Слайд 1Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Ульяновский государственный университет»
Факультет
гуманитарных наук и социальных технологий
Кафедра философии, социологии и политологии
Конфуций
Выполнила:
студентка
группы С-О-15/1
Щербакова Л.О.
Ульяновск
2016
Слайд 2
Конфуций (551-479 гг. до н. э.) - великий древний
китайский мыслитель и философ.
Слайд 3Конфуций
Настоящее имя - Кун Цю, но в литературе
часто именуется Кун-цзы, что переводится как «мудрый учитель Кун»,
в
европейской транскрипции имя звучит как Конфуций. Он родился в нынешних окрестностях Янь-чжоу (провинция Шань-дун), в семье бывших аристократов, которые обанкротились. Очень рано осиротел и жил довольно скромно.
Слайд 4 Его жизнеописание покрыто множеством легенд и мифов. Известно,
что сначала он был низшим чиновником в государстве Лу, позже
в течение ряда лет странствовал
по государствам Восточного Китая.
Конец жизни посвятил ученикам, их обучению и упорядочению некоторых классических книг.
Слайд 5
Конфуций родился и жил в эпоху
больших социальных и политических потрясений, когда Китай находился в состоянии
тяжёлого внутреннего кризиса: власть правителя ослабла, разрушались патриархально-родовые нормы, в междоусобицах гибла родовая аристократия.
Политические и этические воззрения Конфуция изложены в книге «Лунь юй» («Беседы и высказывания»), составленной его учениками.
Слайд 6 Опираясь на традиционные воззрения, Конфуций развивал патриархально-патерналистскую
концепцию государства.
Государство трактуется им как большая семья.
Власть императора (“сына неба”) уподобляется власти отца, а отношения правящих и подданных- семейным отношениям, где младшие зависят от старших.
Слайд 7 Социально-политическую структуру Конфуций строит на принципе неравенства людей:
“темные люди”, “простолюдины“, “низкие”, “младшие” должны подчиняться “благородным мужам“, “лучшим”,
“высшим”, “старшим”. Тем самым мыслитель выступал за аристократическую концепцию правления, поскольку простой народ полностью отстранялся от участия в управлении государством.
Слайд 8
Конфуций призывал правителей, чиновников и подданных
строить свои взаимоотношения на началах добродетели.
Добродетель
- это обширный комплекс этико-правовых норм и принципов, в который входят правила ритуала («ли»), человеколюбия («жэнь»), заботы о людях («шу»), почтительного отношения к родителям («сяо»), преданности правителю («чжун»), долга («и») и т. д.
Конфуций рассматривал ритуал как мерило в управлении государством и самосовершенствовании. Ритуал – это не заученные правила поведения человека, а осмысленные им поступки, жесты и слова.
Регулирование политических отношений посредством норм добродетели в учении Конфуция резко противопоставляется управлению на основе законов.
Вместе с тем он не отвергал полностью значения законодательства, хотя, судя по всему, последнему он уделял лишь вспомогательную роль.
Слайд 9 Политическая этика Конфуция в целом направлена на достижение
внутреннего мира между верхами и низами общества и стабилизации правления.
Он обращает внимание и на необходимость преодоления процессов поляризации богатства и бедности среди населения.
Слайд 10
Конфуций также обращал внимание на важность использования
принципа “исправления имен”: приведения обозначения различных статусных групп общества в
соответствии с их реальностью, чтобы «государь был государем, сановник - сановником, отец - отцом, сын - сыном, простолюдин - простолюдином, подданный - подданным».
Учение Конфуция, опиралось на мудрость древних китайских обычаев. Он интерпретировал нормы древности творчески, весьма продуманно, с учетом реальности, в которой он жил. Конфуций отстаивал старые обычаи и традиции, яростно выступая против каких-либо изменений в управлении страной.
Слайд 11
Идеи Конфуция при его жизни не были
востребованы, но спустя несколько лет после смерти авторитет его становится
непререкаемым. Начиная со II в до н.э. конфуцианство становится официальной идеологией Китая. На протяжении многих эпох конфуцианское этико-политическое учение проходило циклы упадка и процветания. За многие века учение видоизменилось. Однако некоторые вопросы идеального государства и личности, освещаемые в учении, актуальны и сегодня не только для Китая, но и для всего мира.
Слайд 12
Основа человеколюбия и социального порядка в целом
по Конфуцию – это почтительность к родителям и уважение к
старшим, а человеколюбие – основа в искусстве управления государством, но далеко не все люди обладают этим свойством.
Слайд 13
Сегодня на планете непрерывно обостряются различные конфликты и кризисы
(финансовые, экологические, сырьевые и другие). А по конфуцианскому учению
«Человечество - одна большая семья, в которой должна царить гармония». Решить конфликты и кризисы отдельные государства не в состоянии, если откажутся от объединения совместных усилий.
Путь воздействия конфуцианского учения на современный мир, возможно, является одним из самых верных путей выхода из сложившейся ситуации для социума.
«Человечество - одна большая семья, в которой должна царить гармония».
Слайд 14
Конфуций умер в 479 год до н.
э., предположительно 21 ноября (около 73 лет).
В
Китае возведены храмы, посвящённые Конфуцию. Наиболее известными среди них являются в Цюйфу, в Шанхае, Пекине, Тайчжуне.
Храм Конфуция в Цюйфу
Статуя Конфуция
перед Храмом в Пекине