Слайд 1Оценка заданий ОГЭ с развёрнутым ответом
(№№29-32)
Скворцов Павел Михайлович
Слайд 2Структура варианта КИМ
Напомним, что вариант КИМ ОГЭ по биологии включает
в себя 32 задания
22 задания (№№1-22) с кратким ответом в
виде цифры
6 заданий (№№23-28) с кратким ответом в виде последовательности цифр
4 задания (№№ 29-32) с развёрнутым ответом, проверка которых осуществляется экспертами по специальным критериям.
Слайд 3Выполнение заданий №№29-32
Задания с развёрнутым ответом в варианте КИМ представлены
4 заданиями:
Работа с текстом (ответы на три вопроса, связанные с
содержанием текста)
Работа с таблицей (ответы на два-три вопроса по содержащейся в таблице информации)
Решение расчётной задачи (расчёт питания)
Решение биологической задачи
Общее число баллов за задания - 11 баллов.
Слайд 4Методические рекомендации http://fipi.ru/sites/default/files/document/1521478584/bi_2018_oge.doc
Слайд 5Общие подходы к проверке и оценке выполнения заданий с развернутым
ответом
Все задания второй части требуют свободного ответа. Он может быть
кратким (слово, число, словосочетание, предложение) ответом на поставленные вопросы, как в №29, №30 и №31, или подробным описанием или объяснением, как в №32.
Выполняя задания второй части, экзаменуемый проводит анализ текста, статистических данных, представленных в табличной форме, устанавливает причинно-следственные связи, аргументирует результаты сравнений, наблюдений или экспериментов, делает прогноз, указывает возможные риски, возникающие вследствие изменений, происходящих в окружающей среде. Свои соображения выпускник обосновано излагает в письменной форме на отдельном бланке.
Слайд 7Первое задание второй части (№29) имеет повышенный уровень сложности и
проверяет умение работать с научно-популярными текстами биологического содержания.
В ходе
выполнения задания выпускник должен последовательно ответить на 2-3 вопроса к тексту, состоящих из одного-двух предложений (или цитат), в соответствии с предъявляемыми требованиями.
Данные задания проверяют не только умение понимать биологический текст и четко формулировать свои мысли при ответе на конкретный вопрос, но и контролирует умение применять полученные знания в измененной ситуации, используя при этом содержание предложенного экзаменационного текста биологического содержания.
Слайд 8СТРОЕНИЕ СТЕБЛЯ ДРЕВЕСНОГО РАСТЕНИЯ
Стебель древесного растения снаружи защищён покровными тканями.
У молодых стеблей весной клетки покровной ткани покрыты тонкой кожицей.
У многолетних растений к концу первого года жизни кожица замещается многослойной пробкой, состоящей из мёртвых клеток, заполненных воздухом. Для дыхания в кожице у молодых побегов имеются устьица, а позже образуются чечевички – крупные, рыхло расположенные клетки с большими межклетниками.
К покровной ткани прилегает кора, образованная разными тканями. Наружная часть коры представлена слоями клеток механической ткани с утолщёнными оболочками и тонкостенных клеток основной ткани. Внутренняя часть коры образована клетками механической и проводящей ткани и называется лубом. В состав луба входят ситовидные трубки, по которым идёт нисходящий ток: органические вещества передвигаются от листьев. Ситовидные трубки состоят из клеток, соединённых концами в длинную трубку. Между соседними клетками имеются мелкие отверстия. Через них, как через сито, передвигаются органические вещества. Кроме ситовидных трубок в состав луба входят лубяные волокна и клетки основной ткани.
К центру от луба в стебле расположен другой слой – древесина. Он состоит из сосудов и древесных волокон. По сосудам идёт восходящий ток: вода с растворёнными в ней веществами передвигается от корней к листьям и цветкам. Между древесиной и лубом находится тонкий слой клеток образовательной ткани – камбий. В результате деления клеток камбия стебель растёт в толщину. Клетки камбия делятся вдоль своей оси. Одна из дочерних клеток отходит к древесине, другая – к лубу.
В центре стебля лежит толстый слой рыхлых клеток основной ткани, в которых откладываются запасы питательных веществ, – это сердцевина.
Слайд 9Задание №29
Используя содержание текста «Строение стебля древесного растения», ответьте на
следующие вопросы.
1) Что такое луб?
2) В чём сходство
и различие в функционировании ситовидных трубок и сосудов?
3) На пне спиленного дерева обнаружилось, что сердцевина находится не в центре спила, а смещена. По одну её сторону слой древесины толще, а по другую тоньше. Как можно объяснить такое явление?
Результат анализа текста и вопросов:
1 вопрос – из текста
2 вопрос – нужно назвать как сходство, так и различие в функционировании (не в строении)
3 вопрос – типичная биологическая задача
Слайд 10Результат :
1 вопрос – правильно (1 балл)
2 вопрос – всё
верно (1 балл)
3 вопрос – неверно (0 баллов)
Слайд 11Результат :
1 вопрос – правильно (1 балл)
2 вопрос – верно
только различие (0 баллов)
3 вопрос – неверно (0 баллов)
Слайд 13Второе задание второй части (№30) имеет высокий уровень сложности и
направлено на проверку не только предметных биологических знаний, но и
общих учебных умений, навыков и способов деятельности.
В ходе его выполнения выпускник должен последовательно ответить на 2-3 вопроса на основании статистических данных, представленных в табличной форме.
Это позволяет проверить сформированность умений находить и выделять значимые функциональные связи и отношения между частями целого, проводить сравнение, сопоставление, ранжирование объектов по одному или нескольким основаниям.
Слайд 14Пользуясь таблицей «Сравнительный состав плазмы крови, первичной и вторичной мочи
организма человека», ответьте на следующие вопросы.
Таблица
Сравнительный состав плазмы
крови, первичной и вторичной мочи организма человека (в %)
1) Концентрация какого вещества максимально возрастает по мере превращения плазмы крови во вторичную мочу?
2) Какие вещества и почему отсутствуют в составе первичной мочи здорового человека?
Слайд 15Результат :
1 вопрос – правильно (1 балл)
2 вопрос (1 часть)
– правильно (1 балл)
2 вопрос (2 часть) – неверно (0
баллов)
Слайд 16Результат :
1 вопрос – правильно (1 балл)
2 вопрос (1 часть)
– правильно (1 балл)
2 вопрос (2 часть) – неверно (0
баллов)
Слайд 17Задание №31
Расчётная задача, требующая использования калькулятора; в вариантах используется две
линии задач:
на подсчёт калорийности
на предложение меню, исходя из условий
с обязательным блюдом либо напитком.
Слайд 18Задание 31 представляет собой ситуационную биологическую задачу, проверяющую умение обучающего
вести учёт энергозатрат организма и энергетической ценности пищи. Контекст задания
базируется на проверке умений работать не только со статистическими данными, приведёнными в таблицах, но и на способности учитывать конкретные условия задачи, где подросток или молодой человек оказывается в ситуации приближенной к реальной.
Отбор статистических данных для задания 31 осуществлен с учетом доступности, актуальности и соответствия биологическому содержанию, изучаемому в основной школе, а также познавательного интереса учащихся.
Слайд 19Задача 1 типа
14-летний Артём в зимние каникулы посетил Сочи.
Перед началом экскурсии по олимпийским объектам он позавтракал в местном
кафе быстрого питания. Подросток заказал себе на второй завтрак следующие блюда и напитки: сэндвич с куриной котлетой,
омлет с ветчиной, маленькую порцию картофеля фри и стакан сладкого сильногазированного напитка.
Используя данные таблиц, определите:
1) рекомендуемую калорийность второго завтрака, если Артём питается четыре раза в день;
2) реальную энергетическую ценность заказанного второго завтрака;
3а) количество углеводов в блюдах и напитках,
3б) а также отношение поступивших с пищей углеводов к их суточной норме.
Слайд 22При выполнении задания данного типа необходимо использовать данные трёх таблиц
Действия:
1)
Подсчитать рекомендуемую калорийность второго завтрака (18%) от общих энергозатрат 14-летнего
школьника (2900 ккал)
Используется калькулятор
2) Подсчитать общую калорийность съеденных блюд и напитка, исходя из данных таблицы 1
3) Подсчитать количество углеводов в съеденных блюдах и напитке
4) Соотнести полученного количество углеводов с суточной нормой 14-летнего учащегося (375 г)
3 балла даётся за выполненные 4 действия
Слайд 23Задача 2 типа
Студенка института физкультуры Марина занимается конным спортом.
Каждый день после института она занимается верховой ездой по 95
минут. После тренировки девушка заходит перекусить в ресторан быстрого питания. Используя данные таблицы 1 и 2, предложите студентке оптимальное по калорийности, с максимальным содержанием белков меню из перечня предложенных блюд и напитков для того, чтобы компенсировать энергозатраты тренировки. При выборе учтите, что Марина всегда заказывает омлет с ветчиной. В ответе укажите: энергозатраты спортсменки, рекомендуемые блюда, которые не должны повторяться; количество белков; калорийность обеда, которая не должна превышать энергозатраты во время тренировки.
Слайд 26При выполнении задания данного типа необходимо использовать данные двух таблиц
Действия:
1)
Подсчитать энергозатраты при проведении тренировки (перемножить 6,5 ккал/мин х 95
мин = 617,5 ккал или 618 ккал) – это 1 балл
Используется калькулятор
2) Предложить варианты меню из блюд и напитков таблицы 1 с общей калорийностью не более 618 ккал (учитывая, что будет приобретён омлет с ветчиной)
3) Выбрать из полученных вариантов меню, в котором блюда совокупно имеют наибольшее количество белка
3 балла даётся за выполненные 3 действия
Слайд 28Четвёртое задание второй части (№32) имеет высокий уровень сложности и
проверяет сформированность умений обосновывать необходимость рационального и здорового питания, выполнения
важнейших гигиенических правил поведения человека в повседневных ситуациях.
Обязательным условием аргументации является привлечение знаний из области анатомии, физиологии и гигиены человека, полученных при изучении раздела «Человек и его здоровье».
Слайд 29Почему человеку следует ограничивать себя в потреблении сахара?
Приведите не
менее двух аргументов.
Слайд 30Результат :
1 аргумент – правильно (1 балл)
2 аргумент – можно
считать правильным (0/1 балл)
Слайд 31Результат :
1 аргумент – ошибка в написании биологического термина (0
баллов)
2 аргумент – правильно (1 балл)
Слайд 32В ответе должны быть три позиции:
1) белки могут превращаться в
углеводы и жиры
2) углеводы и жиры могут превращаться друг в
друга
3) ни углеводы, ни жиры не могут превращаться в белки
либо предложена соответствующая схема
Слайд 33Ответ на задание неверный – 0 баллов
Слайд 34Максимум за данную схему – 1 балл
Слайд 35Данный ответ должен быть оценён в 2 балла, поскольку во
фразе есть слово «только» по отношению в жирам и углеводам
Слайд 36Подводим итоги
Общее число баллов за задания №№29-32 - 11 баллов.
Выпускник
должен набрать при выполнении этих заданий не менее, чем по
четыре балла (соответствует отметке «2» по пятибалльной системе)
Набрать не менее чем четыре балла вполне возможно, если учащийся знаком со спецификой выполнения этих заданий