Слайд 1ФОНОЛОГИЧЕСКИЙ
УРОВЕНЬ
ПОНЯТИЕ ФОНЕМЫ
Слайд 2ФОНОЛОГИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ
И.А. Бодуэн де Куртенэ
Пражская ФШ
Московская ФШ
Щербовская (Ленинградская) ФШ
Слайд 3ПРАЖСКАЯ ФОНОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА
Н.С. Трубецкой. Основы фонологии. 1939 г.
Р.О. Якобсон
функциональный структурализм
Слайд 4ПРАЖСКАЯ ФОНОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА
Функции признаков звуков:
вершинообразующая (кульминативная),
разграничительная (делимитативная),
смыслоразличительная (дистинктивная).
Слайд 5ПРАЖСКАЯ ФОНОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА
Дифференциальные признаки – признаки, по которым фонемы противопоставляются
другим фонемам языка.
Интегральные признаки – признаки, общие для разных фонем.
-
ДП – глухость/звонкость
ИП – все остальные
Слайд 6ПРАЖСКАЯ ФОНОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА
Фонема – пучок ДП
p, k
|
s,c
− t − t’
/ \
n
d
переднеязычная
смычная взрывная
неносовая
глухая
твердая
Слайд 7ПРАЖСКАЯ ФОНОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА
f, s
|
k
− x − x’
/ \
_
_
заднеязычная
щелевая
- звонкости нет
- назальности нет
твердая
Слайд 8ОППОЗИЦИИ ФОНЕМ
1. по отношению между членами
ПРИВАТИВНЫЕ: /d-t/, /n-d/, /m-m’/
ГРАДУАЛЬНЫЕ (ступенчатые):
/i-e-ε/
ЭКВИПОЛЕНТНЫЕ (равноправные): /p-t/, /f-k/
Слайд 9ОППОЗИЦИИ ФОНЕМ
2. с точки зрения отношения к фонологической системе
ИЗОЛИРОВАННЫЕ (=одна
пара в языке): /c-č/
ПРОПОРЦИОНАЛЬНЫЕ: /p-b/, /f-v/, /s-z/, /k-g/
Слайд 10ПРАЖСКАЯ ФОНОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА
Нейтрализация – снятие (неразличение) противопоставления двух или более
фонем в определенных фонетических позициях
Позиции в которых происходит нейтрализация называют
слабыми позициями, или позициями нейтрализации
Слайд 11ПРАЖСКАЯ ФОНОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА
переднеязычная (kоt)
взрывная (sоt)
неносовая (nоt)
твердая (t’otka)
глухая (dot)
переднеязычная (tok)
взрывная (t’os)
неносовая
(ton)
твердая (t’ot’)
-
Архифонема – общая часть наборов ДП противопоставленных фонем
Слайд 12МОСКОВСКАЯ ФОНОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА
А.А. Реформатский
П.С. Кузнецов
В.Н.Сидоров
Р.И. Аванесов
М.В. Панов
…
Слайд 13МОСКОВСКАЯ ФОНОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА
Функции фонем:
смыслоразличительная (сигнификативная),
отождествления (перцептивная).
Фонема – минимальная фонетическая единица,
которая служит для различения и отождествления морфем.
морфема имеет постоянный
фонемный состав
Слайд 14МОСКОВСКАЯ ФОНОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА
Сильные позиции – позиции, благоприятные для выполнения фонемой
ее функций
Слабые позиции – позиции, неблагоприятные для выполнения фонемой ее
функций
перцептивно сильные и слабые
сигнификативно сильные и слабые
Слайд 15МОСКОВСКАЯ ФОНОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА
В перцептивно сильных позициях фонема не меняет своего
звучания – [tám]
В перцептивно слабых позициях фонема меняет свое звучание
– [t°óm]
[t°] – вариация
Слайд 16МОСКОВСКАЯ ФОНОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА
В сигнификативно сильных позициях фонемы не нейтрализуются –
[tám - dám]
В сигнификативно слабых позициях происходит нейтрализация фонем –
кот [t] – вариант
[k°ót]
код [t] – вариант
Слайд 17МОСКОВСКАЯ ФОНОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА
Фонема – ряд чередующихся вариантов в пределах одной
морфемы (Р.И.Аванесов)
Фонемный состав морфемы определяется по сигнификативно сильной позиции
[d°óm], [dΛmá],
[dъmΛv°ój]
, ,
[О]
Слайд 18МОСКОВСКАЯ ФОНОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА
Гиперфонема – ряд позиционно чередующихся звуков, общих для
нескольких фонем, при отсутствии представителя в сигнификативно сильной позиции
[sΛbákъ]
o
a
Слайд 19
Сильные позиции по глухости/звонкости:
перед гласными: /tóm/ - /dóm/
перед сонантами: /krót/
- /grót/, /slój/ - /zlój/
перед /v/ и /v’/: /svát/ -
/zvát’/
Слабые позиции по глухости/звонкости:
конец слова перед паузой: /lúk/, /kót/
конец слова перед гласным, сонантом и /v/ и /v’/ на стыке слов: /górat ar’ól/, /górat maskvá/, /górat varón’iš/
перед глухим согласным (в середине и на конце слова): /skáska/, /górat p’ér’m’/
перед звонким согласным (в середине и на конце слова): /razgl’id’él/, /n’óz dravá/
Слайд 20
Сильные позиции по твердости/мягкости:
конец слова: /kón/ - /kón’/
перед /a/, /o/,
/u/, а также нефлективным и несуффиксальным /e/:
/túk/ - /t’úk/,
/tést/ - /t’ésta/
перед твердым согласным: /pólka/ - /pól’ka/
Слабые позиции по твердости/мягкости:
перед /i/: /nóg’i/
перед флект. или суф. /e/: /ruk’é/
перед /ы/: /tы́s’iča/
перед мягкими переднеязычными: /z’d’és’/, /pón’čik/
Слайд 21МОСКОВСКАЯ ФОНОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА (пример разбора слова по МФШ)
[vΛgzálъ]
o g
zаlа>
a k
1. Слово содержит две морфемы: корень [vʌgzál]
и окончание [ʌ] мужского рода единственного числа родительного падежа существительного.
2. Согласные звуки [v], [z], [l] и ударный гласный [á] находятся в абсолютно сильных позициях и являются основными представителями соответствующих фонем.
3. Корневой безударный гласный [ʌ] находится в абсолютно слабой позиции. В сильную позицию в данном корне он не может быть поставлен. В позиции после твердого согласного данный звук может представлять две фонемы ‹a› и ‹o›. Следовательно, он является представителем гиперфонемы ‹a›/‹o›.
4. Согласный звук [g] находится в сигнификативно слабой позиции по глухости/звонкости (перед звонким шумным согласным). В данном корне он не может быть поставлен в сильную позицию. В рассматриваемой позиции звук [g] может представлять фонемы ‹g› или ‹k› и, следовательно, является представителем гиперфонемы ‹k›/‹g›.
5. Безударный гласный [ʌ] в окончании находится в абсолютно слабой позиции. В сильной позиции под ударением в этой морфеме он чередуется со звуком [a]: например, двора [dvʌrá]. Следовательно, он является представителем фонемы ‹a›.
Слайд 22ЩЕРБОВСКАЯ ФОНОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА
Л.В. Щерба
Л.Р. Зиндер
М.И. Матусевич
Л.В. Бондарко
М.В. Гордина
Л.А. Вербицкая
В.Б. Касевич
Слайд 23ЩЕРБОВСКАЯ ФОНОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА
Функции фонем:
конститутивная (строительного материала),
смыслоразличительная (с ориентацией на различение
слов и их форм).
Фонема – минимальная линейная звуковая единица, не
имеющая собственного значения, но потенциально с ним связанная, которая служит для построения и различения значащих единиц. Это единица реч.деятельности человека, а не единица жесткой иеархической системы языка.
Слайд 24ЩЕРБОВСКАЯ ФОНОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА
Сегментация речевого потока на фонетические единицы
Отождествление сегментов речевой
цепи
Слайд 25ЩЕРБОВСКАЯ ФОНОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА
Сегментация
Звуки речи отделяются друг от друга, поскольку между
ними может проходить морфемная граница:
пи-ть, пи-л, вы-пи-т
Границы морфем не совпадают
с границами слогов:
с-пи|-т-ой|, сте|н-а
Границы слогов могут меняться:
пил| – пи|ла
Слайд 26ЩЕРБОВСКАЯ ФОНОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА
Л.В. Щерба
«Так как основной интерес речи лежит в
смысловых представлениях, то звуковые нормально не находятся в светлом пункте
сознания… Но дело в том, что элементы смысловых представлений зачастую ассоциированы с элементами звуковых представлений, так l в словах пил, был, выл, дала ассоциировано с прошедшим временем; а в словах корова, вода ассоциировано с представлением субъекта; u в словах корову, воду – с представлением объекта и т.д. и т.п. Благодаря подобным смысловым ассоциациям, элементы наших звуковых представлений и получают известную самостоятельность».
Слайд 27ЩЕРБОВСКАЯ ФОНОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА
Фонема неделима – внутри нее невозможна морфемная граница.
Минимальная
значащая единица может состоять только из одной фонемы.
Фонема является минимальной
единицей по сегментации и по конститутивности.
Слайд 28ЩЕРБОВСКАЯ ФОНОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА
Отождествление фонем
[mãt], [mã˙t’], [m’˙ãtа], [m’˙ã˙t’] – отождествляются в
одну фонему, поскольку являются автоматическими изменениями под влиянием фонетической позиции
[tak],
[t°ok], [t°uk] – находятся в одной позиции и различают смыслы являются разными фонемами
Слайд 29ЩЕРБОВСКАЯ ФОНОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА
Дифференциальные и интегральные признаки (по Трубецкому) одинаково важны
и релевантны для описания фонем.
Дифференциальные признаки должны определяться не для
отдельных фонемных противопоставлений, а для всей системы фонем.
Слайд 30ЩЕРБОВСКАЯ ФОНОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА
Сильные позиции – позиции, в которых возможны все
фонемы, противопоставленные по данному признаку:
/kot/ - /got/, /tam/ - /dam/
Слабые
позиции – позиции, в которых возможен только один тип противопоставленных фонем:
кот – код /kot/, рос – роз /ros/
Слайд 31ЩЕРБОВСКАЯ ФОНОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА
Реальность фонемы
Фонемы обладают определенной самостоятельностью, автономностью
Аргументы в пользу
самостоятельности
Буквенная письменность
Образование форм по анологии (несу – нёс, трясу –
трёс)
Различение незнакомых ранее слов.
Слайд 32ЩЕРБОВСКАЯ ФОНОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА
Носитель языка в состоянии определить, из каких фонем
состоит слово.
Фонемный состав слова определяется независимо от позиций звуков в
слове и без сопоставления с другими словами и формами.
Фонема может идентифицироваться говорящими во всех случаях ее употребления.
/vagzál/, /sabáka/, /damavój/ …
Слайд 33ФОНЕМА И АЛЛОФОНЫ
Фонемы могут встречаться в одних и тех же
фонетических позициях.
Замена фонемы на другую может привести к изменению смысла
слова (или морфемы).
/nagá/ - /nók/, но /kól/ - /gól/
Аллофоны могут находиться в отношениях дополнительной дистрибуции (типично) и в отношениях свободного варьирования.
Слайд 34ФОНЕМА И АЛЛОФОНЫ
Дополнительная дистрибуция:
аллофоны одной фонемы не встречаются в одной
и той же позиции,
каждый аллофон встречается в одной или нескольких
определенных, позициях
только совокупность всех аллофонов описывает дистрибуцию фонемы.
[á] – под ударением между твердых согласных после неносовых,
[˙á] – под ударением после мягких неносовых перед твердыми,
[˙á˙] – под ударением между мягкими после неносовых,
[’ã] – под ударением между твердых согласных после носовых
…
Слайд 35ФОНЕМА И АЛЛОФОНЫ
Отношения свободного варьирования:
аллофоны поддаются взаимозамене в одной и
той же позиции,
замена одного аллофона фонемы на другой никогда не
приводит к изменению смысла.
обычные и придыхательные взрывные в конце слова
[j] и i-неслоговое в конце слова…
Слайд 36ФОНЕМА И АЛЛОФОНЫ
Различия между фонемами хорошо осознаются носителями языка.
Различия между
аллофонами носителями языка не осознаются.
Одни и те же звуки опознаются
как разные фонемы носителями разных языков (фонологическое сито).
Слайд 37ТИПЫ АЛЛОФОНОВ
Обязательные
основной
комбинаторные
позиционные
Факультативные
Индивидуальные
Слайд 38ТИПЫ АЛЛОФОНОВ
Обязательные аллофоны возникают в определенных фонетических позициях у всех
говорящих на данном языке.
Основной аллофон – аллофон, который меньше всего
зависит от позиции и окружения:
изолированное произнесение для гласных,
позиция перед гласными, которые не приводят к комбинаторным изменениям, для согласных – [da]
Слайд 39ТИПЫ АЛЛОФОНОВ
Комбинаторные аллофоны возникают в под влиянием окружающих звуков:
[d°óm], [m’˙ãt]
Позиционные
аллофоны возникают в определенных позициях в слове или во фразе:
[dъmΛv°ój]
Слайд 40ТИПЫ АЛЛОФОНОВ
Факультативные аллофоны – разные реализации фонемы в одной фонетической
позиции (отношения свободного варьирования).
Индивидуальные варианты – индивидуальные особенности произношения.
Слайд 41ТИПЫ ФОНОЛОГИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ
Фонемные языки: основная единица – фонема (индоевропейские, тюркские,
финно-угорские и др.)
Слоговые языки: основная единица – силлабема (силлабоморфема)
(китайский, вьетнамский,
бирманский и др. языки Юго-Восточной Азии, Дальнего Востока и некоторые африканские).
Слайд 43ТИПЫ ФОНОЛОГИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ
Слог в слоговых языках имеет четкую структуру
По чередованиям
выделяется инициаль (начальный согласный слога) и финаль (остальная часть слога)
вьетн.:
śach – книга, śach siêc – книжонка;
bát – чашка, bát biêc - чашечка
Слайд 44ТИПЫ ФОНОЛОГИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ
В слоговых языках минимальная единица членения не совпадает
с минимальной конститутивной единицей.
Минимальной конститутивной единицей является слог (силлабема).
Минимальными единицами
членения являются части слога – инициаль и финаль.
Слайд 45ПАРАДИГМАТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ НА ФОНЕТИЧЕСКОМ УРОВНЕ
классы фонем
гласные/согласные;
губные/переднеязычные/среднеязычные/ заднеязычные/увулярные/фарингальные/ гортанные;
шумные/сонорные;
смычные/щелевые/дрожащие;
заднего/центрального/переднего ряда;
открытые/закрытые;
лабиализованные/нелабиализованные;
фонемы,
возможные в одной позиции;
…
Слайд 46ПАРАДИГМАТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ НА ФОНЕТИЧЕСКОМ УРОВНЕ
классы фонем
гласные/согласные;
губные/переднеязычные/среднеязычные/ заднеязычные/увулярные/фарингальные/ гортанные;
шумные/сонорные;
смычные/щелевые/дрожащие;
заднего/центрального/переднего ряда;
открытые/закрытые;
лабиализованные/нелабиализованные;
…
Слайд 47СИНТАГМАТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ НА ФОНЕТИЧЕСКОМ УРОВНЕ
на уровне фонем
запрет на употребление в
определенных позициях:
/о/ и /е/ не употребляются в безударном положении;
в
конце слова невозможны звонкие фонемы;
/ы/ невозможна после мягкого согласного;
гласные переднего ряда невозможны в позиции после твердого согласного;
после звонкой фонемы невозможна глухая и наоборот…
Слайд 48СИНТАГМАТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ НА ФОНЕТИЧЕСКОМ УРОВНЕ
на уровне аллофонов
перед огубленным гласным употребляется
огубленный аллофон согласного: [t˚óm];
после носового согласного употребляется назализованный гласный: [nãst]
- наст;
после мягкого согласного используется аллофон ударного гласного с i-образным переходом в экскурсии: [l’˙ák] – ляг;
…