Модель с производителем и ретейлером:
Ретейлер делает монопольную наценку над ценой производителя, кото-рый, в свою очередь, делает наценку над издержками.
При вертикальной интеграции всем лучше: π, CS, SW.
Решение проблемы
двойной маржинализации
3
На практике эти механизмы реализовать не так просто, если производи-тель не знает функцию спроса, а также цену и издержки ретейлера.
Случай монополиста и нескольких ретейлеров:
Равновесная цена ретейлера pr(pm) оказывается ближе к монопольной, си-туация улучшается.
В пределе при совершенной конкуренции ретейлеров pr = pm.
При их конкуренции по Курно цена ретейлера приближается к монополь-ной и двойная маржинализация ослабляется.
4
Задача ретейлера:
Задача интегрированной компании:
Ретейлер прилагает недостаточные усилия по продвижению товара по сравнению с интегрированной компанией.
Возможные решения:
Рекомендованная цена – не работает!
Двухчастный тариф – может быть использован!
Фиксация объемов – работает!
Если удельная прибыль p, а не p – c, даже сильнее!
Задача интегрированной компании:
Поскольку pm > c, то er < e*, наблюдаем недостаточные усилия.
Другой способ – разделение рынка на сегменты (например, по географи-ческому принципу) для прекращения конкуренции.
Чикагская критика (Bork’ 1978; Posner’ 1976):
В случае совершенной конкуренции ретейлеров двойная маржинализа-ция исчезает сама, вертикальная интеграция не требуется.
В случае несовершенной конкуренции (например, по Курно) произво-дитель использует двойной тариф: устанавливает цену pm такую, чтобы оптимальные объемы ритейлеров были равны половине монопольных. Фиксированная часть позволяет изъять прибыль.
Пусть производитель предлагает 2 ретейлерам контракты (q1; A1), (q2; A2)
(поскольку цена монополиста определяет оптимальный объем, то можно сказать, что монополист сразу задает объемы).
Раньше считали, что даем каждому оптимальный контракт (qi*; Ai*).
Что будет, если предложить первому ретейлеру неоптимальный контракт?
Пассивная вера: второй ретейлер по-прежнему получил оптимальный.
Симметричная вера: второй ретейлер получил такой же, как и первый.
Активная вера: второй получил наилучший ответ на контракт первого.
В зависимости от веры первый ретейлер может поменять свое поведение.
Случай пассивной веры: закрытые контракты приводят ситуацию монополии в конкуренцию по Курно, что увеличивает благосостояние.
Общий вывод: нет общих выводов – всё зависит от структуры рынка, числа фирм и их долей, открытой информации, вер и т.д.
Пример «эксклюзивные холодильники и продажи мороженого»:
Германия, 1990 – концентрированный рынок мороженого: «Langnese-Ilo» – 50%, «Scholler» – 25%, остальной рынок делят 12 производителей с до-лями меньше 10% у каждого.
Производители предоставляют эксклюзивные холодильники на условиях:
В них нельзя хранить продукцию конкурентов (но можно пельмени).
В них нельзя хранить ничего другого.
Хранить продукцию конкурентов нельзя нигде.
Часто эти опции близки, например, для маленьких магазинчиков с един-ственным холодильником.
1992 – Еврокомиссия запретила эксклюзивные холодильники.
Поскольку монополия влечет мертвые потери, πm < CS. Следовательно, ретейлер на согласится на контракт, предложенный производителем. И если эксклюзивное дилерство наблюдается, оно происходит по другим причинам. Регулирование не требуется.
В данных условиях возможно 2 равновесия Нэша:
(соглашается; соглашается), новичок не входит.
(не соглашается; не соглашается), новичок входит.
Принцип «разделяй и властвуй»:
Пусть R1 соглашается на эксклюзивное дилерство, тогда вход новичка не-возможен, а значит R2 готов на эксклюзивное дилерство на любых усло-виях. Симметрично и с R1. В итоге укоренившаяся фирма предотвращает вход при нулевых издержках. Проблема координации ретейлеров.
Можно ли перейти к «хорошему» равновесию бесплатно?
Да! Через последовательное заключение контрактов!
Укоренившаяся фирма предлагает некоторую сумму за эксклюзивное ди-лерство с R1. Если R1 отказывается, идем к R2 и заключаем сделку с ней. Значит, R1 вынуждена согласиться, причем за любую положительную сум-му. Укоренившейся фирме нет смысла идти к R2.
Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть