Слайд 1ФГБОУ ВО «Чувашский государственный педагогический университет
им. И. Я. Яковлева»
Развитие
произвольного внимания у детей 6-7 лет в игровой деятельности
Руководитель: Э.А.
Баранова
Подготовила: Е.В.Мясникова
Слайд 2Цель исследования: выявить психолого-педагогические условия развития произвольного внимания у детей
старшего дошкольного возраста в ходе игровой деятельности.
Объект исследования: произвольное внимание
детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс развития произвольного внимания у детей 6-7 лет в игровой деятельности.
Слайд 3Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что развитие произвольного внимания у детей
6-7 в игровой деятельности будет эффективным, если:
- будет подобрана система
игр-занятий, направленных на последовательное ,поэтапное развитие произвольного внимания у детей 6-7 лет;
- будет создана игровая предметно-развивающая среда, дающая возможность эффективного закрепления использованных в ходе игр заданий.
Слайд 4Задачи исследования:
Проанализировать состояние проблемы развития произвольного внимания у детей дошкольного
возраста.
Разработать экспериментальную программу, направленную на развитие произвольного внимания у старших
дошкольников в условиях игровой деятельности.
Оценить степень эффективности разработанной программы и реализованных условий по развитию произвольного развития у детей 6-7 лет.
Слайд 6Констатирующий этап эксперимента
Цель: установить исходное состояние развития произвольного внимания у
детей 6-7 лет.
Задачи:
Выявить уровень развития произвольного внимания у детей 6-7
лет.
Определить особенности произвольного внимания у детей 6-7 лет.
Слайд 7диагностические методики
Тест: Пьерона-Рузера
Цель: установление уровня
концентрации внимания.
Тест: «Запомни и расставь точки?»
(Р. С. Немов)
Цель: выявление уровня объема внимания.
Слайд 8
Рисунок 1 – Результаты диагностики концентрации произвольного внимания у детей
6-7 лет по тесту «Пьерона-Рузера»
Слайд 9
Рисунок 2 – Результаты диагностики объема внимания у детей 6-7
лет по методике «Запомни и расставь точки»
Слайд 10Рисунок 3 – Распределение испытуемых по уровням развития произвольного внимания
Слайд 11Формирующий этап эксперимента
Цель эксперимента состояла в разработке и апробации экспериментальной
программы развития произвольного внимания у детей 6-7 лет, выявлении психолого-педагогических
условий развития этих свойств в игровой деятельности.
Задачи:
Повысить уровень развития таких характеристик произвольного внимания как устойчивость, концентрация, переключаемость, объем, произвольность и целенаправленность.
Разработать систему игр-заданий, занятий, направленных на развитие произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста.
Апробировать созданную систему игр-заданий с детьми данной категории.
Слайд 12Первый блок
Цель: развитие устойчивости и концентрации внимания.
Игры:
«Сравни картинки»,
«Селектор».
Блок включает в себя 4 занятия, общей продолжительностью 1
час 20 мин.
Слайд 13Второй блок
Цель: развитие произвольности, целенаправленности, наблюдательности, объема внимания.
Игры:
«Зеваки»,
«Треугольники», «Запретное слово», «Делай как я», «Внимательные руки», «Запретное движение»,
«Шерлок Холмс», «Пантомима для наблюдательных», «Кто больше увидит и запомнит»,
Работа с сюжетной картинкой.
Блок включал в себя 10 занятий общая продолжительность 3 часа 20 мин.
Слайд 14Третий блок
Цель: развитие переключаемости и распределения внимания.
игры:
«Животные», «Веселое
троеборье»,
«Утренняя гимнастика», «Параллельный счет предметов»,
«Не пропусти растения», «Не
пропусти профессию», «Рыбы, птицы, звери», «Обратный счет», «Окна».
В блоке проведено 9 занятий общей продолжительностью 3 часа.
Слайд 15Контрольный этап эксперимента
Цель: проверка эффективности программы, направленной на развитие произвольного
внимания у детей 6-7 лет.
Задачи :
Выявить динамику уровня развития произвольного
внимания у детей 6-7 лет.
Оценить степень эффективности программы развития произвольного внимания у детей 6-7 лет.
Слайд 16Таблица 1 – Сравнительный анализ данных констатирующего и контрольного срезов
по результатам методики «Пьерона-Рузера»
Слайд 17Таблица 2 – Сравнительный анализ данных констатирующего и контрольного срезов
по результатам методики «Запомни и расставь точки»
Слайд 18
Таблица 3 – Распределение испытуемых по уровням развития произвольного внимания
по двум методикам
Слайд 19Заключение
Проведенное нами исследование (констатирующее) особенностей произвольного внимания у детей 6-7
лет показало:
- возрастными особенностями развития произвольного внимания являются сравнительная
слабость внимания и его небольшая устойчивость.
- дети еще не умеют длительно сосредоточиваться на задании, особенно если оно неинтересно и однообразно, их внимание легко отвлекается.
- возможности волевого регулирования внимания, управления им в 6-7 лет весьма ограниченно.
После проведенной системы по развитию произвольного внимания у детей 6-7 лет произошли позитивные изменения, а именно дети стали быстро находить нужные отличия в картинках и одинаковые предметы и предметы, не похожие на другие; своевременно реагировали движениями на нужные названия, сказанные ведущим; чётко выполняли движения в соответствии с командами ведущего; смогли запомнить имеющиеся предметы, их цвета; быстро угадывали изменённые детали внешнего вида партнёров; правильно отвечали на вопросы ведущего по основным деталям картинки; верно, воспроизводили действия в последовательности, названной ведущим.