Слайд 1Философия Др. Китая и Др. Индии (VI до н.э. –
III н.э.)
Слайд 2Традиционные общества. Признаки
Экономическая основа – с/х производство. Отсутствие или
слабое развитие рынка, преобладание натурального хозяйства.
Культурная регуляция осуществляется с
помощью обычаев и традиций.
Политические институты малоразвиты, руководство осуществляется по принципу старшинства.
Незначительная динамика социокультурных процессов.
Слайд 3Философия Др. Индии
(600 гг. до н.э. – 200 гг.
до н.э.)
Школы, основанные на авторитете Вед – даршаны (ортодоксальные):
санкхья, вайшешика, ньяя, миманса, йога, веданта
Школы отходящие от авторитета Вед (неортодоксальные): буддизм, джайнизм, чарвака-локоята
Слайд 4Основные идеи ортодоксальных школ:
Вечная пульсация Космоса – дыхания бога-Брахмы
(творца). Выдох (бытие) сменяется вдохом (небытие). Космос-Брахма умирает, затем возрождается
вновь. При этом каждый раз появляется новая Вселенная и новая человеческая раса (более совершенные). Этот порядок называется РИТА.
Первоначально мир представлял собой нерасчлененное материальное состояние – Пракрити. Пракрити противопоставляется пуруша – чистое (индивидуальное) сознание. Пракрити заслоняет от пуруши высшую реальность – Брахму. Истинная природа бытия – сновидение Брахмы, мираж, майя.
Бытие бога и человеческой души тождественны (Брахма есть Атман). Познание мира – познание себя. Человек имеет две составляющие души: Атман (неуничтожим и вечен) и Манас – опыт данного человека.
Сансара – признание вечности и неуничтожимости души, обреченной на страдания в этой жизни. Человек перерождается, каждый раз страдая. Цель жизни – мокша – прекращение цепи перерождений. Цепь перерождений отдельного человека– карма.
Слайд 5Будда (санскр. Буддха буквально — просветлённый)
В буддийской религии существо,
достигшее наивысший святости. В буддийском пантеоне насчитывается множество будд. В
более узком значении Б. — эпитет Сиддхартхи Гаутамы являющегося, согласно буддийской традиции основателем буддизма и жившего с 623 по 544 до н. э. или на 60 лет позже. Буддийские предания рассказывают о том, что он происходил из царской семьи в роде Готамы (отсюда его родовое имя — Гаутама), из племени шакьев, обитавшего в Северной Индии на южной границе современного Непала (отсюда одно из его прозвищ Шакья - Муни — отшельник из шакьев). В возрасте 29 лет Б. оставил семью и дом отца и после 7-летних скитаний, аскетических подвигов и размышлений стал проповедником нового учения.
Слайд 6Восьмеричный путь – буддистская программа личностного самосовершенствования, Ведущая к Великому
освобождению – нирване:
Правильное видение: жизнь полна страданий; есть причина
этих страданий; можно прекратить эти страдания, есть путь к их прекращению.
Правильная мысль: путь самосовершенствования требует постоянной дисциплины.
Правильная речь: наши слова – проявления внутреннего мира, говоря правильно, меняем себя.
Правильное действие: обуздывать гнев, обуздывать плотские влечения, не красть, не лгать, воздержание от опьяняющих веществ.
Правильный образ жизни.
Правильное усилие: совершенствование – насилие над собой.
Правильное внимание: контроль над своим сознанием.
Правильное сосредоточение: медитация.
Слайд 7Философия Др. Китая
(VII в до н.э - III в
н.э )
Даосизм
Конфуцианство
Фа-цзя (легизм или законничество)
Моизм
Минцзя (школа имен)
Инь-ян
Слайд 8Даосизм
Основное понятие – «Дао», имеет два значения: 1) как
первоначало мира, источник и причина его возникновения, корень всего сущего.
2) Единый мировой Закон, гарантирующий существование мира и поддержание его в данном состоянии.
Дао – единство мира. «Дэ» - состояние мира, разделенного на «тьму вещей», проявление Дао в частностях. Дэ – добродетель, благодать, культура.
Мир гармоничен изначально, поэтому главная норма поведения человека – недеяние (у-вэй) с целью не повредить миру.
Идея постоянного круговорота и цикличности.
Познать Дао можно через следование и подражание Дао, которое чуждо активности, всякой деятельности, несет отпечаток мягкости и уступчивости. Это жизнь созерцателя потока изменчивого бытия.
Слайд 9Лао-Цзы (6—5 вв. до н.э.)
Основатель даосизма, автор древнекитайского классического
даосского трактата "Лао-цзы" (др. название "Дао дэ цзин"). Согласно традиции,
Л.-ц. в 6—5 вв. до н. э. был архивариусом при чжоусском дворе; большинство современных учёных считает, что Л.-ц. — фигура легендарная, трактат же написан в конце 4 — начале 3 вв. до н. э., хотя и содержит некоторые более ранние материалы.
Слайд 10Конфуцианство
Главная проблема: «Как лучше управлять людьми: с помощью насилия или
на основе добродетели?».
Добродетельная жизнь – в обществе и для
общества.
Идеал управления обществом следует искать в прошлом. Возвращение словам старинного смысла – «исправление имен».
Управлять обществом необходимо с помощью этикета, церемонии. Детализированное до мелочей исполнение ритуала являлось магическим средством сохранения общемирового статуса-кво. Принципы управления семьей и государством едины. Во главе старший – самый мудрый, которого нужно чить и подчиняться.
«Золотое правило поведения»: не делайте другим того, чего себе не пожелаете. Тогда ни в государстве, ни в семье не будут недовольных.
В управлении государством нужно применять «срединный путь» тушения, сглаживания противоречий, балансировки между крайностями.
Человек от природы добродетелен. Понятие «благородный муж» - образец подражания: следует долгу, стоек, добр и гуманен.
Слайд 11Конфуций, Кун-цзы (родился приблизительно 551 — умер 479 до н.
э.),
Древнекитайский мыслитель, основатель конфуцианства. Происходил из обедневшего знатного рода
и большую часть жизни провёл в царстве Лу. В молодости был мелким чиновником, а затем основал первую в Китае частную школу. Основные взгляды К. изложены в книге "Беседы и суждения" ("Лунь юй"), которая представляет собой запись изречений и бесед К. с его ближайшими учениками и последователями.
Слайд 12Оно призывало к укреплению общественного строя и сложившихся форм государственного
управления путём строгого соблюдения древних традиций, идеализированных конфуцианцами, и определённых
принципов взаимоотношений между людьми в семье и обществе.
Главным в К. были вопросы этики, морали и управления государством.
Основным принципом конфуцианской этики является понятие жэнь ("гуманность") как высший закон взаимоотношений людей в обществе и семье. Жэнь достигается путём нравственного самоусовершенствования на основе соблюдения ли ("этикета") — норм поведения, базирующихся на почтительности и уважении к старшим по возрасту и положению, почитании родителей, преданности государю, вежливости и т. д.
Согласно К., постичь жэнь могут лишь избранные, т. н. цзюнь цзы ("благородные мужи"), т. е. представители высших слоев общества; простолюдины же — сяо жэнь (дословно — "мелкие людишки") не в состоянии постичь жэнь.
. уделяло большое внимание вопросам т. н. гуманного управления, опираясь на идею обожествления власти правителя, существовавшую до К., но им развитую и обоснованную. Государь объявлялся "сыном неба" (тяньцзы), правившим по повелению неба и выполнявшим его волю. Власть правителя признавалась К. священной, дарованной свыше, небом. Считая, что "управлять — значит исправлять", К. придавало большое значение учению чжэн мин (об "исправлении имён"), которое призывало ставить всех в обществе на свои места, строго и точно определять обязанности каждого, что было выражено словами Конфуция: "Государь должен быть государем, подданный — подданным, отец — отцом, сын — сыном". К. призывало государей управлять народом не на основе законов и наказаний, а при помощи добродетели, примером высоконравственного поведения, на основе обычного права, не обременять народ тяжёлыми налогами и повинностями.
Слайд 13Инь-ян
Центральные концепции инь-ян цзя — универсального дуализма сил инь ян и цикличности взаимодействий
"пяти элементов", или фаз (у син1), — легли в основу всей онтологии, космологии
и вообще традиционной духовной культуры и науки Китая (в особенности астрономии, медицины и оккультных искусств). Вероятно, до середины I тысячелетия до н.э. концепции инь ян и "пяти элементов", выражающие различные классификационные схемы — двоичную и пятеричную, развивались в раздельных оккультных традициях — "небесной" (астрономо-астрологической) и "земной" (мантико-хозяйственной).