Слайд 1
Формирование системы знаний о веществе
Береснева Е. В.
к.п.н., профессор
кафедры фундаментальной химии и методики обучения химии ВятГУ
Слайд 2План лекции
1. Общая характеристика системы знаний о веществе
2. Структура и
содержание системы знаний о веществе
3. Последовательность формирования системы знаний о
веществе
Слайд 31. Общая характеристика системы знаний о веществе
Понятие «вещество» - естественнонаучное
понятие
В оформленном виде понятие о веществе - это многоуровневая и
иерархически организованная теоретическая система обобщённых знаний об одном из видов материи
Научной основой ее образования в химии выступает современная теория строения веществ
Ведущей идеей формирования системы знаний о веществе служит зависимость свойств веществ от их состава и строения
Химическое соединение – это качественно определённое вещество, состоящее из химически связанных атомов одного или нескольких элементов
Слайд 42. Структура и содержание системы знаний о веществе
Исходным генетическим отношением,
лежащим в основе образования любого химического соединения, является химическая связь,
которая характеризуется механизмом образования, типом связи и параметрами
Всеобщими характеристиками химических соединений и всеобщими признаками понятия «вещество» являются состав, строение и свойства. Их отношение известно в науке как «треугольник химии» (Б. М. Кедров). Взаимосвязи между составом, строением и свойствами выражают структуру теоретического ядра системы знаний о веществе
Слайд 5Подсистема понятий о составе веществ
В нее входят понятия: элемент, атом,
молекула, валентность, степень окисления элементов, элементный состав химических соединений, химические
формулы, форма соединений, соединения переменного и постоянного состава, относительная молекулярная масса, относительная электроотрицательность, а также стехиометрические и периодические закономерности
На факультативные занятия или профильные курсы химии вынесены понятия потенциал ионизации и сродство к электрону
Слайд 6Подсистема понятий о составе веществ
Основой раскрытия состава химических соединений являются:
атомно-молекулярная и электронная теории, учение о периодичности
По мнению Д. И.
Менделеева и других ученых-химиков, состав – центральная проблема изучения химических соединений. С этим блоком знаний связано выделение исходной химической категории и наименьшей вещественной субстанции – атома. Атом – мельчайшая частица элемента. Он, по выражению Б. М. Кедрова, «исходная химическая клеточка», «химическая единица»
Слайд 7Подсистема понятий о строении веществ
В ней понятия раскрываются на трех
уровнях химической организации веществ: атомном, молекулярном, макромолекулярном
Атомный уровень представлен следующими
понятиями: группировка электронов и ядер в атомные частицы, форма электронных облаков и их расположение в пространстве, энергетические уровни атомов и их заполняемость электронами, электронная конфигурация атомов и их периодическая изменяемость, спаренные и неспаренные электроны, валентное состояние атомов
Слайд 8Подсистема понятий о строении веществ
Химическое связывание атомных частиц осуществляется в
процессе их взаимодействия. Результатом его является образование новых частиц (молекул,
ионных пар, атомных и ионных комплексов и др.). Молекулы – это относительно замкнутые электронно-ядерные системы, а атомные и ионные комплексы – химические соединения с ненасыщенными на поверхности связями
Слайд 9Подсистема понятий о строении веществ
На молекулярном уровне используются следующие понятия:
центральное понятие – химическая связь (типы, виды), опорные понятия –
электронное строение атомов, валентные электроны, видовые понятия – электронная пара, природа связи, механизм, тип связи, ее характер или свойства, понятия-параметры – энергия связи, длина связи, кратность связи, направленность в пространстве
Объем понятия «химическая связь» составляют типы химических связей (ионная и др.) и виды связей, обусловленные характером перекрывания орбиталей (σ-, π-связи), кратностью связи (двойные, одинарные) и т. д.
Слайд 10Подсистема понятий о строении веществ
Макроуровень включает в себя следующие знания:
агрегатное состояние и агрегатные изменения веществ, вещества молекулярного и немолекулярного
строения, кристаллическое строение твердых веществ, кристаллические решетки и их типы
Слайд 11Подсистема понятий о строении веществ
В химии выделены три основных формы
химической организации веществ на макроскопическом уровне: дальтонидная форма, бертоллидная форма,
переходное состояние
Центральные понятия блока знаний о структуре на макроуровне – кристалл, кристаллическая решетка. Они изучаются с опорой на понятие форма соединения, теорию строения атома и теорию твердого тела (физика)
Слайд 12Подсистема понятий о строении веществ
Их характеризуют более частные понятия-характеристики: форма
кристалла, энергия кристаллической решетки, внутреннее строение кристалла
Объем этих основных понятий
расширяют типы кристаллических решеток (ионные и др.) и их классификация по форме упаковки (кубическая и др.)
Содержание этих понятий раскрывается с опорой на межпредметные понятия: форма, симметрия, твердое тело, энергия плавления и др.
Слайд 13Подсистема понятий о свойствах веществ
Включает в себя понятия, отражающие изменения
веществ: химические и физические свойства, химическая активность, реакционная способность
Свойства –
это внешние проявления качеств вещества, позволяющие установить его сходства и различия с другими веществами, выделить его из множества других веществ
Слайд 14Подсистема понятий о свойствах веществ
Физические свойства – это свойства, обусловленные
масс-энергетическими изменениями, не затрагивающими внутренней природы веществ
Химические свойства – это
свойства, обусловленные изменением внутренней природы веществ и связанные с превращением исходных веществ в новые, с новыми качествами
Слайд 15Подсистема понятий о свойствах веществ
Химическая активность характеризует отдельные химические свойства
веществ с качественной стороны
Реакционная способность – это вся совокупность химических
свойств вещества. Это более высокий гомолог первых двух понятий. Она предполагает и учитывает наличие всех видов взаимодействия данного вещества (его микрочастиц и их связей), а также характер протекания реакции во времени
Слайд 16Квантово- механические
закономерности строения
электрона в атоме
Атомы
химических
элементов
Периодические
закономерности
Система знаний об
элементах
Реакционная
способность
Система знаний о химической реакции
Стехиометрические закономерности
применение
Система знаний о производстве
веществ
Слайд 17Самостоятельная работа
Сфера этой системы знаний представлена классификациями веществ (по строению,
составу и свойствам, функциональным группам и др.)
Периферию понятия о веществе
составляют знания о единичном – о типичных представителях изучаемых групп элементов, классов соединений
Слайд 193. Последовательность формирования системы знаний о веществе
Уровни формирования понятия о
веществе:
Уровень атомно-молекулярных представлений
Уровень электронных представлений
Уровень теории электролитов
Уровень теории строения органических
соединений
Слайд 20Уровень атомно-молекулярных представлений
Формирование первоначальных понятий о веществе проходит три
весьма кратких стадии:
эмпирическую
образование исходной системы первоначальных понятий и абстракций
развитие понятий
и абстракций на основе атомно-молекулярного учения
Важнейшее назначение первоначального этапа – накопление минимума необходимого эмпирического материала о веществах, усвоение исходных для дальнейшего изучения химии понятий и абстракций, элементов химического языка и опыта познания химии
Слайд 21Уровень атомно-молекулярных представлений
На этом уровне учащиеся знакомятся с методами эмпирического
познания веществ: наблюдением, описанием, сравнительным методом
Наблюдение демонстрируемых веществ, работа с
раздаточным материалом обеспечивает непосредственно их восприятие
Описание осуществляется на основе визуально воспринимаемых свойств веществ. Обучение этому методу начинается с мотивации его, с составления плана описания
Сравнение – метод познания веществ, включающий приемы сопоставления и противопоставления. Он связан с описанием. Следует обучить учащихся сравнительному описанию веществ
Слайд 22Уровень электронных представлений
Особенность методики изучения вопросов строения веществ на
атомном и молекулярном уровнях химической организации вещества обусловлена невозможностью наблюдать
природу атомов, молекул, ионов, механизмы образования их связей и взаимодействий. Методику определяют высокая абстрактность, теоретичность учебного материала, раскрывающего внутреннее строение веществ. Поэтому ведущим средством обучения здесь являются модели, а основным методом – модельное описание и теоретическое объяснение
Слайд 23На этом этапе знания учащихся возводятся на новый теоретический уровень:
Создаются
условия для прогнозирования свойств соединений
Формируется база для дальнейшего обучения посредством
дедуктивного подхода
Через понятие «вещество» устанавливается связь между атомно-молекулярным учением и учением о периодичности
Слайд 24Уровень теории электролитов
При изучении ТЭД вещества выступают в новом
качестве – как электролиты и неэлектролиты, рассматриваются с позиции ионных
представлений. Отмечается влияние типа химического строения на поведение веществ в растворе. На примере хлоридов водорода и натрия изучают механизмы растворения и диссоциации в воде ковалентно-полярных и ионных соединений. С позиции ТЭД учащиеся изучают свойства электролитов в растворах, химические свойства кислот, оснований, амфотерных гидроксидов и солей, совершенствуя понятия об этих классах веществ. Их свойства рассматриваются в процессе выполнения лабораторных опытов и при решении экспериментальных задач. Изучается также поведение веществ в ОВР
Слайд 25Уровень теории строения органических соединений
При изучении органической химии осуществляется
большой качественный скачок в развитии понятия о веществе. Здесь особенно
четко можно показать диалектическую закономерность зависимости качественного изменения свойств от количественного состава веществ. Важно показать практическую значимость этой зависимости при переходе от низкомолекулярных к высокомолекулярным соединениям – от мономеров к полимерам
Слайд 26Уровень теории строения органических соединений
В органической химии система понятий о
строении вещества обогащается большим числом качественно новых знаний, таких как
понятия химического строения, понятия электронного строения, понятия пространственного строения
На всех этапах изучения понятия о веществе широко используется химический эксперимент. Однако чем сложнее и абстрактнее становится содержание понятия, тем больше уделяется внимания моделированию – объемному, плоскостному, знаковому
Слайд 27Вывод
Основой химии служат вещества и происходящие с ними превращения, поэтому
изучение вещества является важнейшей задачей химической науки и предмета химии
Обоснованность
указанной последовательности изучения веществ такова, что каждая последующая ступень познания есть естественное продолжение предыдущей. Только при таком порядке весь материал о веществе учащиеся будут усваивать осмысленно