Слайд 1Физиология высшей
нервной деятельности
Лекция №1(педфак)
кафедра нормальной физиологии
им Н.Ю. Беленкова
НижГМА
доцент к.б.н.
Продиус Петр Анатольевич
Слайд 2План лекции
1. Учение о высшей нервной деятельности.
2. Классификация безусловных и
условных рефлексов.
3.Условия выработки условного рефлекса. Стадии образования
условного рефлекса.
4. Механизм образования временной связи.
5. Динамический стереотип.
6.Торможение условных рефлексов.
7. Понятие о сигнальных системах.
8. Типы высшей нервной деятельности.
Слайд 3Учение о высшей нервной
деятельности
И.П.Павлов разделил поведение на низшую(ННД) и
высшую нервную деятельность(ВНД).
ННД - совокупность безусловных рефлексов, обеспечивающую
координированную деятельность всех его систем и направленную на поддержание гомеостаза
ВНД - интегративная деятельность высших отделов ЦНС, обеспечивающая индивидуальное поведенчес- кое приспособление человека и животных к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды.
Для изучения ВНД И.П.Павлов разработал метод условных рефлексов.
И.П. Павлов ввел термин ВНД, как эквивалент психи-
ческой деятельности.
Слайд 4Безусловный и условный
рефлекс
Безусловный рефлекс – постоянная, видоспеци- фичная,
стереотипная, генетически закрепленная реакция организма на внешние или
внутренние изменения, осуществляемые при участии ЦНС.
Пример - Слюноотделение на раздражение пищей ротовой полости.
Условный рефлекс – выработанная в онтогенезе реакция организма на раздражитель, ранее индифферентный для этой реакции.
Пример - Слюноотделение на вид и запах пищи.
Слайд 5Классификация безусловных
рефлексов по И.П.Павлову
По принципу биологической значимости:
Пищевые -
слюноотделение;
Оборонительные – отдергивание конечности;
Половые - выбор партнера;
Родительские -
кормление потомства;
Игровые - ;
Ориентировочные – ориентировочный рефлекс;
Слайд 6Классификация безусловных
рефлексов по И.П.Павлову
По принципу уровня замыкания в
ЦНС:
Простые (спинномозговые) – коленный рефлекс;
Усложнённые (бульбарные) - слюноотделитель- ный рефлекс;
Сложные(мезенцефальные) - зрачковый рефлекс;
Сложнейшие (субкортикально-кортикальные) – пищедобывательный инсинкт
Слайд 7Условия выработки условного рефлекса
1.
Сочетание индифферентного, в будущем условного сигнала, с безусловным подкреп-
лением.
2 .Опережающее действие условного сигнала.
3. Многократное повторение сочетаний условного сигнала с безусловным подкреплением.
4. Большая биологическая значимость безусловным подкрепления по сравнению с условным сигналом.
5 .Отсутствие посторонних раздражителей.
6. Нормальная работоспособность ЦНС.
Слайд 8Камера для исследования
условных рефлексов
Слайд 9Выработка пищевого условного
рефлекса на звук
Слайд 10Схема образования пищевого условного рефлекса на звук по
И.П.Павлову:
1 - кортиев орган;
2 - представительство слухового
анализатора в коре;
3 - временная связь пищевого условного рефлекса;
4 - представительство пищевого центра в коре;
5 - подкорковая часть пищевого центра
Слайд 11Уровни замыкания временной связи
По Павлову временная связь образуется между
корковыми центрам
Н.Ю.Беленков предложил схему многоуровневого и многоканального
замыкания временной связи
Слайд 12Образование временной связи путем
конвергенции на нейроне по П.К.Анохину
Слайд 13Механизм образования временной связи
Павлов предполагал, что образование
ВС происходит за счёт феномена “банунга” - проторения путей из-за
встречной иррадиации возбуждения между двумя центрами.Ухтомский придавал большое значение доминанте в КБП. Доминирующий очаг способен притягивать к себе слабые В из других центров ГМ.
Воронин и Ройтбак указывают на значение посттетанической потенциации в замыкании ВС.
Слайд 14Стадии образования условного рефлекса
СТАДИЯ
ГЕНЕРАЛИЗАЦИИ - появление рефлекторной реакции в ответ
не только на подкрепляемый(условный раздражитель) но и близкие к нему неподкрепляемые раздра- жители.
СТАДИЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ - появление рефлекторной реакции в ответ только на подкрепляемый(условный раздражитель).
Слайд 15Классификация условных
рефлексов
1. По подкреплению (безусловному
стимулу)
2. По условному стимулу
3. По соотношению действия
во времени условного и безусловного раздражителей
Слайд 16По подкреплению
1.1. В зависимости от наличия или
отсутствия подкрепления:
Положительные (подкрепляемые), вызывающие соответствующую реакцию
организма
Отрицательные, или тормозные (неподкрепляемые), которые не только не вызывают соответствующей реакции, но и ослабляют ее.
Слайд 17По подкреплению
1.2. Согластно биологическому значению
подкрепления:
Витальные
(пищевые, питьевые, оборони- тельные)
Зоосоциальные (половой, родительский, территориальный)
Саморазвития
(исследовательский, имита ционный, игровой)
Слайд 18По подкреплению
1.3. По характеру безусловной реакции на
подкрепление:
Вегетативные: изменение
дыхания, сердцебиения, кровяного давления и т.п.)
Двигательные: моргание века, отдергива-
ние руки от источника боли и т. п.).
Слайд 19
По подкреплению
1.4. По особенностям подкрепления:
Первого порядка – если в
качестве подкрепления используется безусловный рефлекс.
Второго порядка, третьего и т.д.
– если в качестве подкрепления используется ранее выработанный прочный условный рефлекс.
Слайд 20По условному стимулу
2.1. По характеру условного раздражения:
Натуральные – на
естественные признаки безусловного раздражения (вид пищи).
Искусственные – на
искусственные услов-ные сигналы(слово "вкусненькое").
Слайд 21 По условному стимулу
2.2.
По структуре условного сигнала:
Простые (звонок, метроном, свет).
Одновременные комплексные
(несколько компонентов, действующих одновременно напр. свет + звук).
Последовательные комплексные (компо- ненты действуют последовательно, накла- дываясь друг на друга).
Цепные (компоненты действуют последова-тельно, не совпадая друг с другом).
Слайд 223. По соотношению действия во времени условного и безусловного
раздражителей:
Наличные
- при совпадении во времени условного раздражителя
и подкрепления.
Следовые - раздражитель и подкрепление отделены друг от друга временным интер- валом.
Слайд 23ТОРМОЖЕНИЕ УСЛОВНЫХ РЕФЛЕКСОВ
БЕЗУСЛОВНОЕ ТОРМОЖЕНИЕ
Внешнее
•-постоянный тормоз
•-гаснущий тормоз
Запредельное
УСЛОВНОЕ ТОРМОЖЕНИЕ
•-угасательное
•-сигнальное (условный тормоз)
•-дифференцировочное
•-запаздывательное
Слайд 24БЕЗУСЛОВНОЕ ТОРМОЖЕНИЕ
Постоянный тормоз - длительное прекращение условнорефлекторной деятельности(зубная боль).
Гаснущий тормоз
- временное прекращение условнорефлекторной деятельности при появлении нового стимула (звонок
телефона).
Запредельное торможение - ослабление и полное прекращение деятельности из-за утомления или чрезмерно сильного раздражения.
Слайд 25Динамический стереотип
Динамический стереотип – выработанная и фиксированная система рефлекторных
связей.
Слайд 26
УСЛОВНОЕ ТОРМОЖЕНИЕ
Угасательное торможение - постепенное ослабление условного рефлекса при отсутствии
безусловного подкрепления.
Условный тормоз - возникает при добавлении еще
одного(тормозного) раздажителя к условному сигналу(звонок покреплают пищей, звонок+свет нет).
Дифференцировочное - при использовании двух раздражителей близких по физическим характеристиком один из которых не подкрепляют (тон 400гц подкрепляют, тон 800гц нет).
Запаздыватльное - смещение положительной условной реакции относительно условного сигнала во времени (при задержке подкреп- ления пищей слюноотделение наступает позже) .
Слайд 27Сигнальные системы
Первая сигнальная система — это чувствен- ные сигналы,
из которых строятся образы внешнего мира. Восприятие непосредственных сигналов предметов
и явлений окружающего мира и сиг-налов из внутренней среды организма.
Вторая сигнальная система — словесная, в которой слово в качестве условного раздражи- теля, знака, не имеющего реального физического содержания, но являющегося символом предме-тов и явлений материального мира.
Слайд 28У новорожденного условные рефлексы осуществляются полностью первой сигнальной системой.
Непосредственные
раздражители исключительно в пределах первой сигнальной системы вступают в связь
с непосредственными вегетативными и соматическими реакциями.
Это связи типа Н-Н (непосредственный раздражитель - непосредственная реакция).
Слайд 29Начиная со второй половины первого года жизни,
В период овладения
ребенком т.н. "пассивной" или " сенсорной" речью (т.е. когда ребенок
начинает понимать речь окружающих), появляются первые условные реакции на словесные раздражители,
по типу С-Н (словесный раздражитель - непосредственная реакция).
Слайд 30Также во второй половине первого года жизни ребенка.
По мере
роста и развития ребенка, пополнения его жизненного опыта расширяется и
углубляется содержание используемых им слов. На этой фазе развития ВНД человека к первым двум типам временных связей прибавляются
Связь типа Н-С (непосредственный раздражитель - словесная реакция).
Слайд 31Со 2 до 5 лет у ребенка увеличивается запас слов
и развивается устная речь.
В этот период овладения активной речью
поднимается на более высокий уровень и степень развития второй сигнальной системы. Ребенок начинает устанавливать взаимосвязи между явлениями на уровне слова
Возникает связь типа С-С (словесный раздражитель - словесная реакция)
Слайд 32
Тип ВНД- совокупность врожденных и сформированных в онтогенезе
свойств нервной (силы процессов возбуждения и торможения, их
урав-новешенности и подвижности), определяющих темперамент личности.
Слайд 33Типы ВНД
Сила нервных
процессов
Уравновешанность
нервных процессов
Подвижность нервных процессов
СИЛЬНЫЙ
СЛАБЫЙ
МЕЛАНХОЛИК
УРАВНОВЕ-
ШАННЫЙ
НЕУРАВНОВЕ-
ШАННЫЙ
ХОЛЕРИК
ПОДВИЖНЫЙ
САНГВИНИК
ИНЕРТНЫЙ
ФЛЕГМАТИК
Слайд 34Свойства нервной системы
положенные в основу типов ВНД
Силу процесса возбуждения определяли
по скорости образования первого положительного условного рефлекса, по влиянию кофеина, сверхсильного раздражителя .
Силу процесса торможения определяли по скорости выработки дифференцировки и по влиянию бромистого натрия.
Подвижность нервных процессов определяли по влиянию на условные рефлексы нарушения стереотипа .
Уравновешенность процессов возбуждения и торможения определяли по соотношению силы возбуждения и торможения.
Слайд 351) активность уровень двигательной активности;
2) ритмичность - регулярность (ритмы сна-бодрствования,
потребности в кормлении и т.п.);
3) приближение или удаление - реакция
на новые стимулы;
4) адаптивность - легкость привыкания к новой обстановке;
5) интенсивность реакций - уровень интенсивности различных проявлений (радости, гнева и т.п.);
6) порог реактивности - интенсивность воздействия
7) преобладающее настроение;
8) отвлекаемость - возможность изменения поведения под влиянием новых стимулов;
9) устойчивость внимания/настойчивость стремление
продолжать деятельность при возникновении препятствий.
Слайд 36Типы ВНД в зависмости от соотноше- ния I и II
сигнальных систем