Слайд 1Предмет философии: природа, генезис, структура, функции.
Слайд 2Понятие мировоззрения, его структура и основные типы.
Философия как тип мировоззрения.
Основные
философские проблемы, предметное поле философии.
Основные разделы философии и функции философского
знания.
Связь философии и медицины.
Слайд 3Мировоззрение – целостная система взглядов на мир и место человека
в нем, о ценностях и убеждениях личности.
В истории человечества
выделяются три основные формы мировоззрения:
• мифология (мифы);
• религия (вера);
• философия (наука).
Слайд 4Ступени мировоззренческого освоения мира:
«мироощущение», «мировосприятие», «миропонимание».
Мироощущение – первая
ступень мировоззренческого становления человека; это эмоционально-психологическая сторона мировоззрения на уровне
настроений, чувств.
Мировосприятие – вторая ступень, позволяющая видеть мир в единстве сторон, опыт формирования познавательных образов мира с использованием наглядных представлений.
Миропонимание – высшая ступень мировоззренческого освоения мира, познавательно-интеллектуальная сторона его.
Эти ступени мировоззрения неразрывно связаны друг с другом, взаимно дополняют друг друга, образуя целостный образ мира и своего места в нем.
Составляющие компоненты мировоззрения:
ценностные ориентации, вера, идеалы, убеждение, воля к действию, сомнение, догматизм, скептицизм и т.д.
Слайд 5 Философия – наука о наиболее общих принципах и законах развития
природы, общества и человеческого мышления. Это особый, научно-теоретический тип мировоззрения.
Философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического тем, что оно:
основано на знании (а не на вере либо вымысле);
рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя);
логично (имеет внутреннее единство и систему);
опирается на четкие понятия и категории.
Слайд 6Философия как мировоззрение прошла три основные стадии своей эволюции:
космоцентризм
теоцентризм
антропоцентризм
Космоцентризм
– философское мировоззрение, в основе которого лежит объяснение окружающего мира,
явлений природы через могущество, и бесконечность внешних сил – Космоса. Согласно данному типу мировоззрения все сущее зависит от Космоса и космических циклов (эта философия была свойственна Древней Индии, Древнему Китаю, иным странам Востока, а также Древней Греции).
Слайд 7Теоцентризм – тип философского мировоззрения, в основе которого лежит объяснение
всего сущего через господство необъяснимой, сверхъестественной силы - Бога (был
распространен в средние века в Европе).
Антропоцентризм – тип философского мировоззрения, в центре которого стоит проблема человека (Европа эпохи Возрождения, нового и новейшего времени, современные философские школы).
Слайд 8Понятие философии
Φιλοσοφία
φιλειν – любить
σοφία – мудрость
Пифагор
(VI в. до н.э.)
Слайд 9Три взгляда на предмет философии
Наука о наиболее общих
законах мироздания
(о мире
как целом)
Философия – «сверхнаука»
(«наука наук»)
Познание, свободное
от догм, но не достигшее
научной
точности
Философия – «недонаука»
(наука в «зародыше»)
Изучение не мира самого
по себе, а отношения
человека и мира
Философия – «метанаука»
(рефлектирующее знание)
Аристотель
Рассел
Философия – «сверхнаука»
(«наука наук»)
Философия – «недонаука»
(наука в «зародыше»)
Философия – «метанаука»
(рефлектирующая наука)
Слайд 10Понятие рефлексии
Рефлексия (лат. reflexio - отражение) –
анализ собственных мыслей
и переживаний,
мышление,
направленное на самого себя ,
самопознание.
Слайд 11Философия и наука
Предмет науки –
объективная (т.е., существующая
независимо от индивидуального
сознания) действительность.
Другими
словами,
наука стремится создать
картину мира, каким тот был бы,
если бы нас
в нём вообще не было.
Следовательно, наука
представляет нам не реальный мир
(ибо в реальном мире
мы как раз есть!), а лишь некий
«срез» (модель) реального мира.
Философия
тем и отличается от науки,
что не отвлекается
от субъективного.
Напротив, философия стремится
создать картину мира, которая
не просто учитывает
факт нашего бытия в мире,
но именно его - наше бытие в мире
(или, иначе выражаясь,
субъект-объектные отношения) –
и делает своим
специфическим предметом.
Слайд 12Основные разделы философии
Философия
Онтология
(метафизика)
Гносеология
(эпистемология)
Этика
(аксиология)
учение о бытии
учение о знании
учение о благе
и ценностях
Слайд 13Онтология
Онтология
(от греч. όν, род. όντος, сущее,
и λόγος, слово, понятие) –
раздел
философии, изучающий
фундаментальные
принципы бытия,
наиболее общие сущности
и категории сущего;
иногда отождествляется с
метафизикой,
но чаще
рассматривается как
её основополагающая часть,
т.е. как метафизика бытия.
Метафизика
(от греч. μετά τά φυσικά,
то, что после физики) –
философское учение о
сверхопытных началах
и законах бытия вообще
или какого-либо типа бытия;
иногда употребляется
как синоним слова
«философия»
или сближается с понятием
«онтология».
Слайд 14
Гносеология
Гносеология
(греч. γνώσις, знание,
познание,
и λόγος, слово, понятие) –
теория познания,
раздел философии,
изучающий природу
и возможности знания,
его предпосылки,
средства,
и условия достоверности.
Эпистемология
(греч. επιςτήμη, знание,
и
λόγος, слово, понятие) –
теория познания;
синоним слова
«гносеология»,
употребляемый
в английском
и французском языках.
Слайд 15
Этика
Этика
(греч. ηθικά, от ηθικός,
относящийся к нраву,
характеру; лат. ethica)
–
раздел философии,
изучающий мораль
как сферу высших ценностей
и долженствования
и нравственность
как сторону
жизнедеятельности человека
и форму общественного
сознания.
Аксиология
(греч. αξια, ценность,
и λόγος, слово, понятие) –
учение о ценности,
философская дисциплина,
изучающая характеристики,
структуру и иерархии
ценностного мира,
его онтологический статус
и способы познания,
природу и специфику
ценностных суждений.
Слайд 16Основные методы философии:
Диалектика - метод философского исследования, при котором
вещи, явления рассматриваются последовательно с учетом их внутренних противоречий, изменений,
развития, причин и следствий, единства и борьбы противоположностей; искусство вести беседу, спор.
Метафизика - учение о сверхопытных и сверхъестественных началах и законах бытия.
Догматизм - восприятие окружающего мира через призму догм.
Эклектика - соединение разнородных взглядов, идей, принципов или теорий.
Софистика - учение древнегреческих философов о парадоксах или истинных суждениях, кажущиеся ложными.
Герменевтика - метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов.
Слайд 17 Два противоположных подхода к решению вопроса о природе, сущности мира
и человека обозначили суть основного вопроса философии Основным в философии
традиционно считается вопрос об отношении мышления к бытию, а бытия - к мышлению (сознанию).
Материя и сознание (дух) – две неразрывные и в то же время противоположные характеристики бытия. В связи этим существуют две стороны основного вопроса философии – онтологическая и гносеологическая.
Онтологическая (бытийная) сторона основного вопроса философии заключается в постановке и решении проблемы: что первично – материя или сознание?
Суть гносеологической (познавательной) стороны основного вопроса: познаваем или непознаваем ли мир, что первично в процессе познания?
В зависимости от онтологической и гносеологической сторон в философии выделяются основные направления – соответственно материализм и идеализм, а также эмпиризм и рационализм.
Слайд 18Онтологическая (бытийная) сторона основного вопроса философии выделяет такие направления, как:
материализм;
идеализм;
объективный идеализм;
субъективный идеализм;
вульгарный материализм;
дуализм;
деизм;
Слайд 19Гносеологическая (познавательная) сторона основного вопроса философии выделяет такие направления, как:
гностицизм;
агностицизм;
скептицизм;
эмпиризм(сенсуализм);
рационализм.
Слайд 20 Материализм (так называемая "линия Демокрита") – направление в философии, сторонники
которого считали, что в отношениях материи и сознания первичной является
материя.
Идеализм ("линия Платона") – направление в философии, сторонники которого в отношениях материи и сознания первичным считали сознание (идею, дух).
Направления в идеализме:
объективный идеализм (Платон, Лейбниц, Гегель и др.);
субъективный идеализм (Беркли, Юм).
Слайд 21Суть дуализма заключается в том, что существуют две независимые субстанции
– материальная (обладающая свойством протяжения) и духовная (обладающая свойством мышления);
Деизм
– направление в философии сторонники которого (преимущественно французские просветители XVIII в.) признавали наличие Бога, который, по их мнению, единожды сотворив мир, уже не участвует в его дальнейшем развитии и не влияет на жизнь и поступки людей
Слайд 22Эмпиризм – метод и направление в познании, согласно которому в
основе познавательного процесса, знания лежит опыт, получаемый преимущественно в результате
чувственного познания.
Рационализм – философский метод и направление в философии, в силу которого истинное, абсолютно достоверное знание может быть достигнуто только с помощью разума без влияния опыта и ощущений.
Слайд 23Представители гностицизма (как правило, материалисты) считают, что мир познаваем, а
возможности познания неограничены.
Противоположной точки зрения придерживаются агностики (как правило,
идеалисты) – мир непознаваем, а возможности познания ограничены познавательными возможностями человеческого разума.
В настоящее время, несмотря на тысячелетние искания философов, основной вопрос философии достоверно не решен ни с онтологической, ни с гносеологической стороны и фактически является извечной (неразрешенной) философской проблемой.
Слайд 24Функции философии
Мировоззренческая
Методологическая
Мыслительно-теоретическая
Гносеологическая
Критическая
Аксиологическая
Социальная
Воспитательно-гуманитарная
Прогностическая
Слайд 25Три философские традиции
Греция
Китай
Индия
Слайд 26 Античная философия (VI в. до н.э. – III в.
н.э.)
Ранняя античная философия (VI-V в. до н.э.)
«Высокая классика» (конец V
– IV в. до н.э.)
Эллинистическая философия (конец IV – I в. до н.э.)
Поздняя античная философия (I-III вв. н.э.)
Средневековая философия (IV-XIV вв.)
Патристика (IV-VIII вв.)
Схоластика (XI-XIV вв.)
Периодизация западной философии
Слайд 27Философия Возрождения (XV-XVI вв.)
Гуманистическое(XIV-XV вв.)
Неоплатоническое(сер.XV-XVI вв.)
Натурфилософское(XVI- нач.XVII вв.)
Реформационное(XVI-XVII вв.)
Политическое(XV-XVI вв.)
Утопическо-социалистическое
(XV-XVII вв.)
Новая философия (XVII – первая треть XIX в.)
Начальный
период (XVII – начало XVIII в.)
Философия Просвещения (середина XVIII в.)
Немецкая классическая философия (конец XVIII – первая треть XIX в.)
Современная философия (с 40-х гг. XIX в.)
Слайд 28 Связь философии и медицины.
Современные исследования в медицинской науке
характеризуются тем, что теория медицины перестает строиться на одном лишь
естественнонаучном знании. Рост числа нервно-психических расстройств, выявление психогенного механизма соматических болезней, зависимость терапевтических эффектов от личностных факторов и другие факторы потребовали более широкого подхода к пониманию жизни человеческого организма и существа его патологии. Поэтому выявилась вполне закономерная тенденция к расширению базиса медицины, к включению в ее объяснительные конструкции наряду с естественными также и гуманитарных знаний. Таким образом, в современных условиях возрастает зависимость медицинской теории от философского знания.