Разделы презентаций


Формирование профессионального мастерства учителя при работе с учебниками

Содержание

Влияет ли форма итогового контроля на принципы преподавания литературы в школе?

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Формирование профессионального мастерства учителя при работе с учебниками нового поколения
Система

подготовки
к ЕГЭ и ГИА

Формирование профессионального мастерства учителя при работе с учебниками нового поколенияСистема подготовки к ЕГЭ и ГИА

Слайд 2Влияет ли форма итогового контроля на принципы преподавания литературы в

школе?

Влияет ли форма итогового контроля  на принципы преподавания литературы в школе?

Слайд 3Существующие формы аттестации и предполагаемые перспективы

Существующие формы аттестации и предполагаемые перспективы

Слайд 4Уникальность учебного предмета «литература»
его освоение происходит в процессе осуществления

всех видов речевой деятельности (чтение, слушание, говорение, письмо) в их

неразрывной взаимосвязи;
предметом и средством обучения на уроке литературы является текст;
коммуникативное пространство урока литературы представляет собой диалог разных видов: автора текста литературного произведения и ученика-читателя; автора текста учебника и ученика-читателя; ученика-учителя; ученика-ученика и т.д.

Уникальность учебного предмета «литература» его освоение происходит в процессе осуществления всех видов речевой деятельности (чтение, слушание, говорение,

Слайд 5 Экзаменационная работа по литературе требует владения следующими видами деятельности:

осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров (все типы

заданий);
различные виды пересказа (С5);
анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта (все типы заданий);
письменные интерпретации художественного произведения (С1–С5);
выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения (все типы заданий);
самостоятельный поиск ответа на вопрос, комментирование художественного текста (С1–С5);
написание развернутых ответов, в том числе в жанре сочинения, на основе литературных произведений (С5);
сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям, самостоятельное определение оснований для сопоставления и аргументация позиций сопоставления (С2, С4)
Экзаменационная работа по литературе требует владения следующими видами деятельности:    осознанное, творческое чтение художественных

Слайд 6СТАНДАРТ 2004
знать/понимать
• образную природу словесного искусства;
• содержание изученных литературных произведений;

изученные теоретико-литературные понятия;
уметь
• воспринимать и анализировать художественный текст;
• характеризовать особенности

сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
• сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
• выявлять авторскую позицию;
• выражать свое отношение к прочитанному;
• строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
• участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
• писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.

СТАНДАРТ 2004знать/понимать• образную природу словесного искусства;• содержание изученных литературных произведений;• изученные теоретико-литературные понятия;уметь• воспринимать и анализировать художественный

Слайд 7 Типичные ошибки при выполнении работы по литературе в формате ЕГЭ
недостаточное

знание (а в ряде случаев незнание)  текста художественных произведений;
невладение историко-литературным

и культурно-историческим контекстом;
неверное или неточное использование литературоведческих терминов и понятий;
неадекватное прочтение формулировок заданий;
неумение построить собственное монологическое высказывание в письменной форме;
изъяны в речевом оформлении  письменных ответов разного объема
Типичные ошибки при выполнении работы по литературе в формате ЕГЭ недостаточное знание (а в ряде случаев

Слайд 8Анализ результатов ЕГЭ по литературе

Анализ результатов ЕГЭ по литературе

Слайд 10 Формулировки литературоведческих понятий в заданиях В вариативны:

Пример 1. Как называется

способ авторской оценки изображаемого, в котором выражается насмешливое отношение к

предмету разговора?

Пример 2. Как называется скрытая насмешка, к которой прибегает автор: «Впрочем, может быть, этому причиной расстроенные нервы, ночь, проведенная без сна, две минуты против дула пистолета и пустой желудок»?

Формулировки литературоведческих понятий в заданиях В вариативны: Пример 1. Как называется способ авторской оценки изображаемого, в

Слайд 11 Для заданий с развернутым ответом образцы верных ответов не составляются:
экзаменуемый

вправе построить собственное аргументированное суждение по предложенному вопросу;

включение «эталонных»

ответов в материалы для экспертов может обернуться созданием содержательных трафаретов, жестко регламентирующих ответы экзаменуемых;

это может привести к повторению практики тиражирования «готовых ответов»

Для заданий с развернутым ответом образцы верных ответов не составляются: экзаменуемый вправе построить собственное аргументированное суждение

Слайд 12Развёрнутый ответ ограниченного объёма

критерии оценивания
компетенции
даёт прямой связный ответ на вопрос,

опираясь на авторскую позицию;
при необходимости формулирует свою точку
зрения;
убедительно обосновывает

свои тезисы;
не подменяет анализ пересказом текста;
фактические ошибки и неточности отсутствуют

понимать суть вопроса
давать прямой ответ на поставленный вопрос
понимать содержательно-концептуальную информацию текста
аргументировать
анализировать текст
владеть фоновыми знаниями
владеть коммуникативно-речевыми умениями


Развёрнутый ответ ограниченного объёмакритерии оцениваниякомпетенциидаёт прямой связный ответ на вопрос, опираясь на авторскую позицию; при необходимости формулирует

Слайд 13Критерии оценивания
ЕГЭ С5
«Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся»: «Программы

средней общеобразовательной школы. Литература». Утверждены Министерством народного образования РФ (М.,

1988)

1. Глубина раскрытия темы сочинения и убедительность суждений (экзаменуемый раскрывает тему сочинения, опираясь на авторскую позицию, формулирует свою точку зрения; убедительно обосновывает свои тезисы;
фактические ошибки и неточности отсутствуют)
2. Уровень владения теоретико-литературными понятиями
3. Обоснованность привлечения текста произведения
4. Композиционная цельность и логичность изложения
5. Следование нормам речи

правильное понимание темы,
глубина и полнота её раскрытия,
верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев исходя из идейно-тематического содержания произведения,
доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы,
умение делать выводы и обобщения,
точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях;
соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;
точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.
Оценка «5» ставится за работу, содержание которой полностью соответствует теме, отсутствуют фактические ошибки, содержание излагается последовательно, работа отличается богатством словаря, выразительностью текста. В работе может быть допущен 1 содержательный недочет, 1–2 речевых недочета, а также 1 негрубая орфографическая, или 1 негрубая пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

Критерии оцениванияЕГЭ С5«Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся»: «Программы средней общеобразовательной школы. Литература». Утверждены Министерством народного

Слайд 14Два взаимосвязанных направления работы
Совершенствование умения анализировать и интерпретировать литературное произведение
Совершенствование

коммуникативных (текстовых умений)

Два взаимосвязанных  направления работыСовершенствование умения анализировать и интерпретировать литературное произведениеСовершенствование коммуникативных (текстовых умений)

Слайд 15Введение ФГОС – это переход
от
знаниевой парадигмы
к
деятельностной парадигме

Введение ФГОС –  это переходот знаниевой парадигмык деятельностной парадигме

Слайд 16ФГОС. Современный учитель должен уметь
оценивать и принимать инновационные изменения

социального и образовательного пространства
организовывать эффективную учебную деятельность обучающихся
проектировать учебное

занятие
создавать рабочую программу по предмету
создавать развивающее образовательное пространство
использовать новые формы педагогического оценивания
владеть современными технологиями обучения
пользоваться современными формами коммуникации и источниками получения информации


ФГОС. Современный учитель должен уметь оценивать и принимать инновационные изменения социального и образовательного пространстваорганизовывать эффективную учебную деятельность

Слайд 17Уникальность учебного предмета «литература»
его освоение происходит в процессе осуществления

всех видов речевой деятельности (чтение, слушание, говорение, письмо) в их

неразрывной взаимосвязи;
предметом и средством обучения на уроке литературы является текст;
коммуникативное пространство урока литературы представляет собой диалог разных видов: автора текста литературного произведения и ученика-читателя; автора текста учебника и ученика-читателя; ученика-учителя; ученика-ученика и т.д.

Уникальность учебного предмета «литература» его освоение происходит в процессе осуществления всех видов речевой деятельности (чтение, слушание, говорение,

Слайд 18Деятельность

Деятельность

Слайд 19Этапы осуществления деятельности
Побудительно-мотивационный этап

Ориентировочный этап

Исполнительский этап

Этап контроля

Этапы осуществления деятельностиПобудительно-мотивационный этапОриентировочный этапИсполнительский этапЭтап контроля

Слайд 20Методический аппарат УМК
УМК
Г.В. Москвина,
Н.Н. Пуряевой,
Е.Л. Ерохиной

Методический аппарат УМКУМК Г.В. Москвина, Н.Н. Пуряевой, Е.Л. Ерохиной

Слайд 21Компетентностный подход
авторы стремятся избежать традиционного противопоставления двух путей изучения литературы:

от теории к деятельности и от деятельности к теории. В

основу методической концепции кладется идея творческого познания как синкретического по своей сути процесса;

ученик становится активным субъектом образовательного процесса, который приобретает деятельностную направленность.

Компетентностный подходавторы стремятся избежать традиционного противопоставления двух путей изучения литературы: от теории к деятельности и от деятельности

Слайд 22Основные содержательные особенности построения учебников:
5 по 8 класс -- строится

не по хронологическому принципу (не владеют необходимым объемом знаний по

истории); развитию и поддержанию познавательного интереса способствует создание проблемных ситуаций; в названии каждого тематического раздела программы содержится вопрос или познавательное противоречие;

учащиеся 9 класса в условиях сформированного познавательного интереса способны самостоятельно выявлять закономерности, делать выводы и обобщения, поэтому в основе программы 9 класса лежит формирование представления о литературе как о процессе. Создание специальных проблемных ситуаций уступает место созданию условий для самостоятельного выявления учащимися возможных познавательных противоречий и поиска пути их разрешения

Основные содержательные особенности  построения учебников:5 по 8 класс -- строится не по хронологическому принципу (не владеют

Слайд 23Ведущая теоретико-литературная и методическая идея
5 класс – осознание природы художественного

образа;
6 класс – осознание специфики содержания художественного произведения в

единстве его образных, сюжетных и композиционных аспектов компонентов;
7 класс – представление о пафосе как об эмоционально-смысловой доминанте произведения;
8 класс – наблюдение над коммуникативно-прагматической направленностью произведения, обнаруживающейся в системе отношений автор – читатель;
9 класс – представление о литературном процессе как о последовательном, культурном и историческом развитии
Ведущая теоретико-литературная и методическая идея5 класс – осознание природы художественного образа; 6 класс – осознание специфики содержания

Слайд 24Три основных типа текста

тексты литературных произведений
теоретические тексты
тексты

об авторах

Три основных типа текста тексты литературных произведений теоретические тексты тексты об авторах

Слайд 25В самой формулировке задания выделен ведущий вид деятельности
«Найди в тексте

ответ на вопрос»
«Объясни…»
«Попробуй…»
«Сделай вывод»
«Поясни свою мысль»
«Найди

в тексте доказательства утверждения…»
«Расскажи…»
В самой формулировке задания выделен ведущий вид деятельности«Найди в тексте ответ на вопрос» «Объясни…» «Попробуй…» «Сделай вывод»

Слайд 26«Найди в тексте доказательства утверждения…» - ответ на вопрос необходимо

именно ИСКАТЬ в тексте, а не давать приблизительный пересказ нужного

фрагмента.

«Расскажи…» - предполагается, что учащийся не просто перечисляет факты, называет события или героев, а строит развернутое монологическое высказывание.
Необходимо обучать школьников строить адресное высказывание: рассказывать не «в пустоту», а обращаясь к слушателям, стремясь сделать свой рассказ понятным и интересным им.

«Найди в тексте доказательства утверждения…» - ответ на вопрос необходимо именно ИСКАТЬ в тексте, а не давать

Слайд 27Формулировки всех вопросов и заданий в учебниках содержат алгоритм их

выполнения, определяют последовательность действий для достижения цели.
Многие задания предусматривают

возможность выбора учащимся формы их выполнения (письменно или устно, самостоятельно или в паре, с предварительной подготовкой или без нее).

Формулировки всех вопросов и заданий в учебниках содержат алгоритм их выполнения, определяют последовательность действий для достижения цели.

Слайд 28 Методический аппарат данного учебника продуман следующим образом:
все задания способствуют коммуникативному

развитию школьников;
создана возможность для организации всех видов речевой деятельности.

Методический аппарат данного учебника продуман следующим образом: все задания способствуют коммуникативному развитию школьников;создана возможность для

Слайд 29задания перед каждым текстом, помещенным в учебнике, нацеливающие на его

осмысленное чтение и понимание;
 
вопросы, которые помогают выяснить, внимательно ли

учащиеся читали текст и адекватно ли восприняли его содержание;
 
вопросы, предоставляющие возможность рассуждать, опираясь на прочитанный текст, спорить, аргументировано отстаивать свою позицию;

задания перед каждым текстом, помещенным в учебнике, нацеливающие на его осмысленное чтение и понимание;  вопросы, которые помогают

Слайд 30вопросы и задания, нацеливающие на работу с иллюстрациями, формирующие умение

воспринимать и интерпретировать поликодовый текст;

 задания, развивающие речевые умения; особая роль

отведена словарной работе: выделение ключевых слов текста, их толкование, включение в активный словарь;

 задания-проекты, задания-исследования, которые ориентируют на самостоятельный поиск истины, учат работать с разными источниками информации, ставить перед собой цели и определять пути их достижения;

вопросы и задания, нацеливающие на работу с иллюстрациями, формирующие умение воспринимать и интерпретировать поликодовый текст; задания, развивающие речевые

Слайд 31специальные задания, развивающие умение читать, анализировать и конспектировать научную литературу,

успешно участвовать в научном дискурсе;
 
творческие задания, выполняя которые можно

рисовать, петь, играть на музыкальных инструментах, сочинять тексты, выступать на сцене;

специальные задания, развивающие умение читать, анализировать и конспектировать научную литературу, успешно участвовать в научном дискурсе;  творческие задания,

Слайд 32задания, выполняемые в паре: школьники учатся принимать совместное решение,

прислушиваясь к позиции партнера и отстаивая собственное мнение;
 
коллективные задания

формируют умение сотрудничать, распределять обязанности в команде, вырабатывать общее решение и отстаивать его – необходимое условие успешного решения учебных и жизненных задач;
 
рефлексивные задания позволяют учащемуся оценить эффективность своей работы, проанализировать уровень актуальности и доступности полученной информации.
 

задания, выполняемые в паре: школьники учатся  принимать совместное решение, прислушиваясь к позиции партнера и отстаивая собственное

Слайд 33 Все задания и вопросы в учебнике даны «с избытком». Учитель

вправе выбрать наиболее адекватные его педагогическим задачам
Задания повышенной сложности не

являются обязательными для выполнения. Однако они позволяют работать в зоне ближайшего развития учащихся, дают учителю возможность использовать актуальные педагогические технологии.

Необходимо поощрять при оценивании СОВМЕСТНУЮ работу родителей и детей, но нельзя оценить высоко несамостоятельную работу.

Все задания и вопросы в учебнике даны  «с избытком». Учитель вправе выбрать наиболее адекватные

Слайд 34В приложении к учебнику даны памятки
«Как подготовиться к выразительному

чтению стихотворения» и «Как подготовиться к устному развернутому ответу», «Как

написать аннотацию».

Ссылки на эти памятки встречаются в учебнике всякий раз, когда выполнение задания требует обращения к рекомендациям памяток.
В приложении к учебнику даны памятки «Как подготовиться к выразительному чтению стихотворения» и «Как подготовиться к устному

Слайд 35 Реальность и вымысел. Фольклор
В задании Объясни, почему процесс задания фольклорного

произведения сравнивается с работой пчёл (стр. 9) учащиеся впервые встретятся

с формулировкой, начинающейся со слова «Объясни…». Чтобы облегчит задачу, можно предложить ученику выбрать себе собеседника (того, кому он будет объяснять) или представить вымышленного собеседника.

Реальность и вымысел. ФольклорВ задании Объясни, почему процесс задания фольклорного произведения сравнивается с работой пчёл (стр.

Слайд 36Э.Т.А.Гофман «Щелкунчик»
Задание Подготовь устный рассказ «Мари и Фриц»… (стр. 137)

направлено на развитие умения учащихся выделять главное и сопоставлять. Оно

готовит школьников к написанию сочинения- сравнительной характеристики. Целесообразно подготовительную работу по выполнению этого задания оформить в виде таблицы.

Э.Т.А.Гофман «Щелкунчик»Задание Подготовь устный рассказ «Мари и Фриц»… (стр. 137) направлено на развитие умения учащихся выделять главное

Слайд 38Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством»
Письменное задание Напиши аннотацию на

прочитанное произведение:
использовать личностно-ориентированный подход к учащимся (позволить им выполнить часть

работы, позволить выполнить задание устно и т.д.);
работу начинать с анализа образца аннотации (с. 253); аннотацию учитель может подобрать самостоятельно или дать задание подобрать аннотацию учащимся;
объяснить учащимся цель этого жанра, раскрыть необходимость уметь составлять и читать аннотацию – хорошо, если работа над аннотациями будет организована в форме ролевой игры («В книжном магазине», «В библиотеке», «В редакции» и т.д.)

Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством» Письменное задание Напиши аннотацию на прочитанное произведение:использовать личностно-ориентированный подход к учащимся (позволить

Слайд 39П.П. Бажов «Медной горы хозяйка»
Задание Всё ли тебе понятно

в прочитанном тексте? (с.213). Еще один тип задания, развивающий метапредметные

умения учащихся и личностную компетенцию, – выполняя это задание, пятиклассник учится рефлексии, самоанализу, компенсаторным умениям, самостоятельному получению информации и др. Ориентируясь на конкретную педагогическую ситуацию в классе, учитель может включать выполнение этого задания и на более ранних этапах изучения литературы в 5 классе.

П.П. Бажов «Медной горы хозяйка» Задание Всё ли тебе понятно в прочитанном тексте? (с.213). Еще один тип

Слайд 40(задание 2 с. 242). Как ты думаешь, почему от будущих

актёров при поступлении в театральный институт требуется обязательное чтение басни?

готовит пятиклассников к самостоятельной исследовательской деятельности: во-первых, формулировка как ты думаешь… предположи… учит начинать рассуждение с гипотезы; во-вторых, для установления истины пятиклассники могут использовать метод интервью, беседы (например, со знакомыми актерами студентами творческих вузов); в-третьих, можно воспользоваться специальной литературой, которая подскажет ответ (энциклопедиями, мемуарами, пособиями по актерскому мастерству).

(задание 2 с. 242). Как ты думаешь, почему от будущих актёров при поступлении в театральный институт требуется

Слайд 41Лирическое стихотворение
Задание на стр. 36 Представь себе, что ты

являешься составителем сборника «Лирические послания»… можно рассматривать как проектное. Тогда

следует распределить обязанности учащихся по составлению сборника: кроме подбора стихотворений, предусмотреть написание предисловия, иллюстрирование, создание сочинений-миниатюр, которые могут выполнить функцию комментариев и т.д. Хорошо, если этот сборник будет действительно «издан» и преподнесен кому-то в качестве подарка.

Лирическое стихотворение Задание на стр. 36 Представь себе, что ты являешься составителем сборника «Лирические послания»… можно рассматривать

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика