Слайд 2План
Понятие и основные направления философии эпохи Возрождения.
Основные черты философии
эпохи Возрождения.
Философские концепции эпохи Возрождения.
Историческое место и значение эпохи Возрождения
в истории философской мысли.
Слайд 3Хронологические рамки эпохи Возрождения
Эпоха Возрождения (Ренессанса) начинается в XIV веке
в Италии
и в XV веке в других европейских странах
и продолжается вплоть
до начала XVII века.
Слайд 4Название эпохи Возрождения связано
С возрождением интереса к античной философии
и культуре, в которых начинают видеть образец для современности
С возрождением
«истинной» христианской духовности, с переосмыслением христианской традиции
Слайд 5Основные черты философии Возрождения
Антропоцентризм –
в центре мировоззрения стоит человек
Гуманизм
– обоснование самоценности человека, его прав и свобод
Эстетизм – ведущая
роль искусства
Свободомыслие – освобождение от догматического средневекового мышления
Натурфилософия
Интерес
к изучению
природы
Слайд 6Натурфилософия эпохи Возрождения
На основе крупнейших открытий и технического прогресса в
эпоху Возрождения развивается своеобразная натурфилософия (философия природы).
Натурфилософия зачастую носила пантеистический
характер, т.е. прямо не отрицая существования бога, она отождествляла его с природой.
Подобную натурфилософию развивали ближайший советник папы Пия II, кардинал, учёный, философ Николай Кузанский и один из величайших гениев эпохи Возрождения Джордано Бруно.
Слайд 7Николай Кузанский
(1401-1464)
Выдающийся деятель католической церкви, кардинал и легат Германии.
Основные труды:
«Знающее незнание»,
«Об учёном незнании».
Слайд 8Мистический пантеизм Н.Кузанского
Мир создан Богом, но он бесконечен, материален и
движется через противоположности. Человека Н.Кузанский ставит очень высоко. Бог как
бы присутствует в человеке. Вместе с тем, Бог присутствует во всём, прежде всего в природе. Бог – это центр Вселенной и её предел. Он – целое, а Вселенная часть. Мир как бы «свёртывается» в Боге и Бог ещё «разворачивает» его по мере своего воплощения в мир.
Слайд 9Джордано Бруно (1548-1600)
Один из величайших гениев эпохи Возрождения. Отбросил все
церковные догматы о сотворении мира, о якобы имевшем место начале
мира и грядущем его конце; развил гелиоцентрические идеи Коперника, утверждая, что существует бесконечное множество миров Вселенной. И у каждого мира есть свой центр – Солнце.
Слайд 10Пантеизм Дж.Бруно
Дж.Бруно много писал о Боге. Он признавал всеобщую одушевлённость
материи. Но его Бог – это Вселенная, которая одновременно и
творящая и творимое, и причина и следствие. Пантеизм в том, что нет Бога, стоящего над миром и диктующего ему свои законы; природа и Бог совпадают,
Бог растворён в Природе.
Слайд 11Джордано Бруно
В 1592 году Джордано Бруно был обвинён в
ереси и заключён в тюрьму.
В 1600 году его сожгли на
костре в Риме на площади Цветов.
Слайд 12Антропоцентризм
Антропоцентризм Возрождения обозначает, что место бога в центре мироздания
занимает человек. Он становится самостоятельным творческим началом, почти равным богу.
Микеланджело
Давид,
1501-1504
Высота – 5,17 м
Академия, Флоренция
Слайд 13Гуманизм
Гуманизм подчёркивает, что конечной целью философии должен являться человек
как венец творения
Слайд 14Эстетизм
Эстетизм обозначает высокую роль творчества в эпоху Возрождения.
Сонеты
Ф.Петрарки, новеллы Дж.Боккаччо, драматургия У.Шекспира, романы М.Сервантеса, скульптуры Микеланджело, полотна
Леонардо да Винчи – всё это классические образцы небывалого подъёма искусства.
Слайд 15Франческа Петрарка 1304-1374
Итальянский поэт, создатель сонетов, посвящённых возлюбленной Лауре
Слайд 16Джованни Боккаччо
1313-1375
Итальянский писатель и поэт.
Главное произведение – «Декамерон» - книга
новелл, проникнутых гуманистическими идеями, духом свободомыслия, неприятием аскетической морали, жизнерадостным
юмором.
Слайд 17Уильям Шекспир
1564-1616
Великий английский драматург и поэт.
Слайд 18Мигель де Сервантес
1547-1616
Всемирно известный испанский писатель,
автор одного из величайших
произведений мировой литературы – романа
«Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский»
Слайд 19Микеланджело Буонаротти
1475-1564
Великий итальянский скульптор, живописец, архитектор, поэт, мыслитель
Оплакивание Христа
Слайд 20«Страшный суд» Микеланджело
Моисей
Микеланджело
Слайд 21Леонардо да Винчи
1452-1519
Итальянский художник, скульптор, архитектор, учёный, писатель, изобретатель, один
из крупнейших представителей искусства Возрождения, яркий пример «универсального человека».
Слайд 22Дама с горностаем.
Леонардо да Винчи
Мадонна Бенуа.
Леонардо да Винчи
Слайд 23Тайная вечеря.
Леонардо да Винчи
Мона Лиза.
Леонардо да Винчи
Слайд 24Свободомыслие
Свободомыслие подразумевает свободу человеческого мышления.
Бог дал человеку свободную
волю для того, чтобы он решал практические и теоретические проблемы
собственными силами, не уповая при этом на высшие силы.
Слайд 25Реформация
Начиная с конца XV века нарастал серьёзнейший кризис римско-католической
церкви, который нашёл своё выражение в движении Реформации, захватившем практически
все европейские страны.
Под Реформацией (от лат. reformatio – преобразование) понимают религиозное социальное движение XVI в. в Европе, направленное на кардинальное изменение традиционных форм религиозной жизни в римско-католической церкви.
Слайд 26Реформация в Европе
Предмет особого возмущения верующих – продажа индульгенций, грамот,
свидетельствующих об отпущении грехов. Имея деньги, можно было купить отпущение
грехов даже за будущий проступок.
Мартин Лютер (1483-1546) – один из главных идеологов Реформации, немецкий богослов, который в 1517 г. вывесил «95 тезисов против индульгенций» прямо на двери церкви в Виттенберге
Слайд 27Основные тезисы Реформации
Идеологи Реформации выдвинули новую концепцию церкви, устранявшую противопоставление
духовенства и мирян. Фактически отрицалась необходимость католической церкви.
Единственным источником религиозной
истины провозглашалось Священное Писание, тогда как католическая церковь считала непререкаемым авторитетом постановления Вселенских соборов и суждения римских пап.
Критика папской власти: главой истинных христиан является не папа римский, а Иисус Христос
Слайд 28Результат движения Реформации
Основные тезисы Реформации были восприняты повсюду в Европе.
В Европе разразилась настоящая война между сторонниками католицизма и его
критиками.
Результатом движения Реформации стал раскол римской церкви в XVI в. и создание новой разновидности христианства – протестантизма.
Слайд 29Секуляризация
Важнейшим условием расцвета культуры в эпоху Возрождения было освобождение
от господства религии и церковной идеологии. Этот процесс называется секуляризация.
В философии усиливаются антицерковные (антисхоластические) и антифеодальные настроения. Формой проявления творческого свободомыслия явился скептицизм голландского философа Э.Роттердамского, гуманизм французского мыслителя М.Монтеня.
Слайд 30Эразм Роттердамский
(1469-1536)
Эразм Роттердамский – крупнейший учёный, которого называют христианским
гуманистом. Он пытался свести в единое целое культурные традиции древности
и идеалы раннего христианства. Он призывал человека к такому образу духовной жизни, в котором сочетались бы свобода, ясность, миролюбие, умение не впадать в крайности, образованность и простота.
Философ призывал вернуться к истокам христианства, возродить раннехристианские идеалы. Его основная идея – для всех явлений общественной жизни, всех вещей характерны двойственность, наличие противоположных свойств.
Слайд 31Концепция гуманистического индивидуализма М.Монтеня
Мишель де Монтень
1533-1592
Французский философ и
писатель, автор книги «Опыты»
М.Монтеня называют «последним гуманистом».Он предлагает рассмотреть человека,
«взятого самого по себе, без всякой посторонней помощи, вооружённого лишь своими человеческими средствами и лишённого божественной милости и знания, составляющих в действительности всю его славу, его силу, основу его существа…»
Слайд 32Скептицизм М.Монтеня
Памятник М.Монтеню в Париже
М.Монтень ориентируется на скептицизм в поиске
истины, в ответах на возникающие вопросы. Но его заботит не
просто поиск истины, но также способы и пути, ведущие к ней и тем самым помогающие ответить на вопрос: «Как прожить человеку жизнь?» Но Монтень не отказывается от истины, он исследует разнообразные точки зрения. Но истина для него одна, едина и неделима: ею либо можно владеть полностью, либо вовсе не владеть. Сомнение Монтеня направлено на активизацию разума.
Слайд 33Политическая философия Возрождения
Политическая философия эпохи Возрождения представлена в разных вариантах.
Совершенно иную традицию в политической философии представляет итальянский философ Н.Маккиавелли.
Слайд 34Социальные концепции эпохи Возрождения
В философии эпохи Возрождения выдвигаются теоретические модели
идеального государства. Одна из них принадлежит английскому мыслителю и политическому
деятелю
Томасу Мору,
основоположнику
утопического коммунизма.
Томас Мор
1478 - 1535
Слайд 35Утопия Томаса Мора
Томас Мор – автор книги «Утопия» (слово «утопия»
значит «несуществующее место»). В книге он описывает несуществующее государство, где
всё основано на принципах равенства и справедливости – собственность является общей, все работают одинаково и каждому принадлежит равное количество благ.
Одно из первых изданий книги Т.Мора «Утопия»
Слайд 36Никколо Макиавелли
(1469-1527)
Итальянский философ Н.Макиавелли был одним из первых социальных
философов эпохи Возрождения, кто отверг теократическую концепцию государства, согласно которой
государство зависит от церкви как высшей власти на Земле. Ему принадлежит обоснование необходимости светского государства: он доказывал, что побудительными мотивами деятельности людей является эгоизм, материальный интерес. Именно в силу изначального зла человеческой природы, стремления к обогащению любыми способами возникает необходимость обуздания этих человеческих инстинктов с помощью особой силы, каковой и является государство.
Слайд 37Трактат Н.Макиавелли «Государь»
В трактате «Государь» Макиавелли рассматривает способы создания сильного
государства в условиях, когда у народа не развиты гражданские добродетели.
К ним он относит поведение государя по отношению к подданным и союзникам, имея в виду, что человек не может иметь одни только добродетели или следовать им неуклонно. Поэтому благоразумному государю следует избегать тех пороков, которые могут лишить его государства, остальных же воздерживаться по мере сил. Так, хорошо иметь славу щедрого государя, но, кто проявляет щедрость, вредит самому себе.
Слайд 38Выводы Н.Макиавелли о государстве
Все средства дозволены для достижения политических
целей. Хотя государь должен руководствоваться общепринятыми нормами морали в поведении,
он может не считаться с ними в политике, если это будет содействовать усилению государственной власти.
Князь, вступивший на путь создания сильного государства, должен руководствоваться политикой «кнута и пряника», сочетая в себе качества льва и лисицы. Подкупы, убийства, отравления, вероломство – всё это дозволено в политике, направленной на укрепление государственной власти.
Слайд 39Макиавеллизм
Впоследствии действия политиков, которые пренебрегают нормами морали при достижении
политических целей, беззастенчиво использующие антигуманные средства при достижении поставленных целей,
получили название макиавеллизма.
Слайд 40Историческое значение философии эпохи Возрождения
Возрождение стало подготовкой к Новому времени
Скептицизм
позволил перейти от средневековой догматики к свободному творчеству
Натурфилософия стала основанием
для научной революции
XVII в.
Политическая философия поставила вопрос о пределах власти и социальной справедливости