Слайд 2Финансовая система:
понятие, структура,
функции.
Слайд 3Финансы – это совокупность экономических отношений, опосредующих создание, распределение и
использование фондов денежных средств, необходимых для удовлетворения общественных потребностей.
Слайд 4Финансы выполняют две основные функции.
Распределительная функция (распределение и перераспределение части
стоимости ВВП и НД, в ходе чего формируются и используются
финансы государства, хозяйственных субъектов и населения).
Контрольная функция (с помощью различных финансовых показателей финансовые органы анализируют и контролируют распределение и использование финансовых ресурсов в связи с производством ВВП и НД. Это дает возможность государству проводить необходимые мероприятия по распределению и перераспределению НД в интересах всего общества).
Слайд 5Финансовые отношения – это отношения, которые выражают экономические связи в
денежной форме между государством и отдельными субъектами хозяйствования.
Слайд 6Вся совокупность финансовых отношений вместе с институтами по их реализации
(финансовые органы, налоговая служба, банки и т.д.) образуют финансовую систему
общества.
Проводимая финансовыми органами политика получила название финансовой политики. Она направлена на регулирование государственных процессов по мобилизации, распределению и перераспределению финансовых средств и использованию их для развития национальной экономики.
Слайд 8Принцип демократического централизма: руководство финансами сочетается с представлением некоторых прав
республикам и их субъектам по использованию денежных средств; более половины
финансовых ресурсов сосредоточивается у государства, оставшаяся часть находится в распоряжении юридических субъектов.
Слайд 9Принцип фискального федерализма: разделение полномочий в финансовой сфере между разными
уровнями власти; местные власти независимы в своих расходах.
Слайд 10Звенья финансовой системы:
бюджеты различных уровней;
фонды социального, имущественного и
личного страхования;
валютные резервы государства;
финансы предприятий, учреждений, организаций, фирм,
других коммерческих и некоммерческих структур;
прочие.
Слайд 11Государственный бюджет.
Дефицит госбюджета.
Государственный долг.
Слайд 12Государственный бюджет – это совокупность финансовых отношений, возникающих между государством
и физическими и юридическими лицами по поводу создания, распределения и
использования общегосударственных фондов денежных средств.
Слайд 13Принципы построения бюджета:
Принцип единства: в стране существует лишь один бюджет,
объединяющий все государственные доходы и расходы.
Принцип полноты: по каждой бюджетной
статье ведется учет всех поступлений в бюджет и всех его затрат.
Принцип правдивости: в бюджетных росписях доходов и расходов не должно быть фальсификаций.
Принцип гласности: правительство обязано публиковать бюджет и сообщать о его исполнении.
Слайд 14Функции бюджета:
Распределительная функция: через госбюджет перераспределяется в разных странах значительная
часть НД (от 20 до 60 %).
Контрольная функция: динамика бюджетных
ресурсов позволяет судить о финансовом состоянии экономики и постоянно его контролировать.
Регулирующая функция: сосредоточение в руках государства значительной части НД служит материальной основой для его регулирующей роли в экономике. Изменяя доходы и расходы госбюджета, правительство может смягчать спады производства, снижать уровень безработицы и т.д.
Слайд 15Государственный бюджет состоит из двух частей: доходной и расходной.
Источники государственного
бюджета:
прямые и косвенные налоги + различного рода пошлины и сборы;
государственные займы;
эмиссия денег;
доходы от продажи государственной собственности.
Слайд 16Наиболее крупные расходные части бюджета:
военные расходы;
расходы по государственному
долгу;
расходы по финансированию экономики;
расходы на содержание государственного аппарата;
расходы на социально-культурные мероприятия и т.д.
Слайд 17Если доходная часть равна расходной, государственный бюджет является сбалансированным (баланс
дохода).
Профицит ГБ – сумма превышения доходов бюджета над его расходами
в каждый данный год.
Дефицит ГБ – сумма превышения доходов бюджета над его расходами в каждый данный год.
Слайд 18Основные причины бюджетного дефицита:
спад общественного производства;
рост теневого сектора
экономики;
завышенные расходы на реализацию принятых социальных программ;
возросшие затраты
на оборону;
войны и стихийные бедствия.
Слайд 19Структурный дефицит – это дефицит государственного бюджета при естественном уровне
безработицы.
Слайд 20Циклический дефицит – это дефицит государственного бюджета, вызванный спадом деловой
активности и сокращением в связи с этим налоговых поступлений в
бюджет; разница между реальным и структурным дефицитом.
Слайд 22Государственный долг – это накопленная сумма задолженности правительства владельцам государственных
ценных бумаг. Государственный долг может быть внутренним и внешним.
Слайд 23Внутренний государственный долг – это задолженность государства населению и фирмам
данной страны, являющимся держателями государственных ценных бумаг.
Внешний долг – задолженность
государства иностранным гражданам, фирмам.
Слайд 24Конверсия – погашение предстоящих платежей за счёт новых займов.
Консолидация –
изменение условий займов, касающихся сроков их погашения.
Слайд 26Налог – это обязательный платеж, взимаемый государством с физических и
юридических лиц для покрытия общественных потребностей.
Слайд 27Функции налогов:
1. Фискальная: формирование денежных доходов государства, которые нужны
ему для осуществления своей деятельности.
2. Распределительная: перераспределение доходов от богатых
к бедным, из одних отраслей в другие и т.д.
3. Экономическая: воздействие через налоги на общественное воспроизводство и социально-экономические процессы в обществе.
4. Ограничительная: сдерживание развития и размещения производства некоторых видов продукции, обеспечение защиты определённых отраслей посредством ограничения импорта товаров.
Слайд 28Основные элементы налоговой системы:
Налогоплательщик или субъект налога – это тот,
кто обязан платить налог.
Объект налога – это доход или
имущество, на которые начисляется налог, то есть то, что облагается налогом (заработная плата, прибыль, товары, недвижимость и т.д.).
Ставка налога – это величина налога на единицу обложения (единицу дохода в деньгах, единицу товара, единицу земельной площади и т.д.).
Слайд 29Налоговые ставки бывают:
Твердые. Определяются в абсолютной величине на физическую единицу
объекта обложения налогом (на кубометр древесины, тонну нефти, метр кубический
газа и т.д.). Такие ставки не зависят от величины дохода и относятся в первую очередь к сырьевым товарам.
Слайд 30
Пропорциональные. Устанавливаются пропорционально доходу, без дальнейшей дифференциации от размера этого
дохода. Следовательно, средняя налоговая ставка (устанавливается как постоянный процент) при
этом остается неизменной.
Слайд 31Прогрессивные. Налоговые ставки повышаются по мере роста дохода.
Регрессивные. С
ростом дохода налоговые ставки по отношению к нему понижаются. Налоги
в таком случае изымают все меньшую и меньшую часть получаемого дохода при его увеличении.
Слайд 33Прямые налоги взимаются государством непосредственно с доходов и имущества налогоплательщиков.
Их объектом выступает доход (зарплата, прибыль, процент и т.д.) и
стоимость имущества налогоплательщиков (земли, дачи, дома, автомобиля и т.д.).
Слайд 34Реальные налоги – это налоги, которыми облагаются отдельные виды имущества
независимо от финансового положения и доходов налогоплательщика (налог на землю,
налог на недвижимость и т.д.).
Личные налоги – это налоги, которыми облагаются доходы или имущество налогоплательщика с учётом его платёжеспособности (подоходный налог, налог на прибыль корпораций, налог с наследства и т.д.).
Слайд 35Косвенные налоги представляют собой надбавку к цене товаров или услуг.
В отличие от прямых, косвенные налоги не связаны с размерами
доходов или стоимостью имущества налогоплательщиков (налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины).
Слайд 36Зависимость между ставками налога и налоговыми поступлениями в бюджет теоретически
обосновал А. Лаффер.
налоговые
поступления
R
r налоговая
Rmax ставка
Слайд 38Фискальная политика – это меры правительства по изменению совокупных расходов
с использованием таких инструментов, как налоги и государственные расходы для
обеспечения макроэкономического равновесия при полной занятости и отсутствии инфляции.
Слайд 39Основные цели ФП:
устойчивый экономический рост;
полная занятость;
отсутствие инфляции.
Главное
назначение ФП – противодействие цикличности экономики, сглаживание её негативных последствий.
Слайд 41Дискреционная фискальная политика – изменение законов, регулирующих правительственные закупки, ставки
налогов и размеры трансфертных платежей с целью изменения совокупного спроса;
сознательное манипулирование государственными расходами и налогами.
Слайд 43Сдерживающая фискальная политика – мероприятия правительства, направленные на сокращение государственных
закупок и (или) на увеличение налогов для борьбы с инфляцией.
Слайд 44Стимулирующая фискальная политика – мероприятия правительства, направленные на увеличение государственных
закупок и (или) на сокращение налогов с целью стимулирования деловой
активности и снижения безработицы.
Слайд 45Мультипликатор государственных расходов – числовой коэффициент, показывающий во сколько раз
конечная сумма прироста или сокращения планируемых расходов, образующих национальный продукт,
превысит первоначальную, инициирующую изменение сумму расходов.
Слайд 46Налоговый мультипликатор – числовой коэффициент, показывающий, во сколько раз конечная
сумма прироста или сокращения планируемых расходов, образующих национальный продукт, превысит
первоначальную, инициирующую прирост или сокращение сумму изменения чистых налогов.
Слайд 47Автоматическая фискальная политика – использование встроенных стабилизаторов, которые работают в
рамках саморегулирования и автоматически реагируют на изменение положения в экономике.
К встроенным стабилизаторам относятся:
автоматическое изменение налоговых поступлений;
система пособий по безработице и социальные выплаты.