Разделы презентаций


Философия: технологии мышления Кандидат философских наук, доцент Алексей

Содержание

Структура дисциплиныВ состав каждого модуля входит 4 лекции (8 часов) и 5 семинаров (10 часов). Итого: 12 лекций (24 часа) и 15 семинаров (30 часов).Запланировано, что последнюю лекцию в каждом модуле

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Философия: технологии мышления
Кандидат философских наук, доцент Алексей Игоревич Павловский
Кафедра философии:

аудитории 601 и 603б корпуса 11 (Ленина, 23)

Философия: технологии мышленияКандидат философских наук, доцент Алексей Игоревич ПавловскийКафедра философии: аудитории 601 и 603б корпуса 11 (Ленина,

Слайд 2Структура дисциплины
В состав каждого модуля входит 4 лекции (8 часов)

и 5 семинаров (10 часов). Итого: 12 лекций (24 часа)

и 15 семинаров (30 часов).

Запланировано, что последнюю лекцию в каждом модуле будет читать приезжий специалист в данной области.
Предпоследний семинар каждого модуля будут проводить совместно преподаватели ФТМ и ПЕНП.
Последний семинар каждого модуля будет строиться как дискуссия по наиболее спорным вопросам темы.

Структура дисциплиныВ состав каждого модуля входит 4 лекции (8 часов) и 5 семинаров (10 часов). Итого: 12

Слайд 3Итоговые баллы складываются из баллов, получаемых за отдельные занятия. Более

определенно их вам смогут сообщить преподаватели, которые будут у вас

вести семинары.

После каждого модуля студенты могут проконсультироваться у преподавателя. Я буду проводить такие консультации, но ходить на них не обязательно. Приходят только те, у кого есть вопросы. Приходить на мои консультации могут те, кто ходит ко мне на лекции и/или на семинары.

Мы будем координировать нашу деятельность при помощи группы Вконтакте:
Философия: технологии мышления (https://vk.com/club171002709).
Через эту группу мы будем пересылать актуальные сообщения и выставлять там тексты для домашнего задания.

Итоговые баллы складываются из баллов, получаемых за отдельные занятия. Более определенно их вам смогут сообщить преподаватели, которые

Слайд 4Есть организационные вопросы?

Есть организационные вопросы?

Слайд 5ТЕМА: Тело, мышление, язык: философские решения

ТЕМА: Тело, мышление, язык: философские решения

Слайд 6Мировоззрение и его виды
Мировоззрение
Обыденное
Систематизированное
Научное
Философское
Религиозное
Мифологическое
Мировоззрение - это совокупность принципов, взглядов и

убеждений, определяющих направление деятельности и отношение к действительности отдельного человека,

некой общности людей или общества в целом
Мировоззрение и его видыМировоззрениеОбыденноеСистематизированноеНаучноеФилософскоеРелигиозноеМифологическоеМировоззрение - это совокупность принципов, взглядов и убеждений, определяющих направление деятельности и отношение к

Слайд 7Обыденное и систематизированное мировоззрение
Мировоззрение представляет собой не просто совокупность представлений

о реальности, но и о месте в нем самого носителя

мировоззрения, а поэтому познавательные аспекты в нем не отделимы от этических.
Обыденное и систематизированное мировоззрениеМировоззрение представляет собой не просто совокупность представлений о реальности, но и о месте в

Слайд 8Мифологическое мировоззрение: его возможности и границы
Жан Пиаже (1896-1980)
Люсьен Леви-Брюль (1859-1939)
Особенности

мифологического мировоззрения:
Неразличение реальных и умозрительных связей;
Невосприимчивость к опыту;
Терпимость к формально-логическим

противоречиям.
В мифологическом мышлении практика и теория существуют автономно друг от друга, они связаны между собой ассоциациями, причем, зачастую, довольно произвольными.

Мифологическое мировоззрение успешно существует в медленно развивающемся обществе, но оно не способно адаптировать человека к обществу, развивающемуся быстро.

Мифологическое мировоззрение: его возможности и границыЖан Пиаже (1896-1980)Люсьен Леви-Брюль (1859-1939)Особенности мифологического мировоззрения:Неразличение реальных и умозрительных связей;Невосприимчивость к

Слайд 9Знак
Знак – это заменитель объекта в процессе коммуникации и познания.

Знак необходим для организации сложной человеческой деятельности, ибо он позволяет

сконструировать ее и сообщить о ней умозрительно, без использования конкретных предметов.

Знак

Знак-индекс

Знак-символ (символ)

Знак-образ

Различаются по характеру связи между знаком и его значением

Природная связь

Сходство

Соглашение людей

ЗнакЗнак – это заменитель объекта в процессе коммуникации и познания. Знак необходим для организации сложной человеческой деятельности,

Слайд 10Мышление и его виды
Мышление
Наглядно -действенное
Образное
Абстрактное
Опосредованное
Спецификой человека является наличие у него

опосредованного мышления, которое может быть либо образным, либо абстрактным, в

зависимости от того, какого типа знаки включаются в процесс конструирования человеческой деятельности.
Мышление и его видыМышлениеНаглядно -действенноеОбразноеАбстрактноеОпосредованноеСпецификой человека является наличие у него опосредованного мышления, которое может быть либо образным,

Слайд 11Абстрактное мышление
Мифологическое мировоззрение основано на образном мышлении, но такое мышление

не способно своевременно адаптироваться к быстро меняющейся ситуации, давать новые

ответы на новые вызовы. Для этого необходимо мышление посредством абстрактных понятий. Спецификой абстрактного мышления, таким образом, является неразрывная связь с языком.

Абстрактное и образное мышление можно разделить только гипотетически, в реальной практике они тесно переплетены и сопровождают друг друга.

Абстрактное мышлениеМифологическое мировоззрение основано на образном мышлении, но такое мышление не способно своевременно адаптироваться к быстро меняющейся

Слайд 12Формы абстрактного мышления
Понятие
Суждение
Умозаключение

Формы абстрактного мышленияПонятиеСуждениеУмозаключение

Слайд 13Научное, религиозное и философское мировоззрения
Верифицируемые факты
Теория
Догмы
Идея № 2
Идея № 4
Идея

№ 1
Идея № 3

Научное, религиозное и философское мировоззренияВерифицируемые фактыТеорияДогмыИдея № 2Идея № 4Идея № 1Идея № 3

Слайд 14Сознание
Сознание — способность человека субъективно переживать события внешнего мира и

собственной жизни, а также отдавать себе отчёт об этих событиях.
Грубо

говоря, сознание – это чисто человеческая способность опосредовано мыслить и обладать мировоззрением.
СознаниеСознание — способность человека субъективно переживать события внешнего мира и собственной жизни, а также отдавать себе отчёт

Слайд 15Mind-body problem
(как соотносятся человеческое тело и человеческое сознание)
Основные подходы
Монизм
Дуализм
Материализм
Дуалистический монизм
Идеализм
Существует

ли душа или сознание является способностью тела?

Mind-body problem(как соотносятся человеческое тело и человеческое сознание)Основные подходыМонизмДуализмМатериализмДуалистический монизмИдеализмСуществует ли душа или сознание является способностью тела?

Слайд 16Проблема свободы воли
(как возможна свобода воли в физическом мире, где

господствует детерминизм)
Рене Декарт (1596-1650)
Иммануил Кант
(1724-1804)
Механистическая и телеологическая причинность
Чистый и практический

разум
Проблема свободы воли(как возможна свобода воли в физическом мире, где господствует детерминизм)Рене Декарт (1596-1650)Иммануил Кант(1724-1804)Механистическая и телеологическая

Слайд 17Дэвид Чалмерс (1966-…)
Легкая и трудная проблема сознания. Легкие проблемы решаются

традиционными методами науки. Трудная проблема заключается в непонятности того, почему

физический процесс переработки информации даёт начало внутренней жизни.

Внутренний опыт не сводим к материальным процессам, всегда остается нечто несводимое, квалиа - непосредственные субъективные переживания чего-либо.

По мнению Д. Чалмерса, квалиа присутствует в самой природе и не является материальной.

Сознание присутствует у всего во вселенной.

По сути, речь идет о несводимости человека и человеческого к материальным процессам, происходящим в организме. В этом отношении Д. Чалмерс наследует традиции, восходящей к Р. Декарту.

Дэвид Чалмерс (1966-…)Легкая и трудная проблема сознания. Легкие проблемы решаются традиционными методами науки. Трудная проблема заключается в

Слайд 18Аргументы в пользу существования квалия

Аргументы в пользу существования квалия

Слайд 19Дэниел Деннет (1942-…)
Теория сознания базируется на объективных суждениях и эмпирических

данных. Методология, основанная на интроспекции, никуда не годиться.
Квалиа – ненужная

гипотеза, которая не дает никакого преимущества в объяснении.

Предложил гетерофеноменологию как метод изучения сознания, когда мы анализируем самоописание субъекта с точки зрения нашего понимания его состояния.

Отрицание существования Я. Сознание состоит из множества информационных потоков, которые конкурируют за доступ к мозгу.

Концепция Д. Деннета наследует традиции нововременного эмпиризма и некоторыми исследователями сравнивается с бихевиоризмом.

Дэниел Деннет (1942-…)Теория сознания базируется на объективных суждениях и эмпирических данных. Методология, основанная на интроспекции, никуда не

Слайд 20Критика Д. Деннетом ситуации «Комната Мэри»
Если Мэри действительно знает абсолютно

всё о цвете, это знание будет включать глубокое понимание того,

как и почему человеческая неврология вызывает у нас квалию цвета. Мэри, таким образом, будет уже знать, чего ожидать от видения цвета до того, как она покинет комнату. Деннет утверждает, что неясный момент в этом эксперименте состоит в том, что считается, что Мэри не просто знает о цвете, но, вообще говоря, является знающей все физические факты о нём. А это будет настолько обширным знанием, что оно превысит всё, что мы можем себе представить, и изменит наше интуитивное восприятие.
Если Мэри действительно знает всё о физике переживания цвета, что можно знать, это означает её фактическое всеведение. Поэтому она будет способна вычислить свою собственную реакцию и установить, каково на самом деле видение цвета.

Критика Д. Деннетом ситуации «Комната Мэри»Если Мэри действительно знает абсолютно всё о цвете, это знание будет включать

Слайд 21Джон Сёрл
(1932-…)
Человеческое сознание оперирует не только со знаками, но и

с их значениями, в отличие от компьютерной программы.
Поэтому создать

искусственный интеллект, который будет функционировать как человеческое сознание невозможно.

То, что обеспечивает функционирование такого сознания, должно обладать свойствами мозга и не сводимо к функционированию формальной программы.

Джон Сёрл(1932-…)Человеческое сознание оперирует не только со знаками, но и с их значениями, в отличие от компьютерной

Слайд 22Аргумент Д. Сёрла против возможности искусственного человеческого интеллекта
Представим себе изолированную

комнату, в которой находится Джон Сёрл, который не знает ни

одного китайского иероглифа. Однако у него есть записанные в книге точные инструкции по манипуляции иероглифами вида «Возьмите такой-то иероглиф из корзинки номер один и поместите его рядом с таким-то иероглифом из корзинки номер два», но в этих инструкциях отсутствует информация о значении этих иероглифов и Сёрл просто следует этим инструкциям подобно компьютеру.
Наблюдатель, знающий китайские иероглифы, через щель передаёт в комнату иероглифы с вопросами, а на выходе ожидает получить осознанный ответ. Инструкция же составлена таким образом, что после применения всех шагов к иероглифам вопроса они преобразуются в иероглифы ответа. Фактически инструкция — это подобие компьютерного алгоритма, а Сёрл исполняет алгоритм так же, как его исполнил бы компьютер.
В такой ситуации наблюдатель может отправить в комнату любой осмысленный вопрос (например, «Какой цвет вам больше всего нравится?») и получить на него осмысленный ответ (например, «Синий»), как при разговоре с человеком, который свободно владеет китайской письменностью. При этом сам Сёрл не имеет никаких знаний об иероглифах и не может научиться ими пользоваться, поскольку не может узнать значение даже одного символа. Сёрл не понимает ни изначального вопроса, ни ответа, который сам составил. Наблюдатель, в свою очередь, может быть уверен, что в комнате находится человек, который знает и понимает иероглифы.
Аргумент Д. Сёрла против возможности искусственного человеческого интеллектаПредставим себе изолированную комнату, в которой находится Джон Сёрл, который

Слайд 23Домашнее задание:
К первому семинару нужно будет прочитать фрагменты из двух

работ:
Нагель Т. Каково быть летучей мышью?
Платон. Алкивиад.
Нужные фрагменты

будут размещены в группе, которая была анонсирована ранее.
Домашнее задание:К первому семинару нужно будет прочитать фрагменты из двух работ:Нагель Т. Каково быть летучей мышью? Платон.

Слайд 24Есть вопросы по содержанию?

Есть вопросы по содержанию?

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика