Разделы презентаций


философия

Содержание

Мировоззрение и его типыМировоззрение – система взглядов на объективный мир и место в нём человека, ценностные ориентации, идеалы, основы жизненной позиции, убежденияИсторические типы мировоззренияМифологическое – чувственно-образное некритическое восприятие сознанием мифов, содержание

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1философия

философия

Слайд 2Мировоззрение и его типы
Мировоззрение – система взглядов на объективный мир

и место в нём человека, ценностные ориентации, идеалы, основы жизненной

позиции, убеждения

Исторические типы мировоззрения

Мифологическое – чувственно-образное некритическое восприятие сознанием мифов, содержание которых принимается как священное, а сформированные в них нормы – как требующие неукоснительного исполнения

Религия – миропонимание и основанное на нём поведение людей, определяемое верой в существование божества, влияющего на окружающий мир и жизнь человека

Философское – основано на понимании сущности окружающих человека процессов и явлений, на логичных теоретических выводах, подтверждённых опытом

Типы философского мировоззрения

Космоцентризм –
философское мировоззрение, в центре которого находится осмысление Космоса как всесильного начала, основы, закона, определяющего всё сущее в природе, жизнь человека и общества

Теоцентризм –
философское мировоззрение, в котором существование и развитие бытия и всех его составных частей определяется существованием и волей Бога

Антропоцентризм –
философское мировоззрение, характерное постановкой в центр внимания философских концепций проблемы человека, его сущности, возможностей, устремлений, предназначения в мире

Мировоззрение и его типыМировоззрение – система взглядов на объективный мир и место в нём человека, ценностные ориентации,

Слайд 3Структура мировоззрения
Мировоззрение
Теоретический уровень
Наука и философия
Убеждения, верования
Знание
Жизненно-практический уровень
Навыки, обычаи,

традиции, практический опыт

Практическая деятельность
Ценности и нормы
Эмоциональная составляющая
Интеллектуальная составляющая
Мироощущение
Является первоначальным элементом

,соединяющим человека (субъект) и мир (объект)
Достаточно динамично, включает в себя многообразие чувств и настроений

Мировосприятие
Предполагает целостное отражение ситуации и событий в виде наглядных образов и представлений
Имеет аффективную эмоциональную окраску и тесно связано с ценностно-оценочными представлениями

Миропонимание
Формируется на основе процесса и результатов познавательной и практической деятельности
Включает в себя систему точных знаний о мире: законы, теории, принципы, регулятивы – достаточно устойчиво

МВЗ: - находится в постоянном развитии;
- может существенно меняться под влиянием научных открытий, НО в нем сохраняется постоянная составляющая – позиция личности

Структура мировоззренияМировоззрение Теоретический уровеньНаука и философияУбеждения, верованияЗнание Жизненно-практический уровеньНавыки, обычаи, традиции, практический опытПрактическая деятельностьЦенности и нормыЭмоциональная составляющаяИнтеллектуальная

Слайд 4Предмет и основные формы философии
Философия – форма общественного сознания, учение

об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к

миру, наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления

Предмет философии – наиболее общие законы, закономерности, принципы существования и развития природы, общества и мышления

Объект философии – окружающий мир, природа, общество, человек, мышление

Основные формы проявления философии

Философия как мировоззрение

Философия как наука

Философия как искусство

Философия как обыденное сознание

Наиболее общие
философские подходы

По взглядам
на познание

По взглядам
на субстанцию

Материализм

Идеализм

Гностицизм

Агностицизм

Предмет и основные формы философииФилософия – форма общественного сознания, учение об общих принципах бытия и познания, об

Слайд 5Основные
разделы
философского
знания
Онтология – учение о бытии
Гносеология – теория познания
Логика –

наука о правильном мышлении
Аксиология – учение о ценностях
История философии
Философия права

- наука о наиболее общих закономерностях функционирования права

Социальная философия –наука о наиболее общих законах социального развития

Эстетика - наука о законах красоты, о сущности прекрасного и безобразного

Этика –
наука о морали

Основные разделыфилософскогознанияОнтология – учение о бытииГносеология – теория познанияЛогика – наука о правильном мышленииАксиология – учение о

Слайд 6Основные функции
философского знания
Мировоззренческая
Методологическая
Ориентирующая
Координирующая
Эвристическая
Научно-интегрирующая
Аксиологическая
Рефлективная
Этическая
Морально-практическая

Основные функциифилософского знанияМировоззренческаяМетодологическаяОриентирующаяКоординирующаяЭвристическаяНаучно-интегрирующаяАксиологическаяРефлективнаяЭтическаяМорально-практическая

Слайд 7Основные исторические типы философского знания
Философия Древней Индии
Философия
Древнего Китая
Древнегреческая философия
Философия Средних

веков
Философия эпохи Возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Немецкая классическая философия
Западная философия
ХIХ-ХХ

веков

Русская философия

Основные исторические типы философского знанияФилософия Древней ИндииФилософияДревнего КитаяДревнегреческая философияФилософия Средних вековФилософия эпохи ВозрожденияФилософия Нового времениФилософия ПросвещенияНемецкая классическая

Слайд 8Древнеиндийская философия
Веды ( санскр. «знания») – священные книги, написанные приблизительно

в ХV- VI вв. до н.э. – основной источник древнеиндийской

философии

Периоды развития философии Древней Индии:
Ведический (ХV- VI вв. до н.э)
Эпический ( VI-II вв. до н.э.)
Эпоха сур (II в. до н.э.-VIIв. н.э.)

Основные категории философии Древней Индии:
Рита, Брахма-Космос, Пуруша пракрити, сансара, карма и др.

Философские школы Древней Индии

Неортодоксальные
(не считали веды священными)

Ортодоксальные
(признавали веды священными)

веданта

санкхья

йога

вайшешика

миманса

ньяя

буддизм

джайнизм

чарвака

Философия Древнего мира

Древнеиндийская философияВеды ( санскр. «знания») – священные книги, написанные приблизительно в ХV- VI вв. до н.э. –

Слайд 9Древнекитайская философия
Онтологические воззрения философов Древнего Китая
( на примере даосизма)



Дэ – энергия, исходящая от Дао благодать, способ преобразования Дао в окружающий мир

Ци – исходный хаос, субстанция Вселенной

Ян

Инь

Огонь

Земля

Металл

Вода

Дерево

Человек

ДАО –
мировой закон; путь, по которому развивается мир;
Субстанция, не нуждающаяся ни в каких других причинах основы бытия

Дэ Дэ

Философия Древнего мира

Древнекитайская философияОнтологические воззрения философов Древнего Китая ( на примере даосизма)

Слайд 10Философия Древнего мира
Древнегреческая философия
Главная особенность античной философии – ее преимущественно

космоцентрический характер, поиск первоосновы бытия
Ранний (досократический) период – VII-V вв.

до н.э.
Главная проблема философии – вопрос о первоначалах, о субстанциональной основе Вселенной.
Основные философские школы и их представители

Милетская
Фалес,
Анаксимандр,
Анаксимен

Эфесская
Гераклит

Элейская
Парменид,
Зенон

Пифагореизм
Пифагор

Атомисты
Левкипп,
Демокрит

Классический (сократический) период – V-IV вв. до н.э.
Важная черта периода – ранний антропоцентризм.
Наиболее известные представители периода

Софисты
Протагор, Горгий,
Критий и др.

Сократ

Платон

Аристотель

Эллинистический период – IV в. До н.э. – VI в. Н.э.

Скептики
Пиррон,
Секст, Эмпирик

Киники
Антисфен, Диоген, Синопский

Стоики
Зенон, Сенека,
Марк Аврелий

Эпикурейцы
Эпикур,
Тит Лукреций,
Кар

Академия
Спевсипп,
Ксенократ. Кратет,
Акесилай, Карнеад,
Филон из Лариссы

Философия Древнего мираДревнегреческая философияГлавная особенность античной философии – ее преимущественно космоцентрический характер, поиск первоосновы бытияРанний (досократический) период

Слайд 11Философия Средних веков
Источники философии Средних веков
Античная философия
Христианство
Ислам
Кризис культуры
Древнего Рима
Теоцентризм –


главная особенность средневековой философии
Теоцентризм выражается в супранатурализме, ревеляционизме, креационизме, сотериологизме,

эсхатологизме, провиденциализме

Патристика (II-VIII вв.)

Апологетика (II-IV вв.)
Аристид, Юстин Мученик, Климент Александрийский, Тертуллиан, Ориген, Афанасий Великий, Василий Великий и др.

Зрелая патристика
(IV-V вв.)
Августин Аврелий Блаженный

Поздняя патристика (V-VIII вв.)
Леонтий, Боэций, Иоанн Дамаский

Схоластика (IХ-ХIV вв.)

Ранняя схоластика (IХ-ХII вв.)
Пьер Абеляр, Ансельм Кентерберийский, философы, шартрской школы

Зрелая схоластика (ХII-ХIV вв.)
Роджер Бэкон, Иоан Дунс Скотт,
Уильям Оккам

Наиболее яркий философ периода схоластики – Фома Аквинский

Философия Средних вековИсточники философии Средних вековАнтичная философияХристианствоИсламКризис культурыДревнего РимаТеоцентризм – главная особенность средневековой философииТеоцентризм выражается в супранатурализме,

Слайд 12Философия эпохи Возрождения
Условия формирования философии эпохи Возрождения
Замена феодальных социально-производственных отношений

и ментальности буржуазными
Рост противоречий внутри католической церкви, реформация
Развитие искусства
Рост

внимания к интересам человека

Особенности философии эпохи Возрождения (ХV-ХVII вв.)

Главная особенность – тенденция изменения мировоззрения от теоцентризма к антропоцентризму

Гуманизм
Лоренцо Вало, Пико де ла Мирандола, Мишель Монтень и др.

Синтез философии и искусства
Фраческо Петрарка, Леонардо да Винчи, Альбрехт Дюрер. Микеланджело и др.

Развитие социально-философских воззрений

Социально-утопическое направление
Томас Мор, Томазо Кампанелла, Франсуа Рабле и др.

Социально-практическое направление
Николо Макиавелли, Гроций

Развитие натурфилософии
Николай Кузанский, Джордано Бруно, П. Мирандола, Парацельс, Иоганн Кеплер и др.

Философия эпохи ВозрожденияУсловия формирования философии эпохи ВозрожденияЗамена феодальных социально-производственных отношений и ментальности буржуазнымиРост противоречий внутри католической церкви,

Слайд 13Философия Нового времени
Источники философии Нового времени
♦ Активное развитие научного знания

Освобождение философии и науки от контроля со стороны церкви
♦ Приобретение

наукой статуса социального института

Главная отличительная черта философии Нового времени – формирование методов научного познания

Эмпиризм
Бэкон
Лучшая проверка истины – целенаправленный, повторенный возможно большее количество раз эксперимент. В науке предпочтителен индуктивный метод
Гоббс, Локк

Рационализм
Декарт
Источником знания может служить только разум человека. Наиболее предпочтительный и надежный путь научного познания связан с дедуктивным методом
Спиноза, Лейбниц

Социально-философские системы Нового времени

Ф. Бэкон
Общество несовершенно, необходимо развитие науки и техники, чтобы обеспечить интересы людей, победить голод, коррекция социальных норм, ограничивающих чрезмерное материальное потребление наиболее богатых. Социальный идеал отобразил в книге «Новая Атлантида»

Т. Гоббс
Люди жили обособленно, по принципу «война всех против всех» и «человек человеку – волк». В результате «общественного договора» для регулирования социальных отношений возникло государство. Свои идеи отразил в книге «Левиафан…»

Дж. Локк
Состояние общества до возникновения государства характеризует формула: «человек человеку – друг».Права людей на жизнь, свободу, собственность, на защиту от возможного насилия со стороны государства может обеспечить деление власти на исполнительную, законодательную и судебную

Философия Нового времениИсточники философии Нового времени♦ Активное развитие научного знания♦ Освобождение философии и науки от контроля со

Слайд 14Философия Просвещения
Просветители исходили из того, что незнание, невежество, непонимание человеком

своего места в природе являются главными причинами его проблем и

несчастий

Основные отличительные черты философии французских просветителей:
· деизм
· социальный утопизм
· либерализм
· материализм
· атеизм

Основные направления деятельности философов Просвещения:
· критика церкви
· исследование социальных проблем
· практическое решение задач просвещения общества
· создание социальных моделей (утопий)

В Англии
Дж. Толанд, А. Коллинз

В Германии
Х. Вольф, Г. Лессинг

Во Франции
Д. Дидро, Ж. Д ‘ Аламбер,
Ш. Монтескье, Вольтер, Ж.-Ж. Руссо,
Ж. Ламерти, К. Гельвеций, П. Гольбах

В России
М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев

В США
Б. Франклин, Т. Джефферсон

Представители философии Просвещения

Философия ПросвещенияПросветители исходили из того, что незнание, невежество, непонимание человеком своего места в природе являются главными причинами

Слайд 15Немецкая классическая философия
Важные черты немецкой классической философии:
♦ преемственность, внутренняя связь

между всеми учениями;
♦ диалектичность картины мира;
♦ оригинальность, глубина и завершенность

философских систем;
♦ придание особого значения философскому знанию

Элементы философской системы И. Канта

Окружающий ( внешний по отношению к субъекту) мир «вещь-в-себе»

Субъект
В сознании субъекта
формируются феномены
«вещи-для-нас»

Отдельные
объекты мира
«вещь-в-себе»

Фрагменты
мира
«вещь-в-себе»

И. Кант выделяет три познавательных уровня сознания:
чувственность – дает возможность ощущений,
рассудок – позволяет оперировать понятиями и суждениями,
разум – отражает способность умозаключений

Немецкая классическая философияВажные черты немецкой классической философии:♦ преемственность, внутренняя связь между всеми учениями;♦ диалектичность картины мира;♦ оригинальность,

Слайд 16Элементы философской системы И. Фихте
В ходе развития Абсолютное сознание –

«Я» проходит несколько этапов
1 этап
«Я» «обнаруживает» и познает себя,
«Я =

Я»

2 этап
«Я» творит свое отрицание,
противоположность

3 этап
происходит синтез «Я» и «не - Я»,
определяются границы, возникает человеческое
сознание

Существование множества человеческих «Я» обуславливает возникновение общественного договора и государства, в котором каждый осознанно ограничивает свою собственную свободу свободой других людей; последнее фиксируется в нормах этики и права

«не–Я»

«не –Я»

Элементы философской системы И. ФихтеВ ходе развития Абсолютное сознание – «Я» проходит несколько этапов1 этап«Я» «обнаруживает» и

Слайд 17Элементы философской системы Ф. Шеллинга
Абсолют



Природа
как результат бессознательного творчества духа,

Абсолюта
потенцирование
человеческое
(субъективное) сознание

Элементы философской системы Ф. ШеллингаАбсолютПрирода как результат бессознательного творчества духа, Абсолютапотенцированиечеловеческое(субъективное) сознание

Слайд 18Элементы философской системы Г. Гегеля
Логика

бытие, сознание, понятие
Философия Природы

механика,физика,органическая физика
Философия духа

Субъективный

дух,
Объективный дух,
Абсолютный дух
Абсолютная
идея
Дух
Природа

Элементы философской системы Г. ГегеляЛогикабытие, сознание, понятиеФилософия Природымеханика,физика,органическая физикаФилософия духаСубъективный дух, Объективный дух,Абсолютный духАбсолютнаяидеяДух Природа

Слайд 19Западная философия ХIХ – ХХ вв.
Философские учения и концепции ХIХ

– ХХ вв. можно разделить на рационалистические и иррационалистические философские

системы

Рационализм

Иррационализм

Гегельянство
ортодоксальное (учение Гегеля без изменения)
правогегельянство (религиозный аспект)
маладогегельянство (вопросы личности, истории

Марксизм
Маркс, Энгельс
Диалектический материализм – онтология, гносеология.
Исторический материализм – социальная философия

Философия жизни

Ницше,
Дильтей, Зиммель, Шпенглер, Бергсон,
Ортега-и- Гассет

Феноменология

Гуссерль

Западная философия ХIХ – ХХ вв.Философские учения и концепции ХIХ – ХХ вв. можно разделить на рационалистические

Слайд 20Кантианство
физиологическое кантианство –
Ланге, Либман,
марбургская школа –
Коген, Наторп, Кассирер,


баденская школа –
Виндельбандт, Риккерт
Герменевтика

Шлейермахер
Позитивизм
классический – Конт,
Спенсер, Миль,
эмпириокритицизм

– Мах, Авенариус,
неопозитивизм – Шлик, Карнап, Рассел,
постпозитивизм – Поппер, Кун, Лакастос

Структурализм

Леви-стросс

Экзистенциализм

Бердяев,
Хайдеггер, Ясперс,
Камю, Сартр

Неотомизм

Жильсон, Маритен

Прагматизм

Пирс, Джемс, Дьюи

Фрейдизм

Фрейд, Юнг, Фромм

Кантианствофизиологическое кантианство – Ланге, Либман,марбургская школа – Коген, Наторп, Кассирер, баденская школа – Виндельбандт, РиккертГерменевтикаШлейермахер Позитивизмклассический –

Слайд 21Русская философия
Некоторые условия и факторы формирования русской философской мысли
* Становление

государственности Руси, России
* Нравственно-идеологические компоненты мировоззрения славян
* Православие


* Византийская философия

Этапы развития русской философской мысли

Первый этап – зарождение и развитие русского философского мировоззрения (до второй половины ХVIII вв.)
Илларион, Сергий Радонежский, Нил Сорский, Иосиф Волоцкий, Филофей

Второй этап – формирование и становление русской философской мысли (ХVIII – ХIХ вв.)







Русское просвещение
Феофан Прокопович,
Н.И. Новиков, М.В. Ломоносов,
А.Н. Радищев

Декабристы

П.И. Пестель,
Н.М. Муравьев

Г.С. Сковорода
Бытие состоит из трех миров: вселенная (макрокосм), человек (микрокосм) и объединяющий их воедино мир «символической реальности»

Русская философияНекоторые условия и факторы формирования русской философской мысли* Становление государственности Руси, России* Нравственно-идеологические компоненты

Слайд 22Третий этап - развитие современной отечественной философии
(со второй половины

ХIХ в.)
























Западники
Грановский, Станкевич, Кавелин,
Герцен, Чаадаев

Славянофилы
Хомяков, Аксаков, Самарин,
Кириевский

Материалистическое направление
Антропологический материализм

– Чернышевский. Антропологизм (позитивизм) – Лавров. Анархизм – Бакунин, Кропоткин. Естественнонаучный материализм – Менделеев, Мечников.
Марксизм – Плеханов, Ленин, Богданов

Идеалистическое направление
Достоевский, Толстой, Данилевский

Религиозная философия
Федоров, Соловьев, Булгаков, Бердяев

ХХ век
Философия России на протяжении последних ста лет – это сложная система философских концепций, теорий, взглядов и подходов. Круг интересов российских философов широк; однозначно определить преимущественную направленность творчества многих из них зачастую бывает непросто, а то и невозможно. Безусловно, русские мыслители внесли значительный вклад в различные области философского знания:
· в естественнонаучное направление – К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский,
Б.М. Кедров, Н.Н. Моисеев и др.
· в гносеологию – Э.В. Ильенков, М.М. Бахтин, В.С. Степин и мн. др.
· в социальную философию – А.А. Зиновьев, А.С. Панарин и мн. др.
· в вопросы этики, эстетики, культурологии – В.Н. Ильин, П.А. Флоренский,
А.Ф. Лосев и многие другие

Третий этап - развитие современной отечественной философии (со второй половины ХIХ в.)ЗападникиГрановский, Станкевич, Кавелин,Герцен, Чаадаев СлавянофилыХомяков, Аксаков,

Слайд 23Бытие как проблема философии
Бытие –
все, что реально существует и

представления об этой реальности
Онтология
использует целый ряд важных категорий
Мир –
совокупность

материальных объектов и представлений, в которые включен человек

Природа –
конкретное проявление материи в многообразии ее форм, явлений, процессов

Субстанция –
объективная реальность, рассматриваемая со стороны ее внутреннего единства,
предельное основание реальности

оо

реализм

материальное
бытие

социальное
бытие

динамизм

субстанциализм

бытие
идеального

Основные формы бытия

Принципы отношения к окружающему миру, сложившиеся в современной философии

Бытие как проблема философииБытие – все, что реально существует и представления об этой реальностиОнтология использует целый ряд

Слайд 24Материя: сущность и формы
Основные подходы к трактовке материи
Материалистический подход:
материя –

это весь окружающий мир.
Она вечна, несотворима и неуничтожаема; материя обладает

качествами субстанции; идеальное становится возможным в результате развития материи, оно присуще только людям

Современное понимание материи:
Материя (лат. materia – вещество) – субстанция, обладающая статусом первоначала (объективной реальностью) по отношению к сознанию (субъективной реальности); объективная реальность, отражающаяся в ощущениях человека, существуя независимо от них

Субъективно-идеалистический подход:
существование материи ставится под сомнение или отрицается; материальный мир – совокупность ощущений человека; привычка так воспринимать действительность

Объективно-идеалистический подход: признается существование материи, но лишь как результат активности (творения) высшего идеального начала (Бог, Абсолют, Мировой разум…); материя не обладает качествами субстанции

Материя: сущность и формыОсновные подходы к трактовке материиМатериалистический подход:материя – это весь окружающий мир.Она вечна, несотворима и

Слайд 25Типы классификации материи
Материя существует в виде вещества и поля
Существуют уровни

(формы) материи
физический
химический
биологический
социальный
Материя существует как…
живая

неживая

социум

Вещество
(газ, твердое, плазма, жидкость) – обладает массой покоя

Физические поля
(гравитац. электромагнит.) обладают энергией и импульсом

Пространство – категория, которой обозначают всеоб0щую форму бытия материи, характеризующую ее протяженность, структурность

Время – философская категория, обозначает всеобщую форму бытия материи, выражающую порядок необратимой смены событий, последовательность и длительность существования различных объектов, явлений, процессов

Типы классификации материиМатерия существует в виде вещества и поляСуществуют уровни (формы) материифизическийхимическийбиологическийсоциальныйМатерия существует как…живая

Слайд 26Развитие
Диалектика – учение о закономерностях развития, об изменчивости бытия,

о взаимосвязанности всех его проявлений и форм, а также философский

метод осмысления и изучения окружающей действительности

Движение – понятие, которым обозначаются всякие изменения объектов, систем, отношений. Движение в той или иной форме существует всегда

Покой – отсутствие изменений в определенный промежуток времени, в определенной системе координат; покой может быть относительным; абсолютный покой невозможен

Процесс – последовательная смена состояний, тесная связь закономерно следующих друг за другом стадий изменений

Развитие – необратимое, направленное, закономерное изменение объектов, в результате которого возникает новое качественное состояние данных объектов.

Отношение – форма связи между объектами, выражающая то, что эти объекты объединяет; взаимная связь различных предметов, процессов, явлений, величин

Формы движения материи
Физическая, химическая, биологическая. социальная

Развитие Диалектика – учение о закономерностях развития, об изменчивости бытия, о взаимосвязанности всех его проявлений и форм,

Слайд 27Развитие может быть
прогрессивным
регрессивным
постепенным
скачкообразным
Принципы
всеобщего развития
всеобщей связи
Ядро диалектики составляют
Категории
сущность и явление,

содержание и форма, причина и следствие, возможность и действительность, необходимость

и случайность,
качество, количество, мера

Основные
законы
диалектики

отрицания
отрицания
Указывает на направленность развития.
В процессе развития каждая ступень, являющаяся результатом двойного отрицания-снятия, является синтезом предыдущих ступеней и воспроизводит на более высокой основе характерные черты, структуру исходной ступени развития

переход количественных изменений в качественные
Раскрывает механизм развития.
Количественные и качественные характеристики материальных систем связаны таким образом, что на определенном этапе развития изменения количественные приводят к изменениям качественным, а новое качество порождает новые возможности и интервалы количественных изменений

единства и борьбы противоположностей
Раскрывает источник развития.
Всякое самодвижение и развитие происходит благодаря взаимодействию, внутреннему единству и взаимопроникновению противоположных, взаимоисключающих сторон и тенденций предметов, явлений и процессов

Развитие может бытьпрогрессивнымрегрессивнымпостепеннымскачкообразнымПринципывсеобщего развитиявсеобщей связиЯдро диалектики составляютКатегории сущность и явление, содержание и форма, причина и следствие, возможность

Слайд 28Система
Признаки системы:
сложность, неоднородность, целостность, взаимозависимость элементов, структурность
Структура системы

– характер и организация связей и отношений между элементами (и

подсистемами), а также собственно состав этих подсистем и элементов

Система
(греч. systema – целое, составленное из частей) – целостность, образованная множеством элементов, находящихся в функциональных отношениях между собой

Системы обладают способностью к самоорганизации, т.е. способностью материальных систем без участия внешних воздействий самосовершенствоваться, повышать уровень адаптации к окружающей среде









Системы делятся на
(типология систем):

материальные

идеальные

Системы неживой природы

живые

социальные

открытые

статические

стабильные

закрытые

динамические

нестабильные

Вопросы самоорганизации рассматриваются синергетикой (от греч. sinergeia – совместное действие, сотрудничество, содружество) «концепцией неравновесной динамики», «теорией самоорганизации нелинейных динамических сред», «теорией катастроф»

Система Признаки системы: сложность, неоднородность, целостность, взаимозависимость элементов, структурностьСтруктура системы – характер и организация связей и отношений

Слайд 29Природа человека
Основные подходы во взглядах на происхождение человека
Человек сотворен идеальным

началом –
Богом, мировым разумом
Человек произошел
в результате эволюционного процесса на

Земле

Человек «занесен»
на Землю
пришельцами
из Вселенной

Личность – индивид в совокупности его общественных отношений, социальных статусов и ролей, субъект социокультурной жизни

Человек – живое существо, представитель рода человеческого; отличается прямохождением, самым развитым головным мозгом, членораздельной речью, способностью к абстрактному мышлению, жизнью в социуме

Индивид – отдельно взятый представитель человеческого рода
(общества, народа, социальной группы

Природа человекаОсновные подходы во взглядах на происхождение человекаЧеловек сотворен идеальным началом –Богом, мировым разумомЧеловек произошел в результате

Слайд 30Деятельность – специфическая форма активного отношения человека к действительности, содержание

которой – осознанное, целесообразное изменение окружающего мира в интересах людей
материальная
игра
общение
духовная
профессиональная
Фатализм


всё в жизни человека, как все процессы в обществе и природе, предопределено высшей волей, роком, судьбой

Волюнтаризм – субъект совершает все поступки исключительно по своей воле, реализуя свои интересы, иначе он, формально, перестает быть субъектом, личностью

Свобода –
способность
человека к активной деятельности
в соответствии со своими намерениями, желаниями и интересами, в ходе которой он добивается поставленных целей

Деятельность – специфическая форма активного отношения человека к действительности, содержание которой – осознанное, целесообразное изменение окружающего мира

Слайд 31Концепции смысла жизни или разных систем ценностей
Э
Гг
э
Гедонизм
«Жить – значит наслаждаться»

Эвдемонизм


Жизнь – стремление к счастью как последнему назначению человека
Этика долга
Жизнь

– это самопожертвование, альтруизм во имя служения идеалу

Прагматизм
Цель жизни оправдывает любые средства ее достижения

Аскетизм
Жизнь – это отречение от мира, умерщвление плоти ради искупления грехов

Утилитаризм
Жить – значит из всего извлекать пользу

Гандизм
Отказ от беспредельного потребления и добровольное самоограничение

Концепции смысла жизни или разных систем ценностейЭГгэГедонизм«Жить – значит наслаждаться»Эвдемонизм Жизнь – стремление к счастью как последнему

Слайд 32Сознание
Основные виды представлений о сознании
Объективно –
идеалистический
Индивидуальное сознание –

результат активности идеального начала, которое творит и сознание, и его

материальную основу (тело человека, его головной мозг)

Субъективно-идеалистический
Индивидуальное сознание непременно существует, оно –
а) продукт активности мирового идеального начала,
б) носит самостоятельный характер; материальной основы может и не быть

Радикально-материалистический
Сознание имеет строго материальную основу, а иногда и само носит материальный характер
( вырабатывается мозгом, как желчь – печенью)

Умеренно-материалистический
Сознание – идеальное по своей сущности – возникает в результате развития материи; обладает некоторой самостоятельностью по отношению к материальной основе, но обусловлено природой человека, культурой

Отражение – способность материальных систем воспроизводить в самих себе свойства взаимодействующих с ними других материальных систем

Уровни отражения…

в живой природе

в неживой природе

механическое

физическое

химическое

раздражимость

психические реакции

сознание

Сознание Основные виды представлений о сознанииОбъективно – идеалистическийИндивидуальное сознание – результат активности идеального начала, которое творит и

Слайд 33Виды сознания: коллективное, групповое, классовое, общечеловеческое
Мышление – опосредованное и обобщенное

отражение действительности
в сознании
Признаки сознания: целеполагание, целесообразность, познание, творчество, планирование,

управление

Функции сознания:
творческая, коммуникативная, аксиологическая, телеологическая, мировоззренческая, методологическая, познания

Сознание – свойство головного мозга человека, представляющее собой идеальное отражение действительности во внутреннем духовном опыте человека

Ощущения – способность отражать отдельные свойства предметов реальности в результате непосредственного взаимодействия с ними
(зрительные, слуховые, вкусовые, осязательные и др.)

Восприятия – это процесс формирования на основе совокупности отдельных ощущений целостного образа предмета в совокупности его свойств в процессе непосредственного воздействия предмета на органы чувств

Представление – воспроизведение образа ранее воспринятого предмета, но уже вне непосредственного контакта с ним

О с н о в а с о з н а н и я

Виды сознания: коллективное, групповое, классовое, общечеловеческоеМышление – опосредованное и обобщенное отражение действительности в сознанииПризнаки сознания: целеполагание, целесообразность,

Слайд 34Сознание и бессознательное
Бессознательное – это те явления, процессы, свойства и

состояния, которые оказывают влияние на поведение человека, но не осознаются

им.

Трехзвенная (трехэтажная) картина человеческой психики (по З. Фрейду)

Супер Эго
(Сверх – Я) -Сверхсознание

Эго (Я)
Сознание

ОНО
Бессознательное

Дается обществом:

Правила поведения, родительские запреты, моральная цензура и т.п.

Резервуар биологической энергии

Страхи, комплексы, неврозы, инстинкты – главный - «либидо» – половой инстинкт

Проявляется: - в ошибках (описках, оговорках и т.п. явлениях);
- в непроизвольной забывчивости (имен, обещаний, намерений, событий, фактов и т.п.);
- в фантазиях, мечтах, грёзах и сновидениях

Сознание и бессознательноеБессознательное – это те явления, процессы, свойства и состояния, которые оказывают влияние на поведение человека,

Слайд 38Ступени познания
Живое созерцание
Абстрактное мышление
Практика
Критерий истины
Чувственное познание
Рациональное познание

Ступени познанияЖивое созерцаниеАбстрактное мышлениеПрактика Критерий истиныЧувственное познаниеРациональное познание

Слайд 39Практика –
конкретная деятельность людей по преобразованию окружающего мира и самого

человека. Практика является основной формой познания и критерием (мерилом) истины

при познании.

Главные виды практики:
Материальное производство
Управленческая деятельность
Научный эксперимент

Функции практики:
является критерием истины
является основой познания
является целью познания
является результатом познания

Практика –конкретная деятельность людей по преобразованию окружающего мира и самого человека. Практика является основной формой познания и

Слайд 49Общество
Существование человека, способного развиваться, с высокой точностью отражать окружающий

мир, абстрактно мыслить
Благоприятные природные условия
Коллективистский образ жизни, организация производства
ппл

род
семья
Общество (социум)

– обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей, объединенных взаимными интересами, нормами поведения и взаимодействия

племя

Общество в узком смысле – определенный этап человеческой истории, отдельное общество, образованное определенным народом на определенной территории (например, французское)

Общественные отношения –
возникающие в процессе деятельности взаимодействия, взаимовлияния, характеризующие структуру и качественную определенность общества

Общество Существование человека, способного развиваться, с высокой точностью отражать окружающий мир, абстрактно мыслитьБлагоприятные природные условияКоллективистский образ жизни,

Слайд 50Типы классификации общества

по национальному признаку

по уровню развития технологий

по типу общественно-экономической

формации

по характеру социальных отношений

по религиозному признаку

и др.
Уровни общества

Человек,

Семья.

Коллектив,

Классы, страты,
сословия,

касты,

Нации, государства, союзы государств,

Человечество
или мировое сообщество

Сферы общества

Материальная сфера (сфера производства материальных ценностей)

Духовная сфера
(сфера производства идеальных ценностей)

Сфера социальной регуляции

Социальная сфера (сфера социального взаимодействия)

Типы классификации обществапо национальному признакупо уровню развития технологийпо типу общественно-экономической формациипо характеру социальных отношенийпо религиозному признаку и

Слайд 51Социальная система
Культура
уровень воспитания и образования человека, совокупность его личных

качеств; его внутренний духовный мир;
уровень результатов деятельности в определенной

области, эффективность функционирования;
особенности, тип и уровень развития конкретно-исторической социальной системы;
совокупность средств человеческой жизнедеятельности и др.

Различные подходы к осмыслению социального развития
«Цикличный»
«Линейный»
Формационный
Цивилизационный

Прогресс происходит во всех сферах общества
Существует лишь технологический прогресс

Социальная подсистема

Социальная подсистема

Социальная подсистема

П р и р о д а

Социальная макросистема (или макросоциум) – все мировое сообщество, современное человечество, включающее все население планеты

Социальная система – отдельно взятое самодостаточное общество, функционирующее в форме суверенного государства

Социальная системаКультура уровень воспитания и образования человека, совокупность его личных качеств; его внутренний духовный мир; уровень результатов

Слайд 52Формы общественного сознания и социальная регуляция общества
Общественное сознание – система

идеальных форм, образов, мнений, переживаний, усвоенных большими группами людей, руководствующиеся

ими в жизни; отображение в духовной деятельности людей интересов, представлений различных социальных групп, классов, наций, общества в целом; проявляется в традициях, в настроениях, в науке и искусстве, в морали и праве, в религии и др.

Мифология

Философия

Религия

Искусство

Обыденное сознание

Наука

Качественное состояние и параметры развития общества в значительной мере определяются состоянием общественного сознания и системой социальной регуляции

Социальная регуляция осуществляется различными способами в ходе соперничества, сотрудничества, нейтралитета, взаимного обмена и т.д. При этом важную роль играет система социальных норм

Социальные нормы – принятые обществом правила, регулирующие поведение, людей, социальных групп, общественные отношения; способствуют социализации индивида, согласованности социальной активности в обществе, обеспечению в нем порядка

Мораль или нравственное сознание общества – один из основных способов нормативной регуляции поведения индивида и коллективных социальных субъектов, основанных на понимании сущности добра и зла, совести, чести, достоинства, справедливости, сострадания

Право – установленная или санкционированная государством система правил поведения людей, которая при необходимости обеспечивается государственным принуждением и выражается в официальной форме (например, в форме закона)

Формы общественного сознания и социальная регуляция обществаОбщественное сознание – система идеальных форм, образов, мнений, переживаний, усвоенных большими

Слайд 53Проблемы современного общества
Глобальные проблемы - такие социальные ситуации, выраженные в

противоречиях социального характера и тесно связанные между собой, которые актуальны

для всех жителей планеты, угрожают развитию и существованию человечества, требуют немедленных решений и согласованных энергичных усилий всего человечества

Варианты классификаций проблем современного общества

проблемы в отношениях человека и природы

глобальные проблемы общественного развития

демографические

продовольственные

энергетиче6ские

экологические

терроризма

здравоохранения

неравномерного экономического развития

войны и мира

проблемы между обществом и индивидом

Глобализация
Процесс возрастания взаимозависимости всех субъектов международных отношений

Проблемы современного обществаГлобальные проблемы - такие социальные ситуации, выраженные в противоречиях социального характера и тесно связанные между

Слайд 54Г л о б а л и з а ц

и я п р о я в л я е

т с я

в политике

в науке

в образовании

в экономике

в искусстве

в СМИ

Россия оказывает большое влияние на развитие мирового сообщества в результате активности в различных областях социальной деятельности

Россия

Основные группы проблем России

Внешние
противоречия

Внутренние
противоречия

Изменения
ментальности
российского общества

Г л о б а л и з а ц и я п р о я в

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика