Слайд 1Фонетическая система русского языка
Слайд 2ФОНЕТИКА -
раздел науки о языке, изучающий звуки речи
Слайд 4При образовании гласных звуков выдыхаемый воздух проходит через рот свободно
Слайд 5Гласные звуки
[а] [о] [у]
[и]
[ы] [э]
Слайд 6Гласные звуки
могут быть
ударными и безударными
Слайд 7При образовании согласных звуков выдыхаемый воздух встречает во рту различные
препятствия (язык, нёбо, зубы, губы). Струя воздуха преодолевает препятствия, и
от этого получается шум.
Слайд 8Согласные звуки
звонкие - глухие
мягкие - твердые
Слайд 9Парные
по звонкости - глухости
б б в в' г
г' д д' ж з з'
п п' ф
ф' к к' т т' ш с с'
Слайд 10Всегда звонкие
[л], [л'], [м], [м'], [н], [н'], [р], [р'], [й']
Слайд 11Всегда глухие
[х], [х'],
[ц], [ч'], [щ']
Слайд 12Оглушение -
фонетический процесс, при котором звонкий согласный, стоящий перед глухим
согласным или на конце слова, оглушается.
Слайд 13Примеры
оглушения согласных
Дорож [ш] ка
Вареж [ш] ка
Слад [т] кий
Лож [ш]
ка
Лод [т] ка
сказ [с] ка
Дуб [п]
Зуб [п]
Кровь [ф']
Бровь [ф']
Сад [т]
парад
[т]
Слайд 14Озвончение -
фонетический процесс, при котором глухой согласный, стоящий перед звонким
согласным, озвончается.
Слайд 15Примеры
озвончения согласных
Кось [з'] ба
Молоть [д'] ба
Прось [з'] ба
От [д]
бор
Вок [г] зал
С [з] делать
Слайд 16Парные
по мягкости - твердости
б в г д з к
л м н п р с т ф х
б' в'
г' д' з' к' л' м' н' п' р' с' т' ф' х'
Слайд 20Буквы е, ё, ю, я
обозначают два звука:
е -
[й'э] ё - [й'о]
ю - [й'у]
я -[й'а]
- в начале слова,
- после гласной,
- после разделительных ь и ъ
Слайд 21Юра [й'у]
юг [й'у]
ёлка [й'о]
ясный [й'а]
боец [й'э]
каюта [й'у]
приём [й'о]
баян [й'а]
отъезд
[й'э]
съёмка [й'о]
вьюга [й'у]
обезьяна [й'а]
Слайд 22Буквы е, ё, ю, я
обозначают один звук:
е -[э], ё
-[о], ю -[у], я -[а]
и мягкость
предыдущего согласного
Слайд 23Лю ['у] к
Пе ['э] чка
Лю ['у] ди
ме ['э] ра
полё ['о] т
клю ['у] в
ся ['а] ду
Слайд 24Порядок
фонетического разбора
1. Слоги, ударение.
2. Гласные звуки: ударные и безударные;
какими буквами обозначены.
3. Согласные звуки: звонкие и глухие (парные и
непарные), твердые и мягкие (парные и непарные); какими буквами обозначены согласные.
Слайд 25Образец
фонетического разбора
Приятели — [пр'ий'ат'ил'и]
Слоги: при-я́-те-ли (4 слога; ударение падает
на 2-й слог).
п [п] – согласный, глухой парный, твёрдый парный.
р
[р’] – согласный, звонкий непарный, мягкий парный.
и [и] – гласный, безударный.
я [ й' ] – согласный, звонкий непарный, мягкий непарный.
[а́] – гласный, ударный.
т [т’] – согласный, глухой парный, мягкий парный.
е [и] – гласный, безударный.
л [л’] – согласный, звонкий непарный, мягкий парный.
и [и] – гласный, безударный.
8 букв – 9 звуков.
Слайд 26Сделайте фонетический
разбор слов
ПОЕЗД
ЮБКА
Слайд 28Дайте транскрипцию следующих слов
Стол, дверь, пяльцы, июнь, мол,
моль, льёт, пыл, пыль, крик, крыт, ель, эль, вить, выть,
степь, тёмный, плюш, плющ, шёлк, щёлк, туш, тушь, шок, щёк, вял, цинга, ширь, жир.
Слайд 29Укажите, какие слова содержат звук [ й ]. Как этот
звук обозначен на письме?
Тверской бульвар был почти таким же, как
и два года назад, когда я последний раз его видел, – опять был февраль, сугробы и мгла, странным образом проникавшая даже в дневной свет. На скамейках сидели те же неподвижные старухи; вверху, над чёрной сеткой ветвей, серело то же небо, похожее на ветхий, до земли провисший под тяжестью спящего Бога матрац.
Мимо меня прошли два пьяных солдата. Солдаты торопились на площадь, но один из них, остановив на мне наглый взгляд, замедлил шаг и открыл рот, словно собираясь что-то сказать; к счастью – и его и моему – второй дёрнул его за рукав, и они ушли (Пелевин)
Слайд 30 Упражнения
1. В каких
словах под ударением произносится тот же гласный звук, что и
в слове СЫН?
Щиплет, жизнь, циркуль, щит, читка, ширь, бежит.
Слайд 31 Упражнения
3. Какие слова получатся, если в приведенных словах глухие
согласные заменить парными звонкими?
КОРА, СЛОЙ, ШАР, ТОЛК, СВЕРЬ.
Слайд 32 Упражнения
8.Выпишите слова, в которых количество букв
не совпадает с количеством звуков.
Объяснение, бельё, майор, медальон, изголовье, пятерка,
июль, женитьба, приют.
Слайд 33Тест
1. В каких словах все согласные мягкие?
1) чаща,
2) жизнь,
3)
случай,
4) обезьяна,
5) лелеять.
2. Укажите слова, в которых количество букв и
звуков совпадает:
1) браться,
2) южный,
3) льют,
4) пестрый,
5) стаи.
Слайд 343. Укажите правильную транскрипцию слова друзья:
1) [д р у з’
а],
2) [д р у з й а],
3) [д р у
з’ й’ а].
4. В каких словах количество звуков больше:
1) вьюга,
2) ёж,
3) праздник,
4) лес,
5) пояс.
Слайд 355. Выбери слова, в которых все звуки твёрдые:
1) мастер,
2) маяк,
3)
широта,
4)маршрут,
5) тайна.
6. В каких словах количество букв больше:
1) местность,
2) вестник,
3)
съёмка,
4) союз,
5) парашют.
Слайд 36Вопросы для повторения
Что изучает фонетика?
Какой раздел языкознания изучает буквы, их
начертания и соотношение со звуками?
В чем различие между буквой и
звуком?
В чем различие между произношением гласных и согласных звуков?
В чем различие между глухими и звонкими согласными?
Какие звуки не образуют пар по глухости/ звонкости?
Слайд 37Вопросы для повторения
7. Какие согласные называют сонорными?
8. В чем различие
между твердыми и мягкими согласными?
9. Какие звуки образуют пары по
твердости/ мягкости? Какие являются непарными?
10. Как может быть обозначена на письме мягкость согласных звуков?
11. Какие согласные звуки называют шипящими?
12. Какие буквы и в каких условиях обозначают 2 звука? С помощью каких букв обозначается звук (Й)?