Слайд 2Лекция 5.
Общая характеристика древнеегипетского рельефа.
Палетка фараона Нармера
ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
Слайд 3ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:
ОСОБЕННОСТИ РЕЛЬЕФОВ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
ДРЕВНЕЕГИПЕТСКИЙ СКУЛЬПТУРНЫЙ КАНОН В РЕЛЬЕФЕ
ТИПЫ РЕЛЬЕФОВ
В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ
Слайд 4ОСОБЕННОСТИ РЕЛЬЕФОВ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
ПОДЧИНЕНЫ АРХИТЕКТУРЕ
ПОНИМАЛИСЬ КАК ИЕРОГЛИФЫ – священные знаки,
обладающие животворной силой
СОЗДАНИЕ РЕЛЬЕФА – увековечивание жизненной силы изображенного
ЕДИНЫЙ КАНОН
для рельефных и живописных изображений сформировался во времена IV – VI династий, не изменялся до Нового царства
РЕЛЬЕФ ПОКРЫВАЛ СТЕНЫ, ПОТОЛКИ, ПОЛ ПОЛНОСТЬЮ: одно изображение гигантского размера или ярусы сцен
РЕЛЬЕФЫ располагались в гробницах, храмах, на стелах, на статуях
ХУДОЖНИК (мастер рельефа или живописи) – «слушающий зов»
Слайд 5 Фараон Тутмос III, поражающий врагов. Рельеф пилона храма Амона-Ра
в Карнаке
Новое царство 1/3
Стела Хунена. Среднее царство
Слайд 6Совмещение рельефа и живописи
Рельеф с изображением Ментухотепа I из Дейр-эль-Бахри.
Среднее царство
Фрагмент рельефа одной из гробниц в Бени-Хасане .
Среднее царство
Слайд 7ОСНОВАН НА ПРИМЕНЕНИИ ОСНОВ ГЕОМЕТРИИ И МЕТОДОВ ЧЕРЧЕНИЯ:
ПРОПОРЦИИ «ЗОЛОТОГО СЕЧЕНИЯ»
ОСОБЫЕ
ПРИЕМЫ ПЕРЕДАЧИ ТРЕХМЕРНОГО ПРОСТРАНСТВА НА ПЛОСКОСТИ
СКУЛЬПТУРНЫЙ КАНОН В РЕЛЬЕФЕ
Слайд 8МЕТОД ОРТОГОНАЛЬНЫХ ПРОЕКЦИЙ: проектирование предметов на плоскость линиями перпендикулярными (ортогональными)
этой плоскости
Выбирается наиболее характерный ракурс предмета
СКУЛЬПТУРНЫЙ КАНОН В РЕЛЬЕФЕ
Изображение Аменхотепа
III. Новое царство 1/3
Слайд 9СКУЛЬПТУРНЫЙ КАНОН В РЕЛЬЕФЕ
Размеры предметов на плоскость не зависят от
расстояния этих предметов от этой плоскости
ПРИНЦИП «ПЕРЕКРЫТИЯ» - способ передачи
глубины пространства
Слайд 10УСЛОВНЫЕ ПОВОРОТЫ ПЛОСКОСТИ ИЗОБРАЖЕНИЯ: каждая часть тела или предмета изображается
в наиболее выгодном повороте – «вид спереди», «вид сбоку», «вид
сверху»
СКУЛЬПТУРНЫЙ КАНОН В РЕЛЬЕФЕ
Сети I с сыном во время охоты на быка.
Рельеф храма Амона в Карнаке. Новое царство 3/3
Слайд 11РАЗНОМАСШТАБНОСТЬ ИЗОБРАЖЕНИЯ – способ передачи иерархии изображенных персонажей
СКУЛЬПТУРНЫЙ КАНОН В
РЕЛЬЕФЕ
Стела фараона Джета. Из Абидоса Ранее царство
Слайд 12СКУЛЬПТУРНЫЙ КАНОН В РЕЛЬЕФЕ
Амон-Ра. Рельеф храма Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри.
Новое царство 1/3
Жрица Хатхор с систром. Рельеф храма Хатшепсут
в Дейр-эль-Бахри. Новое царство 1/3
Слайд 13 Правители страны Пунт. Фрагмент рельефа портика Пунта из храма
Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри. Новое царство 1/3
Египтяне. Фрагмент рельефа портика
Пунта из храма Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри. Новое царство 1/3
Слайд 14ЗАДАЧИ РЕЛЬЕФОВ:
ПОМОЩЬ В ПРОВЕДЕНИИ РИТУАЛОВ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ВСТРЕЧУ ЗЕМНОГО И НЕБЕСНОГО
(ЧЕЛОВЕКА И БОГОВ)
ПОМОЩЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДУШЕ В ПРЕОДОЛЕНИИ ТРУДНОСТЕЙ НА ПУТИ
В НОВУЮ ЖИЗНЬ – изображение путешествия человеческой души в загробный мир, сцены загробной жизни
МАКСИМАЛЬНАЯ ИНФОРМАТИВНОСТЬ
Слайд 15Низкий барельеф – фон изображения убирается на высоту рельефа (изображение
выше фона)
ТИПЫ РЕЛЬЕФОВ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ
Слайд 16Врезанный рельеф – фон остается нетронутым, углубляются границы изображения (фон
и изображение имеют одну высоту)
Типы рельефов в древнем египте
Слайд 18ГОСПОДСТВО ФАРАОНА В МИРОЗДАНИИ: победа царя над силами хаоса (дикими
зверями, врагами)
Сцены охоты, рыбной ловли, наказание врагов, преследование диких зверей
СЮЖЕТЫ
РЕЛЬЕФОВ:
Охота Рамсеса III на диких быков. Рельеф юго-западной стороны первого пилона храма Рамсеса III в Мединет-Абу. Новое царство 3/3
Слайд 19Сети I поднимается на колесницу перед боем. Рельеф храма Амона
в Карнаке.
Новое царство 3/3
Слайд 20 Рамсес II с войском на колесницах. Рельеф храма Рамсеса
II в Абу-Симбеле.
Новое царство 3/3
Слайд 21 Рамсес II, поражающий хеттского вождя в битве при Кадеше.
Рельеф храма Рамсеса II в Абу-Симбеле. Новое царство 3/3
Рамсес
II, поражающий хеттов в битве при Кадеше. Рельеф храма Рамсеса II в Абу-Симбеле. Новое царство 3/3
Слайд 22ОТОЖДЕСТВЛЕНИЕ ЦАРЯ С БОГАМИ: фараон в образе Гора в сопровождении
богов и богинь, совершающий жертвоприношения божествам в обмен на их
милость
СЮЖЕТЫ РЕЛЬЕФОВ:
Стела Харемхеба. Новое царство 2/3
Слайд 23 Аменхотеп III, приносящий дары Амону. Из храма Амона-Ра, Мут
и Хонсу в Луксоре. Новое царство 1/3
Сети I, приносящий
жертвы богам. Рельеф храма Амона в Карнаке.
Новое царство 3/3
Слайд 24Сети I преподносит богине Исиде Джед. Рельеф храма Сети I
в Абидосе.
Новое царство 3/3
Хатшепсут в образе фараона, приносящая дары Гору.
Рельеф храма Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри. Новое царство 1/3
Слайд 25ПРАЗДНЕСТВО ХЕБ-СЕД: фараон в короне Верхнего и Нижнего Египта в
ритуальном одеянии с символами власти над объединенным Египтом (жезл и
плеть), совершающий ритуальный танец или бег – символ обновления жизненных сил
СЮЖЕТЫ РЕЛЬЕФОВ:
Слайд 26ЖЕРВОПРИНОШЕНИЯ: процессии людей, несущих дары
СЮЖЕТЫ РЕЛЬЕФОВ:
Сцена жертвоприношения. Рельефы первого
двора храма Рамсеса III в Мединет-Абу. Новое царство 3/3
Слайд 27 Плакальщики. Рельеф из Мемфиса. Новое царство 2/3
Слайд 29ДАРЫ БОГОВ ЦАРЮ: фараон, принимающий дары от богов – знак
признания богами его божественной сущности, он равен богам (в залах
для жертвоприношений)
СЮЖЕТЫ РЕЛЬЕФОВ:
Амон и царица Хатшепсут. Новое царство 1/3
Слайд 30ПУТЕШЕСТВИЕ ДУШИ В ЗАГРОБНЫЙ МИР
СЦЕНЫ ИЗ ЗАГРОБНОЙ ЖИЗНИ
СЮЖЕТЫ РЕЛЬЕФОВ:
Доение
коровы. Рельеф саркофага царицы Кавит. Из дейр-Эль Бахари . Среднее
царство
Слайд 31СЮЖЕТЫ РЕЛЬЕФОВ:
Заклание быка. Рельеф саркофага царицы Ашаит. Из дейр-Эль
Бахари. Среднее царство
Слайд 32СТЕЛЛА ФАРАОНА ДЖЕТА. РАННЕЕ ЦАРСТВО
Слайд 34ПАЛЕТКА ФАРАОНА НАРМЕРА. РАНЕЕ ЦАРСТВО
Слайд 39Задание к семинару
УМКД «ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ ИСКУССТВА»: ЛЕКЦИИ № 6, 7,
9, 11, 13, 17
СРАВНЕНИЕ ЧЕРТ ДРЕВНЕЕГИПЕТСКОГО КАНОНА ДЛЯ СКУЛЬПТУРЫ И
ДЛЯ РЕЛЬЕФА: «МИКЕРИН С БОГИНЯМИ» и «ТУТМОС III, ПОРАЖАЮЩИЙ ВРАГОВ»
ПАЛЕТКА НАРМЕРА КАК МОДЕЛЬ МИРОЗДАНИЯ: понятия «Природа», «человек», «социум», «Бог», «Мироздание»