Слайд 1Физиология высшей 
нервной деятельности
Лекция №1(педфак)
кафедра нормальной физиологии 
им Н.Ю. Беленкова
                                                            
                                    
НижГМА
доцент к.б.н.
Продиус Петр Анатольевич
                                                                    
                            							
							
							
						 
											
                            Слайд 2План лекции
1. Учение о высшей нервной деятельности.
2. Классификация безусловных и
                                                            
                                    
условных   рефлексов.
3.Условия выработки условного рефлекса.  Стадии образования
                                    условного рефлекса.
4. Механизм образования временной связи.
5. Динамический стереотип.
6.Торможение условных рефлексов.
7. Понятие о сигнальных системах.
8. Типы высшей нервной деятельности.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 3Учение о высшей нервной 
деятельности
И.П.Павлов разделил поведение на низшую(ННД) и
                                                            
                                    
  высшую нервную деятельность(ВНД).
ННД - совокупность безусловных рефлексов, обеспечивающую
                                    координированную деятельность всех его систем и направленную на поддержание гомеостаза
ВНД - интегративная деятельность высших отделов ЦНС, обеспечивающая индивидуальное поведенчес- кое приспособление человека и животных к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды.
Для изучения ВНД И.П.Павлов разработал метод   условных рефлексов.
И.П. Павлов ввел термин ВНД, как эквивалент психи-
ческой деятельности.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 4Безусловный и условный
 рефлекс
Безусловный рефлекс – постоянная, видоспеци-  фичная,
                                                            
                                    
стереотипная, генетически закрепленная   реакция организма на внешние или
                                    внутренние     изменения, осуществляемые при участии ЦНС. 
Пример - Слюноотделение на раздражение     пищей ротовой полости.
Условный рефлекс – выработанная в онтогенезе  реакция организма на раздражитель, ранее        индифферентный для этой реакции.
Пример - Слюноотделение на вид и запах пищи.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 5Классификация безусловных
 рефлексов по И.П.Павлову 
По принципу биологической значимости:
Пищевые -
                                                            
                                    
слюноотделение;
Оборонительные – отдергивание конечности; 
Половые - выбор партнера; 
Родительские -
                                    кормление потомства; 
Игровые - ; 
Ориентировочные – ориентировочный      рефлекс;
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 6Классификация безусловных
 рефлексов по И.П.Павлову 
По принципу уровня замыкания в
                                                            
                                    
ЦНС:
Простые (спинномозговые) – коленный рефлекс;
Усложнённые (бульбарные) - слюноотделитель- ный рефлекс;
                                    
Сложные(мезенцефальные) - зрачковый             рефлекс;
Сложнейшие (субкортикально-кортикальные) –  пищедобывательный инсинкт
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 7Условия выработки условного       рефлекса
1.
                                                            
                                    
Сочетание индифферентного, в будущем условного сигнала, с безусловным подкреп- 
                                    лением. 
2 .Опережающее действие условного сигнала.
3. Многократное повторение сочетаний условного сигнала с безусловным подкреплением.
4. Большая биологическая значимость безусловным подкрепления по сравнению с условным сигналом. 
5 .Отсутствие посторонних раздражителей. 
6. Нормальная работоспособность ЦНС. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 8Камера для исследования 
условных рефлексов
                            							
														
						 
											
                            Слайд 9Выработка пищевого условного 
рефлекса на звук
                            							
														
						 
											
                            Слайд 10Схема образования пищевого условного   рефлекса на звук по
                                                            
                                    
И.П.Павлову:
1 - кортиев орган; 
2 - представительство   слухового
                                    анализатора в коре; 
3 - временная связь     пищевого условного  рефлекса; 
4 - представительство  пищевого центра в    коре; 
5 - подкорковая часть   пищевого центра
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 11Уровни замыкания временной связи
По Павлову временная связь образуется между 
                                                            
                                    
  корковыми центрам
Н.Ю.Беленков предложил схему многоуровневого  и многоканального
                                    замыкания временной связи
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 12Образование временной связи путем      
                                                            
                                    
  конвергенции на нейроне по П.К.Анохину
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 13Механизм образования временной    связи
Павлов предполагал, что образование
                                                            
                                    
ВС происходит за счёт феномена “банунга” - проторения путей из-за
                                    встречной иррадиации возбуждения между двумя центрами.Ухтомский придавал большое значение доминанте в КБП. Доминирующий очаг способен притягивать к себе слабые В из других центров ГМ.
Воронин и Ройтбак указывают на значение посттетанической потенциации в замыкании ВС. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 14Стадии образования условного       рефлекса
СТАДИЯ
                                                            
                                    
ГЕНЕРАЛИЗАЦИИ - появление    рефлекторной реакции в ответ
                                    не только на подкрепляемый(условный раздражитель) но и близкие к нему неподкрепляемые раздра- жители.
СТАДИЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ - появление   рефлекторной реакции в ответ только на подкрепляемый(условный раздражитель).
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 15Классификация условных
 рефлексов
1. По подкреплению (безусловному    
                                                            
                                    
   стимулу)
2. По условному стимулу
3. По соотношению действия
                                    во времени условного и безусловного раздражителей
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 16По подкреплению 
1.1. В зависимости от наличия или  
                                                            
                                    
   отсутствия подкрепления:
 Положительные (подкрепляемые), вызывающие соответствующую реакцию
                                    организма
 Отрицательные, или тормозные (неподкрепляемые), которые не только не вызывают соответствующей реакции, но и ослабляют ее. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 17По подкреплению 
1.2. Согластно биологическому значению
 подкрепления: 
  Витальные
                                                            
                                    
(пищевые, питьевые, оборони- тельные)
 Зоосоциальные (половой, родительский,  территориальный)
 Саморазвития
                                    (исследовательский, имита     ционный, игровой)
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 18По подкреплению
1.3. По характеру безусловной реакции на 
подкрепление:
 Вегетативные: изменение
                                                            
                                    
дыхания, сердцебиения, кровяного давления и т.п.)
 Двигательные: моргание века, отдергива-
                                    ние руки от источника боли и т. п.).
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 19
По подкреплению
1.4. По особенностям подкрепления:
 Первого порядка – если в
                                                            
                                    
качестве подкрепления используется безусловный рефлекс.
 Второго порядка, третьего и т.д.
                                    – если в качестве подкрепления используется ранее  выработанный прочный условный рефлекс.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 20По условному стимулу
2.1. По характеру условного раздражения:
 Натуральные – на
                                                            
                                    
естественные признаки  безусловного раздражения (вид пищи).
 Искусственные – на
                                    искусственные услов-ные сигналы(слово "вкусненькое").
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 21       По условному стимулу
2.2.
                                                            
                                    
По структуре условного сигнала: 
 
Простые (звонок, метроном, свет).
Одновременные комплексные
                                    (несколько компонентов, действующих одновременно напр. свет + звук).
Последовательные комплексные (компо- ненты действуют последовательно, накла- дываясь друг на друга).
Цепные (компоненты действуют последова-тельно, не совпадая друг с другом).
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 223. По соотношению действия во времени условного и безусловного 
раздражителей:
Наличные
                                                            
                                    
- при совпадении во времени    условного раздражителя
                                    и подкрепления.
Следовые - раздражитель и подкрепление отделены друг от друга временным интер-  валом.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 23ТОРМОЖЕНИЕ УСЛОВНЫХ РЕФЛЕКСОВ
БЕЗУСЛОВНОЕ ТОРМОЖЕНИЕ
Внешнее
•-постоянный тормоз
•-гаснущий тормоз
Запредельное
УСЛОВНОЕ ТОРМОЖЕНИЕ
•-угасательное
•-сигнальное (условный тормоз)
•-дифференцировочное
•-запаздывательное
                            							
														
						 
											
                            Слайд 24БЕЗУСЛОВНОЕ ТОРМОЖЕНИЕ
Постоянный тормоз - длительное прекращение условнорефлекторной деятельности(зубная боль).
Гаснущий тормоз
                                                            
                                    
- временное прекращение условнорефлекторной деятельности при появлении нового стимула (звонок
                                    телефона).
Запредельное торможение - ослабление и полное прекращение деятельности из-за утомления или чрезмерно сильного раздражения.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 25Динамический стереотип
Динамический стереотип – выработанная и фиксированная система рефлекторных 
                                                            
                                    
 связей.
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 26
УСЛОВНОЕ ТОРМОЖЕНИЕ
Угасательное торможение - постепенное ослабление условного рефлекса при отсутствии
                                                            
                                    
 безусловного подкрепления. 
Условный тормоз - возникает при добавлении еще
                                    одного(тормозного) раздажителя к условному сигналу(звонок покреплают пищей, звонок+свет нет). 
Дифференцировочное - при использовании  двух раздражителей близких по физическим характеристиком один из которых не подкрепляют (тон 400гц подкрепляют, тон 800гц нет).
Запаздыватльное - смещение положительной условной реакции относительно условного  сигнала во времени (при задержке подкреп-  ления пищей слюноотделение наступает    позже) .
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 27Сигнальные системы
Первая сигнальная система — это чувствен-  ные сигналы,
                                                            
                                    
из которых строятся образы внешнего мира. Восприятие непосредственных сигналов предметов
                                    и явлений окружающего мира и сиг-налов из внутренней среды организма.
Вторая сигнальная система — словесная, в   которой слово в качестве условного раздражи-  теля, знака, не имеющего реального физического содержания, но являющегося символом предме-тов и явлений материального мира.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 28У новорожденного условные рефлексы осуществляются полностью первой сигнальной системой. 
Непосредственные
                                                            
                                    
раздражители исключительно в пределах первой сигнальной системы вступают в связь
                                    с непосредственными вегетативными и соматическими реакциями. 
Это связи типа Н-Н (непосредственный раздражитель - непосредственная реакция). 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 29Начиная со второй половины первого года жизни, 
В период овладения
                                                            
                                    
ребенком т.н. "пассивной" или " сенсорной" речью (т.е. когда ребенок
                                    начинает понимать речь окружающих), появляются первые условные реакции на словесные раздражители, 
по типу С-Н (словесный раздражитель - непосредственная реакция).
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 30Также во второй половине первого года жизни ребенка. 
По мере
                                                            
                                    
роста и развития ребенка, пополнения его жизненного опыта расширяется и
                                    углубляется содержание используемых им слов.  На этой фазе развития ВНД человека к первым двум типам временных связей прибавляются
Связь типа Н-С (непосредственный раздражитель - словесная реакция). 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 31Со 2 до 5 лет у ребенка увеличивается запас слов
                                                            
                                    
и развивается устная речь. 
В этот период овладения активной речью
                                    поднимается на более высокий уровень и степень развития второй сигнальной системы. Ребенок начинает устанавливать взаимосвязи между явлениями на уровне слова
Возникает связь типа С-С (словесный раздражитель - словесная реакция)
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 32
Тип ВНД- совокупность врожденных и сформированных в онтогенезе  
                                                            
                                    
 свойств нервной (силы процессов  возбуждения и торможения, их
                                    урав-новешенности и подвижности), определяющих темперамент личности.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 33Типы ВНД
Сила нервных 
процессов 
Уравновешанность
нервных процессов
Подвижность нервных процессов
СИЛЬНЫЙ
СЛАБЫЙ 
МЕЛАНХОЛИК
УРАВНОВЕ-
ШАННЫЙ
НЕУРАВНОВЕ-
ШАННЫЙ
ХОЛЕРИК
ПОДВИЖНЫЙ 
САНГВИНИК
ИНЕРТНЫЙ
ФЛЕГМАТИК
                            							
														
						 
											
                            Слайд 34Свойства нервной системы       
                                                            
                                    
  положенные в основу типов ВНД
Силу процесса возбуждения определяли
                                    по скорости образования первого положительного условного рефлекса, по влиянию кофеина, сверхсильного раздражителя . 
Силу процесса торможения определяли по скорости выработки дифференцировки и по влиянию бромистого натрия. 
Подвижность нервных процессов определяли по влиянию на условные рефлексы нарушения стереотипа .
Уравновешенность процессов возбуждения и торможения определяли по соотношению силы возбуждения и торможения. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 351) активность уровень двигательной активности;
2) ритмичность - регулярность (ритмы сна-бодрствования,
                                                            
                                    
потребности в кормлении и т.п.);
3) приближение или удаление - реакция
                                    на новые стимулы;
4) адаптивность - легкость привыкания к новой обстановке;
5) интенсивность реакций - уровень интенсивности различных проявлений (радости, гнева и т.п.);
6) порог реактивности - интенсивность воздействия
7) преобладающее настроение;
8) отвлекаемость - возможность изменения поведения под влиянием новых стимулов;
9) устойчивость внимания/настойчивость стремление 
продолжать деятельность при возникновении препятствий.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 36Типы ВНД в зависмости от соотноше- ния I и II
                                                            
                                    
сигнальных систем