Слайд 1
Лекция 12
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА
Доцент
ДЖАНО ДЖОМАА
Слайд 2Необходимость совершенствования СМК
Ведущие международные специалисты в области качества (Э.Деминг) утверждают,
что на 95% состояние качества продукции зависит от системы менеджмента
производством.
От сюда напрашивается вывод, что в первую очередь необходимо усовершенствовать Систему Менеджмента Качеством.
Слайд 3Проблемы совершенствования СМК
К сожалению, в ходе усовершенствования СМК основное внимание,
как правило, уделяется персоналу и методам, а такой значимый элемент,
как оснащение производства, часто остается за скобками
Слайд 4Факторы качества продукции
В соответствии с TQM качество продукции определяется состоянием
четырех элементов производства:
Материал
Оборудование
Оператор
метод.
Слайд 5Направления совершенствования СМК
Совершенствование СМК может быть путем внедрения в организациях
принципов TQM.
В рамках внедрения TQM осуществляется реализации различные современные инструменты
и методологии улучшения качества.
Слайд 6Комплексные инструменты и методологии улучшения качества
- коллективная работа в командах;
-
Внедрение принципов системы ТРМ (Всеобщий уход за оборудованием) при осуществления
процессов обслуживания оборудования.
- анализ видов и последствий режимов отказа (FMEA-методология);
- развертывание функции качества (QFD-методология);
- методология реинжиниринга;
- концепция БП;
- методология “Шесть сигм”;
- методология бенчмаркинга;
- методология (методы, подходы) Гэнити Тагути;
- методология самооценки.
- применение информационных технологий.
- Автоматизация процессов СМК
Слайд 7Коллективная работа в командах
Деятельность в системе менеджмента качества, основана на
эффективной коллективной работе в командах.
Работа в командах является двигателем
(локомотивом) системы менеджмента качества.
Слайд 8Кружок качества
Кружок качества - это группа работников (например, члены одной
бригады), которые выполняют одну и ту же работу и собираются
для обсуждения проблем качества:
- добровольно;
- регулярно, например раз в неделю;
- в обычное рабочее время;
- под руководством своего менеджера, например бригадира;
- для идентификации, анализа и решения проблем, относящихся к их работе;
- для выработки рекомендаций высшему руководству и менеджерам организации по вопросам улучшения качества.
Слайд 9Совершенствование СМК в части процессов обслуживания оборудования
Совершенствование СМК в части
процессов обслуживания оборудования наиболее рационально проводить, внедряя принципы системы ТРМ
(Всеобщий уход за оборудованием).
Для разработки такой методики необходимо:
выявить те процессы системы менеджмента качества, которые имеют отношение к ТО оборудования;
определить набор инструментов и методов для анализа структуры потерь в СМК;
анализируя выделенные процессы, найти их системные недостатки для формирования структуры потерь при использовании оборудования;
разработать методику, направленную на совершенствование производства, снижение потерь при использовании оборудования и обеспечение качества продукции, выполнение работ, оказание услуг в сфере обслуживания оборудования с использованием современных методов менеджмента и принципов ТРМ.
Слайд 10Анализ форм и последствий отказов
Анализ форм и последствий отказов (FMEA-методология),
известный также под названием “Анализ рисков”, используется в качестве одной
из превентивных мер для системного обнаружения причин, вероятных последствий.
FMEA-методология обычно применяется в работе межфункциональных команд для анализа форм и последствий отказов продукции и процессов, однако имеются примеры успешного применения этой методологии и в кружках качества.
Слайд 11Механизм применения метода - FMEA
Метод FMEA предполагает следующие действия:
Анализ
проблемы: знакомство членов рабочей группы с изделием либо с его
описанием или чертежом.
Проведение мозгового штурма с целью выявления возможных отказов в работе изделия.
Составление списка возможных последствий каждого отказа.
Присвоение каждому последствий рейтинга от 0 до 10 баллов.
Оценка рейтинга вероятности возникновения для каждого последствия.
Присвоение каждому отказу и его последствием рейтинга обнаружения.
Определение показателя риска для каждого последствия.
Выбор тех отказов, над которыми предстоит работать в первую очередь.
Принятие мер для устранения отказов с высоким показателем риска.
Расчет нового значения показателя риска после реализации разработанных мер.
Обоснование выводов об эффективности предпринятых мер и необходимости исследования других видов отказов.
Слайд 12Развертывание функции качества
Развертывание функции качества (QFD) - это методология систематического
и структурированного преобразования пожеланий потребителей в технические характеристики относительно качество
продукции, услуги и (или) процесса.
Слайд 13Реинжиниринг
Реинжиниринг – это фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование деловых процессов
для достижения резких, скачкообразных улучшений современных показателей деятельности компаний, таких
как стоимость, качество, сервис и темпы.
Слайд 14Различают кризисный реинжиниринг и реинжиниринг развития.
Кризисный реинжиниринг вызывается резким падением
объема продажи продукта в связи со снижением спроса на него
или падением имиджа продавца инновации. Одной из причин такого кризиса можно считать неэффективность бизнес-процесса.
Реинжиниринг развития вызывается снижением объема продажи продукта (операции) в связи с тем, что действующая структура организации и управления хозяйственным процессом продавца по своему уровню развития уже достигла того определенного предела, выше которого продажа производимого товара невозможна .
Слайд 15Реинжиниринг развития предполагает переход от бизнес-процесса к бизнес-процесс-реинжинирингу, который целесообразно
организовывать на следующих принципах:
1. ориентация на весь процесс;
2. нацеленность на качественный скачок;
3. ликвидация
закомплексованности в бизнесе;
4. использование эффективных технологий в бизнесе.
Слайд 16Бережливое производство
Бережливое производство — это концепция управления организации, основанная на постоянном
стремлении к устранению всех видов ЯВНЫХ потерь
Явные потери – это
действия, которые потребляют ресурсы и увеличивают затраты, но не добавляют ценности продукту.
Бережливое производство невозможно без бережливой культуры. Главное в Lean культуре — человеческий фактор, коллективная работа.
Слайд 17Концепция “Шесть сигм”
Концепция 6 сигм была разработана в 1980-х годах
компанией Motorola с целью снижения отклонений в процессах производства электронных
компонентов.
Термин 6 сигм означает стандартное отклонение случайной величины от среднего значения.
Слайд 18Принцип применения концепции 6 сигм
Предварительно необходимо установить верхнюю и нижнюю
границы поля допуска параметра качества. Чем больше будет поле допуска,
тем больше будет доля годной продукции этого процесса. Чем больше будет значение сигма, тем меньше доля годной продукции.
Чтобы повысить долю годной продукции, необходимо для заданного поля допуска стремиться уменьшить значение сигмы, тем самым, увеличив их количество, укладываемых в поле допуска.
Чтобы добиться снижения сигмы необходимо применить различные методы и инструменты управления процессами.
Слайд 19В варианте, где от среднего значения до ближайшей границы поля
допуска уместилось шесть значений сигм, количество дефектных изделий процесса может
составлять 3,4 на один миллион.
В варианте, где уместилось три значения сигм, возможное количество дефектных изделий процесса - 66807 на один миллион.
Слайд 20Бенчмаркетинг
Бенчмаркетинг (англ. bench – место, marking – отметить) представляет собой
способ изучения деятельности хозяйствующих субъектов, прежде всего конкурентов, с целью
использования их положительного опыта в своих бизнес-процессах.
Слайд 21Бенчмаркетинг бывает двух типов: общий и функциональный.
Общий бенчмаркетинг представляет собой
сравнение показателей производства и продажи своих продуктов с показателями бизнеса
достаточно большего числа продавцов аналогичного продукта.
Функциональный бенчмаркетинг означает сравнение параметров выполнения своих отдельных функций (например, операций, процессов, приемов работ и т.д.) с аналогичными параметрами наиболее успешных предприятий (продавцов), работающих в сходных условиях.
Слайд 22Применение информационных технологий.
Применение информационных технологий в организациях,
позволяет повысить экономическую
эффективность производства,
способствует его рационализации,
предоставляет возможность оперативно получать производственно-экономические данные для
успешного планирования и управления производственными процессами.
Слайд 23Автоматизация процессов СМК предприятия дает возможность
детально контролировать процесс взаимодействия организации
с заказчиком от получения письма-заказа на выполнение работ до момента полной передачи проектной документации
и завершения работ по договору;
обеспечить плановое взаимодействие всех структурных подразделений организации (с контролем сроков исполнения) при выполнении предпроектных и проектных работ;
обеспечить контроль своевременности выпуска и комплектности всей выпускаемой рабочей и проектной документации, контроль потребности, сроков и состава переписки с заказчиком для получения исходных данных по проектным заданиям;
организовать эффективное перераспределение работ между исполнителями при необходимости их замены (болезнь, производственная необходимость и т.п.);
организовать работы исполнителей, предоставить перечень исполняемых работ, напоминать о текущих и просроченных работах, контролировать исполнение.