Разделы презентаций


Формирование системы знаний о веществе Береснева Е. В. к.п.н., профессор

Содержание

План лекции1. Общая характеристика системы знаний о веществе2. Структура и содержание системы знаний о веществе3. Последовательность формирования системы знаний о веществе

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1 Формирование системы знаний о веществе Береснева Е. В. к.п.н., профессор

кафедры фундаментальной химии и методики обучения химии ВятГУ

Формирование системы знаний о веществе  Береснева Е. В.  к.п.н., профессор кафедры фундаментальной химии

Слайд 2План лекции
1. Общая характеристика системы знаний о веществе
2. Структура и

содержание системы знаний о веществе
3. Последовательность формирования системы знаний о

веществе

План лекции1. Общая характеристика системы знаний о веществе2. Структура и содержание системы знаний о веществе3. Последовательность формирования

Слайд 31. Общая характеристика системы знаний о веществе
Понятие «вещество» - естественнонаучное

понятие
В оформленном виде понятие о веществе - это многоуровневая и

иерархически организованная теоретическая система обобщённых знаний об одном из видов материи
Научной основой ее образования в химии выступает современная теория строения веществ
Ведущей идеей формирования системы знаний о веществе служит зависимость свойств веществ от их состава и строения
Химическое соединение – это качественно определённое вещество, состоящее из химически связанных атомов одного или нескольких элементов
1. Общая характеристика системы знаний о веществеПонятие «вещество» - естественнонаучное понятиеВ оформленном виде понятие о веществе -

Слайд 42. Структура и содержание системы знаний о веществе
Исходным генетическим отношением,

лежащим в основе образования любого химического соединения, является химическая связь,

которая характеризуется механизмом образования, типом связи и параметрами
Всеобщими характеристиками химических соединений и всеобщими признаками понятия «вещество» являются состав, строение и свойства. Их отношение известно в науке как «треугольник химии» (Б. М. Кедров). Взаимосвязи между составом, строением и свойствами выражают структуру теоретического ядра системы знаний о веществе
2. Структура и содержание системы знаний о веществеИсходным генетическим отношением, лежащим в основе образования любого химического соединения,

Слайд 5Подсистема понятий о составе веществ
В нее входят понятия: элемент, атом,

молекула, валентность, степень окисления элементов, элементный состав химических соединений, химические

формулы, форма соединений, соединения переменного и постоянного состава, относительная молекулярная масса, относительная электроотрицательность, а также стехиометрические и периодические закономерности
На факультативные занятия или профильные курсы химии вынесены понятия потенциал ионизации и сродство к электрону
Подсистема понятий о составе веществВ нее входят понятия: элемент, атом, молекула, валентность, степень окисления элементов, элементный состав

Слайд 6Подсистема понятий о составе веществ
Основой раскрытия состава химических соединений являются:

атомно-молекулярная и электронная теории, учение о периодичности
По мнению Д. И.

Менделеева и других ученых-химиков, состав – центральная проблема изучения химических соединений. С этим блоком знаний связано выделение исходной химической категории и наименьшей вещественной субстанции – атома. Атом – мельчайшая частица элемента. Он, по выражению Б. М. Кедрова, «исходная химическая клеточка», «химическая единица»
Подсистема понятий о составе веществОсновой раскрытия состава химических соединений являются: атомно-молекулярная и электронная теории, учение о периодичностиПо

Слайд 7Подсистема понятий о строении веществ
В ней понятия раскрываются на трех

уровнях химической организации веществ: атомном, молекулярном, макромолекулярном
Атомный уровень представлен следующими

понятиями: группировка электронов и ядер в атомные частицы, форма электронных облаков и их расположение в пространстве, энергетические уровни атомов и их заполняемость электронами, электронная конфигурация атомов и их периодическая изменяемость, спаренные и неспаренные электроны, валентное состояние атомов
Подсистема понятий о строении веществВ ней понятия раскрываются на трех уровнях химической организации веществ: атомном, молекулярном, макромолекулярномАтомный

Слайд 8Подсистема понятий о строении веществ
Химическое связывание атомных частиц осуществляется в

процессе их взаимодействия. Результатом его является образование новых частиц (молекул,

ионных пар, атомных и ионных комплексов и др.). Молекулы – это относительно замкнутые электронно-ядерные системы, а атомные и ионные комплексы – химические соединения с ненасыщенными на поверхности связями
Подсистема понятий о строении веществХимическое связывание атомных частиц осуществляется в процессе их взаимодействия. Результатом его является образование

Слайд 9Подсистема понятий о строении веществ
На молекулярном уровне используются следующие понятия:

центральное понятие – химическая связь (типы, виды), опорные понятия –

электронное строение атомов, валентные электроны, видовые понятия – электронная пара, природа связи, механизм, тип связи, ее характер или свойства, понятия-параметры – энергия связи, длина связи, кратность связи, направленность в пространстве
Объем понятия «химическая связь» составляют типы химических связей (ионная и др.) и виды связей, обусловленные характером перекрывания орбиталей (σ-, π-связи), кратностью связи (двойные, одинарные) и т. д.
Подсистема понятий о строении веществНа молекулярном уровне используются следующие понятия: центральное понятие – химическая связь (типы, виды),

Слайд 10Подсистема понятий о строении веществ
Макроуровень включает в себя следующие знания:

агрегатное состояние и агрегатные изменения веществ, вещества молекулярного и немолекулярного

строения, кристаллическое строение твердых веществ, кристаллические решетки и их типы
Подсистема понятий о строении веществМакроуровень включает в себя следующие знания: агрегатное состояние и агрегатные изменения веществ, вещества

Слайд 11Подсистема понятий о строении веществ
В химии выделены три основных формы

химической организации веществ на макроскопическом уровне: дальтонидная форма, бертоллидная форма,

переходное состояние
Центральные понятия блока знаний о структуре на макроуровне – кристалл, кристаллическая решетка. Они изучаются с опорой на понятие форма соединения, теорию строения атома и теорию твердого тела (физика)
Подсистема понятий о строении веществВ химии выделены три основных формы химической организации веществ на макроскопическом уровне: дальтонидная

Слайд 12Подсистема понятий о строении веществ
Их характеризуют более частные понятия-характеристики: форма

кристалла, энергия кристаллической решетки, внутреннее строение кристалла
Объем этих основных понятий

расширяют типы кристаллических решеток (ионные и др.) и их классификация по форме упаковки (кубическая и др.)
Содержание этих понятий раскрывается с опорой на межпредметные понятия: форма, симметрия, твердое тело, энергия плавления и др.
Подсистема понятий о строении веществИх характеризуют более частные понятия-характеристики: форма кристалла, энергия кристаллической решетки, внутреннее строение кристаллаОбъем

Слайд 13Подсистема понятий о свойствах веществ
Включает в себя понятия, отражающие изменения

веществ: химические и физические свойства, химическая активность, реакционная способность
Свойства –

это внешние проявления качеств вещества, позволяющие установить его сходства и различия с другими веществами, выделить его из множества других веществ
Подсистема понятий о свойствах веществВключает в себя понятия, отражающие изменения веществ: химические и физические свойства, химическая активность,

Слайд 14Подсистема понятий о свойствах веществ
Физические свойства – это свойства, обусловленные

масс-энергетическими изменениями, не затрагивающими внутренней природы веществ
Химические свойства – это

свойства, обусловленные изменением внутренней природы веществ и связанные с превращением исходных веществ в новые, с новыми качествами
Подсистема понятий о свойствах веществФизические свойства – это свойства, обусловленные масс-энергетическими изменениями, не затрагивающими внутренней природы веществХимические

Слайд 15Подсистема понятий о свойствах веществ
Химическая активность характеризует отдельные химические свойства

веществ с качественной стороны
Реакционная способность – это вся совокупность химических

свойств вещества. Это более высокий гомолог первых двух понятий. Она предполагает и учитывает наличие всех видов взаимодействия данного вещества (его микрочастиц и их связей), а также характер протекания реакции во времени
Подсистема понятий о свойствах веществХимическая активность характеризует отдельные химические свойства веществ с качественной стороныРеакционная способность – это

Слайд 16Квантово- механические
закономерности строения
электрона в атоме
Атомы
химических
элементов
Периодические
закономерности
Система знаний об

элементах
Реакционная
способность
Система знаний о химической реакции
Стехиометрические закономерности
применение
Система знаний о производстве

веществ
Квантово- механические закономерности строенияэлектрона в атомеАтомыхимических элементовПериодические закономерностиСистема знаний об элементахРеакционная способностьСистема знаний о химической реакцииСтехиометрические закономерностиприменениеСистема

Слайд 17Самостоятельная работа
Сфера этой системы знаний представлена классификациями веществ (по строению,

составу и свойствам, функциональным группам и др.)
Периферию понятия о веществе

составляют знания о единичном – о типичных представителях изучаемых групп элементов, классов соединений
Самостоятельная работаСфера этой системы знаний представлена классификациями веществ (по строению, составу и свойствам, функциональным группам и др.)Периферию

Слайд 18Система знаний о веществе

Система знаний о веществе

Слайд 193. Последовательность формирования системы знаний о веществе
Уровни формирования понятия о

веществе:
Уровень атомно-молекулярных представлений
Уровень электронных представлений
Уровень теории электролитов
Уровень теории строения органических

соединений

3. Последовательность формирования системы знаний о веществеУровни формирования понятия о веществе:Уровень атомно-молекулярных представленийУровень электронных представленийУровень теории электролитовУровень

Слайд 20Уровень атомно-молекулярных представлений
Формирование первоначальных понятий о веществе проходит три

весьма кратких стадии:
эмпирическую
образование исходной системы первоначальных понятий и абстракций
развитие понятий

и абстракций на основе атомно-молекулярного учения
Важнейшее назначение первоначального этапа – накопление минимума необходимого эмпирического материала о веществах, усвоение исходных для дальнейшего изучения химии понятий и абстракций, элементов химического языка и опыта познания химии
Уровень атомно-молекулярных представлений Формирование первоначальных понятий о веществе проходит три весьма кратких стадии:эмпирическуюобразование исходной системы первоначальных понятий

Слайд 21Уровень атомно-молекулярных представлений
На этом уровне учащиеся знакомятся с методами эмпирического

познания веществ: наблюдением, описанием, сравнительным методом
Наблюдение демонстрируемых веществ, работа с

раздаточным материалом обеспечивает непосредственно их восприятие
Описание осуществляется на основе визуально воспринимаемых свойств веществ. Обучение этому методу начинается с мотивации его, с составления плана описания
Сравнение – метод познания веществ, включающий приемы сопоставления и противопоставления. Он связан с описанием. Следует обучить учащихся сравнительному описанию веществ
Уровень атомно-молекулярных представленийНа этом уровне учащиеся знакомятся с методами эмпирического познания веществ: наблюдением, описанием, сравнительным методомНаблюдение демонстрируемых

Слайд 22Уровень электронных представлений
Особенность методики изучения вопросов строения веществ на

атомном и молекулярном уровнях химической организации вещества обусловлена невозможностью наблюдать

природу атомов, молекул, ионов, механизмы образования их связей и взаимодействий. Методику определяют высокая абстрактность, теоретичность учебного материала, раскрывающего внутреннее строение веществ. Поэтому ведущим средством обучения здесь являются модели, а основным методом – модельное описание и теоретическое объяснение
Уровень электронных представлений Особенность методики изучения вопросов строения веществ на атомном и молекулярном уровнях химической организации вещества

Слайд 23На этом этапе знания учащихся возводятся на новый теоретический уровень:
Создаются

условия для прогнозирования свойств соединений
Формируется база для дальнейшего обучения посредством

дедуктивного подхода
Через понятие «вещество» устанавливается связь между атомно-молекулярным учением и учением о периодичности

На этом этапе знания учащихся возводятся на новый теоретический уровень:Создаются условия для прогнозирования свойств соединенийФормируется база для

Слайд 24Уровень теории электролитов
При изучении ТЭД вещества выступают в новом

качестве – как электролиты и неэлектролиты, рассматриваются с позиции ионных

представлений. Отмечается влияние типа химического строения на поведение веществ в растворе. На примере хлоридов водорода и натрия изучают механизмы растворения и диссоциации в воде ковалентно-полярных и ионных соединений. С позиции ТЭД учащиеся изучают свойства электролитов в растворах, химические свойства кислот, оснований, амфотерных гидроксидов и солей, совершенствуя понятия об этих классах веществ. Их свойства рассматриваются в процессе выполнения лабораторных опытов и при решении экспериментальных задач. Изучается также поведение веществ в ОВР
Уровень теории электролитов При изучении ТЭД вещества выступают в новом качестве – как электролиты и неэлектролиты, рассматриваются

Слайд 25Уровень теории строения органических соединений
При изучении органической химии осуществляется

большой качественный скачок в развитии понятия о веществе. Здесь особенно

четко можно показать диалектическую закономерность зависимости качественного изменения свойств от количественного состава веществ. Важно показать практическую значимость этой зависимости при переходе от низкомолекулярных к высокомолекулярным соединениям – от мономеров к полимерам
Уровень теории строения органических соединений При изучении органической химии осуществляется большой качественный скачок в развитии понятия о

Слайд 26Уровень теории строения органических соединений
В органической химии система понятий о

строении вещества обогащается большим числом качественно новых знаний, таких как

понятия химического строения, понятия электронного строения, понятия пространственного строения
На всех этапах изучения понятия о веществе широко используется химический эксперимент. Однако чем сложнее и абстрактнее становится содержание понятия, тем больше уделяется внимания моделированию – объемному, плоскостному, знаковому
Уровень теории строения органических соединенийВ органической химии система понятий о строении вещества обогащается большим числом качественно новых

Слайд 27Вывод
Основой химии служат вещества и происходящие с ними превращения, поэтому

изучение вещества является важнейшей задачей химической науки и предмета химии
Обоснованность

указанной последовательности изучения веществ такова, что каждая последующая ступень познания есть естественное продолжение предыдущей. Только при таком порядке весь материал о веществе учащиеся будут усваивать осмысленно
ВыводОсновой химии служат вещества и происходящие с ними превращения, поэтому изучение вещества является важнейшей задачей химической науки

Слайд 28Благодарю
за внимание!

Благодарю за внимание!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика