

ФОРМЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ

Слайд 61Психолого-педагогический практикум
Метод и форма организации обучающихся.
Включает два этапа: просветительский и

прикладной.
Просветительский этап направлен на формирование знаний о

готовности к инклюзивному образованию.
Прикладной этап практикума представляет собой комплекс тренинговых занятий, в ходе которых формировались продуктивные паттерны копинг-поведении и его стилевые особенности, закреплялись теоретические знания.
Психолого-педагогический практикумМетод и форма организации обучающихся.Включает два этапа: просветительский и прикладной.  Просветительский этап  направлен на

Слайд 62СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ

Слайд 63 Семинар-практикум, как правило, предполагает соединение теории и практики и

содержит теоретическую и практическую часть. Теоретическая часть включает

освоение теории в виде мини-лекции, а практическая часть подразумевает освоение определенных приемов разрешения проблемных ситуаций.
Семинар-практикум, как правило, предполагает соединение теории и практики и содержит   теоретическую и практическую часть.

Слайд 64ДЕЛОВАЯ ИГРА

ДЕЛОВАЯ ИГРА

Слайд 65Деловая игра предполагает моделируются взаимоотношения между участниками, посвященные процедуре

оценки и защиты каких-либо разработок.

Деловая игра  предполагает моделируются взаимоотношения между участниками, посвященные процедуре оценки и защиты каких-либо разработок.

Слайд 66МАСТЕР-КЛАСС

МАСТЕР-КЛАСС

Слайд 67Мастер-класс – это особый способ передачи методического опыта.
В процессе

его проведения идет непосредственное обсуждение предлагаемого методического продукта и поиск

творческого решения педагогической проблемы.
Центральным звеном мастер-класса является демонстрация оригинальных методов освоения определенного содержания.
Мастер-класс – это особый способ передачи методического опыта. В процессе его проведения идет непосредственное обсуждение предлагаемого методического

Слайд 68Элективный курс

Элективный курс

Слайд 69Методическое обеспечение курса

Методическое  обеспечение курса

Слайд 70 Рабочая тетрадь

Рабочая тетрадь

Слайд 71Рабочая тетрадь
Дидактический комплекс, позволяющий выполнять функции обучения, образования, контроля.
Включает задания,

упражнения, информацию, методические рекомендации, литературу.

Рабочая тетрадьДидактический комплекс, позволяющий выполнять функции обучения, образования, контроля.Включает задания, упражнения, информацию, методические рекомендации, литературу.

Слайд 72Заключение
В настоящее время достигнуто четкое понимание того, что современная

образовательная практика нацелена на инклюзивное образование как социальный проект.
Не

вызывает споров и сомнения тот факт, что обеспечение равных возможностей в получении образования для лиц с ОВЗ и инвалидов является важной составной частью реализации принципов независимой жизни, доступа к образованию и социально-трудовой адаптации.
Заключение В настоящее время достигнуто четкое понимание того, что современная образовательная практика нацелена на инклюзивное образование как

Слайд 73Современная ситуация развития общества ставит перед региональным образованием новые задачи

и бросает новые вызовы, связанные с необходимостью обеспечения инвалидам не

просто дошкольного, школьного, среднего или высшего, а инклюзивного образования.
Решение данной проблемы связано с необходимостью анализа существующего в регионе опыта образования особых групп населения, а также с определением основных проблемных сфер реализации практики образования лиц с ОВЗ.
Современная ситуация развития общества ставит перед региональным образованием новые задачи и бросает новые вызовы, связанные с необходимостью

Слайд 74
ПОНИКАРОВА ВАЛЕНТИНА НИКОЛАЕВНА
Кандидат психологических наук, доцент
Доцент кафедры дефектологического образования
ФГБОУ

ВО
«Череповецкий государственный университет»
ponikarovavn@rambler.ru
vk


ПОНИКАРОВА ВАЛЕНТИНА НИКОЛАЕВНА Кандидат психологических наук, доцентДоцент кафедры дефектологического образованияФГБОУ ВО «Череповецкий государственный университет»ponikarovavn@rambler.ruvk

Слайд 75Благодарю за терпение!

Благодарю за терпение!

Слайд 76Телефон:
8 (8202) 518-123  CALL-центр:
8-800-550-19-35  E-mail:
rumts_szfo_chgu@mail.ru 


https://www.chsu.ru/rumc-szfo-cgu

Телефон: 8 (8202) 518-123  CALL-центр: 8-800-550-19-35  E-mail: rumts_szfo_chgu@mail.ru https://www.chsu.ru/rumc-szfo-cgu

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика