Слайд 1ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯ
6 школ
Инь-ян = И ЦЗИН
Книга перемен
Даосизм = ДАОДЭЦЗИН Книга пути и благодати
Конфуцианство =
ЛУНЬ ЮЙ Беседы и суждения
Моизм – cоциальная философия
Легизм – «законники»
Мин цзя - школа имён - логика
Слайд 4Взаимопорождение и взаимопреодоление элементов
Слайд 51
2
3
4
5
6
7
8
0
Иерархия: небо-центр-колодец-квартал
Слайд 15дао
Вечно-бесконечно
Безымянно
Непроявленно
Пустотно
естественно
Путь
Слово
логос
Слайд 18дао
Вот вещь, в хаосе возникающая, прежде неба и земли родившаяся!
О беззвучная! О лишенная формы! Одиноко стоит она и не
изменяется. Повсюду действует и не имеет преград. Ее можно считать матерью Поднебесной! Я не знаю ее имени. Обозначая иероглифом, назову ее дао. Произвольно давая ей имя, назову ее великое. Великое - оно в бесконечном движении. Находящееся в бесконечном движении не достигает предела. Не достигая предела, оно возвращается [к своему истоку]. Вот почему велико дао, велико небо, велика земля, велик также и Государь! Во вселенной имеются четыре великих, и среди них - Государь. Человек следует [законам] земли. Земля следует [законам] неба. Небо следует [законам] дао, а дао следует самому себе.
Слайд 19дао
Дао рождает одно, одно рождает два, два рождают три, а
три рождают все существа.(*) Все существа носят в себе инь
и ян, наполнены ци и образуют гармонию.
(*) Одно, по нашему мнению, означает хаос, состоящий из мельчайших частиц ци, как первоначальной формы существования дао. Два - это легкие и тяжелые ци, из которых возникли три - небо, земля, человек.
Слайд 20дэ
Дао рождает [вещи], дэ вскармливает [их], взращивает [их], воспитывает [их],
совершенствует [их], делает [их] зрелыми, ухаживает за ними, поддерживает [их].
Создавать и не присваиваить, творить и не хвалиться, являясь старшим, не повелевать - вот что называется глубочайшим дэ.
Слайд 21пустотность
Дао пусто, но в применении неисчерпаемо. О, глубочайшее! Оно кажется
праотцом всех вещей. Если притупить его проницательность, освободить его от
беспорядка, умерить его блеск, уподобь его пылинке, то оно будет казаться ясно существующим. Я не знаю, чье оно порождение, [я лишь знаю, что] оно предшествует небесному владыке.
Тридцать спиц соединяются в одной ступице, [образуя колесо], но употребление колеса зависит от пустоты между [спицами]. Из глины делают сосуды, но употребление сосудов зависит от пустоты в них. Пробивают двери и окна, чтобы сделать дом, но пользование домом зависит от пустоты в нем. Вот почему полезность чего-либо имеющегося зависит от пустоты.
Дао вечно и безымянно. Хотя оно ничтожно, но никто в мире не может его подчинить себе.
Превращение в противоположное есть действие дао, слабость есть свойство дао. В мире все вещи рождаются в бытии, а бытие рождается в небытии.
Слайд 22естественность
Умный полководец не бывает воинственен. Умелый воин не бывает гневен.
Умеющий побеждать врага не нападает. Умеющий управлять людьми не ставит
себя в низкое положение. Это я называю дэ, избегающее борьбы. Это сила в управлении людьми. Это значит следовать природе и древнему началу дао.
Небесное дао не борется, но умеет побеждать. Оно не говорит, но умеет отвечать. Оно само приходит. Оно спокойно и умеет управлять [вещами]. Сеть природы редка, но ничего не пропускает.
Слайд 23непроявленность
Смотрю на него и не вижу, а поэтому называю его
невидимым. Слушаю его и не слышу, поэтому называю его неслышимым.
Пытаюсь схватить его и не достигаю, поэтому называю его мельчайшим. Не надо стремиться узнать об источнике этого, потому что это едино. Его верх не освещен, его низ не затемнен. Оно бесконечно и не может быть названо. Оно снова возвращается к небытию. И вот называют его формой без форм, образом без существа. Поэтому называют его неясным и туманным. Встречаюсь с ним и не вижу лица его, следую за ним и не вижу спины его. Придерживаясь древнего дао, чтобы овладеть существующими вещами, можно познать древнее начало. Это называется принципом дао.
Слайд 24недеяние
Дао постоянно осуществляет недеяние, однако нет ничего такого, что бы
оно не делало. Если знать и государи будут его соблюдать,
то все существа будут изменяться сами собой.
В Поднебесной самые слабые побеждают самых сильных. Небытие проникает везде и всюду. Вот почему я знаю пользу от недеяния. В Поднебесной нет ничего, что можно было бы сравнить с учением, не прибегающим к словам, и пользой от недеяния.
Слайд 25недеяние
Вода - это самое мягкое и слабое существо в мире,
но в преодолении твердого и крепкого она непобедима, и нет
ей на свете равного. Слабые побеждают сильных, мягкое преодолевает твердое. Это знают все, но люди не могут это осуществлять. Поэтому совершенномудрый говорит: "Кто принял на себя унижение страны - становится государем, и кто принял на себя несчастье страны - становится властителем". Правдивые слова похожи на свою противоположность.
Слайд 26предел
Высшее совершенство похоже на несовершенное, но его действие [не может
быть] нарушено; великая полнота похожа на пустоту, но ее действие
неисчерпаемо. Великая прямота похожа на кривизну; великое остроумие похоже на глупость; великий оратор похож на заику. Ходьба побеждает холод, покой побеждает жару. Спокойствие создает порядок в мире.
Слайд 27совершенномудрый
Не выходя со двора, можно познать мир. Не выглядывая из
окна, можно видеть естественное дао. Чем дальше идешь, тем меньше
познаешь. Поэтому совершенномудрый не ходит, но познает [все]. Не видя [вещей], он проникает в их [сущность]. Не действуя, он добивается успеха.
Слайд 28совершенномудрый
Верные слова не изящны. Красивые слова не заслуживают
доверия. Добрый не красноречив. Красноречивый не может быть добрым. Знающий
не доказывает, доказывающий не знает. Совершенномудрый ничего не накапливает. Он все делает для людей и все отдает другим. Небесное дао приносит всем существам пользу и им не вредит. Дао совершенномудрого -- это деяние без борьбы.
Слайд 29Чжуан-цзы
Однажды Чжуан Чжоу приснилось, что он бабочка! он
весело порхал, был счастлив и не знал, что он —
Чжоу. А проснувшись внезапно, даже удивился, что он — Чжоу. И не знал уже: Чжоу ли снилось, что он — бабочка, или бабочке снится, что она — Чжоу. Ведь бабочка и Чжоу — совсем не одно и то же. Или это то, что называют превращением?
Слайд 31ЛИ — РИТУАЛ
ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЕ
ПОЧТИТЕЛЬНОСТЬ
ЗОЛОТАЯ СЕРЕДИНА
БЛАГОРОДНЫЙ МУЖ
МАЛЕНЬКИЙ ЧЕЛОВЕК
Слайд 33Благородный муж
Благородный муж не подобен вещи.
Он прежде осуществляет задуманное,
а потом уже говорит об этом.
Он ко всем относится
одинаково, он не проявляет пристрастия.
Благородный муж думает о морали; низкий человек думает о том, как бы получше устроиться. Благородный муж думает о том, как бы не нарушить законы; низкий человек думает о том, как бы извлечь выгоду.
Благородный муж стремится быть медленным в словах и быстрым в делах.
Слайд 34золотая середина
Если в человеке естественность превосходит воспитанность, он подобен деревенщине.
Если же воспитанность превосходит естественность, он подобен ученому-книжнику. После того
как воспитанность и естественность в человеке уравновесят друг друга, он становится благородным мужем.
Слайд 35знание
Изучение неправильных взглядов вредно.
Зная что-либо, считай, что знаешь; не
зная, считай, что не знаешь .
Того, кто не стремится [к
достижению знания], не следует направлять [на правильный путь]. Тому, кто не испытывает трудностей в выражении своих мыслей, не следует помогать. Того, кто не в состоянии по одному углу [предмета] составить представление об остальных трех, не следует учить.
Слайд 36государство
Если вы будете в общении с народом строги, то народ
будет почтителен. Если вы проявите сыновнюю почтительность к своим родителям
и будете милостивы [к народу], то народ будет предан. Если вы будете выдвигать добродетельных людей и наставлять тех, кто не может быть добродетельным, то народ будет старательным.
Слайд 39исправление имён
«Если имена неправильны, то слова не имеют
под собой оснований. Если слова не имеют под собой оснований,
то дела не могут осуществляться. Если дела не могут осуществляться, то ритуал и музыка не процветают. Если ритуал и музыка не процветают, наказания не применяются надлежащим образом. Если наказания не применяются надлежащим образом, народ не знает, как себя вести. Поэтому благородный муж, давая имена, должен произносить их правильно, а то, что произносит, правильно осуществлять. В словах благородного мужа не должно быть ничего неправильного».
Слайд 41Хань Фэй-цзы III в днэ
Фа – закон государства
ему подвластны все
централизация
Легизм
Природа
человека зла и эгоистична:
управлять через поощрение и наказание
Преданность и
повиновение фа = доносительство
Правитель: безжалостность и суровость
Строгий контроль и инд. ответственность (кирпичи)
Император Циньши Хуанди утвердил легизм
в качестве господствующей идеологии
подразделяется на три направления
соответственно трем легистским принципам:
управление с помощью законов (фа) (Шан Ян);
власти, силы, авторитета (ши) (Шэнь Дао);
метода, искусства власти (Шу) (Шэнь Бухая).