Слайд 1Физическая культура в системе физического воспитания детей школьного возраста.
Слайд 2Социально-педагогическое значение физического воспитания детей школьного возраста
Создается прочный фундамент здоровья
и физкультурной образованности, накапливаются надёжные предпосылки для успешного овладения производственно-трудовыми,
воинскими и другими специальностями;
Поддерживается хорошая физическая и умственная работоспособность, обеспечивающая эффективную учебную деятельность;
Рационально организуется досуг детей, элементы физической культуры внедряются в быт, учащиеся постепенно приобщаются к спортивной деятельности;
Последовательно повышается нравственная, интеллектуальная, эстетическая и трудовая культура подрастающего поколения.
Слайд 3Типичные возрастные особенности школьников
Непрерывный, быстрый, неравномерный рост и развитие детского
организма, особенно психики;
Незрелость и недостаточная устойчивость
детского организма, легкая ранимость;
Высокий уровень возбудимости, реактивности на различные внешние воздействия;
До 13-15 лет происходит интенсивное развитие функции двигательного анализатора (до этого возраста значительно легче усваиваются и совершенствуются разнообразные движения);
Именно в школьном возрасте установлено наличие большинства сенситивных периодов развития человека.
Слайд 4Цель физического воспитания школьников- способствовать всестороннему, гармоническому развитию и подготовке
детей к жизни, в первую очередь, к приобретению профессии и
успешному включению в трудовую деятельность
Слайд 5Общие задачи
физического воспитания детей школьного возраста
Слайд 6Образовательные задачи
Формирование знаний о здоровом образе жизни, значении занятий ФУ,
правилах выполнения ФУ и т.п.;
Формирование элементарных организаторских и
методических знаний и умений;
Приобщение к доступной спортивной деятельности и постепенное повышение спортивных достижений;
Обучение основам техники движений;
Формирование культуры двигательных действий, обеспечение их целесообразности, экономичности, практической эффективности и эстетической выразительности.
Слайд 7Задачи развития двигательных способностей
Всесторонне развитие морфологических, психодинамических и сенсорных способностей;
Приучение детей к рациональной организации физических усилий, разумному использованию их
в соответствии с задачами и конкретными условиями учебной деятельности.
Слайд 8Оздоровительные задачи
Содействие нормальному формированию и гармоническому развитию растущего организма;
Укрепление здоровья, повышение сопротивляемости организма к агрессивным воздействиям
внешней среды;
Повышение общей работоспособности.
Слайд 9Воспитательные задачи
Всестороннее воспитание связанных с двигательной деятельностью интеллектуальных, нравственных, психологических
и личностных качеств
Слайд 10Проблемные вопросы в реализации общих задач
Развивать у школьников преимущественно
физические способности или обучать двигательным действиям;
Осваивать один вид спорта или
несколько;
Формировать культуру движений по стандартной обязательной программе физического развития или создавать возможности для выбора занятий физическими упражнениями самим учащимися;
Ориентироваться на уроках, главным образом, на двигательную подготовку или физкультурное образование учащихся.
Слайд 11Формы занятий физическими упражнениями
Учебные занятия (классно-урочные);
Занятия физическими упражнениями в
режиме учебного дня школы;
Внеклассные занятия физическими упражнениями;
Внешкольные занятия физическими
упражнениями
Слайд 12Учебные занятия
(классно-урочные)
Слайд 13Признаки классно-урочной формы занятий
Проводятся под руководством педагога-специалиста;
Относительно однородный коллектив
занимающихся;
Утвержденная программа работы;
Твердо установленное расписание.
Слайд 14Факторы, определяющие специфику уроков физической культуры в школе
Основная направленность
учебных занятий и их конкретные задачи;
Возрастные особенности и возможности детей;
Многочисленность
и неоднородность состава классов;
Предметно-пространственная среда (места занятий, оборудование, инвентарь, др.);
Продолжительность урока - максимум 45 минут;
Положение урока в расписании.
Слайд 15Занятия физическими упражнениями в режиме учебного дня школы
Гимнастика до
учебных занятий (руководство гимнастикой осуществляет учитель физкультуры, непосредственное проведение упражнений
в младших классах возлагается на учителей, в средних и старших классах - на физоргов);
Физкультурные минуты во время уроков (проводится систематически с учащимися младших и средних классов, и эпизодически с учащимися старших классов, начиная со второго урока, через 20-30 минут после его начала);
Занятия физическими упражнениями на удлиненных переменах (выполняются игровые упражнения продолжительностью 15-25 минут, остальное время - на пассивный отдых и подготовку к очередному уроку);
Ежедневные физкультурные занятия в группах продленного дня (в содержание включаются ранее изученные физические упражнения и подвижные игры, продолжительность занятий 45-60 минут).
Слайд 16Виды внеклассных и внешкольных занятий
Систематические занятия (в кружках физической
культуры для младших школьников, занятия по видам спорта в секциях,
занятия в группах обшей физической подготовки);
Эпизодические занятия (ежемесячные дни здоровья и спорта, соревнования, турпоходы, прогулки, экскурсии, спортивные праздники и развлечения, др.)
Слайд 17Внеклассные формы занятий
Кружки физкультуры (проводятся 1-2 раза в неделю,
продолжительность - 40-60 минут в 1-2 классах, 60-90 минут в
3 классе);
Секции ОФП (организуются для учащихся, желающих улучшить физическую подготовленность, проводятся 2-3 раза в неделю, продолжительность занятий 45-60 минут);
Спортивные секции (проводятся 2-3 раза в неделю, 60-90 минут на базе школы с учащимися, желающими заниматься избранным видом спорта);
Секции туризма;
«Спортивный час» в режиме продленного дня (занятия проводятся под руководством преподавателя группы продленного дня сразу после уроков (перед обедом) с учащимися первой смены и перед самоподготовкой - с учащимися второй смены, продолжительностью 45-60 минут);
«Дни здоровья» и физкультурные праздники (организовывают одновременно для всех школьников или отдельно для учащихся младших, средних и старших классов; по продолжительности они не должны превышать 3 часов (для 1-4 классов), 4 часов (для 5-7 классов) и 5 часов (для 9-11 классов);
Туристские слеты (организуются со школьниками старшего возраста в теплое время года, продолжительность слета – 1-3 дня);
Спортивные соревнования (соревнование должно проводятся по видам упражнений, содержащиеся в комплексной программе по ФК; соревнование должно являться логическим завершением урочных занятий и внеклассной работы; учащиеся подготовительной и специальной медицинских групп могут выступать в отдельных видах соревнований по разрешению врача; учащиеся специальных классов спортивного профиля в соревнованиях для общеобразовательных школ не участвуют).
Слайд 18Внешкольные формы занятий
Организованные занятия (индивидуальные, групповые, массовые);
Самостоятельные занятия физическими
упражнениями, спортом, туризмом.
Внешкольную работу с учащимися обеспечивают:
ДЮСШ и ДЮСШОР;
Общеобразовательные школы-интернаты
спортивного профиля;
Дома творчества юных;
Дома и дворцы культуры;
Стадионы, дворцы спорта, водные станции;
Парки культуры и отдыха;
Туристические базы;
ЖЭК, ТСЖ и домоуправления.
Слайд 19Физическая культура в оздоровительном лагере
Утренняя гигиеническая гимнастика;
Отрядные часы физической
культурой (проводятся каждый день, за исключением субботы и воскресенья продолжительность
отрядного часа - 40 минут);;
Прогулки, экскурсии, походы с играми на местности проводят в звеньях, отрядах и одновременно с несколькими отрядами;
Занятия в спортивных секциях (кружках);
Обучение плаванию и купание;
Спортивные соревнования, физкультурные праздники и агитационно-пропагандистские мероприятия (осуществляет оргкомитет или штаб, в состав которых входят весь педагогический коллектив);
Инструкторско-методические занятия с вожатыми и физкультурным активом (проводятся не реже 1-го раза в неделю, при необходимости перед каждым соревнованием, игрой, праздником. Инструктаж по плаванию и купанию проводит педагог по физическому воспитанию и инструктор по плаванию).