Слайд 1КОНТРАКТНЫЕ ЦЕНЫ
ВО ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛЕ
Слайд 2Цель лекционного занятия:
определять уровень контрактной цены для:
- расчета таможенной
стоимости товаров;
- расчета минимальной внутренней цены на импортируемый товар
и максимальной экспортной цены;
- анализа эффективности внешнеторговых сделок.
1. Контрактная цена. Методы фиксации цен во внешнеторговых контрактах.
2. Особенности формирования контрактных цен на экспортные и импортные товары.
3. Порядок формирования внутренних цен на импортируемые товары. Порядок формирования цен на экпортируемые товары.
4. Анализ эффективности внешнеторговых сделок.
Национальные цены
контрактные цены
таможенная стоимость таможенные
(I метод) платежи
Контрактная цена – цена единицы товара определенного качества, указанная в контракте.
Слайд 4Венская конвенция о договорах международной купли-продажи товаров, 1980
Слайд 52. Цена и сумма контракта
2.1 Общая сумма настоящего контракта составит
50 000 $ (пятьдесят тысяч), включая:
- цену за оборудование;
- цену за услуги.
и понимается CFR Восточный (Россия), включая стоимость тары, упаковки, маркировки.
2.2 Цена по каждой контрактной позиции оборудования указана в Приложении 1.
2.3 Данная цена контракта посчитана, принимая во внимание скидку, равную 60%, и данную Продавцу, как эксклюзивному дистрибьютору.
2.4 Данные цены остаются твердыми на весь срок действия контракта.
Слайд 6Виды контрактных цен по способу фиксации:
Твердая цена устанавливается на дату
подписания контракта и не подлежит изменению.
Подвижная цена. Цена фиксируется при
заключении контракта, однако, оговариваются условия ее корректировки (например, если цены на рынке в период исполнения контракта повысятся или понизятся более чем на 5%)
Цена с последующей фиксацией. В контракте устанавливается принцип определения цен, а также используемые источники ценовой информации и дата, на которую цены фиксируются.
Скользящая цена – цена, которая рассчитывается по принятой в контракте формуле, состоящей из двух частей.
Первая часть – это базовая цена (= твердой фиксированной цене).
Вторая часть имеет структуру ресурсной модели, отражающей соотношение долей основных издержек на производство товара.
Принципиально важно учесть в формуле именно те издержки, по которым в период исполнения контракта возможны сильные изменения.
Слайд 8Валютные условия контракта
Валюта цены контракта;
Валюта, в которой будут осуществляться платежи;
Курс
конвертации;
Условия платежа (наличными, кредит)
Форма расчетов (инкассо, банковский перевод, аккредитив)
Слайд 93. Условия оплаты
3.1 Все платежи по настоящему контракту осуществляются в
долларах США.
3.2 Авансовый платеж в размере ста процентов (100%) общей
суммы контракта перечисляется Покупателем продавцу в течение 10 дней с даты выставления Продавцом фактуры-инвойса Покупателю банковским переводом на счет Продавца.
Внешнеторговый контракт
Слайд 12Порядок установления
контрактной цены
Слайд 13Процесс установления контрактной цены содержит ряд этапов:
Слайд 14Этап 2. Корректировка цены с учетом ценовых поправок
Вид валюты
Вид цен
Условия
платежа
Базисные условия поставки
Инфляция
Слайд 15Ситуация
Исходная база для расчета
стоимости внешнеторгового контракта на поставку оборудования между импортером (Россия) и
экспортером (Китай) составляет 100 000 долларов США при условии оплаты - наличными.
Условия оплаты:
80% суммы оплачивается через три месяца после отгрузки товара
Продавец привлекает внешнее финансирование по ставке 6,75% годовых.
Сумма отсрочки хеджируется по ставке 6,35%.
Рассчитайте сумму внешнеторговой сделки с учетом заданных параметров.
20%
наличными
80%
кредит
Слайд 16Решение.
20 000 $
наличными
80 000 $
кредит
Слайд 17Влияние базисных условий поставки товаров на контрактную цену
Слайд 18ИНКОТЕРМС
международные правила толкования торговых терминов
Доставка (цена, риски)
ГРАНИЦА
ГРАНИЦА
E-terms
Ex
F-terms
Free
C-terms
Cost
D-terms
Delivery
Отгрузка со склада продавца
Продавец
довозит до перевозчика
Продавец довозит до перевозчика и оплачивает транспортировку
Продавец доставляет
в страну покупателя
Продавец
Покупатель
Слайд 19Формирование контрактной цены в зависимости от базисных условий поставок
цена
товара
X
C
A
B
D
Слайд 20цена
товара
погрузка на транспорт. средство
стоимость транспор-тировки
Формирование контрактной цены в зависимости
от базисных условий поставок
A
C
B
X
экспортные пошлины, сборы
D
Слайд 21цена
товара
Погрузка на борт судна
стоимость транспор-тировки
Формирование контрактной цены в
зависимости от базисных условий поставок
A
C
B
X
экспортные пошлины, сборы
FOB- Шанхай
КЦ = Цена
товара + Экспортные пошлины, налоги, сборы + Транспортные расходы до порта отгрузки + Расходы на погрузку на борт судна
Слайд 22цена
товара
погрузка/
выгрузка
стоимость транспор-тировки
Формирование контрактной цены в зависимости от базисных
условий поставок
A
C
B
X
экспортные пошлины, сборы
СIF – Выборг
D
КЦ = Цена товара +
Расходы на погрузку + Расходы на страхование + Экспортные пошлины, налоги, сборы + Транспортные расходы до порта назначения
основная транспортировка
Слайд 23Процесс установления контрактной цены содержит ряд этапов:
Слайд 24Правила формирования цен на экспортируемую и импортируемую продукцию
Слайд 25Правила формирования цен на экспортируемую продукцию
Взимание косвенных налогов по принципу
страны назначения
Товары подлежат обязательному декларированию при экспорте товаров за пределы
ЕАЭС
В соответствии с Таможенным кодексом ЕАЭС (ТК ЕАЭС) законодательством государств-членов ЕАЭС могут устанавливаться вывозные таможенные пошлины.
РЦэ = КЦ + ?
Слайд 26№1. РЦэ* = КЦ + таможенные сборы
вывозные таможенные пошлины
* Только
в том случае, если на товар установлены вывозные таможенные пошлины.
№2. РЦэ = КЦ
Слайд 27Правила формирования цен на импортируемую продукцию
Взимание косвенных налогов по принципу
страны назначения
Товары подлежат обязательному декларированию при экспорте товаров за пределы
ЕАЭС
В соответствии с Таможенным кодексом ЕАЭС (ТК ЕАЭС) при ввозе взимаются ввозные таможенные пошлины по ставкам, установленным в Едином таможенном тарифе ЕАЭС.
Ци = КЦ + ?
Слайд 28РЦи = КЦ+ТС+ВТП+А+НДС+Рвн
где
КЦ – контрактные цены;
ТС – таможенные сборы;
ВТП
– ввозная таможенная пошлина;
А – акциз, взимаемый при ввозе на
таможенную территорию РФ;
НДС – налог на добавленную стоимость товаров, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ;
Рвн – внутренние расходы импортера, связанные с движением товара на внутреннем рынке.
Слайд 29Состав расчетной цены на импортный товар
Слайд 30Соотношение расчетной цены и розничной цены на импортируемый товар
Слайд 31Процесс установления контрактной цены содержит ряд этапов:
Слайд 32Анализ эффективности внешнеторговых сделок
Слайд 33Эффективность внешнеторговой сделки:
где
МЦ - мировая цена,
КЦ – контрактная цена
ВЦ –
внутренняя цена
Слайд 34Эффективность внешнеторговой сделки:
Слайд 35Анализ эффективности внешнеторговых сделок:
2 способ. На практике анализ коммерческой эффективности
проводится путем оценки показателя рентабельности.
Рентабельность по валовой прибыли рассчитывается путем
отношения валовой прибыли к выручке от реализации.
Слайд 36Анализ эффективности внешнеторговых сделок
Рентабельность продаж рассчитывается путем отношения валовой прибыли
к выручке от реализации.
Слайд 37Международная торговая практика
В международной торговой практике существует правило, согласно которому
первым объявляет цены экспортер, а встречные цены – импортер.
Для достижения
взаимоприемлемых цен используют два направления:
1. Путем доказательства соответствия предлагаемых цен уровню мировых цен.
Материалы и документы, содержащие сведения о ценах мировых товарных рынков, используются для информационного обеспечения расчетов внешнеторговых цен.
2. Путем уторговывания (предоставления скидки)
Слайд 42Контрактная цена как база определения таможенной стоимости
Таможенная стоимость –
Методы определения
таможенной стоимости
Назначение таможенной стоимости:
Обложение пошлинами и другими сборами
Применение экспортных и
импортных ограничений, основанных на стоимости товара
Создание экономического порядка для формирования равных конкурентных условий хозяйствующих субъектов РФ
Слайд 44Ситуация-упражнение.
Из Италии в Россию ввозится обувь женская для активного отдыха.
Цена внешнеторгового контракта составляет 4 490,70 евро на условиях EXW
Винченца. Партия товаров – 21 пара.
Стоимость доставки до Москвы - 36 861,75 руб.
Таможенные платежи при импорте:
Таможенные сборы – 750 руб.
Ввозная таможенная пошлина –1,5 евро/за пару.
НДС – 20%
Курс евро – 80 руб.
Определите расчетную цену единицы импортируемого товара.
Слайд 45
1. КЦ = 4 490,70*80=359 256,00 руб.
2. Ввозная таможенная пошлина
= 21*1,5*80=2520 руб.
3. НДС = (359 256,00+2520,00)*0,2=71 852,20 руб.
3. РЦи
= (359 256,00 + 2520,00 + 71852,20 + 750,00 + 36 861,75)/21 = 22 440,00 руб.
РЕШЕНИЕ:
Слайд 46Информационное обеспечение внешнеторгового ценообразования
Организация конъюнктурно-ценовой работы для осуществления внешнеторговых операций
Источники
ценовой информации
Ценовая информация в деятельности таможенных органов по контролю таможенной
стоимости
Слайд 471. Организация конъюнктурно-ценовой работы для осуществления внешнеторговых операций
Этапы конъюнктурно-ценовой работы:
Конъюнктура
– это временное состояние факторов и условий, влияющих на развитие
мировой экономики, экономическое развитие отдельной страны, а также развитие какой-либо сферы воспроизводства
Слайд 48 Конъюнктурно-ценовая работа при осуществлении внешнеторговых операций
является частью внешнеторгового маркетинга.
Цель конъюнктурно-ценовой работы:
обоснованное определение контрактной цены на товар в условиях рынка
Кто осуществляет?
специальная служба на предприятии
профессиональные внешнеторговые посредники
Слайд 49Основные направления конъюнктурно-ценовой работы:
Информационное обеспечение расчетов цен (сбор, накопление, систематизация
и хранение материалов по ценам, в т.ч. предложений инофирм, расчетов
и обоснований цен, конкурентных листов, протоколов соглашений).
Анализ динамики цен на аналогичные товары иностранного производства (в т.ч. сбор конкурентных материалов, изучение фирм конкурентов, действующих и потенциальных партнеров по внешнеторговым сделкам).
Методическое обеспечение расчетов цен (подготовка методик и рекомендаций по расчету цен, анализ и обобщение опыта расчета цен в организации)
Контроль за правильностью выбора и использования исходных данных, проверка соответствия выполненных расчетов принятым методикам, действующим инструктивным и нормативным материалам, законам и нормативным соглашениям.
Анализ и прогнозирование перспектив развития конъюнктуры мировых товарных рынков, в т.ч. подготовка обзоров, информационных бюллетеней и т.д.
Слайд 502. Источники ценовой информации
Материалы и документы, содержащие сведения о ценах
мировых товарных рынков, которые используются для информационного обеспечения расчетов внешнеторговых
цен, относятся к одной из двух групп:
оперативная ценовая информация:
предложения инофирм;
прейскуранты инофирм;
ранее заключенные контракты;
счета иностранных фирм;
материалы по ценам с торгов.
продукция производителей информационных услуг:
биржевые котировки;
цены аукционов;
специальные публикации по справочным ценам;
статистические публикации.
Слайд 513. Ценовая информация в деятельности таможенных органов по контролю таможенной
стоимости
Ценовая информация в таможенных органах
Ценовая информация, представляемая участниками ВТД
Цены, зафиксированные
во внешнеторговом контракте
Цены, представленные в экспортной декларации страны отправления
Цены внутреннего рынка, указанные в договоре на поставку товаров для их продажи на территории ТС
Цены мирового рынка
Ценовая информация, имеющаяся в таможенных органах
Цены мирового рынка и национального рынка («Справочник цен мирового рынка», «Цена-Дайджест», « Nada» )
Стоимость идентичных или однородных товаров, представленная в ИАС «Мониторинг-анализ»
Данные таможенной статистики
Ценовая информация, получаемая путем направления запросов производителю, банкам, покупателям
Цены, представленные в прайс-листах производителя
Слайд 52Алгоритм контроля таможенной стоимости при использовании ценовой информации
I. Проверка правильности
определения ТС
II. Выбор источника ЦИ
II. Приведение ЦИ в вид, сопоставимый
с условиями сделки
Периодиче-ские издания, запросы, «Мониторинг-Анализ»
Доп. начисления
Вычеты
IV. Сравнение ТС с полученной величиной
Отклонение заявленной ТС от проверочной величины не выявлено
Отклонение заявленной ТС от проверочной величины выявлено
Дополнительная проверка
Решение о корректировке ТС
Слайд 54Цели фирмы и их отражение в политике ценообразования
Цена – инструмент
коммерческой политики фирмы
Рост продаж и активов
Эффективный менеджмент
Эффективные инвестиции
Рис. 1 Факторы,
обеспечивающие рост прибыльных продаж и активов
Слайд 55Цели фирмы: в теории и на практике
Цели фирмы
- В ТЕОРИИ
Максимизация
темпов роста активов
Максимизация объема прибыли
Максимизация объема продаж
Цели фирмы
Достижение заданного уровня
рентабельности
Максимизация рыночной стоимости фирмы
Максимизация текущих финансовых результатов
Обеспечение стабильности
- НА ПРАКТИКЕ
цен
рыночной позиции
рентабельности
Рентабельности продаж
рентабельности всех активов
рентабельности собственного капитала
Слайд 56Три инструмента управления величиной прибыли фирмы, предложенная проф. Ш. Майталем
ПРИБЫЛЬ
Издержки
производителя
Ценность товара для покупателя
Цена товара
Слайд 572. Разработка стратегии и тактики ценообразования
покупатели
конкуренты
государство
затраты
Стратегические цели
Задачи
Тактика
Политика цен
Цена
Слайд 58Политика цен – общие принципы, которых компания собирается придерживаться в
сфере установления цен на свои товары.
Стратегия ценообразования – набор методов,
с помощью которых эти принципы можно реализовать на практике.
Тактика ценообразования – набор конкретных практических мер по управлению ценами на продукцию, которые используются для решения задач развития бизнеса.
Основные понятия
Слайд 59Ценовые стратегии для существующих товаров
Выбор долгосрочной ценовой стратегии для существующих товаров компании зависит
от конкурентоспособности товара, интенсивности конкуренции в сегменте и от возможностей самой компании.
Выделяют три возможные стратегии конкурентного ценообразования, которые может использовать компании для продвижения и развития существующих товаров: стратегию высоких, низких и паритетных цен.
Слайд 60Стратегия «высоких цен»
Ценовую стратегию «высоки цен» часто
называют «премиальным» ценообразованием. Она заключается в установлении цен на более
высоком уровне, чем в среднем на рынке, т.е. введение «премиальной» наценки к товару. Стратегия направлена на формирования имиджа «качественный товар», обеспечивает высокую норму прибыли, которая позволяет инвестировать в рекламу и развитие имиджа товара.
Стратегию высоких цен используют, когда компания:
желает достичь роста прибыли;
стремиться сформировать позиционирование престижного товара,
увеличить рентабельность общего портфеля компании и привлечь целевую аудиторию, ориентированную на качество продукта.
Условия для использования «высоких цен»
спрос на рынке не чувствителен к цене
товар компании обладает уникальными сложно копируемыми преимуществами
компания имеет сильный бренд
компания не обладает преимуществом низких затрат и не может конкурировать по издержкам
высокая цена является основой позиционирования, ориентированного на качество.
Слайд 61Стратегия конкуренции «низких цен»
Заключается в установлении цен
на более низком уровне в сравнении с ключевыми конкурентами. Стратегия
нацелена на достижение высокого объема продаж, который компенсирует низкую норму прибыли.
Стратегия низких цен используется, когда компания:
стремиться расширить существующий рынок и привлечь потребителей, чувствительных к цене;
увеличить количество пробных покупок и общий объем продаж;
защититься от конкурентов; сохранить положение в отрасли на фоне общего снижения рыночных цен;
сформировать барьеры входа (в виде низкой цены) для новых игроков.
Условия для использования «низких цен»
Для использования маркетинговой стратегии низких цен важно соблюдать следующие условия:
чувствительность спроса к цене;
наличие конкурентного преимущества в достижении низких затрат;
возможность донести до аудитории ценовое преимущество
низкая цена — основа позиционирования продукта
Пример: ценовая стратегия ИКЕА
Слайд 62Стратегия паритетного ценообразования
Стратегия паритетного ценообразования также носит название «стратегия текущих цен». Заключается
в установлении цены на уровне или близко к уровню ключевых конкурентов.
Существует 3 ситуации, при которых маркетинговая стратегия паритетных цен является эффективной:
1) когда товар компании находится на этапе зрелости своего жизненного цикла.
2) в случае существования сильного лидера рынка, диктующего уровень цен на товар.
3) когда на рынке существует малая дифференциация, а значит все товары являются друг другу заменителями. Если одна компания поднимает цен, спрос переключается на конкурентов с более низкими ценами.