Слайд 1ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ЛЕКЦИЯ
Слайд 2ПЛАН:
1.Значение и задачи физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста
2.
Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста в связи с
особенностями их телесного развития
Слайд 3
Значение и задачи физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста
Организм
человека, являясь открытой биологической системой, тесно связан с внешней средой.
Многие влияния оказывают неблагоприятное воздействие, поэтому нужны меры для поддержания работоспособности и здоровья
Среди факторов, позволяющих поддерживать необходимый уровень здоровья и высокую работоспособность человека – первое место занимает физическая культура
Слайд 4Влияние недостаточной двигательной активности на организм человека
А) В Центральной нервной
системе гипокинезия и гиподинамия вызывают потерю многих межцентральных взаимосвязей –
происходит нарушения проведения возбуждения в межнейронных синапсах, при этом изменяется психическая и эмоциональная сфера, ухудшается функционирование сенсорных систем. Поражение мозговых систем управления движениями приводит к ухудшению координации двигательных актов, возникают ошибки в адресации моторных команд, неумение оценивать текущее состояние мышц и вносить коррекции в программы действий
Слайд 5В) В двигательном аппарате
Происходит атрофия мышечных волокон – снижение веса
и объема мышц, их сократительных свойств. Ухудшается кровоснабжение мышц и
энергообмен. Происходит падение мышечной силы, точности, быстроты и выносливости при работе (статической особенно). При локомоциях усиливаются колебания общего центра масс, что резко снижает эффективность движений при ходьбе и беге.
Слайд 6С) Дыхание
Уменьшается ЖЕЛ, глубина дыхания, минутного объема дыхания и максимальной
легочной вентиляции. Резко увеличивается кислородный запрос и кислородный долг при
работе. Основной объем понижается
Слайд 7D)Сердечно-сосудистая система
Возникает атрофия сердечной мышцы, ухудшается питание миокарда – развивается
ишемическая болезнь .
Ослабленные скелетные мышцы не могут полноценно способствовать венозному
возврату крови. Недостаточность их сокращения ликвидирует работу «мышечного насоса» и затрудняет работу сердца по перекачиванию крови. Количество циркулирующей крови уменьшается.
Слайд 8Эндокринная система
Снижение функций желез внутренней секреции, уменьшается продукция гормонов
Слайд 9Гиподинамия в детском возрасте
Нарушение полноценной реализации генетической программы индивидуального развития
Оптимальный
объем организованной физической нагрузки для детей дошкольного возраста по количеству
часов в неделю составляет – 13-14
Суточный показатель двигательной активности – в зимний период – в возрасте 3-4 лет – 11(девочки) и 12 (мальчики) тысяч шагов
В 5 лет – 12 и 13 тыс шагов, в 6-7 лет – 13 и 15
Слайд 10Общие задачи физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста
1 группа
оздоровительные
Повышение сопротивляемости организма путем системы закаливающих мероприятий
Укрепление опорно-двигательного аппарата и
формирование правильной осанки (т.е. удержание рациональной позы при во время всех видов деятельности)
Повышение функциональных возможностей вегетативных органов
Воспитание физических способностей (координационных, скоростных и выносливости).
Слайд 112 группа образовательные задачи
Формирование основных жизненно важных двигательных умений и
навыков
Создать устойчивый интерес к занятиям физической культурой
Знания о физической
культуре и спорте
Слайд 123 группа воспитательные задачи
Воспитание честности, решительности, смелости, настойчивости
Помощь умственному, эстетическому
и трудовому воспитанию
Слайд 13Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста в связи с
особенностями их телесного развития
У детей дошкольного возраста нервные центры
характеризуются высокой возбудимостью, относительно слабым развитием процессов торможения. Дети отличаются быстрой утомляемостью, недостаточным развитием произвольного внимания и сильно выраженными ориентировочными реакциями
Слайд 14Малый двигательный опыт, слабое отражение в сознании функциональных изменений в
организме при физических нагрузках обуславливают недостаточное развитие субъективных ощущений усталости!
Поэтому,
особое внимание дозировке мышечных нагрузок
Слайд 15Основные этапы развития моторных функций и управления движениями:
Первый год жизни
– формирование основных поз; до 3-х лет – создание основного
фонда движений; в возрасте 3-6 лет созревание механизма кольцевого рефлекторного регулирования с ведущей ролью зрительных обратных связей
Недостаточная функциональная зрелость левого полушария головного мозга у детей требует в физическом воспитании преимущественно наглядных методов обучения, прочувствования движений, подражательных реакций, широкое применение игровых средств.
Слайд 16 В связи с поздним развитием лобных долей еще
не налажена речевая регуляция движений. В 2-3 года ребенок не
может выполнять двигательные действия не только под внешнюю команду, но и даже под свою собственную. Эта способность формируется к 4-5 годам.
Слайд 17Формирование основных жизненно важных двигательных умений и навыков
К 3 месяцам
– содействовать умению поднимать и удерживать голову
К 6 месяцам –
элементарные движения рук, умение ползать, переворачиваться со спины на живот, удерживать туловище лежа на животе с опорой руками;
К 11 месяцам – научить садиться, ложиться, стоять и ходить, держась за предметы
К первому году жизни – научить ходить
Слайд 18В 3 года – ребенок должен освоить ходьбу, бег, лазание
В
4 года – формируют навыки метания различных предметов, спрыгивания с
высоты, ловли предметов, катания на трехколесном велосипеде,
В 5-6 лет – ребенок должен уметь выполнять большинство двигательных умений и навыков, встречающихся в быту и жизни: бегать, плавать, ходить на лыжах, прыгать, лазать по лесенке вверх, переползать через преграды и т.д.
Слайд 20Средства физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста
Физические упражнения
1 группа:
основная гимнастика
а) ОРУ с предметами и без них
б) различные
виды ходьбы, бега, прыжков, метаний, лазания, ползания, равновесие, висы
в) строевые упражнения
г)танцевальные упражнения
Слайд 21Средства физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста
2 группа –
подвижные игры
Подвижные игры с сюжетом
Подвижные игры без сюжета
3 группа –
упрощенные формы спортивных упражнений
Слайд 22Формы организации занятий физическими упражнениями с детьми раннего и дошкольного
возраста
Самостоятельная работа студентов в тетради.
Учебник –(Страницы 165-167) – Ж.К. Холодов,
В.С. Кузнецов ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА