Слайд 1 Философия средневековья
(I-XIV вв. н.э.)
Особенности философии средневековья Западной Европы
Аврелий
Августин и Фома Аквинский как видные представители патристики и схоластики
Арабская философия средневековья.
Слайд 2Характеристика средневековой философии
Религиозная -
(теологическая)
Христианская
«Служанка
богословия»
Слайд 3 ТЕОЦЕНТРИЗМ
(Бог – абсолютный источник жизни и блага)
Слайд 4Креационизм – творение мира Богом из ничего
1. Идея творения:
Мир – результат
творения Бога
2. Идея откровения:
Вера- единственный
способ познания
сверхъестественного
Слайд 5Провиденциализм
Бог управляет миром
История человечества – исполнение его
предначертаний
------------------------------------------------------
Развивается экзегетика – искусство толкования религиозных текстов
Слайд 6Особенности мировоззренческой позиции:
вера в существование Бога, ангелов, потустороннего мира, бессмертия
души и т.д.
«греховность» как переход ответственности за грехопадение Адама
и Евы;
страдание как путь познания Бога;
«чудо» как видимое проявление воли Бога;
аскетизм;
молитва как обращение к Богу в ритуальной форме восхваления и благодарения;
исповедь и покаяние как христианское таинство.
Слайд 7Патристика
Схоластика
Основные вехи средневековой философии
Слайд 8Основные этапы развития философии средневековья
ПАТРИСТИКА
(учение «отцов церкви»)
охватывает с
I по IX вв.
На этом этапе происходит разработка и оформление
основного содержания христианской философии на основе религиозного учения Иисуса Христа и философской системы Платона.
СХОЛАСТИКА
(от лат. schola –школа)
охватывает с IX по XV вв.
Представляет собой школьно-университетскую дисциплину, имевшую цель философски обосновать религиозное учение и догматы Церкви под влиянием философского наследия Аристотеля.
Слайд 9Августин Блаженный (354-430 гг.)
яркий представитель патристики
«Исповедь»,
«О граде Божьем»
Град земной –
жизнь во плоти
Град Божий – жизнь по духу
«ЛЮБИ БОГА, и
тогда делай, что хочешь»
Слайд 10Философия истории Августина
ВЛАСТЬ
Смысл истории человечества – нравственный прогресс (очищение
души и подготовка к вечной жизни)
Слайд 11Августин Блаженный
заложил основы католицизма;
основал исповедальный жанр в философии и литературе;
предложил
линейное представление о времени;
обосновал идею господства Церкви над государством, а
Папы – над монархами;
выдвинул идею социального конформизма (смирение с бедностью и чужой властью)
Слайд 13Гностицизм
Основные идеи:
Переосмысление религиозных, мифологических и философских представлений
Делили людей на 3
категории: «плотские» люди, «душевные» люди, «духовные» люди
Противопоставление духа и материи
Слайд 15Манихейство
Основные идеи:
Мир рассматривали как арену борьбы добра и зла
(Божественного и дьявольского)
Путь спасения человека - аскетический образ жизни
Слайд 16Догматика
Христианские догматы воплотили в себе три основополагающих правила, которые должны
знать все живущие на Земле:
Существование Всевышнего в трех лицах;
Воплощение Божьего
Сына в представителя человеческого рода;
Избавление человечества от грехов.
Слайд 18Спор о природе универсалий (общих понятий)
Реализм
- направление теологической философии, сторонники
которого считали подлинно существующими не сами вещи, а их общее
понятие – универсалии. Согласно реалистам универсалии существуют до вещей. Они продолжают учение Платона.
Номинализм
Реально существуют сами конкретные вещи, в то время как общие понятия есть лишь имена вещей. Согласно номиналистам универсалии существуют не до, а после вещей, а вещи познаются чувственным опытом. Они продолжают учение Аристотеля.
Слайд 19Фома Аквинский как крупный представитель схоластики
Автор работ «Сумма теологии», «Против
язычников», комментариев к Библии, к произведениям Аристотеля;
логически доказал существование Бога;
систематизировал
схоластики;
автор неотомизма;
исследуя проблему бытия, разделяет сущность (эссенцию) и существование (экзистенцию);
разработал проблему соотношения религии и науки, веры и разума.
Слайд 20Доказательства существования Бога Фомой Аквинским в «Сумме теологии»:
должен существовать первый
двигатель;
в цепи действующих причин должна существовать первая причина;
все вещи мира
случайны, но случайное зависит от необходимого, поэтому должно существовать абсолютное необходимое существо;
вещи обнаруживают различные степени совершенства, поэтому должно существовать и абсолютно совершенное существо, воплощающее в себе саму идею совершенства;
целесообразность в природе не может быть объяснена естественными причинами, поэтому необходимо согласиться с тем, что имеется сверхприродное разумное существо, которое упорядочивает мир.
Слайд 21Исследование проблемы познания Фомой Аквинским:
Откровение и разум (вера и знание)
– не одно и то же (как считал Августин Блаженный),
а различные понятия
Вера и разум одновременно участвуют в процессе познания
Вера и разум дают истинное значение
Если человеческий разум противоречит вере, то он дает неистинное знание
Все в мире делится на то, что можно познать рационально (разумом), и то, что разумом непознаваемо
Слайд 22Значение философии средневековья:
Именно на основе религиозных духовных ценностей был постепенно
преодолен тот глубокий социально-политический и духовный кризис, который явился причиной
гибели античной культуры;
религиозная философия оказала стимулирующее воздействие и на духовное развитие общества;
мыслители Средневековья внесли существенный вклад на разработку ряда ключевых понятий и проблем философии;
философия средневековья внесла существенный вклад в укрепление нравственных устоев общества, проповедуя вечные, общечеловеческие нравственные ценности.
Слайд 23Пьер Абеляр
Основные идеи:
Подчеркивал преимущества разума перед слепой верой
Сформулировал теорию «двух
истин», достигаемых с помощью веры и разума
Считал, что универсалии –
это понятия, возникающие в ходе познания вещей при помощи абстрагирующей деятельности ума
Слайд 24Уильям Оккам
Основные идеи:
Отделил философию от теологии
Сформулировал принцип «бритвы Оккама»: Сущностей
не следует умножать без необходимости