Слайд 1Федеральный фонд ОМС
К.э.н, доцент Стоноженко И.В.
Слайд 2Национальные расходы на здравоохранение (в% ВВП):
-государственные бюджеты всех уровней;
- фонды
медицинского страхования;
- внешние заимствования;
-гранты и пожертвования от международных и неправительственных
организаций.
Рейтинг ВОЗ (2013год) — 190 стран:
1 место: Тувалу -20%
2 место: США — 17%
4 место: Нидерланды — 13%
8 место: Франция — 12%
11 место: Германия — 11%
91 место: Россия — 7%
Слайд 3Финансовые ресурсы здравоохранения в РФ:
установленные законодательством (2012 год — 79%):
-
средства бюджетов всех уровней:
- средства ОМС (взносы хоз. субъектов за
работающее население; взносы органов госуд. управления субъектов РФ за неработ. население)
поступающие на добровольной основе:
-оплата услуг учреждений здр-я (ДМС (добр. взносы физ. и юр. лиц), личные средства граждан, средства хоз. Субъектов);
- безвозмездные взносы и пожертвования;
- кредиты;
- ведомственная медицина.
Слайд 4Страховая модель системы здравоохранения в РФ:
ФЗ №326-ФЗ от 29.11.2010 «Об
обязательном медицинском страховании в РФ»
ОМС — это вид обязательного социального
страхования, представляющий собой системы правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств ОМС в установленных законодательством пределах.
Слайд 5Особенности системы ОМС в РФ:
- структура управления;
- не производятся никакие
денежные выплаты населению;
-ограниченная компенсация только медицинских расходов;
- индивидуальный принцип страхования;
-
уплата страховых взносов осуществляется работодателями и государством. Работники не участвуют в финансировании системы.
- всеобщность ОМС.
- договорные отношения.
Слайд 6Субъекты ОМС:
застрахованные лица;
Страхователи;
Федеральный фонд ОМС (ФФ ОМС)
Участники системы ОМС:
Территориальный
фонд ОМС (ТФ ОМС);
Страховые медицинские организации (СМО)
Медицинские организации
Слайд 7Федеральный фонд ОМС (страховщик в рамках реализации базовой программы ОМС)
— некоммерческая организация, призванная реализовывать государственную политику в сфере ОМС
(аккумулирует и распределяет средства ОМС).
Правовая основа деятельности ФФ ОМС:
- Конституция РФ; БК РФ; ФЗ «Об ОМС в РФ», ФЗ о бюджете фонда, нормативные акты Правительства РФ,
Устав ФФ ОМС (самостоятельное государственное некоммерческое финансово-кредитное учреждение, учредитель - РФ).
Закон об организации страхового дела - вопрос
Слайд 8Доходы ФФ ОМС (2015): 1,63 трлн. Руб. ( 23 млрд.
руб. - трансферты из ФБ);
Расходы (2015): 1,68 трлн. Руб. (трансферты
ФБ — 140 млрд. руб.; ФСС — 19,0 млрд. руб.)
Дефицит — 43 млрд. руб.
Субвенции бюджетам ТФ ОМС;
Дотация на сбалансированность
(ФФ ОМС - >ФБ);
НСЗ: увеличение субвенций бюджетам ТФ ОМС, доп. финансовое обеспечение оказание специализир. мед. Помощи, предоставление межбюджетных трансфертов ФБ на оказание ВМП не вкл. в БП ОМС, субсидии субъектам РФ на софинансирование ВМП, не вкл. в БП ОМС)
Слайд 9Администраторы доходов ФФ ОМС:
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (штрафы)
ФАС (штрафы)
ФНС (налоги
за период до 1.01.11)
ПФР (страховые взносы за работающее население)
ФФОМС (доходы
от размещения временно свободных средств; доходы от использования имущества; межбюджетные трансферты на компенсацию выпадающих доходов и др.)
Слайд 10ТФ ОМС — некоммерческие организации, выполняющие отдельные полномочия страховщика (реализация
ТП ОМС в пределах базовой программы ОМС,а также в части
дополнительных объемов страхового обеспечения по страховым случая, установленным БП ОМС, и в части дополнительных оснований, установленных дополнительно к БП ОМС)
Не являются структурными подразделениями ФФ ОМС)
Финансирует СМО исходя из количества и половозрастной структуры застрахованного контингента и подушевого норматива финансирования.
Слайд 11Страховая медицинская организация — имеющая лицензию страховая организация, осуществляющая отдельные
полномочия страховщика на территории субъекта РФ, и включенная в реестр
компаний, работающих в системе ОМС.
Осуществляют только ОМС и ДМС, ведут раздельный учет
СМО получают из ТФ ОМС целевые средства!
Договор о финансовом обеспечении ОМС (С ТФ ОМС)
Договор на оказание и оплату медицинской помощи (С медицинскими организациями)
Слайд 12Способы оплаты медицинской помощи:
Медицинская помощь, оказанная в амбулаторных условиях: подушевой
норматив финансирования в сочетании с оплатой за единицу объема; за
единицу объема медицинской помощи; подушевой норматив с учетом показателей результативности)
В стационаре или в условиях дневного стационара: за законченный случай лечения
Скорая медицинская помощь: - подушевой норматив финансирования.
Слайд 13Виды :
1. первичная медико-санитарная помощь (доврачебная , врачебная, специализированная).
Оказывается в амбулаторных условиях и в дневных стационарах.
2. специализированная ,
в том числе высокотехнологичная медицинская помощь (стационарные условия, дневные стационары)
3. скорая, в т.ч. скорая специализированная медицинская помощь.
4. паллиативная медицинская помощь (амбулатории и стационары)
Слайд 14Базовая программа ОМС:
Первичная медико-социальная помощь;
Скорая (за искл. Санит.-авиац. Эвакуации)
Специализированная МП(
в т.ч. ВМП)
при определенном перечне заболеваний (за исключением ЗППП, ВИЧ,
СПИД, психические расстройства и расстройства поведения)
Диспансеризация и проф. Осмотры отдельных категорий граждан, медицинская реабилитация, применение вспомогат. репродуктивных технологий.
Слайд 15Бюджетные ассигнования из ФБ:
-скорая (специализированная) МП, первичная МСП, специализированная МП
в учреждениях федерального подчинения.( в части, не входящей в БП
ОМС, а также в части расходов, не включенных в структуру тарифа по ОМС)
- медицинская эвакуация;
- лечение граждан за пределами РФ;
-санаторно-курортное лечение;
- закупка лекарств дляонкобольных и др.
- ВМП, не включенная в БП ОМС и др.
Слайд 16Субъекты РФ:
-скорая (специализированная) МП, в части, не включенной в ТП
ОМС;
- первичная МС и специализированная МП при заболевания, не включенных
в БП ОМС;
- паллиативная МП;
- ВМП, оказанная в мед. Учреждениях, подчиненных субъектам РФ;
-дополнительные объемы ВПМ;
- лекарственное обеспечение определенных категорий граждан и др.
Слайд 17Нормативы объемов МП:
Скорая — БП ОМС, 0,318 вызова на 1
застрахованного;
Амбулаторная помощь:
Профилактика — 2,9 посещений на 1 жителя
В связи с
заболеваниями — 2,15
Неотложная форма- 0,5
Дневные стационары — 0, 675 пациенто-день на 1 жителя
Специализированная МП в стационаре — 0,193 случая госпитализации на 1 жителя.
Паллиативная МП — 0,092 койко-дня на 1 жителя
ВМП — 0,0041 случая госпитализации
Слайд 18Нормативы финансовых затрат на единицу объема МП:
1 вызов скорой медицинской
помощи — 1710,1
1 посещение с профилактической целью (бюджет 371,7,
ОМС — 351)
1 обращение (заболевание) бюджет — 1078, ОМС — 983,4
1 случай госпитализации в стационарах (бюджет 63743,8, ОМС — 22233,1) и др.
Средний подушевой норматив финансирования: бюджет — 3338,4, ОМС — 8260,7)
Слайд 19Государство — гарант социальной защиты интересов граждан РФ в охране
здоровья.
Основной механизм планирования и распределения государственных финансовых средств на медицинское
обслуживание — Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Слайд 20Основная задача: доступность и качество медицинской помощи.
1. Здоровье-сберегающие технологии
2. Пересмотр
инфраструктуры здравоохранения. Трехуровневая система оказания медицинской помощи.
1 уровень — первичная
МСП, специализированная и скорая МП (центральные районные больницы, городские больницы, городские поликлиники, станции скорой МП)
2 уровень — специализированная МП (за искл. ВМП) — диспансеры, многопрофильные центры, межрайонные отделения
3 уровень — специализированная, в т.ч. высокотехнологичная МП ( уровень федеральных мед. организаций)
Слайд 213. Совершенствование программы государственных гарантий в сфере здравоохранения
4 Развитие
системы ОМС (единый подушевой норматив, единые способы оплаты медицинской помощи;
единая тарифная политика, совершенствование контроля использования средств ОМС, введение института «Финансово-экономических менеджеров здравоохранения»; аккредитация экспертов по качеству медицинской помощи; повышение мотивации пациентов к рациональному пользованию медицинскими услугами.
Слайд 22- развитие страховых принципов модели ОМС
5. Развитие добровольного, дополнительного к
ОМС медицинского страхования (ОМС+)
6. Развитие ГЧП
7. Создание вертикально-интегрированных профессиональных медицинских
систем
8. введение обязательной аккредитации медицинских работников на основе профессиональных стандартов.
9. Усиление системы контроля и надзора в сфере здравоохранения
10. единая государственная электронная информационная система
Слайд 2311. Инновационное развитие здравоохранения (федеральные научно-практические медицинские центры)
12. Развитие общественного
контроля
Развитие международных отношений