Слайд 2Этапы IPO
Initial Public Offering (IPO) – сделанное впервые, публичное предложение
инвесторам стать акционерами компании – это сложный комплекс организационных, юридических
и финансовых процедур, в котором кроме самой компании и потенциальных инвесторов задействовано много посредников.
Слайд 3IPO для эмитента
выбор схемы IPO,
выбора торговой площадки (страны),
на которой будет проводиться размещение,
выбора андеррайтера,
проведения комплекса мер
по реструктуризации компании,
по раскрытию информации о компании как во время проведения IPO, так и после него.
Слайд 4Главные цели компании в IPO
привлечение долгосрочных финансовых ресурсов в максимальном
объеме,
создание и поддержание статуса публичной компании,
минимизация издержек на
подготовку и проведение IPO.
Слайд 5Андеррайтер -
Основной посредник между компанией и инвесторами – андеррайтер.
Главная цель андеррайтера – проведение успешного IPO, результаты которого удовлетворили
бы как самого эмитента, так и инвесторов, получивших новые акции.
Слайд 6Основные задачи андеррайтера
выбор схемы IPO,
анализ эмитента,
подготовка и осуществление
всех юридических процедур,
информационное сопровождение,
привлечение инвесторов,
организация работы других
посредников, помогающих в процессе подготовки и проведения IPO.
Ключевой момент в деятельности андеррайтера – определение цены предложения акций.
Слайд 7Этапы IPO
1. Принятие решения об IPO
2. Выбор площадки для IPO
Российские
торговые площадки (ММВБ, РТС)
Зарубежные торговые площадки (LSE, NYSE, NASDAQ,
DB)
Слайд 8Этапы IPO
3. Формирование команды по размещению
Инвестиционный банк
Юридическая фирма
Аудиторская
фирма
PR–агентство
Консультант
Слайд 9Информационная кампания
(взаимодействие с инвесторами и СМИ, презентации и road show)
может осуществляться как силами привлеченного профессионального PR=агентства, так и при
помощи PR, IR-отделов самого потенциального эмитента или андеррайтера размещения.
Слайд 10Этапы IPO
4. Подготовка компании к публичному статусу
Due diligence эмитента
Подготовка
и аудит финансовой отчетности
Юридическая экспертиза бизнеса
Оценка технологического и
кадрового потенциала
Маркетинговый анализ деятельности
Публичный статус компании подразумевает формирование всестороннего объективного представления о компании (due diligence), это необходимое условие успешного проведения IPO. Процедура формирования объективного представления требует усилий прежде всего от самого эмитента. Какие аспекты деятельности компании должны быть раскрыты и в каком объеме, чтобы можно было говорить о достаточной публичности эмитента – структура компании, структура капитала и активов, акционеры, финансовое состояние компании, рыночные и специфические риски деятельности, корпоративная политика, перспективы развития?
Слайд 11Этапы IPO
5. Совершенствование корпоративного управления
Оценка бизнеса
Повышение инвестиционной привлекательности и
реорганизация компании
Оптимизация организационной структуры Соблюдение наилучших принципов корпоративного управления
Слайд 12Этапы IPO
От публичной компании, выходящей на рынок, требуется следование определенным
нормам деловой этики в отношении с акционерами – «стандартам наилучшей
практики корпоративного управления» (КУ). Эти стандарты компания принимает добровольно, они определяются не столько законодательством, сколько особенностями бизнес-культуры той страны, в которой привлекаются инвестиции.
Слайд 13Этапы IPO
6. Формирование синдиката андеррайтеров
Андеррайтинг
Функции организатора размещения столь многогранны,
что зачастую он не может справиться с ними в одиночку.
Поэтому функции распределяются среди нескольких инвестиционных банков, образующих своеобразный синдикат с определенными зонами ответственности.
Главный в синдикаТЕ – лид-менеджер размещения – инвестиционный банк, который курирует весь процесс IPO, привлекает для расширения круга инвесторов соорганизаторов, задача которых заключается в обеспечении информацией своих клиентов – потенциальных инвесторов, сборе заявок на акции, поддержании интереса к акциям на вторичном рынке. Кроме того, может быть сформирована группа дилеров для более эффективного распространения акций.
Слайд 14Этапы IPO
7. Юридическое сопровождение
Подготовка (дополнительного) выпуска ценных бумаг и проспекта
ценных бумаг
Экспертиза сделок, заключаемых при IPO
Слайд 15Этапы IPO
8. Информационное сопровождение
Подготовка информационного меморандума
Подготовка competent public report
Подготовка инвестиционного меморандума
PR–сопровождение
Road Show
Investor relations
Слайд 16Информационное сопровождение
Основная задача инвестиционных банков, участвующих в первичном размещении, заключается
в привлечении широкого круга инвесторов.
Это можно сделать предоставив максимум
информации о компании с тем, чтобы инвесторы могли в полной мере оценить ожидаемые доходы и риски инвестирования.
Слайд 17Информационное обеспечение потенциальных инвесторов имеет ряд особенностей
распространение информации о важных
событиях потенциального эмитента должно вестись практически в режиме реального времени
должно
быть обеспечено широкое территориальное распространение информации – как в России, так и в мировых финансовых центрах,
информационная активность должна быть очень высокой, особенно непосредственно перед IPO.
Слайд 18подготовка информационного меморандума
Исчерпывающая информация о бизнесе компании и перспективах компании
и отрасли в целом, структуре компании, акционерах, органах управления, корпоративной
политике, финансовом состоянии компании, факторах риска и т.д.
Компании, ориентирующиеся на иностранных инвесторов включают в информационный меморандум информацию о российском законодательстве в области рынка ценных бумаг, налоговом законодательстве, информацию о российском фондовом рынке и др.
Хотя круг вопросов, раскрываемый в документе практически не меняется от компании к компании, тем не менее, каждый андеррайтер подходит к составлению меморандума с учетом как индивидуальных особенностей компании, так и того круга инвесторов, которым будут предлагаться акции.
Слайд 19Этапы информационного сопровождения
Сам процесс информационного сопровождения выхода на IPO начинается
с премаркетинга – поиска круга потенциальных инвесторов, выявление заинтересованности инвесторов
в акциях компании.
Результаты премаркетинга должны быть максимально объективны и достоверны, в этом заинтересованы как сама компания, так и синдикат андеррайтеров.
Слайд 20road-show
Следующий этап информационного сопровождения – организация road-show. Это наиболее яркий
этап, который каждая компания решает по-своему.
Основное отличие этого этапа
от премаркетинга – состав участников – в road show участвуют первые лица компании.
Успех road show определяет количество инвесторов и поданных ими заявок и влияет на окончательную цену размещения.
Составление книги заявок заканчивает информационный процесс подготовки к IPO, в результате чего в инвестиционном меморандуме появляются точные цены предложения акций.
Слайд 21информационный фон
На всех этапах процесса подготовки к IPO в СМИ
поддерживается определенный положительный информационный фон, активность которого зависит от степени
публичности компании и узнаваемости ее бренда.
Степень информационной активности в США законодательно регулируется, чтобы на инвесторов не оказывалось чрезмерного давления и компании жестко придерживаются правил
Изменения 2006 г.
Слайд 22Постинформационное сопровождение
С окончанием IPO и успешным размещением акций информационная деятельность
компании не может быть свернута.
Публичность компании налагает на нее
определенные обязательства по раскрытию информации.
Капитализация компании теперь сильно зависит от доверия инвесторов, которое нужно постоянно завоевывать вновь и вновь.
Компании создают специальные службы (IR-отделы), чтобы взаимодействие с инвесторами было максимально эффективным.