Разделы презентаций


Философия Древнего Востока

Содержание

Вопросы:1. Древнекитайская философия:даосизм;конфуцианство;легизм.2. Древнеиндийская философия:основные этапы становления древнеиндийской философии;буддизм и его основные идеи.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Философия Древнего Востока

Философия Древнего Востока

Слайд 2Вопросы:

1. Древнекитайская философия:
даосизм;
конфуцианство;
легизм.

2. Древнеиндийская философия:
основные этапы становления древнеиндийской философии;
буддизм и

его основные идеи.

Вопросы:1. Древнекитайская философия:даосизм;конфуцианство;легизм.2. Древнеиндийская философия:основные этапы становления древнеиндийской философии;буддизм и его основные идеи.

Слайд 3Три основных этапа развития философии Китая:
VII в. до н. э.

– III в. н. э. – зарождение и становление древнейших

национальных философских школ;
III – XIX вв. н. э. – проникновение в Китай из Индии буддизма (III в. н. э.) и его влияние на национальные философские школы;
ХХ в. н. э. – современный этап – обогащение китайской философии достижениями европейской и мировой философии.
Три основных этапа развития философии Китая:VII в. до н. э. – III в. н. э. – зарождение

Слайд 4Древнейшими национальными философскими учениями в Китае являлись:
даосизм;
конфуцианство;
легизм.


Меньшее распространение получили:
моизм;
натурфилософия;
номинализм.

Древнейшими национальными философскими учениями в Китае являлись: даосизм;конфуцианство; легизм. Меньшее распространение получили: моизм; натурфилософия; номинализм.

Слайд 5Китайское видение мира и окружающей действительности
восприятие своей страны –

Китая – как центра существующего мира;
восприятие человека, природы и

космоса как единого целого;
консерватизм сознания, обращенность в прошлое, боязнь перемен;
невыделение отдельной человеческой личности из коллектива;
осознание беспомощности отдельного человека в борьбе против природной стихии ;

Китайское видение мира и окружающей действительности восприятие своей страны – Китая – как центра существующего мира; восприятие

Слайд 6восприятие человеческой личности, коллектива, общества и государства как единого целого;

распространение в обществе вертикальных связей, субординации, послушание начальству, восприятие главы

государства высшей объединяющей силой государства, а государства – объединяющей силой общества, обожествление должности и личности императора, его власти;
понимание жизни прежде всего как жизни духа в телесной оболочке, предпочтение земной жизни загробной, стремление максимально продолжить жизнь отдельного человека на Земле;
уважение к родителям, старшим, почитание предков и духов («шэнов»).
восприятие человеческой личности, коллектива, общества и государства как единого целого; распространение в обществе вертикальных связей, субординации, послушание

Слайд 7Согласно китайской философской традиции человек является сгустком трех видов космической

энергии –
цзин, ци и шэнь
Цзин – энергия зарождения всего

сущего, «корень» живого организма. Выделяются два вида данной психофизической энергии:
«семя Прежнего Неба» – то, что дано человеку от рождения, генетическая программа, физические данные;
«семя Последующего Неба» – то, что человек накапливает в течение жизни.

Согласно китайской философской традиции человек является сгустком трех видов космической энергии – цзин, ци и шэньЦзин –

Слайд 8Ци – материально-духовная энергия, которая служит «строительным материалом» всего сущего

(в отличие от цзин – энергии зарождения).
Энергия ци подразделяется на:

вещественную ци, благодаря которой вещи и живые организмы приобретают материальную форму;
духовную ци - душу человека и других живых существ. Духовная ци - основа жизни человека. Удачливый, физически и морально здоровый человек обладает «светлой», «чистой» ци. Больной, слабый, неудачливый – «тяжелой», «загрязненной», «темной» ци.
Путь к успеху, физическому и духовному здоровью, счастью – освобождение ци от всего лишнего, очищение души.
Ци – материально-духовная энергия, которая служит «строительным материалом» всего сущего (в отличие от цзин – энергии зарождения).Энергия

Слайд 9Шэнь – неистребимая духовная энергия, существующая в человеке, которая составляет

«стержень» человеческой личности и не исчезает после смерти человека (в

отличие от ци).
Шэнь – неистребимая духовная энергия, существующая в человеке, которая составляет «стержень» человеческой личности и не исчезает после

Слайд 10два вида сексуальной энергии:
ян – мужская сексуальная энергия
инь – женская

сексуальная энергия

два вида сексуальной энергии:ян – мужская сексуальная энергияинь – женская сексуальная энергия

Слайд 11Отсюда все сущее делится на два противоположных начала - мужское

и женское. Это касается как живой природы (различие всех людей

на мужчин и женщин, аналогичное половое деление среди животных), так и неживой природы (например, китайская философия относит к активному мужскому началу ян Солнце, небо, день, сухость, легкость, а к пассивному женскому началу инь — ЛунуЗемлю, равнины, ночь, влагу).

Отсюда все сущее делится на два противоположных начала - мужское и женское.
Это касается как живой природы (различие всех людей на мужчин и женщин, аналогичное половое деление среди животных), так и неживой природы (например, китайская философия относит к активному мужскому началу ян – Солнце, небо, день, сухость, легкость, а к пассивному женскому началу инь – Луну, Землю, равнины, ночь, влагу).

Отсюда все сущее делится на два противоположных начала - мужское и женское. Это касается как живой природы

Слайд 12Старинное философское произведение
«И-Цзин» объясняет происхождение мира из пяти первоэлементов

– земли, дерева, металла, огня, воды, которые находятся
в постоянном

круговороте.
Древнекитайская мифология и философия дали первичное объяснение происхождения мира, природы и человека, образы-понятия человека, явлений окружающей жизни, создали почву для возникновения всемирно известных философских школ Китая – даосизма, конфуцианства, легизма.
Старинное философское произведение «И-Цзин» объясняет происхождение мира из пяти первоэлементов – земли, дерева, металла, огня, воды, которые

Слайд 13Даосизм — древнейшее философское учение Китая, которое пытается объяснить основы

построения и существования окружающего мира и найти путь, по которому

должны следовать человек, природа и космос.
Даосизм — древнейшее философское учение Китая, которое пытается объяснить основы построения и существования окружающего мира и найти

Слайд 14Основателем даосизма считается Лао Цзы , живший в конце VI

– начале V вв. до н. э.
Главные источники —

философские трактаты «Даоцзин» и «Дэцзин», совместно именуемые «Даодэцзин».
Основателем даосизма считается Лао Цзы , живший в конце VI – начале V вв. до н. э.

Слайд 15Основными понятиями даосизма являются «Дао» и «Дэ».
«Дао» имеет два

значения:
путь, по которому в своем развитии должны идти человек и

природа, универсальный мировой закон, обеспечивающий существование мира;
субстанция, от которой произошел весь мир, первоначало, которое представляло собой энергетически емкую пустоту.

«Дэ» - благодать, исходящая свыше; энергия, благодаря которой первоначало «Дао» преобразовалось в окружающий мир.
Основными понятиями даосизма являются «Дао» и «Дэ». «Дао» имеет два значения:путь, по которому в своем развитии должны

Слайд 16Основные идеи философии даосизма
все в мире взаимосвязано, нет ни

одной вещи, ни одного явления, которые не были бы взаимосвязаны

с другими вещами и явлениями;
материя, из которой состоит мир, едина; существует кругооборот материи в природе («все происходит из земли и уходит в землю») ;
мировой порядок, законы природы, ход истории незыблемы и не зависят от воли человека, следовательно, главный принцип жизни человека – покой и недеяние («у-вэй»);

Основные идеи философии даосизма все в мире взаимосвязано, нет ни одной вещи, ни одного явления, которые не

Слайд 17особа императора священна, только император имеет духовный контакт с богами

и высшими силами;
через личность императора на Китай и все

человечество сходит «Дэ» – животворящая сила и благодать; чем ближе человек к императору, тем больше «Дэ»перейдет от императора к нему;
путь к счастью, познанию истины – освобождение от желаний и страстей
особа императора священна, только император имеет духовный контакт с богами и высшими силами; через личность императора на

Слайд 18Социально-философские школы Древнего Китая
конфуцианство и легизм.

Конфуцианство - древнейшая философская

школа, которая рассматривает человека прежде всего как участника социальной жизни.


Социально-философские школы Древнего Китая конфуцианство и легизм.Конфуцианство - древнейшая философская школа, которая рассматривает человека прежде всего как

Слайд 19Основоположником конфуцианства является Конфуций (Кун-Фу-Цзы), живший в 551 – 479

гг. до н. э.
Главный источник его учения - произведение Лунь

Юй («Беседы и суждения»).
Основоположником конфуцианства является Конфуций (Кун-Фу-Цзы), живший в 551 – 479 гг. до н. э.Главный источник его учения

Слайд 20Основные вопросы, решаемые конфуцианством
• Как необходимо управлять людьми?
• Как

вести себя в обществе?
Представители данной философской школы выступают за мягкое

управление обществом. В качестве примера подобного управления приводится власть отца над сыновьями, а в качестве главного условия – отношение подчиненных к начальникам как сыновей к отцу, а начальника к подчиненным – как отца к сыновьям. Конфуцианское золотое правило поведения людей в обществе гласит: не делай другим того, чего не желаешь себе.
Основные вопросы, решаемые конфуцианством • Как необходимо управлять людьми?• Как вести себя в обществе?Представители данной философской школы

Слайд 21Другим важнейшим социальным учением Древнего Китая являлся легизм (школа законников,

или Фацзя).
Его основателями были Шан Ян (390-338 гг. до

н. э.) и Хань Фэй (288-233 гг. до н. э.). В эпоху императора Цинь-Ши-Хуа (III в. до н. э.) легизм стал официальной идеологией.
Другим важнейшим социальным учением Древнего Китая являлся легизм (школа законников, или Фацзя). Его основателями были Шан Ян

Слайд 22

человек обладает изначально злой природой, движущей силой его поступков являются

личные эгоистические интересы, как правило, интересы отдельных индивидов взаимопротивоположны;
чтобы избежать

произвола и всеобщей вражды, необходимо государственное вмешательство в общественные отношения;
государство должно поощрять законопослушных граждан и жестоко карать провинившихся;
основным стимулом правомерного поведения большинства людей является страх перед наказанием;

Постулаты легизма

человек обладает изначально злой природой, движущей силой его поступков являются личные эгоистические интересы, как правило, интересы отдельных

Слайд 23основным разграничением правомерного и неправомерного поведения и применения наказания должны

являться законы;
законы должны быть одинаковы для всех, а наказание должно

применяться и к простолюдинам, и к высшим чиновникам, если они нарушили законы;
государственный аппарат должен формироваться из профессионалов;
государство – главный регулирующий механизм общества и, следовательно, имеет право вмешиваться в общественные отношения, экономику, личную жизнь граждан.
основным разграничением правомерного и неправомерного поведения и применения наказания должны являться законы;законы должны быть одинаковы для всех,

Слайд 24Три основных этапа развития философии Индии:
XV – VI вв.

до н. э. – ведический период;

VI – II вв.

до н. э. – эпический период;

II в. до н. э. – VII в. н. э. – эпоха сутр.
Три основных этапа развития философии Индии: XV – VI вв. до н. э. – ведический период; VI

Слайд 25Веды – религиозно-философские трактаты, которые создавались пришедшими в Индию после

XV в. до н. э. из Средней Азии, Поволжья и

Ирана племенами арийцев.
Веды включали в себя:
«священное писание», религиозные гимны («самхиты»);
описание ритуалов («брахманы»), сочиненное брахманами (жрецами) и используемое ими при отправлении религиозных культов;
книги лесных отшельников («араньяки»);
философские комментарии к Ведам («упанишады»).
Веды – религиозно-философские трактаты, которые создавались пришедшими в Индию после XV в. до н. э. из Средней

Слайд 26Особенностью древнеиндийского общества было его разделение на четыре касты, представляющие

собой замкнутые группы людей, передающие из поколения в поколение отличительные

знаки, культуру, образ жизни, традиции, профессию и т.д. – брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры. Привилегированной из них считалась каста брахманов, которая занималась государственными делами и выполняла жреческую функцию.
Вопросами военного дела ведала каста кшатриев. Торговля, земледелие и ремесло были в ведении вайшьи.
Самая низшая каста – шудры – выполняла всю черновую работу.
Особенностью древнеиндийского общества было его разделение на четыре касты, представляющие собой замкнутые группы людей, передающие из поколения

Слайд 27Древнеиндийская гносеология - изучение процессов, происходящих в сознании при соприкосновении

с миром предметов и явлений – выделяет три вида сознания

древнеиндийской философии:

«пракрити» – материальное сознание;

«пуруша» – чистое сознание (первичная энергия, из которой возникли Вселенная и люди);

«майя» – сознание сновидения, мираж.

Древнеиндийская гносеология - изучение процессов, происходящих в сознании при соприкосновении с миром предметов и явлений – выделяет

Слайд 28Душа в индийской философии состоит из двух начал – атмана

и манаса.
Атман – частица Бога-Брахмы в человеческой душе.
Манас –

душа человека, возникающая в процессе жизни.
Сансара – учение о вечности и неуничтожимости души, которая проходит цепочку страданий в земной жизни.
Карма – предопределенность человеческой жизни, судьбы.
Мокша – высшее нравственное совершенство, после достижения которого эволюция души (карма) прекращается.
Ахимса – единство всех форм жизни на земле.
Душа в индийской философии состоит из двух начал – атмана и манаса.Атман – частица Бога-Брахмы в человеческой

Слайд 29Буддизм и его основные идеи

Буддизм - религиозно-философское учение, распространившееся в

Индии (после V в. до н. э.), Китае, Юго-Восточной Азии

(после III в. н. э.), а также в иных регионах. Основателем данного учения считается Гаутама Будда (Сидхардха Шакьямуни) (563 - 483 гг. до н. э.), родившийся в княжеской семье в Северной Индии.
Буддизм и его основные идеиБуддизм - религиозно-философское учение, распространившееся в Индии (после V в. до н. э.),

Слайд 30Главная идея буддизма – «Средний путь» жизни между двумя крайними:

«путем удовольствия» (развлечений, праздности, лени, физического и морального разложения) и

«путем аскетизма» (умерщвления плоти, лишений, страданий, физического и морального изнеможения).
«Средний путь» – это путь знания, мудрости, разумного ограничения, созерцания, просветления, самосовершенствования, конечной целью которого является Нирвана – высшая благодать.
Главная идея буддизма – «Средний путь» жизни между двумя крайними: «путем удовольствия» (развлечений, праздности, лени, физического и

Слайд 31Четыре благородные (арийские) истины:
земная жизнь полна страданий;

страдания имеют свои

причины – жажду наживы, славы, удовольствия, жизни и т. д.;

от

страданий можно избавиться;

существует путь, освобождающий от страданий, – отказ от земных желаний, просветление, Нирвана.
Четыре благородные (арийские) истины: земная жизнь полна страданий;страдания имеют свои причины – жажду наживы, славы, удовольствия, жизни

Слайд 32Восьмеричный путь
правильное видение – понимание основ буддизма и своего

пути в жизни;
правильная мысль – жизнь человека зависит от его

мыслей, при изменении мыслей (с неправильных на правильные, благородные) меняется жизнь;
правильная речь – слова человека, его речь воздействуют на его душу, характер;
правильное действие – жить в согласии с собой и другими людьми, непричинение другим зла;
правильный образ жизни – соблюдение буддистских заповедей в каждом поступке;
правильное умение – усердие и трудолюбие;
правильное внимание – контроль над мыслями, так как мысли порождают дальнейшую жизнь;
правильное сосредоточение – регулярные медитации, осуществляющие связи с космосом.

Восьмеричный путь правильное видение – понимание основ буддизма и своего пути в жизни;правильная мысль – жизнь человека

Слайд 33Пять заповедей буддизма:
не убий;
не укради;
будь целомудренным;
не лги;
не употребляй опьяняющих

и одурманивающих веществ.

Пять заповедей буддизма: не убий;не укради;будь целомудренным;не лги;не употребляй опьяняющих и одурманивающих веществ.

Слайд 34Вопросы?

Вопросы?

Слайд 35Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика