Разделы презентаций


Формирование учебной деятельности младших школьников как основное требование

Содержание

Основные вопросы

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Формирование учебной деятельности младших школьников как основное требование ФГОС НОО.

Формирование учебной деятельности младших школьников как основное требование ФГОС НОО.

Слайд 2Основные вопросы

Основные вопросы

Слайд 3 Учебная деятельность— это такая деятельность, которая поворачивает ребенка на самого себя, требует

рефлексии, оценки того, "чем я был" и "чем я стал".

Процесс собственного изменения, рефлексия на себя выделяется для самого субъекта как новый предмет. Именно поэтому всякая учебная деятельность начинается с того, что ребенка оценивают. Пресловутая отметка и есть форма оценки изменений, происходящих в ребенке.

Учебная деятельность как основа развития способностей к обучению младших школьников.

Учебная деятельность— это такая деятельность, которая поворачивает ребенка на самого себя, требует рефлексии, оценки того,

Слайд 4 Произвольность, внутренний план действия и рефлексия — основные новообразования младшего школьного

возраста. Кроме того, в рамках овладения учебной деятельностью перестраиваются, совершенствуются

все психические процессы.

Произвольность, внутренний план действия и рефлексия — основные новообразования младшего школьного возраста. Кроме того, в рамках овладения учебной

Слайд 5 Учебная деятельность— это специфическая форма индивидуальной активности младшего школьника, сложная

по своей структуре. В этой структуре выделяют:
1) учебные ситуации (или

задачи) — то, что ученик должен освоить; 
2) учебные действия — изменения учебного материала, необходимые для его освоения учеником; это то, что ученик должен сделать, чтобы обнаружить свойства того предмета, который он изучает;
3) действия самоконтроля — это указание на то, правильно ли ученик осуществляет действие, соответствующее образцу;
4) действия самооценки— определение того, достиг ученик результата или нет.

Учебная деятельность— это специфическая форма индивидуальной активности младшего школьника, сложная по своей структуре. В этой структуре выделяют:	1)

Слайд 6 Учебные ситуации характеризуются некоторыми особенностями:
1) в них ребенок усваивает общие

способы выделения свойств понятий или решения некоторого класса конкретно-практических задач (выделение

свойств понятия выступает как особый тип решения конкретных задач тоже);
2) воспроизведение образцов этих способов выступает как основная цель учебной работы. Учебную задачу надо отличать от конкретно-практической.

Учебные ситуации характеризуются некоторыми особенностями: 	1) в них ребенок усваивает общие способы выделения свойств понятий или решения некоторого класса

Слайд 7 Работа детей в учебных ситуациях складывается из действий разного типа.

Особое место среди них занимают учебные действия, посредством которых дети воспроизводят

и усваивают образцы общих способов решения задач и общие приемы определения условий их применения. Эти действия могут выполняться как в предметном, так и в умственном плане. Состав их неоднороден: одни учебные действия характерны для усвоения любого учебного материала, другие — для работы внутри данного учебного материала, третьи — для воспроизведения лишь отдельных частных образцов.
Работа детей в учебных ситуациях складывается из действий разного типа. Особое место среди них занимают учебные действия, посредством

Слайд 8 Полноценная работа в учебных ситуациях требует также действий контроля— сличения, соотнесения учебных

действий с образцом, задаваемым извне, и самоконтроля. В практике начальной школы

обучение контролю идет путем прямого подражания учителю, его формирование идет стихийно, путем примеривания и бесчисленных проб и ошибок.
Полноценная работа в учебных ситуациях требует также действий контроля— сличения, соотнесения учебных действий с образцом, задаваемым извне, и самоконтроля. В

Слайд 9 Чтобы учебная деятельность стала формироваться, должен быть соответствующий мотив, т.е. то,

что побуждает ребенка к учению. Леонтьев выделял мотивы  понимаемые и

реально действующие, осознаваемые и неосознаваемые, ведущие и второстепенные. Все они присутствуют в деятельности младшего школьника. Но надо различать мотивы, порождаемые самой учебной деятельностью, связанные непосредственно с содержанием и процессом учения, и мотивы, лежащие за пределами учебной деятельности (широкие социальные или узколичные мотивы ребенка).

Чтобы учебная деятельность стала формироваться, должен быть соответствующий мотив, т.е. то, что побуждает ребенка к учению. Леонтьев выделял

Слайд 10Широкие социальные мотивы младших школьников выглядят как мотивы самосовершенствования (быть культурным, развитым)

и самоопределения (после школы продолжать учиться или работать, выбрав профессию).
Узколичные мотивы

выступают в форме стремления получить хорошую отметку любой ценой, заслужить похвалу учителя или одобрение родителей, избежать наказания, получить награду (мотивы благополучия) или в форме желания выделиться среди сверстников, занять определенное положение в классе (престижные мотивы).
Учебно-познавательные мотивы прямо заложены в самой учебной деятельности и связаны с содержанием и процессом учения, с овладением прежде всего способом деятельности. Они обнаруживаются в познавательных интересах, стремлении преодолевать трудности в процессе познания, проявлять интеллектуальную активность.

Широкие социальные мотивы младших школьников выглядят как мотивы самосовершенствования (быть культурным, развитым) и самоопределения (после школы продолжать учиться или работать,

Слайд 11 Помимо мотивации, следует обратить внимание и на динамику отношения детей к

учению на протяжении младшего школьного возраста. Первоначально они стремятся к

нему как к общественно полезной деятельности вообще. Затем их начинают привлекать отдельные приемы учебной работы. И наконец, дети начинают самостоятельно преобразовывать конкретно-практические задачи в учебно-теоретические, интересуясь внутренним содержанием учебной деятельности.
Помимо мотивации, следует обратить внимание и на динамику отношения детей к учению на протяжении младшего школьного возраста. Первоначально

Слайд 12Структура учебной деятельности
Основоположником деятельностной теории учения является Л.С. Выготский, который

внес принципиальные изменения в теоретические представления о данном процессе. Деятельность,

направленную на учение, он рассматривал как специфическую деятельность, в которой происходит формирование психических новообразований через присвоение культурно-исторического опыта. Источники развития, таким образом, заложены не в самом ребенке, а в его деятельности учения, направленной на освоение способов приобретения знаний.

Структура учебной деятельности	Основоположником деятельностной теории учения является Л.С. Выготский, который внес принципиальные изменения в теоретические представления о

Слайд 13 Целенаправленное учение возможно либо в форме учебной деятельности, либо в

форме самостоятельной работы. Собственно психологическая теория учебной деятельности сформировалась в

общей теории учения. К числу ее разработчиков относят Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, П. Я. Гальперина, Н. Ф. Талызину, А. К. Маркову.
Целенаправленное учение возможно либо в форме учебной деятельности, либо в форме самостоятельной работы. Собственно психологическая теория учебной

Слайд 14 Учебная деятельность — это особая форма учения, направленная на овладение

обобщенными способами учебных действий и саморазвитие в процессе решения учебных

задач, специально поставленных педагогом. Она направлена на совершенствование, развитие, формирование личности обучаемого через осознанное, целенаправленное присвоение им общественного опыта.
Учебная деятельность — это особая форма учения, направленная на овладение обобщенными способами учебных действий и саморазвитие в

Слайд 15Основные характеристики учебной деятельности, отличающие ее от других форм учения:
1)

она специально направлена на овладение учебным материалом и решение учебных

задач;
2) в ней осваиваются общие способы действий и научные понятия;
3) общие способы действий предваряют решение задач (И. И. Ильясов);
4) учебная деятельность ведет к изменениям в самом субъекте (Д. Б. Эльконин, И. Лингарт);
5) изменение психических свойств и поведения обучающегося в зависимости от результатов его собственных действий (И. Лингарт).

Основные характеристики учебной деятельности, отличающие ее от других форм учения:1) она специально направлена на овладение учебным материалом

Слайд 16 Предметом учебной деятельности является усвоение знаний, овладение обобщенными способами действий,

отработка приемов и способов действий, их программ, алгоритмов, в процессе

чего происходит развитие самого ученика. В качестве средств учебной деятельности выступают интеллектуальные действия (знаковые, языковые, вербальные средства), в форме которых усваивается знание, а также фоновые знания, при помощи которых структурируется индивидуальный опыт ребенка Способы учебной деятельности могут быть совершенно разными. К ним относят репродуктивные, проблемно-творческие, исследовательско-познавательные действия. Продуктом учебной деятельности являются структурированное знание, новообразования в психике и поведении ученика, его индивидуальный опыт. Результат учебной деятельности — потребность ее продолжать либо уведение от нее.

Предметом учебной деятельности является усвоение знаний, овладение обобщенными способами действий, отработка приемов и способов действий, их программ,

Слайд 17 Внешняя структура учебной деятельности включает пять основных компонентов:
• мотивацию;
• учебные

задачи, представленные в форме учебных заданий;
• учебные действия, с помощью

которых решаются учебные задачи;
• действия контроля, переходящие в самоконтроль;
• действия оценки, переходящие в самооценку.

Внешняя структура учебной деятельности включает пять основных компонентов:	• мотивацию;	• учебные задачи, представленные в форме учебных заданий;	• учебные

Слайд 18 Проанализируем каждый из компонентов подробнее. Учебная мотивация определяется как частный

вид мотивации, включенный в деятельность учения. Мотивы учебной деятельности могут

быть внешними или внутренними. В работах Л. И. Божович и ее сотрудников, исследовавших учебную деятельность школьников, отмечается, что одних учащихся в большей степени мотивирует сам процесс познания в ходе учебной деятельности, других — отношения с людьми, складывающиеся внутри нее. Соответственно, принято выделять две большие группы мотивов учебной деятельности — познавательные и социальные.

Проанализируем каждый из компонентов подробнее. Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенный в деятельность учения. Мотивы

Слайд 19 Познавательные мотивы связаны с содержанием учебной деятельности и процессом ее

выполнения. Среди них встречаются:
• широкие познавательные мотивы, состоящие в ориентации

учащихся на овладение новыми знаниями;
• учебно-познавательные мотивы, отражающие ориентацию на усвоение способов добывания знаний;
• мотивы самообразования, состоящие в направленности на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний.

Познавательные мотивы связаны с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения. Среди них встречаются:• широкие познавательные мотивы,

Слайд 20 Социальные мотивы также распадаются на несколько подгрупп:
• широкие социальные мотивы,

отражающие стремление получить знания, чтобы быть полезным обществу, понимание необходимости

учиться, чувство ответственности, желание хорошо подготовиться к будущей профессии;
• узкие социальные мотивы (позиционные), которые проявляются в стремлении занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение;
• мотивы социального сотрудничества связаны с ориентацией на других людей. При этом ученик не только хочет общаться и взаимодействовать с окружающими, но и стремится осознавать, анализировать способы своего сотрудничества, постоянно их совершенствовать.

Социальные мотивы также распадаются на несколько подгрупп:• широкие социальные мотивы, отражающие стремление получить знания, чтобы быть полезным

Слайд 21 Самым главным компонентом в структуре учебной деятельности является учебная задача.

Она предлагается ученику как определенное учебное задание, формулировка которого существенна

для решения и его результата. По А. Н. Леонтьеву, задача — это цель, данная в определенных условиях. Основное отличие учебной задачи от других различных задач заключается в том, что ее цель и результат состоят в изменении самого субъекта учебной деятельности, а не в изменении предметов, с которыми он действует (Д. Б. Эльконин).

Самым главным компонентом в структуре учебной деятельности является учебная задача. Она предлагается ученику как определенное учебное задание,

Слайд 22 В структуре любой учебной задачи обязательно должны присутствовать два компонента

(А. Г. Балл):
1) предмет задачи в исходном состоянии;
2) модель требуемого

состояния учебной задачи.

В структуре любой учебной задачи обязательно должны присутствовать два компонента (А. Г. Балл):	1) предмет задачи в исходном

Слайд 23 Машбиц сформулировал основные психологические требования к учебным задачам:
1. Конструироваться должна

не одна учебная задача, а их набор.
2. При конструировании системы

учебных задач необходимо, чтобы она обеспечивала достижение не только ближайших, но и отдаленных учебных целей.
3. Учебные задачи должны обеспечивать усвоение системы средств, необходимой для успешного осуществления учебной деятельности.
4. Учебная задача должна конструироваться таким образом, чтобы средства деятельности, которые необходимо усвоить, выступали как прямой продукт обучения.

Машбиц сформулировал основные психологические требования к учебным задачам:	1. Конструироваться должна не одна учебная задача, а их набор.	2.

Слайд 24 Учебные действия — это активные преобразования ребенком объекта для раскрытия

свойств предмета усвоения (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, А.

К. Маркова). Усвоению каждого фундаментального понятия при изучении любого учебного предмета соответствует определенная система учебных действий. Состав учебных действий неоднороден. Специфические учебные действия отражают особенности изучаемого предмета и поэтому используются в пределах данной области знаний.
Учебные действия — это активные преобразования ребенком объекта для раскрытия свойств предмета усвоения (Д. Б. Эльконин, В.

Слайд 25 По другой классификации — с позиции субъекта деятельности в учении

— выделяются действия целеполагания, программирования, исполнительские действия, действия контроля (самоконтроля),

оценки (самооценки). Каждое из них соотносится с определенным этапом учебной деятельности и реализует его. Так, осознание цели решения задачи как ответ на вопрос «для чего я это делаю?» относится к действиям целеполагания. Исполнительские действия направлены на решение задачи. К ним причисляют вербальные практические (действия с предметами или их изображениями), умственные (перцептивные, мнемические, мыслительные).

По другой классификации — с позиции субъекта деятельности в учении — выделяются действия целеполагания, программирования, исполнительские действия,

Слайд 26 Следующим компонентом учебной деятельности выступают действия контроля (самоконтроля). Этим действиям

принадлежит особая роль, так как овладение ими характеризует учебную деятельность

как управляемый самим учащимся произвольный процесс (Д. Б. Эльконин). Контроль предполагает соотнесение хода и результата выполненного учебного действия с образцом. Следовательно, в действии контроля можно выделить три звена:
• модель желаемого результата действия;
• процесс сравнения этого образа и реального действия;
• принятие решения о продолжении или коррекции действия.

Следующим компонентом учебной деятельности выступают действия контроля (самоконтроля). Этим действиям принадлежит особая роль, так как овладение ими

Слайд 27 П.П. Блонеким были рассмотрены четыре стадии проявления самоконтроля применительно к

усвоению материала. Первая стадия характеризуется отсутствием всякого самоконтроля. Учащийся на

этой стадии не усвоил материал и не может ничего, контролировать. Вторая стадия — «полного самоконтроля», — на которой ученик проверяет полноту и правильность воспроизведения усвоенного материала. Третья стадия — выборочного самоконтроля, — когда учащийся контролирует в вопросах только главное. Четвертая стадия характеризуется отсутствием видимого самоконтроля. Учащийся осуществляет контроль на основе прошлого опыта, на основе каких-то незначительных деталей, примет.

П.П. Блонеким были рассмотрены четыре стадии проявления самоконтроля применительно к усвоению материала. Первая стадия характеризуется отсутствием всякого

Слайд 28 Аналогично формированию самоконтроля развиваются действия оценки (самооценки) в структуре учебной

деятельности. Оценка позволяет определить, в какой степени усвоен способ решения

задачи и насколько результат учебных действий соответствует их цели. А. В. Захарова отмечает, что в процессе формирования предметной самооценки в структуре учебной деятельности происходит переход самооценивания в качество, характеристику субъекта деятельности — его самооценку. Это говорит об особой значимости данного компонента учебной деятельности.
 

Аналогично формированию самоконтроля развиваются действия оценки (самооценки) в структуре учебной деятельности. Оценка позволяет определить, в какой степени

Слайд 29Постановка различных видов учебных задач и их цели.
Результатом освоения ООП

начальной школы является овладение системой учебных действий в соответствии с

изучаемым учебным материалом:
1. Личностные
• Самоопределение
• Смыслообразование
• Морально-этическая ориентация
2. Метапредметные
• Саморегуляция
• Коммуникация
• Познавательная деятельность
3. Предметные:
• Освоение систематических знаний
• Преобразование, применение и самостоятельное пополнение знаний.

Постановка различных видов учебных задач и их цели.	Результатом освоения ООП начальной школы является овладение системой учебных действий

Слайд 30 Учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку умений и навыков,

способствующих освоению систематических знаний, в том числе:
Первичное ознакомление, разработка и освоение теоретических

моделей и понятий (общеучебных и базовых для данной области знания), стандартных алгоритмов и процедур;
Выявление и осознание сущности и особенностей изучаемых объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета, созданию и использованию моделей изучаемых объектов и процессов, схем;
Выявление и анализ существенных и устойчивых связей и отношений между субъектами и процессами.

Учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний, в том числе:	Первичное ознакомление, разработка

Слайд 31 Учебно-практические задачи, направлены на формирование и оценку навыка решения проблем

/ проблемных ситуаций. Требуют принятия решения в ситуации неопределённости, например,

выбора или разработки оптимального или наиболее эффективного решения, создания объекта с заданными свойствами, установления закономерностей или «устранение неполадок» и т.п. Учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка сотрудничества. Требуют совместной работы в парах или группах с разделением ролей/функций и разделением ответственности за конечный результат.

Учебно-практические задачи, направлены на формирование и оценку навыка решения проблем / проблемных ситуаций. Требуют принятия решения в

Слайд 32 Учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка рефлексии. Требуют

от учащихся самостоятельной оценки или анализа собственной учебной деятельности с

позиций соответствия полученных результатов учебной задаче, целям и способам действий, выявления позитивных и негативных факторов, влияющих на результаты и качество выполнения задания и/или самостоятельной постановки учебных задач (например, что надо изменить, выполнить по-другому, дополнительно узнать и т.п.).

Учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка рефлексии. Требуют от учащихся самостоятельной оценки или анализа собственной

Слайд 33 Учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование ценностно-смысловых установок. Требуют от учащихся

выражения ценностных суждений и/или своей позиции по обсуждаемой проблеме на

основе имеющихся представлений о социальных и /или личностных ценностях, нравственно-этических нормах, эстетических ценностях, а также аргументации (пояснения или комментария) своей позиции или оценки.

Учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование ценностно-смысловых установок. Требуют от учащихся выражения ценностных суждений и/или своей позиции по

Слайд 34Классификация методов обучения и их роль в осуществлении учебно-познавательной деятельности

(Ю. К. Бабанский).
Наибольшее распространение в дидактике последних десятилетий получила классификация

методов обучения, предложенная академиком Ю.К. Бабанским. В ней выделяется три большие группы методов обучения:

Классификация методов обучения и их роль в осуществлении учебно-познавательной деятельности (Ю. К. Бабанский). 	Наибольшее распространение в дидактике

Слайд 35 1) Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
а) словесные (рассказ, лекция, семинар,

беседа),
б) наглядные (иллюстрация, демонстрация и др.),
в) практические (упражнения, лабораторные опыты,

трудовые действия и др.),
г) индукция и дедукция,
д) репродуктивные и проблемно-поисковые (от частному к общему, от общего к частному),
е) методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя;

1) Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:	а) словесные (рассказ, лекция, семинар, беседа),	б) наглядные (иллюстрация, демонстрация и др.),	в) практические

Слайд 36 2) Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:
а) познавательные игры,
б) учебные дискуссии,
в)

создание ситуаций успеха в учении,
г) разъяснение,
д) поощрение и порицание ученика;

2) Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:	а) познавательные игры,	б) учебные дискуссии,	в) создание ситуаций успеха в учении,	г) разъяснение,	д) поощрение

Слайд 37 3) Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:
а) методы устного

контроля и самоконтроля в обучении,
б) методы письменного контроля,
в) лабораторный контроль,
г)

машинный контроль,
д) самоконтроль.

3) Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:	а) методы устного контроля и самоконтроля в обучении,	б) методы письменного

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика