Слайд 1 «Финно-угры, ты и я,
Вместе дружная семья.
Хоть живем мы друг от
друга и не близко…»
(Из песни финно-угорского лагеря)
Слайд 2Дни родственных народов
Впервые День родственных народов проводился 28 февраля 1928
года в Финляндии одновременно с Днем Калевалы.
В Эстонии впервые
Дни родственных народов состоялись 28-29 января 1929 года.
В 1931 году на IV конгрессе финно-угорской культуры было принято решение о проведении Дней родственных народов в Эстонии, Финляндии и Венгрии ежегодно в 3-ью неделю октября месяца. И это стало традицией.
А 1991 год стал поворотным в истории этого праздника. В этом году он отмечался почти всеми финно-угорскими народами, в том числе и финно-уграми Российской Федерации.
Главным устроителем праздника является фонд «Фенно-Угриа». В эти дни проводятся многочисленные концерты, выставки, лекции, ежегодно осуществляется поездка финно-угорских фольклорных коллективов по Эстонии.
Слайд 3Финно-угорскими называются народы, говорящие на 15 родственных по происхождению языках:
финском,
эстонском, венгерском, карельском, вепсском, водском, ижорском, ливском, саамском, мордовском, марийском,
удмуртском, коми, хантыйском и мансийском.
В настоящее время на финно-угорских языках в мире разговаривает 26 000 000 людей.
Слайд 4В древности количество финно-угорских народов было больше, чем 15. В
исторической литературе можно найти названия таких народов, как
меря, мурома,
мещера, печера, чудь.
Это и есть те самые национальности, которые утратили свой язык, культуру, перестали существовать как народность. Есть все основания считать, что их потомки - это часть русского населения Московской, Костромской, Вологодской и Нижегородской областей. Название «меря» очень близко по звучанию с «мари». Некоторые исследователи считают, что это один и тот же народ. Мурома тоже была в близких родственных связях с мари. Город с таким названием есть во Владимирской области. В Рязанской области известны Мещерские леса, река Печора.
Слайд 5Что позволяет нам считать эти народы родственными? Конечно же, их
языки. Но ведь представители этих народов не понимают друг друга?
Нет. Но есть отдельные слова и грамматические формы, говорящие о родстве языков.
Слайд 6Когда-то давным-давно предки современных финно-угров жили вместе, составляли финно-угорскую общность,
разговаривали на едином финно-угорском праязыке. Занимали они относительно небольшую территорию
между излучиной реки Волги и Уральским хребтом. Но существуют и другие точки зрения. Последние исследования показывают, что финно-угры пришли на европейскую часть материка из Сибири. Прародиной уральских народов считается область к Северу от Среднего Урала, бассейн нижней и средней Оби. Т.е. 6-8 тысяч лет назад уральцы жили в Западной Сибири. Предки современных финно-угров жили в западной части этой области, т.е. ближе к Уралу. Затем они перешли через Урал, к устью Камы. Около 4-5 тысяч лет назад они активно мигрировали еа запад. Основным занятием финно-угров тогда были охота и рыболовство. В какой-то мере им было знакомо также скотоводство, пчеловодство. Жили они в шалашах, одежду шили из шкур животных костяными иглами. Был матриархат. Им были известны металлы: железо, олово, медь, золото. Но ковать и лить они еще не умели.
Слайд 7В процессе расселения на обширной территории Восточной Европы носители финно-угорского
языка-основы разделились на различные группы, потеряли связь с основной массой
финно-угров. В результате диалекты финно-угорского праязыка развились в отдельные самостоятельные языки.
Первыми от своих предков отделилась угорская ветвь (предки венгров, манси 4500-5000 лет назад). Потом отделилась пермская ветвь (общие предки коми и удмуртов) (около 3500 лет назад). Следующими отделились наши предки – волжско-финская ветвь (около 3000 лет назад). Прибалтийско-финская общность существовала также около тысячи лет. Около 2 тысяч лет назад из нее сформировались современные финский, эстонский, карельский, водский, вепсский, ливский языки. Несколько обособленно стоит вопрос о происхождении саамского языка. В последнее время ученые считают, что саамы отделились от волжско-финской общности ≈ 2,5 тысячи лет назад. Так образовалась современная система финно-угорских языков.
Слайд 8Территория проживания современных финно-угров
Слайд 9Венгры
Венгры – самый многочисленный из финно-угорских народов. Их около
15,5 миллионов человек. Все венгры считают свой язык родным. Проживают
они в Венгрии, Румынии, Украине, Словакии.
Столица Венгрии – Будапешт.
Название венгр пришло в русский язык из польского. Этим словом русские называли бродячих торговцев, выходцев из Венгрии. Происходит от булгаро-тюркского названия союза племен onogur (оногур)-on «десять»+ ogur «стрела».
Венгры себя называют иначе – мадьяр, что обозначает «человек из племени Мадь».
Слайд 10Ханты
Хантов всего около 22 000 человек, из них 68%
считают своим родным языком хантыйский. Проживают они в Западной Сибири
– Ханты-Мансийском автономном округе, Ямало-Ненецком автономном округе, а также в Тюменской и Свердловской областях.
Самоназвание – ханты, значение – «человек, мужчина». Этимологию его связывают с манс.- хант. – «войско», сравнивают с венгерским had – «войско, род, семья», финским kunta- «община».Таким образом первоначальное значение этого слова было «принадлежащий роду».
Хантов еще называли остяками. Это слово имеет два объяснения: ос+ йах «обские люди» и уштяк «дикие люди».
Слайд 11Манси
Манси около 8 тысяч человек.52% считают манси своим родным
языком. Проживают в Ханты-Мансийском, Ямало-Ненецком автономных округах, Свердловской области. Манси
являются западными соседями хантов. Основное занятие – оленеводство, рыболовство и охота.
Манси обозначает «человек». Прежнее название – вогул, по мнению некоторых ученых, «человек, живущий на плесе, на берегу реки».
В летописи монаха Нестора ханты и манси упоминаются под названием югра (угры).
Характерной чертой культуры ханты и манси, как и всех коренных обитателей Арктики, являются мировоззрение, религия и обычаи, основанные на природе и традиционных занятиях. Их языки имеют лишь очень ограниченную письменность. Она возникла во второй половине 19 века, когда были переведены и изданы религиозные тексты. Сейчас издается одна газета на хантыйском и мансийском языках. Оба языка имеют несколько диалектов, и это препятствует развитию литературного языка.
Слайд 12Удмурты
Удмуртов насчитывается около 704 тыс. человек, из которых 70%
считают своим родным языком удмуртский. Проживают они в Удмуртии, Татарстане,
Башкортостане, Пермской области, а также в Марий Эл, Кировской и Свердловской областях.
В 1920 году был создан Вотякский (удмуртский) автономный округ, преобразованный в 1934 году в Удмуртскую республику. Столица Удмуртии – Ижевск.
Слово удмурт состоит из двух компонентов уд «луг,поле» +мурт «мужчина, человек».Удмурт – значит «луговой человек». Марийцы называли удмуртов одо, одомарий, а другие народы – вотяками.
Слайд 13Коми
Коми насчитывается около 475 000 человек.
Коми-зыряне. Всего около
320 000 человек, 70% считают своим родным языком коми. Живут
в Республике Коми, а также в Тюменской, Архангельской, Ленинградской областях. В Республике Коми живут 63% коми-зырян и составляют около четверти всего населения.
Коми-пермяки. Их всего около 150 000человек. Проживают в Коми-Пермяцком автономном округе, в Пермской области, остальные – в Тюменской и Ростовской областях.
Коми автономный округ был создан в 1921 году и в 1936 году преобразован в республику. Столица – город Сыктывкар. Коми-Пермяцкий автономный округ был создан в 1925 году.
Слово коми переводится как «человек, мужчина».Зырян – от мансийского саран (так они называют коми ), предполагаемое исходное значение «морской, живущий у моря».
Слайд 14Мари
Мари около 671 000 человек. Около 80% из них
признают марийский язык родным. Живут в Республике Марий Эл, в
Кировской области, Башкортостане, Татарстане, Свердловской области, а также в Удмуртии, Нижегородской и Пермской областях.
Первое ясное упоминание о марийцах содержится в письме хазарского правителя Иосифа в Испанию, написанном в 10 веке под названием «церемис». Слово мари восходит к иранскому слову со значением «человек, мужчина». До революции другие народы марийцев называли черемисами, что означает «человек из болотистых лесов», «лесной человек».
Слайд 15Мордва
Мордвы сейчас в мире насчитывается около 1 300 000
человек. Только 67% из них считают свой язык родным. Мордва
живут небольшими группами, разбросанными по Центральной и Восточной России: в Мордовии, Самарской, Оренбургской, Ульяновской областях, а также в Пензенской, Саратовской, Нижегородской областях, в Башкортостане, Татарстане и Чувашии.
Слово мордва иранского происхождения, mard – «мужчина, человек».
Первое достоверное упоминание о мордве дает историк Иордан в 6 веке. Автономию они получили в 1931 году. В 1934 году она была преобразована в республику. Столицей Мордовской республики является Саранск.
По языку мордва разделяется на две группы: эрзя и мокша.
Слайд 16Саамы
Всего около 50 000 саамов живут в Норвегии, Швеции,
Финляндии и России. И примерно 50% из них говорит на
родном языке. В России всего около 1800 человек, большинство из них живет в Мурманской области.
Название саамы от финского племенного названия hame, производного от балтийского zemee «земля, низ». Шведы и финны называют их лопь (lapp, lappea-«сторона, плоская поверхность»), русские называют лопарь (лопь + арь).
История этого народа говорит, что саамы постоянно отступали перед более многочисленными племенами, народами. Предки саамов населяли Карелию от Белого моря до Онежского озера, а также почти всю Финляндию.
Сегодня саамы в России говорят на трех диалектах: бабинском, кильдинском и терском.
Слайд 17Финны
Финнов около 5 000 000 человек. Проживают они в
Финляндии, Эстонии, Ленинградской области, Республике Карелии. Все финны считают свой
язык родным.
Финляндия – очень красивая страна. Она богата лесами, озерами (их около 180 000). Площадь – 338 000 кв. км. Столица Финляндии – Хельсинки.
Слово финн германского происхождения, образовано от готского слова со значением «охотник». Впервые упомянуто Тацитом в его сочинении «Germania» в первом веке нашей эры. Себя финны называют суомалайнен, инкерилайнен. Самоназвание suomi происходит от формы причастия глагола suoma «желанный, дарованный, ниспосланный». Оно сначала было личным именем, а со второй половины 14 века закрепилось как название всего народа.
Слайд 18Эстонцы
Эстонцев около 1 200 000 человек. Проживают в Эстонии,
а также в России. Все эстонцы, проживающие в своей республике,
говорят на родном языке и считают свой язык родным. Из проживающих в России – только 30%.
Столица Эстонии – Таллинн.
Эстонцы себя называют виролайнен, ээстлане «эстонец». Так они именуют себя с 19 века. Раньше употреблялось самоназвание maames ( maa «земля» + mees «мужчина, человек» ).
В 13 –14 веках распространяется в Эстонии христианство. В 1715 году на эстонском языке был издан «Новый завет». Позднее на эстонском языке начали выходить журналы, газеты, книги, календарь. В 1862 году был напечатан эстонский народный эпос «Каливипоэг».
В 19 веке в городе Тарту было основано Общество эстонских ученых.
Слайд 19Карелы
Карелов около 170 тысяч человек, из них только 48%
считают карельский язык родным. Они проживают в Республике Карелия, в
Тверской области, а также в Ленинградской и Мурманской областях. В окрестностях Твери карелы поселились в XVII веке.
Столица Республики Карелия – Петрозаводск.
Свой язык называют карьяла, а себя карьялайнен. Этноним происходит от слова карья «скот», стадо, карел – пастух, скотник. Слово германского происхождения.
Письменность у карелов появилась в XIII веке. Древнейшим письменным документом на карельском языке является так называемое новгородское берестяное письмо. Первые печатные работы появились в XIX веке. Сегодня значительная часть карел, особенно молодежь не владеет родным языком. Язык образования и культуры в основном русский, а для некоторых жителей Карелии – также финский.
Слайд 20Вепсы
Вепсов около 20 000 человек. Место их проживания –
территория между озерами Ладога, Онега и Белое – Карелия, а
также Ленинградская и Вологодская области.
Впервые упоминается этот народ историком Иорданом в виде vasin в 6 веке (вису), в русских летописях – весь. Этимология слова неясна.
На рубеже 19 –20 веков вепсов насчитывалось 25 500 человек, в 30-ые годы 20 века – 36 000, в 1959 году – 16 000, в 1970 году – 8 000, в 1989 году – 12 500 человек.
Русификация вепсов происходит очень интенсивно: язык образования и культуры – русский. Однако в последние годы видно пробуждение интереса к вепсской национальной культуре и предпринимаются попытки к ее сохранению для будущих поколений.
Слайд 21Водь
Водь насчитывается около 25 человек. Живут в Ингерманландии, на юге
от ижорцев, в северо-восточной части Эстонии. Они называют себя вадьялайн.
Предполагается, что слово происходит от прибалтийско-финского vakja, что объясняется тем, что они украшали свою одежду клиновидным (треугольным) кусочком ткани, служившим в качестве отличительного или магического амулета.
Самое раннее упоминание о них содержится в российских документах XI века. Вместе с ижорцами, карелами и вепсами они попали под влияние Новгорода, а впоследствии – Москвы.
В середине XIX века води насчитывалось около 5000 человек, но сильная ассимиляция сначала с ижорцами, а затем с русскими привела к ситуации, что водьский язык находится на грани вымирания. Этот язык никогда не имел письменности.
Слайд 22Ливы
Ливов всего около 200 человек, из них два-три десятка
знают свой язык. Живут они в северной части Латвии, на
берегу Балтийского моря.
Самоназвание – liivo, liivinkka, раньше называли себя kalamiea «рыбаки» (восточные) и randalist «береговые жители» (западные). В русском языке известны под названием либы, ливы, сравни также Ливония, Лифляндия. В письменных источниках встречается с XIII века. Этимология неясна. Некоторые ученые связывают это название с одним из карельских племен, ливикками.
Слайд 23Ижорцы
Ижорцев всего около 800 человек. Живут они в Ингерманландии, которая
простирается от Санкт-Петербурга к западу до границы с Эстонией и
к северу до Карельского перешейка между Ладожским озером и Финским заливом.
Название народа происходит от названия реки Ижора. Также они называют себя инкероине. По финскому interi – «река».
Ижорцы упоминаются в русских документах, относящихся к XIII веку. Под влиянием русских они приняли православную веру. Число говорящих на ижорских диалектах быстро сокращалось, начиная с XIX века, и теперь языком образования и культуры для них является русский.